Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Возможности педагогических технологий в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников»

С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый образовательный стандарт начального общего образования. Главным его отличием является то, что на первое место выходят требования к результатам  образования. Ориентация на результаты образования – это  системообразующий компонент стандарта.  Развитие личности  обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, с одной стороны  выступает как цель, а с другой определяет подход к достижению основных результатов образования [5].

Анализ концепции ФГОС раскрывает, что понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривают образование и его главные цели. С позиции деятельностного подхода  результаты образования  прямо связаны с направлениями личностного развития. Это означает, что результаты образования не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений, поэтому перед учителем начальных классов на первый план начинают выходить педагогические задачи, требующие формирования когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций, являющихся  приоритетными [2].

Впервые перед учителем встают задачи в определении образовательных результатов, которые включают в состав не только знания и умения по предмету, но предполагает формирование универсальных учебных действий у школьников.

Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение  и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими.

Согласно концепции ФГОС универсальные учебные действия  рассматриваются как совокупность способов действий  учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений, включая и организацию этого процесса [2].

Каждая эпоха имела свой способ обучения будущего поколения, выполняя социальный заказ: аграрная – обучение мастерству,  передачу ремесла, образца деятельности, от мастера к ученику;индустриальная – массовое обучение, с использованием ТСО, преобладание методов и приемов формирования репродуктивной деятельности обучаемых;в постиндустриальную эпоху – используются технологии, которые научат добывать нужную информацию в ситуации решения жизненной проблемы, ее переработать, принять решение,  сформулировать цель, разработать план ее достижения и самостоятельно приступать к его реализации, оценивать результаты своей деятельности, т.е. идет ориентация на формирование продуктивной деятельности обучающихся.

Поиски  дидактических подходов, способов и средств, которые могли бы превратить обучение,  своего рода в технологический процесс с гарантированным результатом, привели к возникновению особого «технологического» подхода к построению обучения в целом.

Технологический подход к образованию, позволяет говорить о гарантированности образовательных результатов. Он представляет  комплекс  теоретических положений, концепций и технологий обучения и воспитания будущего поколения.

Выделяют два основных направления в становлении технологического подхода в российском образовании:технизация — повышение эффективности обучения в использовании технических средств (дополнительно, подача информации, автоматизированое обучение); технологизация — технологичное построение обучения в целом,  уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижения [1].

В связи с реализацией ФГОС возникает необходимость выбора педагогических технологий, которые будут формировать и предметные и метапредметные результаты. Педагогическая технология, по мнению  Лихачева Б.Т. представляет совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Существует несколько подходов к определению современных педагогических технологий, способных гарантировать достижение образовательных результатов ФГОС: технология проблемного диалога (Мельникова Е.Л.), технология на деятельностной основе (Петерсон Л.Г.), технологии эвристического образования (Хуторской А.В.), гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.), технология индивидуализации обучения  (Границкая А.С., Унт И., Шадриков В.Д.), технология «Диалог культур» (Библер В.С. и Курганов С.Ю.) и др. [3].

Анализ практики учреждений начальной школы показывает, что  одной из эффективных технологий в плане формирования УУД является технология проблемного диалога Мельникова Е.Л. В отличие от традиционной системы обучения, которая направлена на передачу готовых знаний, технология проблемного диалога нацелена на то, чтобы школьники самостоятельно производили поиск «нового» знания.

Автор предлагает два вида диалога:

подводящий диалог представляет собой систему посильных вопросов и заданий, которые подводят обучающихся к  формулированию проблемы и к нахождению решения проблемы. Этот метод позволяет учителям развивать у детей логическое мышление, пошаговый контроль, а также подводит учеников к обобщению информации.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Побуждающий диалог помогает осознать ученикам своё затруднение в деятельности и «незнание» чего-либо, реализуя этот метод у учеников,  развиваются творческие способности, а также смогут  принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия, осуществлять синтез, осуществлять синтез как составление целого из частей.

В рамках технологии используют следующие приемы создания проблемной ситуации, с помощь которых можно  формировать все виды универсальных учебных действий: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные

Например, рассмотрим прием с удивлением, когда создаётся противоречие между двумя или более положениями, его использование помогает  учителю формировать как личностные, так метапредметные и предметные результаты.  Высказывая свое отношение к данной проблеме ученик  демонстрирует учебно-познавательный интерес к изучаемой теме, личностные качества, т.е формируются личностные результаты. Сталкиваясь  с затруднениями в учебной деятельности,  школьники принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, различают способ и результат  действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строят речевое высказывание в устной и письменной форме, формулируют собственное мнение и позицию. Таким образом, особенность приёмов, выделенных Мельниковой Е.Л, сначала позволяет ученику самостоятельно сформулировать учебные задачи урока, а также продуктивно найти выход из проблемной ситуации и оценить свою деятельность по достижениям результатов в ходе решения учебных задач.

В технологии проблемного диалога также выделены мотивирующие приемы, с помощью  которых учитель повышает интерес у обучающихся к изучаемому учебному материалу, а затем подводит к формулированию  проблемы, как темы урока.

Мотивирующие приемы:

«яркое пятно» – дидактический материал, способный вызвать интерес к теме занятия (историческая справка, отрывок из художест­венной литературы и т. д.);

«актуальность» – показать значимость изучения темы в системе формирования знаний [4].

Например, используя мотивирующий прием «яркое пятно» учитель на уроке математики учитель предлагает историческую справку об открытии в области математики одного из ученых, тем самым расширяет кругозор детей и привлекает внимание учеников к рассмотрению новой темы. Но учителю необходимо подбирать такой материал, который будет и интересным, и, свою очередь, доступным для учеников начальных классов.

При выходе из проблемной ситуации педагог побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, таким образом,  формирует у них  внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков  как собственных, так и окружающих людей; выраженную устойчивую  учебно-познавательную мотивацию учения.

Таким образом, мы рассмотрели один из возможности технологии проблемного диалога Мельниковой Е.Л. в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

 Список литературы:

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыты). – М.,1989.- 80с.

Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. —  М.: Просвещение, 2008. – 39с.

Кукушин В.С. Теория и методика обучения – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.

Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа-2100. Образовательная программа и пути ее реализации. №3.М.: Баласс, 1999.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373// Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2010. – 41с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

462

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке