Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Выявление особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией»

По статистическим данным, в настоящее время число детей с речевыми нарушениями увеличивается. При этом доля детей со сложными нарушениями речи, с такими, как дизартрия, ринолалия становится более обширной. Как мы видим, дизартрия в списке часто встречаемых нарушений у детей дошкольного возраста занимает далеко не последнее место.

Помощь в написании статьи

При этом дефекте речи нарушены не только процессы моторной реализации речевой деятельности, но и тесно связанные с ними процессы общей и мелкой моторной деятельности.

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации.   По данным исследования детей со стертой формой дизартрии, общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Естественно, артикуляционная моторика страдает при дизартрических расстройствах более всего. Это проявляется в неловкости движений, затруднениях при удержании артикуляционной позиции рта, губ, языка [4]. Таким образом, речь у ребенка с дизартрией затруднена, а это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие мышления, памяти, внимания, а главное — речи.

В литературе недостаточно прописана система диагностической работы в этом направлении. Этот факт позволяет назвать проблему особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии актуальной на сегодняшний день.

Наше исследование проводилось в декабре 2011 года на базе МДОУ «Орленок» г.Абакана. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с диагнозом «стертая форма дизартрии».

Целью данного эксперимента являлось: выявить уровень развития общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Нами были использованы такие методики, как: адаптированная для исследования особенностей общей моторики по В.В Недорезовой[1]; адаптированная по Н.И Озерецкому для исследования особенностей мелкой моторики [3, с.363]; адаптированная по В.В Недорезовой для исследования особенностей артикуляционной моторики [2].

Методика по исследованию общей моторики (адаптированная В.В Недорезовой) содержала в себе серию из нескольких двигательных упражнений. Детям предлагалось выполнить серию движений – поставить ноги на  одной линии, вытянуть руки вперед, вверх, по швам, сделать несколько приседаний. Сначала дети повторяли задания за логопедом, а потом без его участия, по словестной инструкции, пытались справиться с этим заданием.

Обследование экспериментальной группы по методике для выявления особенностей общей моторики показало, что из 100% детей экспериментальной группы 5% – это дети со средним уровнем сформированности общей моторики (дети не смогли полноценно выполнить предлагаемые движения, были отмечены затруднения в переключаемости движений, в их постановке); 40% —  дети с нормальным уровнем развития общей моторики (выполняли движения верно, без запинок и помощи логопеда), и 10% детей —  с низким уровнем развития общей моторики ( трудности в постановке движений и удержании позы — не могли держать ноги на одной линии, падали). У детей отмечалась некоторая скованность в выполнении движений, затруднения в переключаемости движений, в удержании позы. Так же обращалось внимание на последовательность и точность движений. Большинство детей выполнили задания сразу, последовательно и практически без особых нарушений и без помощи логопеда. Отмечалась лишь общая моторная неловкость у испытуемых со средним и низким уровнем развития общей моторики. Таким образом, по анализу результатов данной методики можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности общей моторики недостаточно развит, преобладает общая моторная неловкость, затруднения в выполнении движений и нарушена точность движений.

Методика по исследованию артикуляционной моторики (адаптированная В.В Недорезовой) содержала в себе серию артикуляционных упражнений, которые дети повторяли за логопедом, и позволяла выявить особенности удержания позы языка, губ. Испытуемым было предложено повторить за логопедом несколько артикуляционных упражнений: вытянуть губы вперед, улыбнуться, подуть на бумажку и ватку.

С заданиями успешно справилось 10% детей. 40% не сумели выполнить задания правильно. Им понадобилась небольшая подсказка логопеда. Еще 40% детей потребовалась помощь логопеда, неоднократное повторение и показ задания, после чего они с трудом выполнили часть задания (не двигали нижней челюстью, движения языка отличались неповоротливостью и при сдувании «пушинки»-ватки струя воздуха шла не ровно, а наискосок, к углу парты, а не к краю). С заданием не справились 10% испытуемых, так как выполнение артикуляционных движений было затруднено, проявлялись лишь попытки оттопыривать щеки языком и шевеление губами – «улыбка». Таким образом, можно сделать вывод, о том, что сформированность артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией крайне низкая.

Методика по исследованию мелкой моторики (адаптированная Н.И Озерецкого) позволяла с помощью игровых упражнений выявить особенности мелкой моторики у детей. Детям предлагалось вырезать кружок из бумаги по линии, пройти лабиринт с помощью карандаша и разложить спички по краям листочка.

Исследование мелкой моторики у экспериментальной группы дало следующие результаты: у 40% детей уровень сформированности мелкой моторики находится на среднем уровне. Наблюдались следующие ошибки: дети не могли провести достаточно ровную линию вдоль лабиринта, вырезать круг, обозначенный жирной линией (Антон, 6 лет) и задание с раскладыванием спичек вызвало затруднения. Требовалась помощь логопеда.

30% испытуемых нуждались в активной помощи логопеда, для них было трудным разложить спички по краям листочка, они брали по 2-3 спички (Ирина, 6 лет), не справились до конца с вырезанием кружочка (дошли до середины и бросили), что говорит о повышенной утомляемости детей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

30% детей с большим трудом справлялись с заданиями, требовалась помощь логопеда. Основные нарушения: нажим на ножницы при вырезании  кружка практически отсутствовал (Тимофей, 6 лет), при прохождении лабиринта обнаруживались многократные выходы за края лабиринта, линия слабая (Максим, 6 лет).

Таким образом, уровень сформированности общей моторики у детей со стертой формой дизартрии характеризуется легкой моторной неловкостью, недостаточной координацией движений. Мелкая и артикуляционная моторика страдают больше всего. Нарушения развития мелкой моторики состоят в том, что дети быстро истощаемы, движения пальцами неточны, смазаны. Артикуляционная моторика, более всего связанная с мелкой, характеризуется неловкостью в выполнении движений, затруднении их повторений и недостаточно быстрой переключаемостью с одного движения на другое. Дети экспериментальной группы нуждались в подсказках, выполняли движения не с первого раза. Отсюда следует, что уровень сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии снижен. Это проявляется в общей моторной неловкости, в ограничении движений и нарушений в постановке позы, координации движений, а также в нарушении переключаемости движений.

Список литературы:

Логопед. Школьный логопед [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoped18.ru/textbook-methodics-logopedic/inspection-condition-general-motility.php (дата обращения: 17.10.11)

Логопед. Школьный логопед [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoped18.ru/textbook-methodics-logopedic/inspection-motility-articulation-device.php (дата обращения: 17.10.11)

Э.Д Гейци Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста: Учеб. пособие Новосибирск 2006.

LOGOPEDSPB. Ваш домашний логопед [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logopedspb.ru/content/view/13/14/ (дата обращения: 11.10.11)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

566

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке