Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Вятская сундучная роспись»

Правительство России одной из своих задач выбрало воспитание гражданина-патриота своей страны. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем.

Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» [3], в связи с этим роль народных промыслов, в воспитании патриотов своей страны играет огромную роль. В данной статье пойдет речь о сохранении и дальнейшем развитии утраченного Вятского сундучного промысла.

«Вятский край издавна славился своими умельцами. В 1919 году Вятка занимала второе место после Москвы по производству кустарных изделий, пользующихся спросом не только в России, но и за границей» [4, с. 561]. «Основным богатством Вятской губернии был лес» [1, с. 91]. Большая часть народных промыслов была связана с деревообработкой. Ремесленники занимались изготовлением мебели, посуды, игрушек, прялок, сундуков и всё это делалось из дерева. К концу XIXвека на Вятских базарах пестрели яркой росписью огромное количество сундуков. Благодаря особому производству, сундуки были вне конкуренции по своей дешевизне. Сундуки увозили на продажу в другие губернии и даже в Иран. «Изделия вятских сундучников показывали на всероссийских выставках, где они получали заслуженные награды» [1, с. 92].

«Время возникновения промысла в Вятской губернии относится к середине 20-х гг. XIXвека. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки возрос, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями — «укладками», наподобие матрёшек вставляющимися один в другой по 5—6 сундуков различной величины в одном складне» [1, с. 93]. Вес такого «складня» колебался от 48 до 64 кг.

«Изготовлением сундуков занимались крестьяне в зимнее, свободное от полевых работ время. Окраску и роспись производили не всегда сами сундучники, в больших семьях этим чаще занимались женщины и подростки» [1, с. 93].

«Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку» [1, с. 93].

«При окраске вместо кистей употребляли заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы — деревянные палочки длиной 18 см, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров» [1, с. 93].

«Для окраски и росписи использовали следующие красители: сурик (красный), бакан (малиновый), крон (жёлтый), лазурь голландскую чёрную, свинцовые белила, фуксин алый, жёлтый, синий. Вместо лака для закрепления росписи применяли олифу» [1, с. 93].

«Перед росписью сундук красили. Из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки покрывали сверху деревянный сундук, и пока клей не высох, этой же лапкой, обмакнутой в сухой порошок краски, красили сундук со всех сторон, кроме задней стенки и дна. Эта первая окраска и являлась фоном для росписи. Когда фон просохнет, сундук снова покрывали клеем, сушили и приступали к росписи» [1, с. 94]. «Практически во всех сундуках складывается определенная композиционная схема расположения росписи. Прямоугольная плоскость стороны делится на два квадрата и полосу между ними. Внутри этих элементов располагаются более мелкие детали росписи: прямые и волнистые линии, круги, точки, пятна, крест, ромб, цветы-розетки. Простота, лаконизм, легкость присущи этой геометрической росписи. Каждый расписчик проявлял здесь свои художественные способности, умение чувствовать силуэт, ритм, цвет, пропорции. Каждый сундук имел свой характер: то живописно-эмоциональный, то графически-строгий. Особенно интересны «ситцевые» сундуки, украшением которых становились ряды мелких цветов-розеток, расположенные по линиям косой сетки» [2].

«В XVIII—XIX веках сундуки были необходимой мебелью для русского крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Сундук, кроме того, хранил запасный капитал семьи. Сегодня сундуки можно увидеть не только в музеях, но и в домах жителей деревень, сел и даже городов. Известно имя первого мастера — родоначальника вятских сундучников — Ильи Васильевича Кочурова, крестьянина деревни Кочуровая Троицкой волости Вятского уезда. Именно в этой деревне изготовлением сундуков занимался он сам, его сыновья, внуки и соседи. В дальнейшем промысел быстро распространился в 66 селениях других волостей Вятского, Орловского, Слободского уездов Вятской губернии» [2].

«На протяжении длительного времени форма сундуков практически не менялась, кроме формы крышки. Известно, что изделие с выпуклой крышкой покупали обычно крестьяне, а с плоской — городские жители, используя сундук не только как емкость для хранения, но и как мебель для сна» [2].

В начале ХХ века сундук сначала убрали подальше с глаз, заменив на шкафы-шифоньеры, затем просто выбросили на свалку. Возникает вопрос, почему? Я думаю, что появляется новая мода на оформление своего жилища, появляется современная бытовая техника и сундук не вписывается в такую обстановку, тем более, что его обрядовое назначение (копилка приданого) утрачивается. До наших дней дошли сундуки, в основном красного цвета. На мой взгляд, это связано не только с тем, что в начале развития промысла красный — основной цвет вятских сундуков, но и с тем, что красные сундуки покупали сельские жители, а в деревнях дольше всех сохранялся традиционный уклад.

В нашей школе несколько лет работала художница Зашихина Елена Николаевна. В Кирове она одна из немногих, кто занимается сундучным промыслом в такое время, когда у людей проявляется равнодушие к своим народным промыслам. В ходе личной беседы с Еленой Николаевной мы узнали много интересного об её занятии: «В 1985 году я участвовала в экспедиции по Кировской области. Мы тогда изучали виды росписи и разнообразие отделки сундуков. Элементы декора в основном зарисовывали от руки. Иногда с разрешения хозяев заглядывали внутрь. Наполнены они были в основном полотенцами, у кого-то там хранилось постельное белье, ткани. Но в одной деревне Богородского района бабулька лет 95 села на сундук и говорит: «Не пущу!» Так и не подпустила к сундуку. Что там у нее было? Тайной так и осталось. Ну а если серьезно, не нужно воспринимать сундуки как отживший предмет утвари. Это наша история. И в виде сувениров можно использовать не только шкатулки. В современной прихожей или на кухне вместо огромной фарфоровой собаки можно поставить ярко расписанный ларец. А всех желающих освоить вятскую сундучную роспись художники ждут на мастер-класс в Кировский областной музей народных промыслов».

Очень жаль, что промыслы вымирают. Но мы прекрасно знаем, что всё в окружающем нас мире развивается по спирали. Когда-то наши предки и не догадывались о том, без чего сегодня мы нашу жизнь не представляем: электричество, компьютеры, телевизоры, холодильники, автомобили, не говоря уже о научных прорывах в различных отраслях знаний. Зато они имели то, о чем мы знаем не понаслышке, натуральные продукты, например, чистый воздух, спокойный размеренный уклад жизни, а не тот бешеный темп, в котором существуем мы. Во времена древности никто и не подозревал о существовании такого понятия, как «атеизм». Походы в церковь, службы, соблюдения церковных праздников и постов — обязательные мероприятия наших предков. Ну и, конечно, народные промыслы. Благодаря им, мы знаем историю своего края, своего народа, между нами и предками осуществляется та духовная связь, которая так необходима для воспитания одного из благородных чувств любого человека — патриотизм.

На сегодняшний день правительством Кировской области принята программа развития предпринимательства, в рамках которой действует подпрограмма «Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел Кировской области». Благодаря этой подпрограмме организации и мастера могут рассчитывать на государственную поддержку по компенсации затрат на использование электроэнергии, участие в выставках и ярмарках, предоставляются также налоговые льготы тем организациям, которые работают с НДС. В 2009 году в нашей области создан Центр современных народных художественных промыслов, основная задача которого популяризировать вятские промыслы среди кировчан и гостей города, продвигать и реализовывать готовые изделия мастеров на выставках в других регионах страны.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В нашей школе ребята, не без помощи опытного наставника — Кузнецовой Ольги Александровны, изучают сундучную роспись, а именно простые орнаменты. В классе можно увидеть огромное количество всевозможных эскизов, изделий. Самое главное, ученикам такая деятельность очень нравится! Школьников всегда привлекает что-то красивое, необычное, то, чего они никогда не видели, а ведь так интересно всё попробовать, а тем более выполнить своими руками, прикоснувшись к истории родного края! В этом году учащиеся нашей школы, под руководством Ольги Александровны, приняли участие во Всероссийском интернет-фестивале «Добрых рук мастерство» и представили на нём вятскую сундучную роспись. Технология росписи заинтересовала педагогов разных уголков России. Учителя и их ученики не только выполнили разнообразные изделия и украсили их сундучной росписью, но и написали тёплые и восторженные отзывы о нашем промысле.

Я надеюсь и верю, что пока есть энтузиасты среди мастеров, искусствоведов, педагогов и учеников в нашей области и других городах России вятский сундучный промысел будет возрождаться, совершенствоваться и жить!

Список литературы:

Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1987. — 272 с.

Менчикова Н. Вятский сундук — свидетель угасающих традиций // Газета «Культурная среда в Кирове» Выпуск № 3 (11) март 2010. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://ks-gazeta.ru/kultura/vcentre/39-narodnoe-iskusstvo.html

Путин В.В. О патриотическом воспитании // «Однако», 12 сентября 2012. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.odnako.org/blogs/show_20685/

Энциклопедия земли Вятской. Т. 10. Ремесла. — К.: Вятка, 2000. — 592 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

977

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке