ABSTRACT

This article focuses on the study of various paramilitary games of the Ossetian people involving shooting at a target. The study suggests that the Ossetian folk games included a large number of competitions in shooting, mostly with firearms. The above games and competitions are part of the traditional Ossetian culture and had an important military applied value in the past.

Ключевые слова: стрельба в цель; военизированные игры; хъабахъ.

Keywords: shooting at a target; paramilitary games; h’abah’.

В прошлом у осетин широкое распространение имели различные военизированные игры. Они играли важную роль в жизни осетинского народа. Разнообразные игры и состязания способствовали развитию и совершенствованию военных навыков у молодежи. Они вырабатывали у юношей не только ловкость, отвагу и силу, но и укрепляли их морально-волевые качества.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Игры и состязания, предполагавшие стрельбу из лука, были известны осетинам с древнейших времен. Данные письменных источников и археологии свидетельствуют о широком использовании лука и стрел в военном деле предками осетин – скифами, сарматами и аланами. Первоначально в народных играх, связанных со стрельбой как пеших, так и верховых участников, использовались лук и стрелы. Позже, когда повсеместное распространение получило огнестрельное оружие, лук постепенно был вытеснен из военизированных игр [2].

В работе В.Д. Джусоева «Осетинские народные игры» есть упоминание о состязаниях в меткой стрельбе из лука во время обрядового хождения по селам во время засухи (цоппай). Участники цоппай-я брызгали водой каждое селение, жители которого устраивали им ритуальное пиршество. Там они демонстрировали свои умения в джигитовке, борьбе, бросании камней, в песнях, плясках и т. д. Среди этих игр важное место занимали состязания в меткой стрельбе из лука. Соревнования проходили между двумя командами, командой сельчан и командой участников цоппай-я. Стреляли в мишень расположенную в 200–300 метрах или в пасущуюся козу, либо в сидящую птицу. Все участники состязания стреляли в три подхода друг за другом по очереди [7, с. 67]. В прошлом меткая стрельба из лука являлась необходимым качеством для каждого осетина. Известно, что до широкого распространения огнестрельного оружия у осетин и их предков лучники играли важную роль в их военном деле. Они должны были стрелять быстро и точно, а для этого требовались регулярные занятия по лучной стрельбе. Рассмотренная игра была одним из средств, способствовавших поддержанию мастерства лучника на высоком уровне.

После вытеснения лука из комплекса вооружения осетинского воина ружьем игры, предполагавшие стрельбу из лука в цель, сохранились среди мальчиков и юношей. До недавнего времени по всей Осетии в праздник Къутугæнæн, в каждом селе происходили состязания в меткой стрельбе из лука. В этот день во всех домах делали фигурные булочки-къуту в виде традиционных для осетин конусообразных сопеток для хранения муки или зерна. Мальчики и юноши брали с собой из дома несколько булочек-къуту и отправлялись на площадку, где проходило состязание. Там они для того, чтобы иметь право участия в состязании, ставили один из своих къуту в общий ряд. Интервал между ними примерно был равен 10 см. Иногда булочки-къуту подвязывали на веревочке. Отойдя от них метров на 100–200, они согласно жребию, по очереди начинали пускать свои стрелы из своего же лука. Если стрелок попадал в къуту, то он забирал его себе, в случае промаха ход переходил к другому участнику. Если первый выстрел не достигнет цели, участник выбывал из игры. Победителем становился тот, кто смог поразить больше къуту [7, с. 68; 9, с. 370].

В период, когда лук входил в комплекс вооружения осетинского воина, данная игра наряду с ритуальным, имела важное военно-прикладное значение. Как известно, в прошлом подготовка хорошего лучника требовала значительного времени, по некоторым данным от 10 до 15 лет. Для развития необходимого лучнику навыка поражения цели без прицеливания необходима была длительная регулярная практика в стрельбе. Рассмотренная игра, практиковавшаяся осетинскими мальчиками, была хорошим средством, закладывавшим основы меткой стрельбы из лука еще в детском возрасте. Несмотря на то, что в поздний период стрельба из лука потеряла военно-практическое значение, она все же способствовала развитию у мальчиков необходимых для воина качеств: силу и твердость рук, глазомер, ловкость, выдержку и настойчивость.

В прошлом широко распространенным в Осетии состязанием по стрельбе в цель была игра – хъабахъ [5, с. 30–31] Состязания проводились на специальной площадке – хъабахъуат. Как правило, рассматриваемая игра устраивалась в честь покойника. Свое наименование она получила от названия высокого шеста (хъабахъ), на вершине которой находилась мишень. Шест изготовляли из длинного тонкого ствола дерева. Ее устанавливали утолщенной частью кверху. Верхушка шеста немного подпиливалась. Участники состязания должны были определенным количеством метких выстрелов сначала подрезать верхушку шеста, а потом и вовсе сбить ее. Вследствие этого состязание могло длиться несколько часов. Неподготовленному стрелку эта задача была не под силу, поэтому мужское население Осетии систематически тренировалась в пулевой стрельбе. В данном виде военизированной игры могли принимать участие стрелки всех фамилий селения или округи, а так же гости. Одним словом, все желающие ,кроме родственников покойного. Победа в этом состязании была очень почетной, хотя и была связана для победителя и его родни с расходами (согласно обычаю они должны были справить по покойному поминальный стол).

Игра кабак имела некоторые особенности в разных ущельях. Так, по свидетельству И. Собиева в Дигорском ущелье «…во время стрельбы в шест (хъабахъ – А. Б.) его обычно качали, чтобы труднее было попасть в цель и в то же время выразить доблесть состязающихся в стрельбе» [8, л. 11].

Игра хъабахъ – в осетинском быту имело как ритуальное значение, так и военно-прикладное. Как само состязание, так и подготовка к нему способствовали развитию и поддержанию на довольно высоком уровне навыков прицельной стрельбы из огнестрельного оружия.

Соревнования в стрельбе устраивались и во время свадеб. Согласно осетинским свадебным обычаям гостям в доме невесты вручали небольшой флажок на длинном древке. Молодая невеста привозила с собой специальные подарки, для того, кто выстрелом сможет сбить этот флажок. Обычно это было оружие или сделанные руками самой невесты бурка или башлык. В состязании могли принять участие все желающие. Стреляли в флажок с расстояния 50–100 метров. Рассматриваемая игра иногда длились несколько дней [5, с. 32–33].

В традиционном осетинском обществе состязания по стрельбе в цель могли проводиться и в качестве развлечения в свободное время. Так, по свидетельству С.М. Арчинова «у стариков были и другие игры, например игра в стрельбу. Суть ее заключалась в следующем. На возвышенности в качестве мишени ставился лошадиный череп, в лобной части которого из древесного угля выводился круг. В незначительной отдаленности от мишени выкапывалась яма, в которой мог разместиться человек. Во время состязания в этой яме находился человек, который фиксировал результаты стрельбы. Стрельба проводилась старинными кремневыми ружьями на расстоянии равном одному километру. Каждый участник делал один выстрел, потом очередь стрелять переходила к следующему игроку. После каждого выстрела человек сидевший в яме около мишени подходил к черепу лошади и условным знаком сообщал о результате выстрела» [1, л. 3].

Интересным видом военизированной игры являлась стрельба в цель, сидя на плечах всадника [6, с. 7]. Состязание начиналось с того, что на ровной площадке устанавливали кол, на вершину которого надевали папаху или же прикрепляли носовой платок либо просто кусок материи. В последнем случае поразить цель было сложнее, так как порывы ветра могли её периодически колебать. Юноша вооруженный огнестрельным оружием, чаще ружьем, должен был ловко взобраться на плечи всадника и разместиться там. Далее наездник приводил в движение своего скакуна. В цель стреляли с различного расстояния, чем дальше, тем лучше. Поражение мишени при удаленности от него менее 20 метров не засчитывалось. Стрельба по мишени производилась на полном скаку. Победителем признавался тот стрелок, который поразил цель с наибольшего удаления. Данный вид состязания предполагал тесное взаимодействие стрелка, всадника и лошади. Оно вырабатывало у юношей ловкость и сноровку для результативной стрельбы в сложном неустойчивом положении и совершенствованию навыков владения огнестрельным оружием. Так же данная игра способствовала улучшению физической подготовки и развитию, необходимых в боевой обстановке, выдержке и смелости.

Распространенным видом стрелковых состязаний была стрельба в цель на скаку. Этот вид военизированной игры предполагал стрельбу в мишень с разных положений всадника на коне. Стреляли как по неподвижным, так и по движущимся целям на полном скаку вперед, в стороны и назад с поворотом корпуса [6, с. 7; 3; 4].

Безусловно, вышеизложенное не является описанием всех осетинских народных игр, предполагавших состязания в стрельбе. Однако рассмотренный материал позволяет говорить о существовании в прошлом у осетин большого количества военизированных игр, предполагавших стрельбу в цель и имевших важное военно-прикладное значение.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Список литературы:

Арчинов С.М. Игры и суеверия в старину // Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Ф. Фольклор. Д. 271. П. 125.

Багаев А.Б. О некоторых традиционных военизированных конных играх осетин // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.

Багаев А.Б. Осетинская народная джигитовка (бæхыл хъазт) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2.

Багаев А.Б. Традиционные военизированные игры и состязания вооруженных всадников у осетин // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.

Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе: Ир, 1980. – 129 с.

Гагиев С.Г. Рожденные в седле. Очерк об осетинских наездниках. Орджоникидзе: Североосетинское книжное издательство, 1965. – 92 с.

Джусоев В.Д. Осетинские народные игры. Цхинвал: Ирыстон, 1988. – 99 с.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Собиев И.Т. Дигорское ущелье // Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Ф. 4.Оп. 1. Д. 582а.

Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. Владикавказ: Ир, 2008 – 599 с.