Ключевые слова: выставки, школьные музеи, интеграция, социальное партнерство.
В Выборгском районе Санкт-Петербурга насчитывается свыше 20 музеев образовательных учреждений [1, 1-45]. Координацию работы музеев осуществляет методическая служба Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района. Современные школьные музеи являются местом активной общественной и музейно-педагогической образовательной деятельности. Они максимально приближены к детям, которые зачастую из обычных посетителей становятся активными участниками музейной жизни. Практика работы детей в музее способствует приобретению ими опыта общественно-полезной деятельности, позитивной социализации учащихся, формированию их нравственных и гражданских позиций.
Коллекции музеев образовательных учреждений района содержат бесценные материалы времён Второй мировой и Великой Отечественной войн, материалы по истории образовательных учреждений (некоторым из них более 100 лет), этнографические и мемориальные коллекции. Они представляют значительный интерес для жителей города и специалистов — историков, краеведов.
Существенная проблема для деятельности музеев – отсутствие свободного доступа в образовательные учреждения. Другой проблемой является, как правило, небольшое количество экспонатов в музеях для организации самостоятельной тематической выставки вне образовательного учреждения. В связи с этим, интеграция школьных музеев для выставочной деятельности остаётся одной из немногих форм демонстрации своих коллекций в публичном «живом» пространстве. Выставки способствуют открытости школьных музеев, возможности выйти за ограничительные рамки своего образовательного учреждения. Проект «Выставочная деятельность музеев образовательных учреждений Выборгского района» разработанный автором статьи, реализуется в течение 2012-2018гг. Он направлен на популяризацию материалов музеев, интеграцию музеев внутри музейного сообщества, развитие партнерства с другими социально- культурными учреждениями района и города.
Социальными партнерами музеев являются библиотеки, общественные организации, администрация района, Государственные музеи и выставочные залы города (ЛенЭкспо), СМИ.
Выставки, как правило, приурочены к календарю памятных дат Санкт-Петербурга и, прежде всего, Дням памяти – прорыва и полного снятия блокады Ленинграда, Дню Победы в Великой Отечественной войне. Они обычно объединяют материалы 10 — 15 музеев. Продолжительность выставок, как правило, составляет один месяц, иногда по просьбе партнеров продлевается до полутора, двух месяцев. Организуются как мобильные, так и временные стационарные выставки. Для мобильных выставок, в частности, к Дню Победы в Великой Отечественной войне создана серия постеров (плакатов) с информацией о школьных музеях и экспонатах, связанных с событиями войны и блокады Ленинграда. Для временных (стационарных) выставок привлекаются не только экспонаты школьных музеев, но материалы представляемые партнерами, частными лицами и коллекционерами. Тематика временных выставок постоянно обновляется: «Человек и война», «Письма войны», «Подвиг блокадной школы», «Удивительное рядом», «Хранители памяти».
Работа выставок освещается в СМИ. Для каждой выставки готовится экскурсия, в том числе, виртуальная – для индивидуальных посетителей. Юные экскурсоводы музеев приобретают возможность проведения экскурсий для посетителей разных возрастных групп на новых площадках. Презентации материалов выставки размещаются на сайтах ДДЮТ и партнеров. Посетители и гости выставок получают наглядное представление о коллекциях, хранящихся в школьных музеях и их использования в нравственном и гражданском воспитании подрастающего поколения. Книги отзывов показывают, что выставки вызывают значительный интерес у различных возрастных категорий экскурсантов. Нередко они также служат пополнению фондов музеев, материалы для которых предлагают посетители. Выставки сопровождаются проведением тематических семинаров, круглых столов, на которых выступают историки, краеведы, ветераны, педагоги и учащиеся из актива школьных музеев. Они позволяют взрослым и школьникам представить и обсудить результаты исследовательской, поисковой и фондовой работы в музеях, обрести партнеров для новых совместных проектов.
Важным результатом организации и проведения выставок является активизации деятельности внутри школьного музейного сообщества района. При создании выставок руководители музеев получают опыт совместной творческой деятельности; повышают уровень своей профессиональной компетентности в экспозиционной, информационной и научной деятельности (создание электронной базы материалов музеев, комплектование и оформление выставок, подготовка информации для СМИ, публикация материалов). Увеличилось количество обмена экскурсиями и интерактивными занятиями в музеях, появилась практика привлечения экспонатов для временных тематических выставок между отдельными музеями, привлечение актива музеев к мастер-классам, праздникам, семинарам и конференциям, проводимых другими музеями.
Проведение выставок в социально-культурных значимых местах района и города не только способствует популяризации коллекций и информационно-просветительской деятельности школьных музеев, но и является важной для самих учреждений. Совместные выставки способствуют обновлению содержания работы в учреждениях культуры и социальных организациях, привлекают дополнительное внимание к их деятельности.
Список использованных источников
1. Гусенцова Т. М. «Школьный музей – проводник в историю». ИД «Петрополис»: СПб., 2017. — С. 45.