Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчет на тему «Прохождение учебной практики в прокуратуре Ленинского района г. Астрахань»

В состав Российского государства Астраханское ханство вошло еще во времена Ивана IV Грозного, но важнейшие вехи в истории края связаны с именем Петра Великого. 22 ноября 1717 года царь-реформатор создал своим указом Астраханскую губернию, территория которой ранее входила в состав губернии Казанской. А пять лет спустя, в год создания Российской прокуратуры, Петр Первый прибыл в Астрахань лично для подготовки Персидского похода.

Введение
Глава 1. Общие сведения о прокуратуре
1.1. История прокуратуры Астраханской области
1.2. Цели, задачи деятельности и компетенция прокуратуры Ленинского района г. Астрахань
1.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
1.4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ
1.5. Система и правовая основа организации прокуратуры РФ
Глава 2. Анализ проделанной работы в период практики
Заключение
Список использованных источников

Введение

Целью учебно-ознакомительной практики было получение базовых навыков и представлений о работе районной прокуратуры.

Для достижения данной цели необходимо решить  следующие задачи:

1. Ознакомиться со структурой и основными принципами организации и работы прокуратуры, уяснить систему служебного подчинения и порядок распределения обязанностей между работниками прокуратуры.

2. Изучить основы делопроизводства и отчетности, их специфику.

3. Усвоить систему и назначение имеющихся в прокуратуре нарядов, регистрационных и контрольных карточек, книг, журналов.

4. Изучить систему планирования работы прокуратуры, а также контроля исполнения заданий, плановых мероприятий и т. д..

5. Ознакомиться с деятельностью следователя и помощника прокурора.

6. С разрешения руководителя практики присутствовать при приеме граждан, производстве отдельных следственных действий, оказывать техническую помощь в составлении протоколов следственных действий, актов прокурорского реагирования.

7. Уяснить содержание работы по основным направлениям деятельности прокуратуры:

  • надзору за исполнением законов местными органами власти и управления, должностными лицами и гражданами; законностью правовых актов;
  • надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзору за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения;
  • надзору за законностью судебных постановлений по уголовным, гражданским и арбитражным делам.

Глава 1. Общие сведения о прокуратуре

1.1. История прокуратуры Астраханской области .

В состав Российского государства Астраханское ханство вошло еще во времена Ивана IV Грозного, но важнейшие вехи в истории края связаны с именем Петра Великого. 22 ноября 1717 года царь-реформатор создал своим указом Астраханскую губернию, территория которой ранее входила в состав губернии Казанской. А пять лет спустя, в год создания Российской прокуратуры, Петр Первый прибыл в Астрахань лично для подготовки Персидского похода.

В необходимости и своевременности создания «ока государева» император убедился с первых же дней, когда на его имя хлынул со всех губерний поток прошений, челобитных и жалоб на произвол местной администрации. Многие из них так и осели без ответа в архивах канцелярии, но на некоторые царь дал собственноручный ответ. А в дальнейшем именно прокурорам на местах было поручено надзирать за соблюдением законов чиновниками, в том числе и самого высшего ранга. В архивах сохранилось свидетельство того, как астраханский прокурор докладывал генерал-прокурору, что губернатор В. Н. Татищев незаконно выдал персидскому послу тысячу рублей казенных денег.

В 1780 году Астраханская губернская прокуратура состояла из прокурора и двух стряпчих по уголовным и казенным делам. А введение института мировых судей в ходе судебной реформы 60-70-х годов ХIХ в. создало в губернии интересную ситуацию: вместе сосуществовали два прокурора — «дореформенный» Астраханский губернский прокурор и прокурор Астраханского окружного суда, чья должность вводилась судебной реформой. Их функции были одинаковы: надзор за соблюдением законов учреждениями, должностными лицами и населением. Эта неувязка была разрешена лишь в 1894 г., когда должность Астраханского губернского прокурора была упразднена.

Административный термин «Астраханская область» впервые возник в 1785 г., когда она была выделена наряду с Кавказской областью в составе «Кавказского наместничества». Однако уже в 1802 году Астраханской земле был возвращен статус губернии.

После революции и образования СССР в 1928 году был образован Астраханский округ (иначе «межрайон»), который в 30-40-х годах ХХ века входил последовательно в Нижне-Волжский, а затем в Сталинградский край. Прокурорский надзор на этой территории осуществлялся прокуратурой Астраханского округа, входившей в состав Сталинградской областной прокуратуры.

Указом Президиума Верховного Совета СССР «803/1 от 27 декабря 1943 г. была вновь восстановлена Астраханская область как самостоятельная административно-территориальная единица в составе РСФСР. Тогда-то и была образована прокуратура Астраханской области в ее нынешнем статусе.

Конституцией России 1993 года Астраханская область признана полноправным субъектом Федерации, и сегодня этот важнейший форпост на юге страны играет все более значительную роль в Прикаспийском регионе. Здесь пересекаются Каспийские морские и Волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России, а также проходит кратчайший путь, связывающий Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном.

За соблюдением законности на территории этого стратегически важного региона на юге страны надзирает прокуратура Астраханской области. Сегодня в ее состав входят 17 территориальных прокуратур и 2 специализированные:  Аксарайская прокуратура по надзору за соблюдением законов на Аксарайском газоконденсатном комплексе, прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В органах прокуратуры Астраханской области работают 269 человек.

Современная Астрахань, город более чем 120 наций и народностей — крупнейший промышленный и культурный центр, где сплелось множество культур и архитектурных стилей. Сохранившиеся исторические здания, особый архитектурный рисунок города превращают его в музей под открытым небом. В одном из красивых мест Астрахани — на берегу одного из многочисленными каналов этой «Южной Венеции», возле Храма св. князя Владимира — памятника истории и архитектуры XIX века, расположено здание прокуратуры области.

Но все же прокуратура — это, прежде всего, люди, посвятившие свою жизнь служению закону. Именно их судьбами написаны лучшие страницы истории Астраханской прокуратуры.

Первым областным прокурором в 1944 году был назначен Михаил Маратович Кругликов, работавший до этого в Верховном суде РСФСР.

1.2. Цели, задачи деятельности и компетенция прокуратуры Ленинского района г. Астрахань

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

  • обеспечение верховенства закона;
  • обеспечение единства и укрепления законности;
  • обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры:

  • прокурорский надзор  (пять основных направлений или отраслей);
  • уголовное преследование;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях. В условиях все более возрастающего уровня преступности , ухудшения её криминогенной характеристики, широкого распространения организованной и коррумпированной преступности важное значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки сообщений и заявлений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях.

1.3. Принципы  организации и деятельности прокуратуры РФ.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности:

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее — прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой  единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение о том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Независимость прокуратуры от местных органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности. В Законе говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.

Конечно же, нельзя забывать и о принципе законности, сформулированном в статьях Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории РФ и, конечно же, международными и межгосударственными договорами.

1.4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

1.5. Система и правовая основа организации прокуратуры РФ

Система прокуратуры РФ — возглавляемая Генеральным прокурором РФ единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности России, построенная на единых принципах, с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления государства.

Система прокуратуры закреплена в ст. 11 Закона «О прокуратуре» и делится на территориальные и специализированные прокуратуры.

Возглавляет систему прокуратуры Генеральная прокуратура РФ, в состав в которой входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему органов военной прокуратуры.

К территориальным прокуратурам относятся:

  1. Прокуратуры субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов).
  2. Прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры (межрайонные).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур и подразделяются на военные и иные специализированные прокуратуры.

Военные прокуратуры:

  1. Главная военная прокуратура.
  2. Прокуратуры военных округов, флотов, групп войск, армий, флотилий.
  3. Прокуратуры соединений, гарнизонов.

Иные специализированные прокуратуры: природоохранные; по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах и в закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО); по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях; иные специализированные прокуратуры.

Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 г. № 23 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах» транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов РФ, были ликвидированы, а их полномочия переданы территориальным прокуратурам.

Транспортные прокуратуры (на правах районных и городских) подчинены территориальным прокуратурам субъектов РФ и осуществляют надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах в соответствии с ранее установленной компетенцией.

В систему прокуратуры также входят Следственный комитет при прокуратуре РФ, научные и образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Академии Генеральной прокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий прокуратуры (журнал «Законность»).

Создание и деятельность на территории РФ органов и учреждений прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона «О прокуратуре»).

Правовую основу организации прокуратуры составляют:

  • Закон «О прокуратуре РФ» (раздел II).
  • Указ Президента РФ от 01.08.2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ».
  • Приказ Генерального прокурора РФ от 30.03.2001 г. № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях».
  • Приказ Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 г. № 2 «Об утверждении Приказ Генерального прокурора РФ от 21.03.2003 г. № 57 «Об утверждении Регламента главной Военной прокуратуры».
  • Приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».
  • Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.1998 г. № 93 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ» (с изм. От 21.10.2003 г.).
  • Приказ Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах».
  • Положение «Об отделах Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах», утв. Генеральной прокуратурой РФ 02.09.2002 г..
  • Приказ Генерального прокурора РФ от 21.10.1996 г. № 57 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» и др.

Вместе с тем в конце 2001 г. Генеральный прокурор России рекомендовал нижестоящим прокурорам рассмотреть вопрос о необходимости дальнейшего функционирования городских прокуратур в городах с районным делением.
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры.

Основными должностными лицами в органах прокуратуры являются прокуроры, их помощники и следователи. К кандидатам на эти должности предъявляются следующие требования: они должны быть гражданами РФ, иметь высшее юридическое образование, достичь определенного возраста (прокурором района не может быть лицо моложе 25 лет) и иметь опыт работы (прокуроры среднего звена должны иметь опыт прокурорской деятельности не менее пяти лет). Это вызвано тем, что прокурорам доверяется выполнение ответственных действий и принятие важных решений (принесение протеста или представления, возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении, санкционирование ареста или обыска, продление срока содержания под стражей арестованного и т. д.).

В период прохождения практики я:

Ознакомилась с Приказами Генерального Прокурора (№ 39 «О едином учете преступлений», №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», №136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», №200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ»), информационными письмами Генеральной прокуратуры (от 14.01.09 о практике исполнения п. 2.2 приказа Генерального прокурора РФ от 27.11.07 №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»), поступившими в Прокуратуру Ленинского района для изучения.

  • составляла сопроводительные письма;
  • заносила жалобы граждан в отчетную ведомость;
  • согласовывала постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с отказными материалами;
  • работала с документацией в канцелярии;
  • присутствовала при опросе свидетелей, проходимых по делу о краже;
  • изучала материалы различных дел;
  • выполняла иные поручения руководителя практики.

Заключение

За время прохождения практики я была ознакомлена с основными разделами и направлениями деятельности Ленинской прокуратуры: общей организацией работы и основами делопроизводства с методикой надзора за исполнением законов органами прокуратуры; методикой надзора за исполнением законов и законностью правовых актов; организацией работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении дел.

Мною было изучено планирование работы в Ленинской прокуратуре, распределение обязанностей между прокурором, его заместителями и помощниками прокурора; порядок осуществления приема посетителей; характер и формы взаимодействия природоохранной  прокуратуры с правоохранительными и другими органами власти и управления.

В ходе прохождения практики изучила  материалы проверок, планы проведения данных проверок, справки о результатах проверок и акты прокурорского реагирования.

Считаю, что программу практики выполнила, получила необходимые практические навыки и закрепила полученные теоретические знания. Поэтому цель практики считаю достигнутой.

Список использованных источников

1. ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 №2202-1
2. Конституция РФ.М.: «Эксмо»
3. Положение «Об отделах Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах», утв. Генеральной прокуратурой РФ 02.09.2002 г..
4. Приказ Генерального прокурора РФ от 21.10.1996 г. № 57 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» и др.
5. Приказ Генерального прокурора РФ от 30.03.2001 г. № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях».
6. Приказ Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 г. № 2 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры РФ».
7. Приказ Генерального прокурора РФ от 21.03.2003 г. № 57 «Об утверждении Регламента главной Военной прокуратуры».
8. Приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».
9. Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.1998 г. № 93 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ» (с изм. От 21.10.2003 г.).
10. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах».
11. Указ Президента РФ от 01.08.2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ»
12. Прокурорский надзор: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г. П. Химичевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2001. – с. 382

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1289

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке