Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Языковая реализация концептов универсального характера (‘чаепитие’ и ‘баня’) в пословичной картине мира русского народа»

Национальные русские традиции прослеживаются в различных сферах жизни нации: в устной и письменной речи, в фольклоре (былины, сказки, частушки, поговорки), в проведении праздников, в национальной кухне, в изготовлении игрушек, в народном костюме, в религиозных обрядах.

Помощь в написании статьи

В данной статье предметом нашего исследования являются традиции русского народа, дошедшие до наших дней и представленные концептами ‘чаепитие’ и ‘баня’. Исследуемые концепты характеризуются как концепты универсального характера, так как являются универсальной составляющей культуры повседневности и отмечены значительной национальной спецификой русского народа.

Первая традиция, о которой пойдет речь — это русское чаепитие.

Следует указать, что во II половине XVIII века в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его «с холоду», «после баньки», «с устатку», «с дороги». Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы находим значение понятия «чаепитие»: «ЧАЕПИТИЕ — питье чая. Вечернее чаепитие» [3]

Русский народ придумал абсолютно уникальный аппарат для приготовления чая – самовар! Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Невозможно представить себе русский быт без этого уютного атрибута традиционного семейного чаепития: Самовар кипит – уходить не велит; С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее; С легким паром, с горячим самоваром; Со своим самоваром в гости не ходят [2] (Все пословицы и поговорки в статье взяты из данного источника).

В своей статье «Петербург и Москва» В.Г. Белинский противопоставил эти два города как новое и старое, и среди типично московских, патриархальных черт отметил следующее: «В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…» [1].

Между тем следует отметить, что в отличие от чопорного Петербурга, где «пили кофий», в Москве с утра до вечера «гоняли чаи». Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай, по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым. И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса. Сердечность и простота — характерная черта московского чаепития. Считалось неприличным, пригласив гостя в дом, не напоить его чаем.

По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались и порция горячего и крепкого чая, и радушное внимание хозяина.

Таким образом, древняя традиция, укоренившись, вошла в пословицы и поговорки русского народа, что нам наглядно может продемонстрировать таблица 1.

Таблица 1. Репрезентация концепта ‘чаепитие’ в русской пословичной картине мира

Проанализировав пословицы и поговорки с данным концептом, мы пришли к выводу, что особенности русского менталитета повлияли на основную задачу чаепития. Русские люди не отрешаются от суетного мира, попивая чай, для них чайная церемония — повод к сближению, задушевной беседе.

Далее мы обратимся к исследованию не менее популярной традиции русского народа, которая репрезентирована в концепте ‘баня’.

Описание репрезентации концепта ‘баня’ требует обращения к данным Толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Таким образом, нами было выявлено несколько значений данного концепта: 1) БАНЯ — 1. Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. Истопить баню. Городская баня. Финская баня (сауна). 2. Мытье людей (разговорное). Устроить детям баню. 3. Задать баню кому – либо (разговорное) — сильно разбранить [3].

Концепт ‘баня’ прочно укоренился в русских пословицах и поговорках, с ним связано много шуточных советов, например: Свет не баня, для всех место будет; Блошка банюшку топила, вошка парилася, с полка ударилася; В кабаках дневать без денег скучно; в торговых банях ночевать душно. «Пристал, как банный лист», – и поныне говорят о надоедливом человеке, а выволочкой грозя, обещают «задать баню»: Дам баню, что до новых веников не забудешь. Ее же припоминали, высказываясь:

    • о глупости (Каких только дураков нет, и после

бани

    • чешутся);

 

    • о недальновидности (Ума – два гумна, да

баня

    • без верху);

 

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

    • о поспешности (Слепой

в баню

    • торопится, а

баня

    • не топится);

 

    • о болтливости (Анна – затычка

банна)

    .

Кроме того, утешение расстроенному человеку выражалось так: Баня смоет, шайка сполоснет.

Таблица 2. Репрезентация концепта ‘баня’ в русской пословичной картине мира

Таким образом, можно сделать вывод о том, что и сегодня пословицы и поговорки, в которых отразились такие традиции русского народа, как чаепитие и русская баня, активно употребляются в народной речи.

Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями.

Список литературы:

Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. II — ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948 / http://az.lib.ru/b/belinskij
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
Толковый словарь русского языка/ Под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой / http://www.slovotolk.ru

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

463

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке