Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Взаимоотношения поколений в информационном обществе»

В условиях информационного общества проблема взаимоотношения поколений (извечная проблема «отцов и детей») приобретает особую актуальность в связи с преемственностью и передачей культурных ценностей от поколения к поколению, соотношением традиций и социальных инноваций в современном обществе.

Маргарет Мид, выдвинувшая в 60 годах прошлого века теорию о трех типах обмена информацией между поколениями: постфигуративной (традиционное общество), кофигуративной (индустриальное общество) и префигуративной («будущее»), предугадала состояние современного информационного общества. Жизнь сегодняшней молодежи отличается от жизненных моделей старшего поколения [4]. Если для культур постфигуративных характерна передача информации вертикально, для кофигуративных обществ – горизонтально, то для культуры префигуративной взаимодействие между поколениями вовсе необязательно — информация распространяется «диагонально», через другие источники: Интернет, СМИ и т. д.

Стремительная «визуализация» среды информационной эпохи повышает значение видео, изображений и интуитивно понятных символов, при этом текст теряет свою первостепенную роль. Кратковременная память приобретает большее значение, нежели долговременная. В таком обществе, напротив, поколение детей способно передавать какие-то знания поколению отцов (соответственно, авторитет старших оказывается подорван).

Одним из главных факторов в конфликте поколений является понижение социального статуса пожилых людей, изменение характера труда в информационном обществе, обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений, увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

Цивилизации, в отличие от пространственно локализующей себя культуры, свойственна экспансия (О. Шпенглер), перемалывание семейно-родовой структуры, разрушение традиционных семейных моделей и ценностей (К. Маркс), утверждение безличных связей, снижение ценности специфических мужских преимуществ (физической силы, формальной логики) и повышение ценности женских качеств (творчество). Устойчивость семейной структуры существует лишь как аспект всеобщего изменения, движения, саморазвития.

Ускорение технического и социального развития делает прошлый опыт не только недостаточным, но даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. Информационное общество диктует свои правила не только в жизни социума в целом, но и в рамках отдельно взятой семьи.

Еще в XVIII веке итальянский философ эпохи Просвещения Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico) заявил, что саморазвитие общества осуществляется по своим внутренним законам и причинам в процессе смены поколений [5]. Человек как вид фактически не меняется, меняются лишь конкретно-исторические условия жизни. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников, появлением особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов. Дети лучше вписаны в окружающую реальность, информационная неграмотность взрослых означает, что точек соприкосновения с детьми становится всё меньше. Кризис семейных отношений обнаруживается в коренной ломке традиционной системы семейных ценностей.

В начале 90-х годов прошлого века американцы Нейл Хоув и Штраус изложили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12—14 лет. Именно до этого возраста у личности формируется собственная система ценностей, которую он проносит через всю жизнь. Теория Хоува-Штрауса утверждает, что формирует и определяет поколение не только и не столько возраст, сколько ценности людей, которые формируются под влиянием общественных, экономических, социальных, технологических событий и воспитания в семье [2].

Процесс модернизации семейного быта, изменение «черт» семейной жизни усложняет межличностные отношения между родителями и детьми в связи с тем, что усиливаются демократические тенденции в области семейных отношений. Демократия есть поведение, отношение, состояние души, которое основывается на принципах личной автономии и равенства. Структурные изменения отношений между поколениями в семье проявляются в образах мышления, образцах поведения, ценностях, менталитете, что содействует преодолению кризиса патриархальности и возникновение демократической семьи. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами воздействует и накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие [3].

Родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. Зная внутренний мир ребенка, чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества. Наилучшие взаимоотношения между поколениями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности [3].

В такой семье не ущемляются права и достоинство мужчины и женщины, родителей и детей, что обеспечивает каждому из них автономию, равные возможности профессионального, интеллектуального и духовного роста.

Демократизация внутрисемейных отношений тесно связана с автономией личности, симметричностью (кофигуративностью — М. Мид) [4], обесцениванием эмпирического опыта старших, переходом от монологического к диалогическому принципу отношений между поколениями (И.С. Кон, Дж.Г. Мид, У. Гуд, Т.А. Гурко, С.И. Голод, В.Т. Лисовский, М.Ю. Попов).

Возрастание психологических и нравственных запросов, гендерных отношений отражает общие закономерности дальнейшей индивидуализации личности [1, С. 90]. Как правило, конфликты в семье наступают тогда, когда дети взрослеют, обретая индивидуальность своей личности. Наибольшая автономия наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. При всей тяге к самостоятельности, поколение детей нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Мобильность, индивидуализация трансформирует поколенные связи, делает их более гибкими и симметричными, по принципам построения сетей, где нет единого центра, нет иерархических зависимостей, но есть многочисленные горизонтальные связи.

Мы полагаем, что тот серьезный поколенный разрыв, который наблюдается сейчас — временное явление. Скорость развития информационного общества определяет и скорость сближения разных поколений. Хотя модели старших поколений еще сильны и не позволяют многим родителям перейти на новый уровень отношений с детьми.

Молодое поколение тридцатилетних родителей гораздо ближе к своим детям в плане адаптации к новым условиям. Рождается своеобразный феномен «родителя-ровесника», «родителя-друга».

Связанность обоих поколений осуществляется духовными узами, опирающимися на мощный пласт традиционной культуры. Но эта взаимосвязь — качественно иная, в отличие от того, какой она была прежде.

Эти тенденции служат для поколения «детей» стимулом для дальнейших их профессиональных достижений, потребности непрерывного образования, квалификации как основному средству удовлетворения материальных и духовных потребностей личности. Поколению «детей» принадлежит особая роль в устранении разрыва между поколениями. Можно предполагать, что разрыв между поколениями отцов и детей, который мы наблюдаем в современной семье — временное явление. Индивидуальная выраженность каждого члена семьи позволяет конструировать гендерные составляющие (супружеские и родительские), их социальные роли и социальные статусы, что представляет собой «изменчивость». Демократия никогда не является совершенной и полной. Демократические тенденции представляют совершенную модель семейной структуры, в которой отношения между поколениями смогут достичь своего идеального состояния в современном информационном обществе.

Список литературы:

Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социс. — 2000. — № 9. — С. 90

Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pokoleniya-krizisa-i-podema-v-teorii-v-shtrausa-i-n-houva (дата обращения 20.03.2013).

Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1964. С. 108 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/vzaimootnosheniya-pokolenii-sotsiokulturnyi-aspekt-0#ixzz2L9nsFJSE (дата обращения 25.03.2013).

Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. — М.: Наука, 1988. — 322 с.

Цой Л. Вечный конфликт поколений: проблемы и перспективы его разрешения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.klubok.net/article2060.html (дата обращения 25.02.2013).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

891

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке