Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «<оевые действия быстроходных вспомогательных крейсеров по опыту Испано-Американской войны"

В САСШ впервые задумались о возможности вооружения пароходов в 1893 году, когда началась гражданская война в Бразилии. Прави­тельство этой латиноамериканской страны оказалось в щекотливой ситуации: весь флот восстал против армии, а чтобы его уничтожить нужен был только флот. Из-за чего, не без помощи САСШ, Бразилия приобрела в Америке восемь неплохих пароходов, превра­щенных во вспомогательные крейсера [1].

Помощь в написании статьи

Подобное пополнение проявило себя далеко не с лучшей стороны. В наспех набранных командах на­ходилось немало людей, которые легко вербовались противником и при каждом удобном случае пытались навредить: поломки на крейсе­рах, особенно в машинах, следовали одна за другой.

Лишь очень немногие из экипажа могли обращаться с оружием, а хотя на нескольких крейсерах стояли минные аппараты, на них не было ни одного человека, способного из них стрелять [1, стр. 45].

Только после проведения изрядной «чистки» личного состава, и доукомплектации надежными людьми, пароходы, наконец, приобрели хоть какую-то боевую ценность. Эти недочеты и промахи были известны в САСШ, но как показал опыт войны с Испанией, всерьез их никто не воспринял, и на деле можно было увидеть повторение все тех же недостатков.

В 1895 году, уже для своего флота, правительство САСШ раз­местило заказы на артиллерию для ряда пароходов, которые в случае военных действий предполагалось быстро вооружить [2].

Возможность мобилизации частных яхт планами не предусматривалось, о чем с началом войны Соединенным Штатам пришлось пожалеть.

С началом войны, американский флот попал в специфическую ситуацию: он превосходил испанцев по всем параметрам кроме одного — номинальная скорость эскадры Серверы была такая, что догнать ее могли лишь немногие корабли американцев. К счастью в коммерческом флоте находилось четыре быстроходных парохода, которые с началом войны почти сразу же были приобретены для нужд флота.

Уже в апреле новоиспеченные крейсера покинули Нью-Йорк, где проходило их переоборудование, и отбыли к районам патрулирования, определенным в Морском Департаменте.

«Harvard», покинувший Нью-Йорк 30 апреля, был направлен на Мартинику для поиска эскадры Серверы. С этой же целью «St Louis» днем раньше отправился к Гваделупе [14, р. 440—441]. Пароходы должны были крейсировать по меридиану в 80-ти милях восточней остро­вов, раз в день встречаясь посередине и сносясь между собой. В случае обнаружения противника, один из крейсеров должен был пол­ным ходом направиться к ближайшему телеграфу и поставить в из­вестность Вашингтон и адмирала, находившегося в это время у Пуэр­то Рико [6 с. 59].

12 мая эскадра Серверы была замечена в четырех милях от Диа­монт Рок (отдельно лежащий остров к югу от Мартиники). Но днем раньше, 11 мая крейсер «Harvard», из-за неполадок в машине, вы­нужден был зайти в Сен Пьер. Полагая, что в порту всегда находит­ся какие-нибудь американские пароходы, Сервера для демонстрации в ночь на 12-е отправил к Сен Пьеру эсминец «Terror». «Шутка» ока­залась как нельзя более кстати. Полагая, что и вся эскадра нахо­дится поблизости, «Harvard», по ошибке капитана, оказался на нес­колько дней добровольно заблокированным в порту [14, p. 440]. Ма­ло того, 15 мая (когда Сервера был уже далеко в море), с Мартини­ки пришло телеграфное сообщение, что в виду острова находятся ис­панские крейсера «Cardinal Cisneros», «Principe de Asturias» и «Cataluna», на самом деле, еще недостроенные, мирно стоявшие у своих заводов [5, с. 21].

До сих пор остается непонятным из-за чего командир крейсера «Harvard» не попытался пойти на прорыв, и оторвавшись от испанского эсминца проследовать за Серверой для выяснения его намере­ний. Американский военно-морской историк А.Т. Мехен объяснил это слабостью вооружения крейсера и превосходством эсминца в скорос­ти, хотя несколько недель спустя, когда «Terror» ушел к Пуэрто Рико, он был вынужден 22 июня у Сан Хуана вступить в бой с нахо­дившимся там в дозоре почти однотипным c «Harvard’ом» крейсером «St Paul». Итог стычки известен: получив серьезные повреждения, испанский эсминец до конца войны остался в Сан Хуане [10, р. 167]. Но, так или иначе, а с задачей крейсера не справились и, прой­дя Мартинику, Сервера снова скрылся.

Морской Департамент узнал о появлении испанцев у Мартиники лишь 13 мая (с 36 часовым опозданием) и как следствие совершил очередную рокировку своими быстроходными разведчиками [6, с. 67].

«Yale», находившийся с 1 по 13 мая у Пуэрто Рико, посылают к острову Св. Фомы [14, р. 441], где он должен был пополнить запас угля и ждать дальнейших распоряжений. Аналогичный приказ отдали и «Harvard’у».

Крейсер «St Paul», находившийся до 14 мая на Гемптонском рейде при Летучем отряде Шлея, отправили в Ки Уэст. Параллельно по телеграфу был дан приказ, чтобы там приготовились к его бунке­ровке. Спустя всего четыре дня, 18 мая, крейсер не только преодо­лел 1000-мильное расстояние, отделяющее Гемптонский рейд от Ки Уэста, но и уже принял полный запас угля, ожидая дальнейших распоря­жжений [6, с. 79].

15 мая Семпсон получает депешу, которая, однако, не содержала точных сведений о положении противника, но он решил дать приказ «Harvard’у» и «Yale» выйти в море. Первый должен был идти к про­ливу Мона (на случай если Сервера попытается прорваться к Пуэрто Рико), а второй присоединиться к «St Paul’ю» [6, с. 77].

Но вскоре планы опять поменялись: Серверу видели у Кюрасао и американцы решили послать в залив Венесуэлла «St Paul» и «Har­vard» в сопровождении быстроходного крейсера «Minneapolis». В случае обнаружения Серверы, один из крейсеров должен был немед­ленно через ближайшую телеграфную станцию связаться с Вашингто­ном, а два других последовать за испанцами до тех пор, пока не станут явными их намерения.

Но приказ остался невыполненным: «Minneapolis» вынуж­ден был зайти на остров Св. Фомы для бункеровки угля, «Harvard» получил приказ с опозданием, а отправка «St Paul’а» была отложена из-за того, что 18-го в 16 часов в Ки Уэст возвратился адмирал Семпсон. В тот же вечер «St Paul» по его приказу отправили в до­зор у мыса Гаити. Позднее к нему присоединился «Yale», а «Har­vard» направили к Пуэрто Рико [6, с. 79].

Но особое задание ждало крейсер «St Louis».

Еще находясь в дозоре у острова Гваделупа, в кают-компании крейсера как-то зашел спор о возможности перерезки испанских те­леграфных кабелей, проложенных по дну моря. И тогда выяснилось, что старший офицер крейсера Сигрев до войны занимался их проклад­кой. Ему удалось убедить офицеров в реальности подобного предпри­ятия. Тогда командир корабля, капитан Гудрич телеграфировал из Гваделупы Морскому Департаменту и начальнику эскадры с просьбой разрешить «St Louis’у» предпринять такую акцию. Ему дали «добро» и уже 13 мая крейсер ушел на соединение с эскадрой к острову Св. Фомы. В тот же день, с помощью самодельного трала, он предпринял удачную попытку по перерезке кабеля Сан Хуан — остров Св. Фомы. Правда, при этом пришлось идти совсем рядом с берегом, на расстоя­нии всего 8 миль от Сан Хуана [8].

Надо сказать, что адмирал Семпсон сам уже давно размышлял над возможностью подобной акции, и даже как-то раз заявил, что любой уважающий себя флот должен иметь в своем составе специали­зированное судно для перерезки кабелей. Им же по всей вероятности был отдан приказ по проведению операции по уничтожению телеграф­ного сообщения Сьенфуэгоса.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

11 мая, примерно в 7 утра, к Сьенфуэгосу подошли крейсер «Marblehead», канонерка «Neshville» и шхуна «Windom». Ими сначала была сделана попытка отыскать кабель на дне, но после нескольких неудач, с кораблей на берег выбросили десант для захвата телег­рафной станции. Подошедшие вскоре испанские регулярные части без особого труда сбросили высадившихся в воду. Тогда корабли немного отошли и начали обстрел берега, стараясь попасть в станцию и близлежащий маяк. Ими было выпущено около 800 снарядов, до осно­вания разрушивших как станцию, так и маяк. Но телеграфный аппарат почти не пострадал, и вскоре линия снова начала действовать [4, с. 167].

Эта неудача окончательно убедила Семпсона в необходимости отрядить для перерезки кабелей специальное судно, а после удачной акции 13 мая, он придал для помощи «St Louis’у» вооруженный паро­ход «Wompatuck», малая осадка которого могла помочь ближе подойти к берегу, а значит с большей вероятностью подсечь кабель.

16 мая обеими кораблями была сделана попытка перерезать ка­бель Сантьяго — Сьенфуэгос. В этот день, в 9 часов вечера «Wompa­tuck» подошел к Форту Морро и начал тральные работы. По-видимому, привлеченные шумом, испанцы выслали сторожевую лодку, и пароходу пришлось удалиться. Лишь после 14-й попытки, около 5 утра, подой­дя почти на 10 кабельтовых к берегу, «St Louis’у» удалось, наконец, подсечь кабель. При этом кораблям в течение примерно 40 минут пришлось находиться под обстрелом испанцев. К счастью шестидюймо­вое орудие на батарее Сокапа к тому времени еще только устанавли­валось (было готово лишь на следующий день), и корабли не получи­ли никаких повреждений [8]. Кусок этого кабеля 24 мая был достав­лен в Ки Уэст «Wompatuck’oм» [5, с. 25].

На следующий день, 19 мая пароходы занялись поиском кабеля Гуантанамо — Гаити, но были отогнаны испанской канонеркой, кото­рой помогала небольшая пушка на берегу. Задание удалось выполнить лишь 20-го [8].

Несмотря на удачные акции, экипажи кораблей ждало крупное разочарование. Дело в том, что 19 мая в Сантьяго пришел Сервера. Позднее капитан Гудрич вспоминал, что он был поражен сознанием того, что еще немного и крейсер встретился бы с испанцами. Ведь весь день 19 мая «St Louis» находился в каких-то 50 милях от про­тивника, которого искали по всему Карибскому морю. Заметь он тог­да Серверу и быстро донеси об этом, много неприятностей удалось бы избежать [6, с. 92].

22 мая была сделана еще одна попытка перерезки телеграфного кабеля, на сей раз у Понсе (Пуэрто Рико), но дно здесь оказалось настолько неровным, что кабель найти так и не удалось. После этой неудачи интерес к подобным акциям пропал и «St Louis» присоеди­нился к эскадре [8].

Несмотря на значительные силы, находившиеся в дозорах, аме­риканцы имели о передвижениях испанцев весьма смутное представле­ние. Серверу ожидали у Нью-Йорка, у Пуэрто Рико, у Гаваны и, фак­тически, разведчики Семпсона прозевали испанцев [3, с. 49].

О прибытии Серверы в Сантьяго американцы узнали лишь через несколько дней из восторженных откликов испанских газет. И почти сразу же Семпсон направляет все четыре крейсера в сопровож­дении «Minneapolis’a» под Сантьяго [6, с. 93].

В двадцатых числах мая к Сантьяго подошли «St Paul» и «Ya­le», на следующий день к ним присоединился «Harvard» и лишь 26-го вечером подошел «St Louis». К этому времени «Harvard» с депешами отослали к Сьенфуэгосу и присоединился к отряду рано утром 27-го [6, с. 93]. А уже 25 мая крейсер «St Paul» захватил идущий в Сантьяго английский угольщик «Restormel» с 2400 тоннами угля. Этот пароход был отправлен из Пуэрто Рико к Кюрасао, но прибыл туда лишь два дня спустя после ухода Серверы, и был вынужден идти вдогонку за эскадрой.

Сантьяго с самого начала не был готов к приему эскадры, и по­тому потеря угольщика была для испанцев очень болезненна, ведь в городе находилось всего 2300 тонн кардифского угля [6, с. 94]. Кстати, этим же фактом можно частично объяснить и недоверие к из­вестию, что Сервера находится в Сантьяго. Находившийся в дозоре перед Сьенфуэгосом коммондор Шлей, вообще данное сообщение первое время считал дезинформацией. Даже 29 мая, когда «St Paul» оконча­тельно установил, что испанцы в Сантьяго [14, р. 440], Шлей по-прежнему полагал, что Сервера приняв уголь, пойдет к Сьенфуэго­су. Крейсеру «Yale» даже было дано задание в случае выхода испан­цев срочно поставить в известие Летучую эскадру. И лишь 1 июня, когда к городу подошла эскадра Семпсона, стало ясно, что Сервера останется в Сантьяго [6, с. 95].

Крейсера оставались там до начала июня, когда необходимость в быстроходных разведчиках отпала. 7 июня «Harvard» при­шел в Ньюпорт Ньюс, доставляя депеши и возвратился на Кубу лишь в конце месяца, уже с войсками. «St Louis» 7 июня принял участие в набеге на Гуантанамо, а позднее, 22 июня, в высадке десанта у Дайкири. «Yale» тоже использовался при захвате Гуантанамо, а вскоре он отправился с войсками на Пуэрто Рико. «St Paul» также ушел к Пуэрто Рико, но 26 июня от Сан Хуана был направлен на Ти­хий океан. Прибыв в Ганолулу 6 августа, он впоследствии принял участие в захвате Гавайских островов [14, р. 441].

3 июля, когда Сервера пошел на прорыв, у Сантьяго в блокад­ном дозоре осталось лишь два крейсера. Помощи в бою они почти не оказали, зато участвовали в спасении испанских моряков. А после боя, на борту «St Louis’а» и «Harvard’а» разместились пленные офицеры. 5 июля, на «St. Louis’е», в Америку отбыл адмирал Серве­ра [4, с. 223].

После разгрома Серверы Морской департамент принял решение об использовании быстроходных вспомогательных крейсеров до конца войны как транспорты для войск. С 10 июля новую профессию получил «Harvard», с 21 июля «Yale», и примерно в это же время «St Louis» [14, р. 440—441].

Таким образом, опыт ведения боевых действий быстроходными вооруженными лайнерами показал:

    1. Необходимо постоянно и методически обучать как личный, так и командный состав ведению боевых действий в случае войны;

Уже в мирное время следует разработать план возможной мо­билизации в случае военных действий, и надлежащим образом следить за их состоянием, там где того требуется поощряя владельцев субсидиями [2, с. 835];

Своевременно позаботиться о вооружении возможных вспомо­гательных крейсеров;

Строительство безбронных крейсеров можно прекратить, так как вспомогательные крейсера с успехом справляются с их задачами (вывод лейтенанта Кладо сделан на основе анализа различных тео­рий, появившихся в то время [2, с. 945—946]).

Список литературы:

Вильсон Х.У. Броненосцы в бою. Очерк военно-морских дейс­твий / Пер. с англ. — СПб.: Типография Морского министерства при Главном Адмиралтействе, 1897. — Т. 2. — 386 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Военные флоты и морская справочная книжка на 1899 год / Под ред. Е.И.В. Вел. Кн. Александра Михайловича. — СПб.: Типогра­фия Э.Гоппе, 1899. — 1154 с.

Ермолов Н.С. Испано-американская война. Отчет командиро­ванного по Высочайшему повелению к американским войскам… — СПб.: Экономическая типо-литография, 1899. — 176 с.

Жилинский Я.Г. Испано-американская война. Отчет команди­рованного по Высочайшему повелению к испанским войскам… — СПб.: Экономическая типо-литография, 1899. — 260 с.

Испано-американская война. Дневник войны. // Морской сборник. — 1898.

Мехен А. Т. Испано-американская война: стратегический раз­бор действий на море: пер. с англ. — СПб.: Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1899. — 107 с.

Обручев Н.А. Смешанные морские экспедиции. — СПб.: Типография Морского Министерства в Главном Адмирал­тействе, 1900. — 225 с.

Операции по перерезке кабелей, произведенные американцами во время войны с Испанией. // Морской сборник. — 1900. — № 12.

Aguilera A. Buques de la Armada Espanola. Cronicas y Da­tos del 1885 al Presente. — Madrid, 1968. — 242 p.

Conwey’s All the World’s Fighting Ships 1860—1905. — London : Conwey Maritime Press Ltd, 1979. — 422 p.

Some Details of the Battle and Ships Involved at Maza­nillo, Cuba in the Spanish-American War of 1898. // Warship In­ternational. — 1977. — № 3. — Р. 264—265.

Spanish Auxilary Cruisers of 1898 // Warship Internatio­nal. — 1970. — № 1. — Р. 88.

The Spanish Navy of 1898. Part 2. // Warship Internatio­nal. —1980. —№ 2. — Р. 110—120.

US Torpedo-Boats and Auxilary Cruisers of 1898. // Wars­hip International. — 1972. — № 4. — Р. 439—442.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

685

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке