Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Выставочная деятельность музеев образовательных учреждений в социально-культурном пространстве выборгского района Санкт-Петербурга»

Аннотация. Статья посвящена результатам реализации проекта «Выставочная деятельность музеев образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга». Проект направлен на развитие интеграции внутри музейного сообщества, партнерства с другими социально-культурными учреждениями района и города.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: выставки, школьные музеи, интеграция, социальное партнерство.

В Выборгском районе Санкт-Петербурга насчитывается свыше 20 музеев образовательных учреждений [1, 1-45]. Координацию работы музеев осуществляет методическая служба Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района. Современные школьные музеи являются местом активной общественной и музейно-педагогической образовательной деятельности. Они максимально приближены к детям, которые зачастую из обычных посетителей становятся активными участниками  музейной  жизни. Практика работы детей в музее способствует приобретению ими опыта общественно-полезной деятельности, позитивной социализации учащихся, формированию их нравственных и гражданских позиций.

Коллекции музеев образовательных учреждений района содержат бесценные материалы времён Второй мировой и Великой Отечественной войн, материалы по истории образовательных учреждений (некоторым из них более 100 лет), этнографические и мемориальные коллекции. Они представляют значительный интерес для жителей города и специалистов — историков, краеведов.

Существенная проблема для деятельности музеев – отсутствие свободного доступа в образовательные учреждения. Другой проблемой является, как правило, небольшое количество экспонатов в музеях для организации самостоятельной тематической выставки вне образовательного учреждения. В связи с этим, интеграция школьных музеев для выставочной деятельности остаётся одной из немногих форм демонстрации своих коллекций в публичном «живом» пространстве. Выставки способствуют открытости школьных музеев, возможности выйти за ограничительные рамки своего образовательного учреждения. Проект «Выставочная деятельность музеев образовательных учреждений Выборгского района» разработанный автором статьи, реализуется в течение 2012-2018гг. Он направлен на популяризацию материалов музеев, интеграцию музеев внутри музейного сообщества, развитие партнерства с другими социально- культурными учреждениями района и города.

Социальными партнерами музеев являются библиотеки, общественные организации, администрация района, Государственные музеи и выставочные залы города (ЛенЭкспо), СМИ.

Выставки, как правило, приурочены к календарю памятных дат Санкт-Петербурга и, прежде всего, Дням памяти – прорыва и полного снятия блокады Ленинграда, Дню Победы в Великой  Отечественной  войне. Они обычно объединяют материалы 10 — 15 музеев. Продолжительность выставок, как правило, составляет один месяц, иногда по    просьбе    партнеров     продлевается     до     полутора,     двух   месяцев. Организуются как мобильные, так и временные стационарные выставки. Для мобильных выставок, в частности, к Дню Победы в Великой Отечественной войне создана серия постеров (плакатов) с информацией о школьных музеях и экспонатах, связанных с событиями войны и блокады Ленинграда. Для временных (стационарных) выставок привлекаются не только экспонаты школьных музеев, но материалы представляемые партнерами, частными лицами и коллекционерами. Тематика временных выставок постоянно обновляется: «Человек и война», «Письма войны», «Подвиг блокадной школы»,  «Удивительное  рядом», «Хранители памяти».

Работа выставок освещается в СМИ. Для каждой выставки готовится экскурсия,  в  том  числе,  виртуальная  – для  индивидуальных  посетителей. Юные экскурсоводы музеев приобретают возможность проведения экскурсий для посетителей разных возрастных групп на новых площадках. Презентации материалов выставки размещаются на сайтах ДДЮТ и партнеров. Посетители и гости выставок получают наглядное представление о коллекциях, хранящихся в школьных музеях и их использования в нравственном и гражданском воспитании подрастающего поколения. Книги отзывов показывают, что выставки вызывают значительный  интерес  у   различных   возрастных   категорий экскурсантов. Нередко они также служат пополнению фондов музеев, материалы для которых предлагают посетители. Выставки сопровождаются проведением тематических семинаров, круглых столов, на которых выступают историки, краеведы, ветераны, педагоги и учащиеся из актива школьных музеев. Они позволяют взрослым и школьникам представить и обсудить результаты исследовательской, поисковой и фондовой работы в музеях, обрести партнеров для новых совместных проектов.

Важным результатом организации и проведения выставок является активизации деятельности внутри школьного музейного сообщества  района. При создании выставок руководители музеев получают опыт совместной творческой деятельности; повышают уровень своей профессиональной компетентности в экспозиционной, информационной и научной деятельности (создание электронной базы материалов музеев, комплектование и оформление выставок, подготовка информации для  СМИ, публикация материалов). Увеличилось количество обмена экскурсиями и интерактивными занятиями в музеях, появилась практика привлечения экспонатов для временных тематических выставок между отдельными музеями, привлечение актива музеев к мастер-классам, праздникам, семинарам и конференциям, проводимых другими музеями.

Проведение выставок в социально-культурных значимых местах района и города не только способствует популяризации коллекций и информационно-просветительской деятельности школьных музеев, но и является важной для самих учреждений. Совместные выставки способствуют обновлению содержания работы в учреждениях культуры и социальных организациях, привлекают дополнительное внимание к их деятельности.

Список использованных источников

1. Гусенцова Т. М. «Школьный музей – проводник в историю». ИД «Петрополис»: СПб., 2017. — С. 45.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

805

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке