Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти Кабардино-Балкарии»

Государство и гражданское общество представляют собой взаимозависимые объекты, находящиеся в состоянии постоянного противоборства, но неспособные сегодня обойтись друг без друга. Гражданское общество не может существовать без взаимодействия с правовым государством. Именно данное взаимодействие обеспечивает условия формирования взаимной ответственности всех субъектов политического процесса.

Помощь в написании статьи

В современной России в значительной мере реализуется патерналистская модель взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Последнее поддерживает еще не окрепшее гражданское общество, давая ему стимулы совершенствования. [3, с. 53] Институциональными формами данной поддержки являются: советы при главах регионов по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, инициирование многочисленных гражданских форумов, создание общественных палат и советов, поддержка и финансирование проектов некоммерческих организации и др.

Становление гражданского общества в политическом пространстве современной Кабардино-Балкарии, происходящее при весомом участии государства, приобретает форму конструирования гражданского общества, что выразилось в государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

Политическая роль гражданского общества непосредственно связана не с контролем над властью или ее захватом, а с влиянием, проводником которого являются демократические ассоциации и свободная дискуссия в интеллектуальных кругах. Сферы и направления деятельности гражданских организаций чрезвычайно многообразны. Диапазон общественной добровольческой деятельности институтов и организаций гражданского общества чрезвычайно широк. Прежде всего, это защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая защита, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками из неблагополучных семей и многое другое. Все это создает хорошие предпосылки для укрепления позиций гражданского общества на современном этапе.

В последние годы в Кабардино-Балкарии закрепились различные формы институтов гражданского общества. Это произошло под влиянием законодательных актов, регулирующих деятельность институтов гражданского общества, очерчивающих их роль и функции в российской общественно-политической системе [2].

В обширном перечне институтов гражданского общества КБР преобладают: фонды различного плана — культурные, благотворительные; творческие союзы, объединения и ассоциации (писателей, артистов, художников, журналистов, ученых, предпринимателей и т. д.); национально-культурные организации и центры; родовые (фамильно-родовые).

Принятие закона об Общественной палате РФ [4] и аналогичных законов в субъектах страны, в том числе и в Кабардино-Балкарии, усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству – функцию общественного контроля и общественной экспертизы. Общественная палата Кабардино-Балкарии призвана обеспечивать взаимодействие граждан, общественных объединений с органами власти и местного самоуправления, осуществлять общественный контроль за деятельностью исполнительной власти, защищать права и свободы граждан. Кроме того, палата наделена правом проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципалитетов.

Созданная при Президенте КБР Комиссия при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека является консультативным органом. Комиссия создана в целях оказания содействия главе региона в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия развитию институтов гражданского общества в республике, подготовки предложений по вопросам. [7]

Комиссия призвана разрабатывать предложения Президенту по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Кабардино-Балкарской Республике; систематический анализ состояния дел и информирование населения о положении в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Кабардино-Балкарской Республике.

Процесс формирования гражданского общества не ущемляет прав народов на этнокультурное самоопределение. Осуществление права народов на самоопределение в многонациональной Кабардино-Балкарии всегда являлось важнейшей составляющей ее государственной национальной политики. Эта проблема — стержневая в национальном вопросе.

Национально-культурная автономия позволяет гражданам России, принадлежащим к различным национальным общностям, в том числе малочисленным, дисперсно-расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.[6]

Власти КБР вплоть до 2005 года отдавали явное предпочтение контактам и сотрудничеству с этнокультурными самодеятельными организациями — их деятельность поддерживалась и поощрялась, поскольку это укладывалось в русло официальной политики укрепления «мира и согласия в республике». В Кабардино-Балкарии при поддержке властей действовало 18 этнических об­щественных объединений, в том числе: 11 национально-культурных центров (армянский, белорусский, греческий, грузинский, дагестанский, еврейский, корейский, осетинский, польский, татарский, украинский); общественные организации кабардинского («Адыгэ Хасэ») и балкарского («Алан») народов; общество русской истории и культуры «Вече», Терско-Малкинский казачий округ на территории КБР; региональное отделение общероссийской обще­ственной организации «Союз армян России»; Союз общественных объединений «Международная черкесская ассоциация», а также еврейская национально-культурная автономия. Основное направление деятельности национально-культурных центров и общественных объединений — сохранение представляемых ими национальных культур, языков, форм и норм социальной регуляции в условиях проживания в КБР. Так, при еврейском, армянском, корейском и осетинском национально-культурных центрах действуют воскресные школы и курсы по изучению родных языков, открытие анало­гичных курсов планируется в рамках деятельности греческого национально-культурного центра. Очевидно, что миноритарные группы населения заинте­ресованы в стабильности социально-политической ситуации в республике, в прочном межнациональном мире и согласии, что учитывалось властями. [5, с. 483]

Установлено, что в условиях консолидации общества и власти наиболее приемлемы партнерские взаимоотношения гражданского общества и современного демократического государства. Для консолидации демократических процессов необходимо эффективное гражданское общество, обладающее влиятельной ресурсной базой и устойчивыми институтами. Определена возрастающая роль институтов гражданского общества в решении актуальных проблем политической жизни на всех уровнях пространства: национальном, региональном и локальном.

Отношения органов государственной власти и гражданского общества в КБР являются противоречивыми. Взаимоотношения внутри гражданского общества строятся преимущественно по горизонтали, а в государстве – по вертикали. Однако они не изолированы друг от друга. Взаимодействие государства и гражданского общества постоянно генерирует и воспроизводит противоречие, связанное с плюрализмом (многообразием) гражданской сферы и суверенностью государственной власти.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Участие граждан в процессах формирования гражданского общества и государства остается «слабым местом» трансформации в современной обществе. Диалоговые площадки между представителями государственной власти и общественными объединениями закрепляются с большим трудом. Система государственной власти дистанцируется от общества, что вызвано традициями политического администрирования и недоверия к демократическим институтам.

Партнёрские отношения между гражданским обществом и государственной властью выстраиваются, исходя их следующих принципов: принцип качественной изменчивости (государственная власть определяет траектории и стратегии развития гражданского общества, а гражданское общество, в свою очередь, инициирует стратегии государственной политики); принцип преемственности (учёт исторически сформировавшихся форм взаимодействия гражданского общества и государства); принцип солидаризации. Разумное сочетание этих принципов, их соотношение позволит наладить более жизнеспособный диалог общества и власти на современном этапе. [8, с. 35]

Таким образом, гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравнивает ее с властью частных лиц и независимых организаций. Гражданское общество по отношению к государству использует весь арсенал компенсаторных средств в виде создания независимых общественных организаций, массовых общественных движений, независимых СМИ. В конечном итоге, это приводит к корректировке, а затем и изменению государственной политики или созданию новых законов, заимствованию властными структурами демократических принципов, методов по усилению контроля за соблюдением государственными органами и их представителями правовых процедур.

Список литературы:

Азизханов А., Социальное партнерство между властью и гражданским обществом // Дагестанская правда 20.05.2009.
В Кабардино-Балкарии сделаны серьезные шаги в развитии гражданского общества // Северный Кавказ, 15 мая, 2010 год.
Галкина Е.В. Государство как инструмент самоорганизации гражданского общества в современной России // Политика XXI века: преемственность и инновации в России и в мире: Матер. междунар. науч. конф., г. СПб, 23.05. 2008 г. – Ч. 2. – СПб., 2008. – С. 52-57.
Закон «Об Общественной палате РФ». Российская газета. 2005. 7 апр.
История многовекового содружества Нальчик 2007, с. 516.
Мамаев М., Национальные общественные объединения – фактор самоопределения этносов // Народы Дагестана, 24 мая, 2009 г.
Оразаева Л., В Кабардино-Балкарии необходим общественный контроль над властью // www.kavkaz-uzel.ru
Умников В.Н. Взаимоотношения гражданского общества и государства как системный индикатор развития нации, — М., 2008, 62 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

442

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке