Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Внеурочная деятельность в рамках музейно-образовательной программы «Назад к истокам»

Аннотация. Статья раскрывает вариант внеурочной деятельности в  школе. Приводится пример использования авторской музейно- образовательной программы.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: внеурочная деятельность, поисково- исследовательская деятельность, археология, палеонтология Прокопьевска и Прокопьевского района.

Территория Прокопьевска и Прокопьевского района является ценным археологическим и палеонтологическим объектами. Еще в 60-е годы XX века в районе реки Егос в ходе бурения скважин в поисках угля геологами были обнаружены окаменелости моллюсков и растений. Ученые установили, что в недрах Прокопьевской земли находится морское дно девонского периода (420-360 млн. лет назад) [4]. Девон – четвертый геологический   период    палеозойской эры, продолжавшийся около 60 млн. лет.

Многие окаменелости имеют открытый выход на поверхность. Это коралловые полипы, мшанки, трилобиты, брахиоподы, головоногие моллюски, морские лилии и другие морские организмы, отпечатавшиеся на камнях.

Кроме палеонтологических исследований в 50-70-е годы XX века на территории Прокопьевска и Прокопьевского района прошел ряд археологических экспедиций. Под руководством Михаила Георгиевича Елькина учителя истории школы № 1 города Прокопьевска обществом

«Юный историк» были найдены стоянки первобытного человека.

Открыты группы курганов могильника у деревень Усканда и Ур- Бедари в Беловском районе [3, с. 3]. А также Дегтяревская неолитическая стоянка (эпохи конца третьего – второго тыс. до н. э.). Обследованы 138 курганов у деревни Ур – Бедари и установлено, что  это  захоронения  тюрок – кочевников 8 –10 веков н. э [2, с. 5].

В ходе раскопок обнаружены кремневые наконечники, фрагменты керамики, кости древних животных – мамонтов, бизонов, носорогов. Найденные ценные экспонаты создали основу школьного музея, а позже и городского краеведческого, основанного в 1961 году [5, с. 1].

На базе современного краеведческого музея с использованием археологического материала нами была разработана музейно- образовательная программа «Назад к истокам». Программа включает изучение двух основных блоков – «Мир Девонского периода» и «Эпоха первобытного общества».

Основная цель программы – пробуждение и формирование интереса у учащихся к археологическому наследию родного края.

Основными задачами являются:

  1. Формирование базовых знаний об историческом процессе и археологических памятниках родного края.
  2. Расширение и развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  4. Овладение практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями археолога.

В работе с учащимися были использованы методические приемы организационной, поисково-исследовательской деятельности, групповой и индивидуальной работы.

Программа «Назад к истокам» разработана для 6-7 классов на год обучения и предполагает выездные уроки в школу № 15 города Прокопьевска. Уникальность ее в том, что она направлена на изучение родного края и не повторяет общеобразовательную программу, а лишь дополняет ее. Также она ориентирована на поддержание стойкого интереса школьников к прошлому родного края, удовлетворение любознательности, расширение их кругозора, активизацию познавательной и исследовательской деятельности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

На каждом занятии предусматривается информационная часть в виде лекций, бесед, дискуссий и выступлений с докладами. Теоретическая часть направлена на изучение основных тем вышеуказанных блоков. Вводится понятие «археология», методы археологического исследования.

На примере города Прокопьевска и Прокопьевского района выполняется изучение девонского периода и характеристика основных достижения каменного, бронзового и железного веков с использованием археологических и палеонтологических экспонатов. Прослеживается процесс перехода первобытного человека от присваивающего хозяйства и к производящим формам [1, с. 27].

Вместе с теоретическими знаниями применяется практическая часть, представляющая собой  работу  с  документами  и  музейными  экспонатами. Происходит знакомство учащихся с археологическими и палеонтологическими памятниками Прокопьевска и Прокопьевского района. Для полноты информации и расширения кругозора школьников организуются выездные экскурсии в музей.

Важной формой практической части является игровая деятельность.  С использованием дидактического         материала применяются интеллектуальные и подвижные игры, конкурсы, кроссворды, викторины, в ходе которых учащиеся выступают юными археологами и  исследователями.

Используя мозаику, ребята собирают древние артефакты, которые потом подлежат описанию и анализу. А в ходе эксперимента с использованием пластилина, ракушек и различных видов растений, ребята наблюдают процесс формирования отпечатков на пластилине, сравнивая отпечатки флоры и фауны на камне в природе.

В завершение изучения главных блоков музейно-образовательной программы состоялся запланированный экскурсионный маршрут школьников к палеонтологическому памятнику девонского периода.

Его целью является не только сообщение о палеонтологическом своеобразии данного места, но и призыв сохранить уникальное природное место от бытового и строительного мусора.

В ходе мероприятия учащиеся побывали в роли юных археологов. В результате поиска, ребятами были найдены окаменелости с отпечатками древних обитателей девонского моря.

Данный экскурсионный маршрут нацеливает учащихся на поисково- исследовательскую деятельность, где школьники выступают не пассивными слушателями и созерцателями, а активными участниками, вовлеченными в данный вид деятельности.

Таким образом, внеурочная деятельность, организованная в рамках музейно-образовательной программы «Назад к истокам» – одна из важных форм обучения и воспитания, способствующая углублению знаний, эстетическому, нравственному и физическому воспитанию учащихся, а также развитию их интересов и способностей. При такой организации внеурочной деятельности у обучающихся развивается интерес, патриотические чувства и любовь к истории родного края.

При всей важности теоретических знаний, значима и практическая деятельность в игровой форме на внеурочных занятиях и поисково- исследовательская работа в рамках экскурсионного маршрута к природному памятнику девонского периода.

Список использованных источников

1. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М.: 1959.
2. Воспоминания Раводиной Н. Р. Из опыта работы общества «юный историк» города Прокопьевска // Фонды исторического музея Волынова Б. В. МБОУ «Школа № 1».
3. Елькин М. Г. Отчет о работе школьного музея за 1961 год. // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа №1».
4. Новичков М. Девонский период палеозойской эры[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb. ru/article/266402/devonskiy-period- paleozoyskoy-eryi (дата обращения 20. 08. 18).
5. Раводина. Н. Р. Общество «Юный историк» под руководством М. Г. Елькина. // Фонды исторического музея имени Волынова Б. В. МБОУ
«Школа №1».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

696

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке