Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «взгляды и.т. посошкова на национальное достояние россии»

Рассуждая о национальном богатстве и национальном достоянии России, следует иметь в виду, насколько экономическая теория во многом соотносится с юридической, особенно в части правового регулирования экономики государства. Однако необходимость правильных расчетов, качественного планирования, разработок смет и решения сложнейших математических задач, усложненных законами экономики, представляет собой удел экономистов, бухгалтеров и финансистов.

Помощь в написании статьи

Нас национальное достояние интересует как нечто гораздо большее, а именно как блага, имеющие цену не только из-за чисто материального содержания, но и духовной ценности, идеальной стороны предмета. По сути, национальное достояние, в целях нашего исследования, это есть принадлежащая народу универсальная совокупность определенных неотчуждаемых материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей, имеющих общенациональное значение, признанных обществом уникальными. Относимость к какому-либо объекту указанных в понятии признаков позволяет почти всегда констатировать его принадлежность к достоянию, а значит к наивысшему общественному благу, требующему должной правовой охраны.

У истоков фундаментального изучения и анализа национального достояния в части и национального богатства в целом стоят такие видные философы-мыслители как А.Л. Ордын-Нащокин, Ю. Крижанич, И.Т. Посошков. Значимый вклад в развитие учения о национальном богатстве внес Иван Тихонович Посошков (1652–1726 г.г.) — оригинальный экономист-мыслитель, пытавшийся решать наиболее волнующие проблемы жизни. Политико-правовые воззрения Посошкова – это широкомасштабное исследование теоретических основ государственного устройства Петровской России с учетом экономического компонента, формирующего богатство страны. Подобный научный труд не мог затронуть концептуальных вопросов национального достояния России. Более того, Посошков одним из первых подробно и строго на научной основе рассмотрел национальное богатство как важную категорию экономики, права, социологии.

Наиболее крупным исследованием И.Т. Посошкова явилась «Книга о скудости и богатстве. Сие есть изъявление, от чего приключается напрасная скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается», написанная в 1724 г. Следует особо отметить, что данное исследование было проведено задолго до появления известного произведения Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», что свидетельствует о том, что идеи национального богатства зародились впервые именно в нашей стране.

Устранение скудости и умножение богатства государства Российского —центральная тема Книги о скудости и богатстве. Примечательно, что данное исследование Посошкова является не только экономической работой. В ней всесторонне анализируется государственное устройство страны, его недостатки, содержатся практические указания к их устранению. Вместе с тем в ней рассматриваются и теоретические вопросы. В этом произведении ярко проявился литературный талант Посошкова, острота его мысли и всесторонность знания жизни. Работа проникнута глубоким патриотизмом, заботой о благополучии России и верой в ее великое будущее.

Истоки экономико-правовых воззрений Посошкова лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. При всем при этом взгляды Посошкова оригинальны, экономические и политические предложения полны жизненного и практического смысла.

По своим политическим взглядам Посошков был на стороне монархии. Но при всем при этом он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране. Для И.Т. Посошкова проблема богатства была центральной: каким образом увеличить богатство страны, какими путями снизить значение факторов, уменьшающих богатство и приводящих к скудости [2, c. 346]. Посошков рассматривал богатство не в виде денег, а в двух основных формах: «вещественной» и «невещественной». Вещественным богатством Посошков полагал совокупное богатство государства (казны) и народа. К нему он относил развитую промышленность, ремесленные мастерские, рудники и произведенные ими «материальные товары», а также освоенные сельскохозяйственные земли и природные ресурсы. Он призывал беречь, не тратить попусту полезные ископаемые, сохранять леса и реки с их животным и растительным миром. Посошков многократно говорил о необходимости увеличения производства материальных товаров, для чего надо строить предприятия, осваивать новые районы и обживать их, привлекая средства казны, купечества, дворянства и даже крестьян. Но при этом Посошков четко разграничивал богатство, которым распоряжается власть, и богатство народа: «Не то царственное богатство, еже в царской казне лежащие казны много, но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы» [1, c. 537]. Теория национального достояния и в настоящее время по своим основным положениям во многом строится именно на факторе всеобщей принадлежности, когда особо ценные объекты принадлежат народу, однако являются они фактически публичной собственностью. В этом заключается определенное расхождение взглядов наших на сущность объектов национального достояния и И.Т. Посошкова.

Не менее интересным являются рассуждения мыслителя о невещественном богатстве: «Паче вещественного богатства надлежит нам всем пещися о невещественном богатстве, то есть об истинной правде… Правда богатство и силу умножает… неправда не токмо вновь не богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит» [3, c. 141]. Поэтому Посошков указал царю о необходимости заботиться» … о снискании правды. Когда правда в нас утвердится и укоренится, то царство наше российское обогатится и славою возвысится» [3, c. 142].

В качестве важной формы невещественного богатства он видел духовную культуру, образованность населения. Русскому народу «надобно не парчами себя украшати, по надлежит добрым нравом и школьным учением» [3, c. 267]. Это приведет к появлению новых идей, необходимых для обновления общества.

Взгляды Посошкова заслуживают особо внимание и потому, что автор сумел возвыситься до идеи о том, что богатство государства немыслимо без народного богатства. По его мнению, «сие дело невеликое и весьма нетрудное, еже царская сокровищница наполнится богатством… Но то великое многотрудное есть дело, чтобы весь народ обогатить» [1, c. 538]. «То государство богато, в котором народ богат» — своего рода основной постулат развития идей в современной России для формирования концепции национального достояния.

Следует отметить, что книга «О скудости и богатстве» отличается особой широтой содержания. Посошков не ограничивается в ней проблемами промышленности, денег, торговли. Он останавливался и на других вопросах народного хозяйства и государственного устройства.

Заслуга Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основное предназначение России, определить главные направления ее развития, а также основу для формирования собственного богатства, причем не только материального, но и духовного. Синтез двух духовных и материальных начал должен был обеспечить создание новой формы собственности – национального богатства. При этом Посошков прямо не выделял понятие «национальное достояние», что помешало ему выделить невещественные богатства, воспринимаемые в целях нашего исследования национальным достоянием. Однако основной задачей государства Посошков ставил «всенародное обогащение». Он писал: «… в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» [3, c. 218]. Рост народного богатства выгоден и народу и государству — такова основная мысль Посошкова по этому поводу.

Требование бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег красной нитью проходит через всю книгу Посошкова. Исходя из общегосударственных интересов, он решительно осуждает хищническое отношение к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные, с его точки зрения, принципы их эксплуатации.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Это был один из первых русских мыслителей-экономистов, давших развернутую и стройную систему взглядов не только на экономическое устройство, но и на государственную систему управления страной. Он впервые определил практическую важность доставшихся русскому народу материальных и нематериальных благ, объединив их в одно целое и представив как основу богатства страны. Идеи национального достояния явно прослеживаются во взглядах Посошкова и могут быть положены в фундамент концепции национального достояния России.

Список литературы:

Антономов В. С. История экономических учений: Учеб. пособие / В.С. Антономов. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 784 с.

История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА –ИНФРА-М, 1998. — 736 с.

Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. – М.: —Изд-во АН СССР, 1951. — 412 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

640

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке