Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Языковое портфолио» – как средство оценивания образовательных достижений обучающихся»

Сегодня в мире в целом, и в России в частности, растёт понимание того, что показателем высоких образовательных достижений на всех ступенях образования является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания.

Помощь в написании статьи

Сложившаяся система контроля и оценивания становится ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной жизни.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы поиска средств, которые позволят оценить способности учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, создают для них основания быть успешными в любой деятельности.

Анализ процесса обучения иностранному языку позволил нам выявить  противоречие между необходимостью применения современных форм в обучении, определяющими активный характер, индивидуализацию процесса обучения и отсутствием соответствующих средств оценивания, отражающих образовательные результаты учащихся во всей полноте.

Выявленное противоречиепомогло обозначить проблему исследования: как наиболее эффективно организовать процесс оценивания образовательных достижений учащихся в обучении иностранному языку, который во всей полноте охватывает результаты обучения, соответствует его целям и способам их реализации.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы данного исследования: «Технология «языкового портфеля» в обучении английскому языку».

Объектом исследованияявляется процесс формирование «языкового портфеля» обучающегося.

Предметом  исследованияявляется технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку.

Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что портфолио может стать эффективным инструментом оценивания образовательных достижений учащегося, если разработать модель портфолио, соответствующую специфике обучения и разрешающую противоречия, возникающие в традиционной системе оценивания, определить организационные этапы и механизмы реализации модели портфолио в образовательных учреждениях и муниципальных образовательных сетях и выявить условия, обеспечивающие эффективное введение и использование портфолио.

Цельюнашего исследования являетсяразработка и теоретическое обоснование модели портфолио, как инструмента оценивания образовательных достижений обучающегося.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:

    1. Изучить литературу и другие источники информации по теме исследования;

Обобщить мировой опыт использования портфолио и выделить аспекты, наиболее эффективные для оценивания образовательных достижений.

Определить специфику профильного обучения и разработать соответствующую ей модель портфолио.

Определить уровни и организационные механизмы реализации модели портфолио.

Экспериментально проверить эффективность применения предложенной технологии языкового портфеля на уроках иностранного языка.

Новизна данного исследования заключается в том, что технология языкового портфеля, в совокупности, позволяет выявить  условия в использовании портфолио,  которое  обеспечивает эффективное введение и отражает как текущие, так и итоговые достижения на продолжительном временном этапе.

Практическая значимость нашего исследованиязаключается в следующем:

    • обеспечение введения и использования портфолио в практике общеобразовательных учреждений;

применение накопленного материала на практике в работе с обучающимися;

репрезентативности и статистической значимости, а также воспроизводимости результатов в различных школах и регионах Российской Федерации.

Теоретической базой данного исследования являются положения, разработанные в научных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка, о педагогической инновации, модернизации содержания, форм и методов обучения, обновления понимания образовательного результатаТ.Г. Новиковой, Т.М. Бенькович, Н.Д. Гальсковой,  В.К Загвоздкина , Тряпицына Н.П., и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:

    • критический анализ и синтез научно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов;

педагогическое наблюдение;

социологические методы (анкетный опрос, интервьюирование);

педагогическое моделирование;

педагогический эксперимент.

Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов – практиков на проблему оценивание учащихся.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

В разных источниках можно найти различные определения понятия «оценивание»:

    1. Оценивание — это контроль качества образования.

Оценивание — это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание — это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

В каждой стране есть своя система оценивания. Например, 5- ти балльная в России. Так же существуют и более «растянутые» шкалы оценок: девяти, десяти, двенадцатибалльные, а в некоторых странах Африки — даже тридцати — и стобалльные системы. Однако такие растянутые системы, имея в виду немалую произвольность выставления даже обычной отметки, таят в себе опасность приблизительности и произвола.

Оценивание, как и все процессы, имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико–корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную.

Традиционная система оценивания неудобна тем, что малый разброс баллов затрудняет объективное оценивание, снижает стимулирующую роль отметки. А при много балловой системе учитель не может точно оценить ученика, возможно, он знает на 10 баллов, а его оценивают в 8 или менее.

Таким образом, на современном этапе обучения требуется новый подход к оцениванию результатов достижений обучающегося. Рассмотрим форму портфолио, как один из новых подходов к оцениванию достижений обучающегося.

В середине 80-х годов в зарубежной и отечественной лингвистике и лингводидактике укреплялся личностно-ориентированный подход к обучению. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников для того, чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений

Речь идет о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии эффективно помогает российский вариант европейского языкового портфеля, в основу которого положены такие документы Совета Европы, как Общеевропейские концепции владения иностранным языком, Европейский языковой портфель, который выполняет наряду с педагогической также и социальную функцию.

По мнению Н.Д. Гальсковой[3], языковой портфель – это документ, в котором ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками. Наиболее точное определение языкового портфеля находим у Н. Ф. Коряковцевой[10]. Языковой портфель понимается как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности обучающегося по овладению иностранным языком, дающий обучающемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений обучающегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах.

Итак, языковой портфель − это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящий из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье. В паспорте учащийся в краткой форме отражает свою коммуникативную и некоммуникативную компетенции. Речь идет обо всех неродных изучаемых им языках, экзаменах и результатах, межкультурных контактах. Портфель включает в себя следующие разделы:

    • Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои ближайшие родственники. (Где я учился/училась. Языки, которые я изучал (-ю) в школе. Пребывание за границей. Проекты. Языки обучения (билингвальное обучение).

Таблицы для самооценки (общеевропейская шкала шести уровней владения языками: А1-Выживание, А2-Допороговый. В1-Пороговый, В2-Пороговый продвинутый. С1-Высокий, С2-Владение в совершенстве, Коммуникативная компетенция.

В языковой биографии содержатся дескрипторы, то есть параметры, по которым уточняется и оценивается (как пользователем, так и учителем) уровень владения учащимся иностранным языком. Дескрипторы российского языкового портфеля применительно к разным видам речевой деятельности ориентированы по ситуации аутентичного межкультурного общения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В языковой биографии учащийся определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки. Он внимательно осваивает описание коммуникативных умений в листах самооценки, затем отмечает те коммуникативные умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть (в типах самооценки учащийся заполняет графы 1 и 3 по изучаемому языку). Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и недостатки и наметить путь устранения последних. (Он заполняет графу 2). В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы, выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т. п.), дома, на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады, дипломы, сертификаты, свидетельства), подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка. Отбор может проводиться в течение одного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные работы предваряются комментарием ученика о том, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы все комментарии ребенок выполнял на иностранном языке, начиная с одной — двух коротких фраз, постепенно расширяя и углубляя их). Если это сложно, то все свои рассуждения он делает на родном языке. Каждая работа также сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что − нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Разумеется, такая работа предусматривает аргументированное корректирование ошибок. Главное в такой работе — самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

«Языковой портфель» это реальный личностный образовательный продукт, позволяющий проследить прогресс в изучении английского языка, развивать индивидуальные языковые способности.

Структура «Портфолио» образовательных и личных достижений учащегося может быть следующей:

1)    Портфолио начинается  с титульного листа.

Титульный лист должен содержать:

    • фамилию, имя и отчество обучающегося,

дату его рождения,

даты начала и окончания сбора материалов и документов;

желательно наличие фотографии обучающегося;

возможно наличие сведений об основном месте учебы (название и номер общеобразовательного учреждения).

Структура портфолио конкретного обучающегося зависит от множества различных факторов. По характеру и структуре представленных в портфолио материалов выделяют следующие типы портфолио:

1)  Портфолио документов. Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере.

2)  Портфолио процесса. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающегося собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

3) Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения обучающегося по основным предметам школьной программы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями обучающегося, обосновывающими выбор представленных им работ.

На завершающей стадии оформления портфолио целесообразно создать единую опись документов, входящих в данный раздел портфолио.

Мы представляем вам «электронное портфолио» студентки нашего колледжа, так как практическая часть опытного исследования проводилась на базе ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» г. Ноябрьска, в коллективе 16 человек, под руководством учителя английского языка Клименко Н.Н.

Цель нашей работы — составить «Языковой портфель» и в процессе  разработки развить у обучающегося навык рефлексии по поводу проделанной работы.

Задачи, которые мы поставили в рамках темы научного исследования:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

    • определить специфику профильного обучения и разработать соответствующую ей модель портфолио;

отследить результативность выбранных уровней и организационных механизмов реализации модели портфолио;

проверить эффективность применения предложенной технологии языкового портфеля на уроках иностранного языка.

В ходе практического исследования перед нами лежали следующие задачи:

    • беседа с учителем английского языка по теме исследования;

разработка анкеты помогающая выявить востребованность языкового портфеля обучающихся;

проведение опроса обучающихся с помощью разработанной анкеты;

провести диагностику  разработки языкового портфеля;

проверить эффективность применения предложенной технологии языкового портфеля на уроках иностранного языка;

обработка результатов и выводы по теме исследования.

Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования: индивидуальные беседы, наблюдение, изучение документации по теме исследования, анкетирование обучающихся, которое помогло определить эффективность применения предложенной технологии.

В рамках разработки «языкового портфеля», были проведены следующие формы работы:

    1. При создании «Языкового Портфеля» проводились беседы с тремя сторонами: обучающийся, преподаватель и   родители.

Ознакомление с «Примерным положением о портфолио учащихся основной школы» (Приложение №1), со структурой  «Портфолио”    (Приложение№2) и   «Языкового Портфеля”.

Таким образом, портфолио, усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.
Систематическое поэтапное заполнение «языкового портфеля» реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.

Работа над созданием  «языкового портфеля» создала предпосылки для  совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.

1) Первой частью языкового портфеля (который может разрастись до размеров чемодана) является языковой паспорт учащегося.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

I этап – знакомство со структурой Языкового Портфеля. На этом этапе  получают вопросы для изучения и обсуждения. Мы целесообразно дали работу на дом и определили срок. В течение определенного  периода мы проводили консультации с участниками.

1) «Языковой паспорт» (языковые умения в соответствии с Европейскими компетенциями владения ИЯ; сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, свидетельствующих о прогрессе обучающихся в изучении ИЯ).

В ходе работы мы опросили обучающихся группы №721 и составили схему практического использования иностранного (английского) языка. (Приложение№ 3).

2) «Языковая биография» (уровни владения иностранными языками, карта самооценки четырёх видов речевой деятельности). Учащийся попытался оценить себя по шкале самооценки «Аудирование».

3) Досье. На этом этапе мы обсуждали, какие материалы можно включать в этот раздел, чтобы продемонстрировать реальный прогресс в изучении иностранных языков.

По окончании отведенного времени обучающиеся представили результаты своей работы над «языковым портфелем».

II этап — освоение содержания “Языкового портфеля”:

    • на этом этапе проходит процесс заполнение страниц Языкового Паспорта (может быть выполнено дома, учитель консультирует, если в этом возникнет необходимость);

работа с разделом «Европейская классификация уровней владения иностранным языком» проводится под руководством учителя. Изучаются требования в четырёх видах речевой деятельности на разных уровнях — от Waystage Level до Vantage Level (реально достижимые уровни в общеобразовательной школе), подключается работа с понятийным аппаратом.

III этап — работа со шкалой самооценки. При работе этот  вид работы вызвал наибольшие затруднения и у учителя, и у обучающегося. Так как  критерии самооценки не всегда ясны обучающимся, кроме того, они, как правило, не имеют идентичного опыта при изучении родного языка и других предметов, мы считаем полезным использовать для формирования у обучающегося умений самооценки «таблицы самооценки» по конкретным изучаемым темам.

Мы предлогаем следующую схему работы по формированию умений самооценки:

    • учитель обсуждает цели;

обучающиеся, работая, оценивают результаты своего труда. Учитель даёт свои комментарии. Обучающиеся сравнивают свою оценку с оценкой учителя, выясняют, насколько они совпадают и в чём причина несовпадений;

учитель предлагает ряд критериев, свидетельствующих о прогрессе в том или ином виде речевой деятельности; и совместно обсуждают критерии;

учитель индивидуально беседует с обучающимися, об их учебных успехах и проблемах.

обучающиеся делают письменный анализ по схеме

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Выяснив существующие проблемы, учащийся самостоятельно ставит промежуточные цели и разрабатывают стратегию их достижения;

    • учитель оказывает всестороннюю помощь в разработке стратегии;

обучающиеся дают самооценку своей познавательной деятельности, учитель даёт свои комментарии.

когда обучающиеся будут иметь определённый опыт в самоанализе, в качестве языкового эталона (критериев) им можно будет предложить шкалы самооценки в «языковом портфеле».

На первом этапе такая работа потребует много времени. Но это оправданные затраты. Используя такую стратегию, обучающийся научится:

    • определять уровень владения ИЯ в различных видах речевой деятельности, соотнося их с общеевропейскими уровнями;

ставить перед собой совершенно конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;

самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде речевой деятельности, опираясь на языковой эталон, представленный в языковом портфеле.

Реализация этих задач предполагает повышение статуса обучающегося в образовательном процессе, осознание им личной ответственности за результаты обучения. Важным для успешного продвижения обучающегося является то, что он может сравнить собственную оценку с оценкой учителя. Использование «языкового портфеля» призвано изменить привычные взаимоотношения обучающегося и учителя, делая их равноправными партнёрами и союзниками.

После апробации и на основании полученных статистических данных был сделан вывод, что подавляющее число студентов и учащихся положительно оценивают идею языкового портфеля, его структуру и содержание. По общему мнению преподавателей и учащихся, он повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учителями, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. Перспектива этого документа совершенно очевидна. Его использование самым естественным образом ставит ученика, его межкультурный и коммуникативный опыт во главу угла всего образовательного процесса.

Таким образом, концепция языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном обучении.

Список литературы:

Бенькович, Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений /Т.М. Бенькович ///Профильная школа. – 2005. – №2. – С.48-50.

Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество школьного образования. Каро, СПб, 2007.

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков//ИЯШ. 2006. — №5. — С. 6-11.

Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2006, с. 218)

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 3 – С.56-81

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Европейский языковой портфель для России. — М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2008.

Загвоздкин В.К.  Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. // Школьные технологии. – 2004.- № 3. – с.179-185

Зачесов Е. Это не ранец, это портфель! // Учительская газета. 2006.-  №26.-С. 3-5.

Ильина, И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников /И.В. Ильина, С.Н. Белова // Завуч. – 2006. – №8. – С.136-142.

Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки. – М.: АРКТИ, 2006. – 176с.

Лабазина Л.Н.Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам. // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 2.

Новикова Т. ,Прутченков А., Пинская М.  Портфолио в Российской школе. // Народное образование. – 2005.- №1. – с.84-97

Новикова Т. Зарубежный опыт использования портфолио. // Народное образование. – 2005.- № 9. – с.151-154

Новикова Т. Оценивание с помощью портфолио.// Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал.-2006.-№7.-С. 137-141.

Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. — 2004. — № 5. – с. 56 – 59.

Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. — 2004. — № 5. – с. 56 – 59.

Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений — «портфолио»// Директор школы.-2004. — № 7.- с. 45 – 48.

Петрова О.В. Портфолио как форма мониторинга развития школьника.//Классный руководитель: Научно-медотический журнал.-2007.- №2.- С.34-42.

Подласый И.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 2006. – С. 245

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Полат Е.С. Портфель ученика//ИЯШ. 2008. — №1.-  С. 22-27.

Поляков О.Г.Самоконтроль в обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. – 2005. – №7.

Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Ролевая игра «Портфолио, или папка личных достижений ученика». // Методист. – 2005. — №2. – с.11-20

Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. – С-П, 2002.

Шитикова О.И. Положение о портфолио достижений учащихся. // Практика административной работы школы. – 2006.- № 2 .– с.14-17

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. — М.: Филома­тис, 2008. —с188.

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

463

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке