Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Возможности использования живописных техник при создании стилизованного пейзажа»

Введение. Сейчас появилось много различных живописных техник, все они обладают своими особенностями и свойствами. Тема моего исследования связанна с тематикой занятий в рамках урока. На третьем курсе мы изучаем декоративный пейзаж. Мне захотелось больше узнать о современных техниках, используемых в живописи, и я решила ее исследовать. Основа декоративного пейзажа это художественный образ.

Художественный образ – это способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве. Образ есть иносказательная мысль, метафора. Древнеегипетский сфинкс, античный кентавр, птица сирин у славян — все эти фантастические существа — образы, воплощенные древними художниками в искусстве. Творческая работа художника не будет иметь художественной ценности, если в ней отсутствует образное содержание. :Это относится как к изобразительному, так и неизобразительному (архитектоническому) искусству.

Создание художественного образа – один из важнейших критериев художественно-эстетического развития. По определению В. И. Волынкина: «одним из условий повышения эффективности процесса формирования художественных потребностей и художественно-эстетического развития должна стать теоретическая база – знание того, как создается художественный образ».

Художественный образ – это мир человека, многообразный, неповторимый, совершенно духовно, под воздействием которого человек формирует и реализует себя как человек гармоничный. Иначе говоря, в художественном образе отражены субъективные, личностные, индивидуальные формы жизни, поэтому он не может, так или иначе не воздействовать на человека. У каждого вида искусства есть свой язык, средствами которого и создается художественный образ.

Художественный образ в декоративном искусстве создается посредствам материала, цвета и условности.

В связи с этим цель моей работы анализ и выявление особенностей живописных техник.

Задачи исследования:

·        изучить и проанализировать литературу по живописи и графике;

·        сделать образцы работ в различных живописных техниках;

·        выбрать наиболее интересный вариант и выполнить декоративную композицию на формате А-2.

Гипотеза исследования: Если работу В. Д. Поленова «Золотая осень» выполнить с применением различных живописных техник, то это повлияет на зрительное восприятие композиции. Это можно проследить если:

·        проанализировать литературу по психологии;

·        проанализировать классический образец В. Д. Поленова «Золотая осень»;

·        изучить современные техники в живописи и применить их на практике;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Объект исследования: живописные техники применяемые при создании декоративной композиции.

Предмет исследования: декоративная композиция.

1.     Понятие «реализм» в работах В. Д. Поленова

В начале работы нам, студентам группы 31-РК, давалась работа классического образца, В. Д. Поленова «Золотая осень». Она выполнена в технике реализма.

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов.

Товариществу передвижных выставок был свойственен критический реализм, в то время как Поленову был близок скорее реализм романтический.

Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. [3, с. 345—347]

Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира.  В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней внутреннего содержания, требуются порой резкое преувеличение, а порой и упрощение форм, а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы, и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды. [7]

Художник, начиная работу должен учитывать 2 стороны, связанные между собой: реальное отражение окружающей действительности и ее эстетическая подача. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве.  Художник-реалист, в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней «поэтическое правосудие», то есть выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа «тенденциозности» реализма. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают, не чужды реалистические тенденции и черты.

Картину В. Д. Поленова «Золотая осень» называют символом русской природы. Он сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Её высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются будто случайно срезаны рамками картины. Благодаря чему зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатлённых художником приокских лугов. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображённой природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая «красою тихой». На полотнах Поленова жизнь мирная, тёплая, согретая солнцем. [7]

Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зардели клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зелёный.
Утешает осень:
«Не жалейте лета!
Посмотрите, роща
В золото одета».  (Пушкин)

2. Психологические особенности зрительного восприятия

Рассмотрим теперь современные живописные техники, которые мы применяем при работе над декоративной композицией пейзажа и их влияние на зрителя с точки зрения психологии.

Способность человека отображать окружающую действительность на плоскости, связано с появлением у него абстрактного мышления. Необходимость этого отображения возникла, как часть интеллектуальной жизни. Первые наскальные рисунки являлись попыткой познания окружающего мира. Расширяясь и углубляясь в различных направлениях, художественное творчество, становилось: культовым искусством, служащим религиозным взглядам человека; письменностью, для передачи информации; различными изобразительными искусствами, необходимыми для удовлетворения эстетических требований, как общества, так и отдельного человека.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В основе всего этого лежит психология человека. Один и тоже зрительный образ воспринимается по-разному даже одним и тем же человеком, завися от условий не только освещения, но и от настроения, возраста зрителя, физического состояния (здоровья психического и физического) и других факторов.

Имеются, как общие принципы, присущие каждому человеку, так и чисто субъективные, применимые только к конкретному индивиду. Психология восприятия образов изобразительного искусства в большой степени зависит от культурных традиций, исторически сложившихся у народностей. На это откладывает большой отпечаток и религия, как часть культуры человека. [5]

Первоначально восприятие зрительных образов идёт на подсознательном уровне, чуть поздней, подключается сознание. Сочетание того и другого в комплексе и есть «психология восприятия зрительных образов».

Возрастные особенности. Восприятие зрительных образов в подростковом возрасте более непосредственно и ближе к заложенному природой. Мы, подростки, предпочитает чистые и открытые цвета, пресловутые кислотные, что естественно для данного возраста. На нас не в полной мере давят сложившиеся традиции восприятия зрительных образов. Подростковый максимализм, желание опровергнуть «правильные» представления взрослых и самоутвердиться, приводят нас в подростковую субкультуру, у которой свои идеалы и философия. Что естественно для одного возраста, нелепо для другого, и вызывает соответствующие вопросы.

Сейчас, на смену понятным и ясным произведениям пришли различные концептуальные направления. Они воздействуют неожиданностью образов, их непредсказуемым сочетанием или полным отсутствием этих самых образов. Сам по себе «Чёрный квадрат», есть только холст, закрашенный чёрной краской, и без соответствующего теоретического обоснования ничего бы собой не представлял. Таким образом, в психологию восприятия зрительных образов входит философия самого художника, его понимание действительности и её трактовка автором. [3, с. 584]

Однажды Лейбниц пришёл к художнику Рембрандту и застал его за творческим процессом. Рембрандт, накладывая краски на холст, сказал о том, что он с каждым мазком накладывает на полотно не только краски, но запечатлевает свои мысли, чувства, своё состояние, помня о том, что потом они будут воздействовать с полотна на зрителя.

Искусство, художник и зритель как основополагающие понятия в системе эстетических школ и учений всегда представляли интерес для исследователей. Со времён античности и до наших дней философы, искусствоведы, критики, не обходили своим вниманием проблему зрителя в искусстве, его роль и значение для художника, процесса восприятия художественного произведения, механизмов их интерпретации зрителем.

Художественное восприятие представляет собой взаимоотношение произведения искусства и зрителя, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных свойств художественного текста, от художественной традиции и семиотической ограниченности, равно присущей как автору, так и зрителю.

Формирование представлений о зрителе и искусстве как результате существования и разрешения индивидуальных, личностных отношений и конфликтов, как художника, так и зрителя, привели к пересмотру традиционных взглядов на соотношение зритель-художник. Формалисты ставили в центр своего понимания художественную форму, исходя при этом из того утверждения, что если разрушить форму художественного произведения, оно потеряет своё эстетическое действие. Это утверждение приводило формалистов в свою очередь к мысли о том, что вся сила произведения искусства связана, прежде всего, с формой, в которую оно заключено. Искусство стало восприниматься как прием, который сам себе служит целью.

Новые исследователи увидели игру художественных форм там, где до них восхищались сложностью мысли. В творчестве формалистов проблема зрителя и искусства напрямую была связана с главной проблемой: проблемой формы и способов восприятия художественного произведения зрителем.

Однако идеальному образу не свойственна определенная законченность художественного образа. Идеальный образ возникает и развивается взаимодействием созидательных и фиксирующих начал творческого процесса.

Талант должен быть способен к непрерывному созиданию, расширению и углублению содержания и к его оформлению в материале искусства. Выявляя содержание, форма фиксирует его. В опоре на форму продолжается дальнейшее творчество. Таким образом, речь всегда идет развивающих и дополняющих друг друга процессах одновременного воплощения идеи и создания формы, когда одно без другого теряет всякий смысл. [5]

Таким образом, ответственность художника представляет собой относительное понятие и формируется, прежде всего, исходя из личных ценностных представлений художника. Зритель же в процессе восприятия искусства приписывает художнику и его произведению собственное мировоззрение, что в каждом отдельном случае оставляет пространство для вольных интерпретаций. Однако можно отметить, что ответственность художника за качество и содержание своих творений очень высока, и последствия его влияния на последующие поколения зачастую непредсказуемы

С изменением общества, его развитием, и изменением мировоззрения самого человека, меняется психология восприятия изобразительного искусства. Иногда, то, что считалось абсолютно невозможным, становится идеалом и эталоном. Большое влияние и активное давление на психологию оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания и, конечно, Интернет), изменяя культуру общества и его сознание.

Изобразительное искусство широко и многогранно, также как сам их создатель, поэтому находится место для всего многообразия произведений и их почитателей.

Важно не то, какой цвет преобладает, а эмоции и настроение, которые вызывает применение того или иного цвета.

3. Своеобразие современных техник в живописи

В своей работе художник применяет определенные материалы: масляные краски, гуашь, темперные, восковые, акварельные и другие. В зависимости от этих материалов и различают виды живописи: масляная живопись, темпера, гуашь, энкаустика, акварель и т. д. Знание материалов и техники дает возможность художникам полнее и многообразнее выполнять живописные задания.

Манера письма старых мастеров значительно отличалась от современной, так же как материалы, применяемые ими, отличались от современных материалов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В работе над декоративными техниками живописи мы использовали различные материалы, это: гуашь, акварель, коллаж, смешанные техники.

Работа с каждым материалом отличается друг от друга, так например, техника акварели значительно отличается от техники письма гуашью, главное отличие заключается в манере нанесения ее на поверхность листа. Акварель главным образом должна просвечивать бумагу, а не ложиться густым, не прозрачным слоем. Так же можно рассматривать работу акварельными красками с точки зрения сложности, акварель не терпит исправлений, в то время как гуашь можно перекрыть сверху другим цветовым слоем краски. Так на этой основе можно рассмотреть пример техники «Раздельный мазок», когда на черный фон отдельно накладываются мазки различных цветов в одном направлении, создавая иллюзию спокойствия, так как мазки накладываются в горизонтальном направлении. [1, с. 44—45]

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010987.JPG

Эскиз в технике «Раздельный мазок»

Гуашью можно так же писать без использования кисти, в данном случае рассматривается письмо губкой, текстура губки придает мягкость касаний, воздушность. Работа, выполненная таким способом наиболее приближенна к реалистичному изображению.  Так же можно использовать другие материалы для письма, не только губку, но и допустим письмо ватными палочками, где мазки точно так же как и в техники «раздельный мазок» наносятся на расстоянии друг от друга, так, чтобы каждый из них смотрелся отдельно. [1, с. 34—35; 2, с. 49—50]

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010996.JPG

Эскиз в технике «Штамп»

Рельефную композицию можно выполнять как в технике гуаши, так и в технике акварели. Так если сначала сделать рисунок в реалистичной манере гуашью, то потом поверх можно нанести рельеф который мы можем добиться при помощи клея ПВА. Если нанести поверх красочного слоя клей и подождать пока он высохнет, то в конечном результате образуется рельеф, причем клей после высыхания становится прозрачным. [1, с. 60]

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010984.JPG

Эскиз в технике «Рельеф»

Если идти от обратного, сначала нанести клей, а потом красочный слой, то здесь целесообразно использовать акварель, так как она просвечивает бумагу и не ложиться на образовавшийся рельеф. В данном случае сначала наносится клей ПВА, после его высыхания на поверхности бумаги образовывается бесцветный рельеф и потом поверх наносится красочный слой. Время высыхания клея зависит от консистенции, от 3 до 5 часов, поэтому прежде чем сделать этот вариант работы, мне пришлось сначала сделать клеевой рельеф. [1, с. 60]

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010988.JPG

Эскиз в технике «Рельеф»

Так же ажур можно сделать при помощи графических средств, но их проще применить при работе с акварелью, так как на нее лучше ляжет тушь или гелевая ручка. Ажур придает композиции декоративность, рисунок становится плоскостным. То есть он не имеет пространства, вся композиции лежит на поверхности листа. [4, с. 82—83]

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010993.JPG

Отмывка акварелью с введением ажура

Текстурированние можно добиться при помощи вспомогательных элементов, так при использовании обычной полиэтиленовой пищевой пленки можно добиться эффекта кристаллов. При нанесении пленки на цветовой акварельный слой и его последующем высыхании образуется своеобразный рисунок. При его уточнении более яркими красками образуется рисунок схожий по текстуре с текстурой кристалла. [1, с. 40—41]

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010999.JPG

Эскиз с введением текстуры.

Так же текстуру можно добиться при помощи рисования на мятой бумаге, здесь сочетается использования эффекта рельефа и ажура, причем ажур можно добиться при рисовании композиции не втирая краску в бумагу, т.е. цветовой слой будет ложиться только на выпуклые части рисунка, а сама помятость и будет создавать ажур, даже в некотором смысле мозаику. [2, с. 63—65]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010995.JPG

Эскиз на текстурированной бумаге

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Коллаж это одна из техник при которой можно при помощи вырезок из журналов показать принципы декоративности. Композиция становится плоскостной. Цветовая гамма журнальных страниц позволяет наиболее ярко показать градации цветовых плоскостей и даже приблизить ее к реальности. [1, с. 83; 6]

Описание: C:UsersПользовательDesktopВаря20110309P1010994.JPG

Эскиз в технике «Коллаж»

Вывод: Подводя итог можно сказать, что восприятие композиции в зависимости от использования в ней живописных техник напрямую зависит от возрастных особенностей человека. Как уже говорилось, люди старшего поколения воспринимают лучше работы в технике близкой к реалистичной, в то время как молодому поколению ближе китчевое направление, в искусстве и в жизни.

Так из тех работ, которые мы рассмотрели, молодому поколению понятны все изложенные техники, а старшему поколению ближе техники письма губкой, и в некотором роде рельефное изображение на гуашевом фоне.

Список литературы:

1.Рисуем без кисточки/А. А. Фатеева. — Ярославль:Академия развития 2009, с. 96.

2.Самоучитель по рисованию акварелью/Ольга Шматова. – М.: Эксмо, 2010, с. 80.

3.Энциклопедия для детей [том 7]. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX вв. – 3-е. изд., перераб./ред. Коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян,  Н. Масалин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010., с. 605.

4.Энциклопедия живописных техник. Хазэл Харисон – М. АСТ Астрель, 2005, с. 160.

Интернет-ресурс:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

5.Русский художник В. Д. Поленов. Биография, картины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vasily-polenov.ru/ (дата обращения 15.04.12).

6.Коллаж – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 15.04.12).

7.Изобразительное искусство. Психология восприятия зрительных образов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artap.ru/stati.htm (дата обращения 15.04.12).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

592

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке