Ключевые слова: внеурочная деятельность, поисково- исследовательская деятельность, археология, палеонтология Прокопьевска и Прокопьевского района.
Территория Прокопьевска и Прокопьевского района является ценным археологическим и палеонтологическим объектами. Еще в 60-е годы XX века в районе реки Егос в ходе бурения скважин в поисках угля геологами были обнаружены окаменелости моллюсков и растений. Ученые установили, что в недрах Прокопьевской земли находится морское дно девонского периода (420-360 млн. лет назад) [4]. Девон – четвертый геологический период палеозойской эры, продолжавшийся около 60 млн. лет.
Многие окаменелости имеют открытый выход на поверхность. Это коралловые полипы, мшанки, трилобиты, брахиоподы, головоногие моллюски, морские лилии и другие морские организмы, отпечатавшиеся на камнях.
Кроме палеонтологических исследований в 50-70-е годы XX века на территории Прокопьевска и Прокопьевского района прошел ряд археологических экспедиций. Под руководством Михаила Георгиевича Елькина учителя истории школы № 1 города Прокопьевска обществом
«Юный историк» были найдены стоянки первобытного человека.
Открыты группы курганов могильника у деревень Усканда и Ур- Бедари в Беловском районе [3, с. 3]. А также Дегтяревская неолитическая стоянка (эпохи конца третьего – второго тыс. до н. э.). Обследованы 138 курганов у деревни Ур – Бедари и установлено, что это захоронения тюрок – кочевников 8 –10 веков н. э [2, с. 5].
В ходе раскопок обнаружены кремневые наконечники, фрагменты керамики, кости древних животных – мамонтов, бизонов, носорогов. Найденные ценные экспонаты создали основу школьного музея, а позже и городского краеведческого, основанного в 1961 году [5, с. 1].
На базе современного краеведческого музея с использованием археологического материала нами была разработана музейно- образовательная программа «Назад к истокам». Программа включает изучение двух основных блоков – «Мир Девонского периода» и «Эпоха первобытного общества».
Основная цель программы – пробуждение и формирование интереса у учащихся к археологическому наследию родного края.
Основными задачами являются:
- Формирование базовых знаний об историческом процессе и археологических памятниках родного края.
- Расширение и развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Овладение практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями археолога.
В работе с учащимися были использованы методические приемы организационной, поисково-исследовательской деятельности, групповой и индивидуальной работы.
Программа «Назад к истокам» разработана для 6-7 классов на год обучения и предполагает выездные уроки в школу № 15 города Прокопьевска. Уникальность ее в том, что она направлена на изучение родного края и не повторяет общеобразовательную программу, а лишь дополняет ее. Также она ориентирована на поддержание стойкого интереса школьников к прошлому родного края, удовлетворение любознательности, расширение их кругозора, активизацию познавательной и исследовательской деятельности.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
На каждом занятии предусматривается информационная часть в виде лекций, бесед, дискуссий и выступлений с докладами. Теоретическая часть направлена на изучение основных тем вышеуказанных блоков. Вводится понятие «археология», методы археологического исследования.
На примере города Прокопьевска и Прокопьевского района выполняется изучение девонского периода и характеристика основных достижения каменного, бронзового и железного веков с использованием археологических и палеонтологических экспонатов. Прослеживается процесс перехода первобытного человека от присваивающего хозяйства и к производящим формам [1, с. 27].
Вместе с теоретическими знаниями применяется практическая часть, представляющая собой работу с документами и музейными экспонатами. Происходит знакомство учащихся с археологическими и палеонтологическими памятниками Прокопьевска и Прокопьевского района. Для полноты информации и расширения кругозора школьников организуются выездные экскурсии в музей.
Важной формой практической части является игровая деятельность. С использованием дидактического материала применяются интеллектуальные и подвижные игры, конкурсы, кроссворды, викторины, в ходе которых учащиеся выступают юными археологами и исследователями.
Используя мозаику, ребята собирают древние артефакты, которые потом подлежат описанию и анализу. А в ходе эксперимента с использованием пластилина, ракушек и различных видов растений, ребята наблюдают процесс формирования отпечатков на пластилине, сравнивая отпечатки флоры и фауны на камне в природе.
В завершение изучения главных блоков музейно-образовательной программы состоялся запланированный экскурсионный маршрут школьников к палеонтологическому памятнику девонского периода.
Его целью является не только сообщение о палеонтологическом своеобразии данного места, но и призыв сохранить уникальное природное место от бытового и строительного мусора.
В ходе мероприятия учащиеся побывали в роли юных археологов. В результате поиска, ребятами были найдены окаменелости с отпечатками древних обитателей девонского моря.
Данный экскурсионный маршрут нацеливает учащихся на поисково- исследовательскую деятельность, где школьники выступают не пассивными слушателями и созерцателями, а активными участниками, вовлеченными в данный вид деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность, организованная в рамках музейно-образовательной программы «Назад к истокам» – одна из важных форм обучения и воспитания, способствующая углублению знаний, эстетическому, нравственному и физическому воспитанию учащихся, а также развитию их интересов и способностей. При такой организации внеурочной деятельности у обучающихся развивается интерес, патриотические чувства и любовь к истории родного края.
При всей важности теоретических знаний, значима и практическая деятельность в игровой форме на внеурочных занятиях и поисково- исследовательская работа в рамках экскурсионного маршрута к природному памятнику девонского периода.
Список использованных источников
1. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М.: 1959.
2. Воспоминания Раводиной Н. Р. Из опыта работы общества «юный историк» города Прокопьевска // Фонды исторического музея Волынова Б. В. МБОУ «Школа № 1».
3. Елькин М. Г. Отчет о работе школьного музея за 1961 год. // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа №1».
4. Новичков М. Девонский период палеозойской эры[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb. ru/article/266402/devonskiy-period- paleozoyskoy-eryi (дата обращения 20. 08. 18).
5. Раводина. Н. Р. Общество «Юный историк» под руководством М. Г. Елькина. // Фонды исторического музея имени Волынова Б. В. МБОУ
«Школа №1».
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.