При этом дефекте речи нарушены не только процессы моторной реализации речевой деятельности, но и тесно связанные с ними процессы общей и мелкой моторной деятельности.
У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. По данным исследования детей со стертой формой дизартрии, общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Естественно, артикуляционная моторика страдает при дизартрических расстройствах более всего. Это проявляется в неловкости движений, затруднениях при удержании артикуляционной позиции рта, губ, языка [4]. Таким образом, речь у ребенка с дизартрией затруднена, а это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие мышления, памяти, внимания, а главное — речи.
В литературе недостаточно прописана система диагностической работы в этом направлении. Этот факт позволяет назвать проблему особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии актуальной на сегодняшний день.
Наше исследование проводилось в декабре 2011 года на базе МДОУ «Орленок» г.Абакана. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с диагнозом «стертая форма дизартрии».
Целью данного эксперимента являлось: выявить уровень развития общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Нами были использованы такие методики, как: адаптированная для исследования особенностей общей моторики по В.В Недорезовой[1]; адаптированная по Н.И Озерецкому для исследования особенностей мелкой моторики [3, с.363]; адаптированная по В.В Недорезовой для исследования особенностей артикуляционной моторики [2].
Методика по исследованию общей моторики (адаптированная В.В Недорезовой) содержала в себе серию из нескольких двигательных упражнений. Детям предлагалось выполнить серию движений – поставить ноги на одной линии, вытянуть руки вперед, вверх, по швам, сделать несколько приседаний. Сначала дети повторяли задания за логопедом, а потом без его участия, по словестной инструкции, пытались справиться с этим заданием.
Обследование экспериментальной группы по методике для выявления особенностей общей моторики показало, что из 100% детей экспериментальной группы 5% – это дети со средним уровнем сформированности общей моторики (дети не смогли полноценно выполнить предлагаемые движения, были отмечены затруднения в переключаемости движений, в их постановке); 40% — дети с нормальным уровнем развития общей моторики (выполняли движения верно, без запинок и помощи логопеда), и 10% детей — с низким уровнем развития общей моторики ( трудности в постановке движений и удержании позы — не могли держать ноги на одной линии, падали). У детей отмечалась некоторая скованность в выполнении движений, затруднения в переключаемости движений, в удержании позы. Так же обращалось внимание на последовательность и точность движений. Большинство детей выполнили задания сразу, последовательно и практически без особых нарушений и без помощи логопеда. Отмечалась лишь общая моторная неловкость у испытуемых со средним и низким уровнем развития общей моторики. Таким образом, по анализу результатов данной методики можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности общей моторики недостаточно развит, преобладает общая моторная неловкость, затруднения в выполнении движений и нарушена точность движений.
Методика по исследованию артикуляционной моторики (адаптированная В.В Недорезовой) содержала в себе серию артикуляционных упражнений, которые дети повторяли за логопедом, и позволяла выявить особенности удержания позы языка, губ. Испытуемым было предложено повторить за логопедом несколько артикуляционных упражнений: вытянуть губы вперед, улыбнуться, подуть на бумажку и ватку.
С заданиями успешно справилось 10% детей. 40% не сумели выполнить задания правильно. Им понадобилась небольшая подсказка логопеда. Еще 40% детей потребовалась помощь логопеда, неоднократное повторение и показ задания, после чего они с трудом выполнили часть задания (не двигали нижней челюстью, движения языка отличались неповоротливостью и при сдувании «пушинки»-ватки струя воздуха шла не ровно, а наискосок, к углу парты, а не к краю). С заданием не справились 10% испытуемых, так как выполнение артикуляционных движений было затруднено, проявлялись лишь попытки оттопыривать щеки языком и шевеление губами – «улыбка». Таким образом, можно сделать вывод, о том, что сформированность артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией крайне низкая.
Методика по исследованию мелкой моторики (адаптированная Н.И Озерецкого) позволяла с помощью игровых упражнений выявить особенности мелкой моторики у детей. Детям предлагалось вырезать кружок из бумаги по линии, пройти лабиринт с помощью карандаша и разложить спички по краям листочка.
Исследование мелкой моторики у экспериментальной группы дало следующие результаты: у 40% детей уровень сформированности мелкой моторики находится на среднем уровне. Наблюдались следующие ошибки: дети не могли провести достаточно ровную линию вдоль лабиринта, вырезать круг, обозначенный жирной линией (Антон, 6 лет) и задание с раскладыванием спичек вызвало затруднения. Требовалась помощь логопеда.
30% испытуемых нуждались в активной помощи логопеда, для них было трудным разложить спички по краям листочка, они брали по 2-3 спички (Ирина, 6 лет), не справились до конца с вырезанием кружочка (дошли до середины и бросили), что говорит о повышенной утомляемости детей.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
30% детей с большим трудом справлялись с заданиями, требовалась помощь логопеда. Основные нарушения: нажим на ножницы при вырезании кружка практически отсутствовал (Тимофей, 6 лет), при прохождении лабиринта обнаруживались многократные выходы за края лабиринта, линия слабая (Максим, 6 лет).
Таким образом, уровень сформированности общей моторики у детей со стертой формой дизартрии характеризуется легкой моторной неловкостью, недостаточной координацией движений. Мелкая и артикуляционная моторика страдают больше всего. Нарушения развития мелкой моторики состоят в том, что дети быстро истощаемы, движения пальцами неточны, смазаны. Артикуляционная моторика, более всего связанная с мелкой, характеризуется неловкостью в выполнении движений, затруднении их повторений и недостаточно быстрой переключаемостью с одного движения на другое. Дети экспериментальной группы нуждались в подсказках, выполняли движения не с первого раза. Отсюда следует, что уровень сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии снижен. Это проявляется в общей моторной неловкости, в ограничении движений и нарушений в постановке позы, координации движений, а также в нарушении переключаемости движений.
Список литературы:
Логопед. Школьный логопед [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoped18.ru/textbook-methodics-logopedic/inspection-condition-general-motility.php (дата обращения: 17.10.11)
Логопед. Школьный логопед [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoped18.ru/textbook-methodics-logopedic/inspection-motility-articulation-device.php (дата обращения: 17.10.11)
Э.Д Гейци Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста: Учеб. пособие Новосибирск 2006.
LOGOPEDSPB. Ваш домашний логопед [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logopedspb.ru/content/view/13/14/ (дата обращения: 11.10.11)