Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчет по научно-исследовательской практике на тему «Экономика и управление народным хозяйством»

Пример отчета по научно-исследовательской практике магистранта 2 курса кафедры экономики Частного института управления и предпринимательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Основная часть программы практики
1.1 Методология научного исследования
1.2 Характеристика отрасли строительства Республики Беларусь
1.3 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отрасли строительства Республики Беларусь
1.4 Анализ статистических данных и аналитических материалов, отражающих развитие строительной отрасли Республики Беларусь
Глава 2. Индивидуальное задание
2.1. Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства
Заключение
Список использованных источников

Введение

Целью научно-исследовательской практики является закрепление и углубление теоретической подготовки магистранта и изучение им  современных подходов к методологии экономического исследования, в том числе структуры и порядка выполнения квалификационной диссертационной работы.

Задачи практики:

  1. Закрепление знаний, умений, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин, освоение образовательных (в том числе инновационных) технологий;
  2. Расширение и углубление знаний и умений на основе самостоятельного изучения научной, научно-методической литературы, информационно-аналитических материалов, статистических и нормативно-правовых источников, а также результатов собственных исследований;
  3. Развитие личностных качеств магистрантов, определяемых общими целями образовательной программы магистратуры, в том числе коммуникативности и ответственности, позволяющих решать социально-профессиональные, организационно-управленческие и воспитательные задачи; приобретение профессиональной компетентности и применение современных методов и подходов к самостоятельному экономическому исследованию и прогнозированию.

Строительная отрасль Республики Беларусь занимает одно из ведущих мест в экономике страны. Это многопрофильная и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Основные усилия ученых отрасли направлены на решение важнейших проблем строительного производства – снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества. В процессе строительства формируется материальный базис функционирования всех остальных отраслей экономики – производственные здания и сооружения, дороги, здания общественного назначения. Однако и динамика других отраслей экономики влияет на объемы строительства.

Основной стратегической задачей предприятий строительной отрасли является экспорт товаров и услуг.

Глава 1. Основная часть программы практики

1.1 Методология научного исследования

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Объект методологии – процесс научного исследования в его целостности.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Методологический подход – это методологическое направление, методологическая позиция, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения.

Методологические подходы:

Религиозный подход считает высшей ценностью движение человека к Богу, спасение Души;

Всемирный признает высшей ценностью получение материальных благ;

Локальный – высшей ценностью является долголетие человека;

Системный подход – это подход, при котором любой объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь;

Гуманистический подход – оптимистический взгляд на природу человека;

Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии;

Сциентистский подход – общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром;

Холистический подход – базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного. Концепция целостности всего сущего – это ключевая концепция холизма;

Синергетический подход – совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем;

Герменевтический подход – это теория понимания, постижения смысла;

Антропологический подход – это подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого;

Феноменологический подход – это взгляд, в соответствии с которым социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды;

Эзотерический подход – это комплекс наук и учений, изучающих скрытую сторону существования человека и окружающего его мира;

Метод научного исследования – это система принципов, правил, приёмов и требований, которыми следует руководствоваться в процессе исследования.

Практические методы научного познания: наблюдение, измерение и эксперимент.

Логические методы: доказательство, опровержение, подтверждение, возражение, интерпретация, объяснение, оправдание.

Эвристические методы: метод «мозгового штурма», метод коллективного поиска оригинальных идей, метод эвристических вопросов, метод свободных ассоциаций, метод инверсии, метод эмпатии.

Экономическая теория – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Научные методы экономических исследований:

Научный метод экономического исследования – это способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании объекта.

Научные логические методы экономического исследования разделяют на количественные и качественные.

Количественный метод базируется на использовании измеряемых величин, как правило, выраженных в виде чисел;

Качественный метод экономического анализа основан на словесном описании, интерпретации, истолковании и объяснении свойств изучаемого объекта.

Эмпирические методы экономического исследования: экономическое наблюдение и экономический эксперимент.

Теоретические методы:

Экономический анализ – это разъединение в экономическом познании фрагментов какого-либо целого на его составные части;

Экономический синтез – это объединение в нечто единое целое частей, свойств, элементов, выделенных посредством экономического анализа;

Экономическая аналогия;

Экономическое моделирование – это разработка моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание аналогов, воспроизводящих те или иные стороны хозяйственной деятельности человека;

Экономическая индукция основана на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям;

Экономическая дедукция основана на переходе от общих, уже доказанных утверждений относительно экономических теорий или фактов к более частным выводам и положениям;

Экономическая интерпретация;

Формализация экономического знания;

Исторический метод в экономическом исследовании основан на изучении хозяйственных процессов или объектов в хронологически последовательных фазах их существования;

Эволюционный метод;

Статистический метод – важнейший метод экономической науки, широко используемый в различных исследованиях хозяйственных процессов;

Экономическая статистика – это раздел статистики, обеспечивающий государство и гражданское общество информацией о цифровых параметрах развития экономики и связанных с ней социальных процессов.

Метод моделирования;

Математический метод – важнейший метод экономической науки, получивший своё фундаментальное развитие, начиная с середины XIX века.

Метод экономико-математического моделирования позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

В процессе использования экономико-математических методов в экономическом анализе осуществляется построение и изучение экономико-математических моделей, описывающих влияние отдельных факторов на обобщающие экономические показатели деятельности организаций.

Формализация – это гносеологический метод, основанный на выявлении и фиксации формальной структуры исследуемого процесса или явления, а также приписывающий содержательным элементам процесса (или явления) некоторые абстрактные символы и значения; результатом процесса формализации является создание формализованной модели процесса или явления, позволяющей получить об этом процессе или явлении новое знание и информацию.

Важным достоинством процесса формализации является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем (через оперирование знаками, формулами) без непосредственного обращения к этому объекту. Здесь отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях объектов.

Важнейшей составной частью формализации является ее символизация, которую можно определить как разработку системы определенных условных обозначений в рамках создания искусственного языка науки. Символизация традиционно начинается с применения специальных научных терминов, которые постепенно заменяются определенными символами, а символы, группируясь и комбинируясь друг с другом, превращаются в искусственный, специальный язык науки, понятный лишь данной группе исследователей.

Математизация – это специфический метод формализации научного и всякого иного знания, основанный на использовании процедур измерения, сравнения и счёта.

Логико-гносеологический смысл математизации заключается в  выделении формальной структуры объекта и оперировании с ней. В случае математизации такое формальное оперирование сводится к количественным, численным процедурам: измерению, сравнению и счету.

Эконометрика – самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе: экономической теории, математической статистики и экономических измерений, математико-статистического инструментария – придавать конкретное количественное выражение общим (качественным) закономерностям, обусловленным экономической теорией.

Основным способом эконометрических исследований является эконометрическое моделирование. Последнее представляет собой разновидность математического и статистического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

1.2 Характеристика отрасли строительства Республики Беларусь

Строительная отрасль включает строительство, как вид деятельности и совокупность организаций, ориентированных на управление, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, подготовку кадров, обеспечение отрасли материально-техническими ресурсами.

Строительное предприятие – предприятие, которое действует в сфере строительства и осуществляет научные, экспериментальные, изыскательские и проектные работы, добычу сырьевых ресурсов и их переработку, изготовление материалов, изделий и конструкций, возведение всех видов зданий и сооружений, транспортное обслуживание.

Строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;

Объектом строительства является здание, сооружение или инженерная система, на строительство (расширение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство или ремонт) которых разрабатывается проектная документация.

Виды строительства:

– Промышленное (заводы, фабрики);

– Транспортное (дороги, мосты, тоннели);

– Гражданское (жилые дома, общественные здания);

– Социальное (арены, спортзалы, торгово-развлекательные центры);

– Военное (объекты военного назначения);

– Гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, водохранилища).

Государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами.

Законодательно-нормативную и научно-техническую политику в отрасли осуществляет Министерство архитектуры и строительства.

Министерство архитектуры и строительства занимается вопросами инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования, стандартизации, лицензирования, нормативно-правового регулирования, обеспечения государственного строительного надзора, регулирует вопросы градостроительства, создаёт нормативные базы в области архитектурных и строительных работ. Министерство архитектуры и строительства подчиняется Совету Министров и является специально уполномоченным государственным органом управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

Со времени образования этим органом государственного управления проведена работа по разработке и реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной  и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З, контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор является составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь и осуществляется в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.

Главной задачей органов государственного строительного надзора является надзор за соблюдением участниками инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации.

Единую систему органов государственного строительного надзора составляют: Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, подчиняется Совету Министров; Инспекции Департамента по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента. Органы государственного строительного надзора выдают в пределах своей компетенции заключения о готовности объектов строительства к приемке в эксплуатацию [8].

Приемочный контроль осуществляется приемочной комиссией по завершении всех строительно-монтажных работ. После него она принимает решение о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.

В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика – в случае заключения договора строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, местного исполнительного и распорядительного органа.

В отрасли осуществляет свою деятельность рабочая группа по проблемным вопросам строительной отрасли. В состав рабочей группы вошли представители Администрации Президента, комитетов госконтроля и госбезопасности, МВД, Минстройархитектуры, Госкомимущества, строительных и проектных организаций.

Рабочая группа по проблемным вопросам в строительной отрасли проводит выездные заседания в регионах Беларуси. Одной из главных задач решаемых рабочей группой по проблемным вопросам строительной отрасли является вопрос об объектах незавершенного строительства. Функции контроля и мониторинга объектов сверхнормативного незавершенного строительства возложены на городские и районные исполнительные комитеты. Ответственность за надлежащее выполнение контрольных мероприятий возложена на председателей исполнительных комитетов. Нормативный срок эксплуатации (службы) объекта строительства указывается в проектной документации.

Холдинг – объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором, одно из юридических лиц (коммерческая организация) является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании владения 25% и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга.

Одна из главных тенденций на мировом рынке в строительстве – консолидации предприятий путем создания крупных холдингов, предусматривающих оказание широкого спектра строительных услуг. На мировом рынке в разрезе видов строительных услуг наибольший удельный вес приходится на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и строительство объектов топливного комплекса.

На международном рынке строительных услуг доминируют несколько крупных подрядчиков, их экспорт строительных услуг связан с крупномасштабными проектами.

За последнее время в Китае сформировались мощные строительные холдинги, за которыми стоят как государственные банки, так и частный капитал. Оборот одной из крупнейших китайских строительных корпораций China State Construction Engineering Corp. составляет 66 млрд. долларов в год.

Крупнейшие международные инженерно-строительные холдинги распространены по всему миру: Hochtief AG (Германия), Skanska AB (Швеция) и Lend Lease Group (Австралия).

Примером китайского финансово-строительного холдинга может служить Компания CITIC (China International Trust and Investment Corporation). Эта компания известна в Беларуси в связи с реализацией инвестиционных проектов по модернизации белорусских цементных заводов. Компания CITIC Сonstruction Co., Ltd. входит в состав крупнейшей китайской государственной корпорации CITIC Group.

Находясь в подчинении Госсовету КНР, корпорация успешно работает в финансово-инвестиционной, торгово-коммерческой и производственной сферах как в Китае, так и во многих других странах. В ее состав входят два коммерческих банка, свыше пятидесяти дочерних компаний и филиалов в Китае и одиннадцать компаний и представительств за рубежом, а также семь листинговых компаний на Нью-Йоркской, Гонконгской и Австралийской фондовых биржах. Общее число работников корпорации во всем мире – более 70 тыс. человек.

В состав корпорации входит 44 дочерних компаний и банков, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность, как в Китае, так и за рубежом (в США, Канаде, Австралии и т.д.). Компания CITIC представляет собой сервисный холдинг, объединение строительных компаний, принадлежащих крупным финансовым группам и предназначенные для обслуживания интересов материнской (управляющей) группы в части обеспечения строительно-монтажными услугами и услугами по управлению реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Усилению позиций на зарубежном строительном рынке отечественных строительных и промышленных организаций может способствовать только их консолидация (создание интегрированных компаний), которые могут продвигать на экспорт комплексные строительные услуги и строительную продукцию. Процессы глобализации экономики способствуют тому, что международная торговля строительными услугами и строительными материалами ведет к укрупнению поставщиков строительных услуг, формированию стратегических союзов и иным формам сотрудничества, позволяющим как расширить географический охват мировых рынков, так и повысить комплексность удовлетворения потребностей заказчиков.

В зарубежных странах наиболее распространенными формами строительного холдинга являются: финансово-строительные и промышленно-строительные холдинги. Преимущества корпоративных интегрированных структур в строительной отрасли можно реализовать лишь тогда, когда это структуры, объединенные главной целью на основе соблюдения общих интересов их участников [19].

Setl Group является одним из крупнейших финансово-промышленных объединений Северо-западного региона России. Сегодня Setl Group – многопрофильная инвестиционно-промышленная группа, развивающая свою деятельность как в России, так и за её пределами. Холдинг консолидирует ряд компаний, специализирующихся на девелопменте, услугах генерального подряда, продаже стройматериалов, брокерских операциях на рынке недвижимости, консалтинге и информационных технологиях.

Холдинг объединяет такие известные бренды, как «Петербургская Недвижимость», Setl City, Setl Estate, Setl North Europe и другие.

Компания Setl City специализируется на строительстве жилых, офисных, гостиничных, торговых зданий и создании инфраструктуры вокруг них.

Входящая в холдинг компания Setl City осуществляет строительство объектов коммерческого и социального назначения в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Калининграде.

Setl Stroy – динамично развивающаяся профессиональная генподрядная организация с собственной производственной базой. Сфера деятельности компании – выполнение функций генерального подрядчика и подрядчика на различных объектах, выполнение работ по капитальному ремонту, а также реконструкция и реставрация значимых культурных объектов.

ООО «Комплектация Cтроительства «Петербургская Недвижимость» – представитель блока поставки строительных материалов Setl Group. Компания КС «Петербургская Недвижимость» – это крупнейший участник рынка стройматериалов, выступающий официальным дилером многих заводов-производителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В числе партнеров организации такие компании как Группа ЛСР, холдинг МЕТИНВЕСТ, Группа компаний Н+Н и другие.

Наличие стабильного доступа к стройматериалам по низким ценам позволяет добиваться сокращения себестоимости строительства объектов холдинга Setl Group.

В Республике Беларусь зарегистрирован строительный холдинг «Белстройцентр-холдинг» состоящий из 20 предприятий с общей численностью сотрудников около 36 тыс. человек.

Структура объединяет монтажные, строительные и специализированные организации Минстройархитектуры. Холдинг создан для развития экспорта строительных услуг. Предприятия ведут свою экономическую деятельность и внутри страны работают самостоятельно. Часть прибыли обществ, направляемая на дивиденды, направляется в общий фонд и накапливаться на счетах, для предоставления экономических гарантий при участии белорусских строительных организаций в конкурсных торгах за рубежом, открывающих доступ к крупным экспортным проектам. При участии в тендерах предприятиям необходимо предоставить банковские гарантии, либо залоги (от 5 до 10% от стоимости объекта).

Создание холдингов позволит обеспечить развитие механизмов экономического саморегулирования организаций, расширение их экспортного потенциала, позволит организациям реализовывать крупные проекты в строительной сфере, в том числе за рубежом.

Холдинги необходимо образовать из числа крупных подрядных организаций, проектных организаций, а так же интегрированные структуры, консолидирующие интересы предприятий промышленности строительных материалов и конструкций [14].

Успех на внешних рынках открывает для предприятий строительной отрасли новые перспективы для развития, укрепляет экономику и национальную валюту, обеспечивает возврат инвестиций.

Архитектурный проект – проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, включающая решение о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющая технико-экономические показатели объекта строительства.

Проведение государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) обеспечивается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Предприятия отрасли для сокращения рисков превышения бюджетов и сроков создавали внутри себя небольшое подразделение, которое на основе поступавшей 2D-документации разрабатывало информационные модели объектов строительства. В результате было найдено огромное количество ошибок и несоответствий заложенных в проекте исходных данных реальным условиям местности. Инструменты информационного моделирования в данном случае использовались, однако сам процесс был нарушен. Намного эффективнее было бы на этапе проектирования разрабатывать проект в виде информационной модели и с нее получать рабочую документацию. Это ускорило бы процесс ее создания и повысило качество, а строительной компании не пришлось бы выполнять работу за проектировщиков и исправлять ошибки уже после того, как рабочая документация пришла на строительную площадку.

Многие проектировщики не создавали полноценную, наполненную исчерпывающей информацией 3D-модель. Чтобы не моделировать весь объект, часть моделей изготавливалась в 2D, то есть в плоскости. В 3D моделировались только самые сложные системы и участки (инженерные коммуникации и соединительные узлы фасадов). Работы по проектированию велись в AutoCAD (и других CAD-программах).

В последние годы на рынке появились решения, способные преобразить всю инвестиционно-строительную деятельность – это широко применяемые в мире (США, Япония, Великобритания, Китай) информационные технологии: BIM (Building Information Modeling – информационное моделирование зданий).

Технология BIM представляет собой 3D-модель, которая помимо возможности детализации элементов здания содержит огромное количество данных, которые отображаются разными способами (планами, разрезами, спецификациями в виде таблиц) и используются не только в проектировании, но и строительстве, эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла объекта. После создания модели объекта возможно узнать практически точную его стоимость. Это единственная технология, которая гарантирует качество на всех этапах (предынвестиционная стадия, проектирование, строительство, эксплуатация), обеспечивая всесторонний контроль в автоматизированном режиме. На основе информационной модели можно организовать интегрированную работу всех участников (структуру проекта), построить живую (изменяющуюся по ходу реализации), точную логистическую, административно-юридическую и финансовую модель любого проекта. Модель можно сделать хранилищем всей информации по проекту, всех транзакций, всех договоров, регламентов, СНиПов, ГОСТов и т.д. Это мощнейший инструмент управления.

Сегодня около 10 стран мира осуществляют государственную поддержку BIM-технологий, Республика Беларусь входит в их число. В Великобритании с 2016 года все капитальное строительство, финансируемое из бюджета, будет осуществляться только с применением технологий информационного моделирования. В Великобритании разработана концепция развития до 2025 года, где сформулированы основные задачи: сократить вдвое сроки строительства, на 30% снизить затраты на весь инвестиционный цикл, увеличить экспорт и минимизировать воздействие на окружающую среду. Достичь поставленных целей без применения BIM-технологий невозможно.

Основными приоритетами информатизации строительной отрасли на 2016-2020 годы являются информационное моделирование, технологии облачных вычислений, интеграция информационных ресурсов, обеспечение информационной безопасности.

В Республике Беларусь активно ведется работа по внедрению комплексных автоматизированных систем проектирования и информационных технологий для управления жизненным циклом строительного объекта.

Процесс внедрения BIM в Республике Беларусь начат с проектного производства. УП «Белпромпроект», РУП «Институт Белгоспроект», ОАО «Институт «Минскгражданпроект», УП «Минскпроект», ОАО «Институт «Гомельпроект», УП «Минскинжпроект» и ряд других организаций уже проектируют строительные объекты с использованием технологии информационного моделирования. Белорусский национальный технический университет осуществляет подготовку кадров для реализации технологии информационного моделирования зданий. Вуз подключился к образовательной программе Autodesk, бесплатно получив в пользование все необходимые продукты для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Действует «Инновационный центр для освоения и применения технологии BIM» в Белорусском государственном университете [18].

IT-компания Аutodesk – поставщик программного обеспечения Revit Architecture, Revit Structure для строительной отрасли.

Основными проблемами отрасли являются: повышение эффективности государственного управления отраслью, контроль за объектами сверхнормативного незавершенного строительства, снижение количества долгостроев, увеличение загрузки мощностей строительных организаций, их участие в крупных зарубежных проектах, снижение издержек, уменьшение количества ошибок, сокращение затрат времени как при проектировании объектов, так и на этапе их строительства.

1.3 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отрасли строительства Республики Беларусь

Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной  и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З закреплен перечень государственных органов, осуществляющих регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В законе приведены основные термины и их определения, относящиеся к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь.

В законе № 300-З определены права и обязанности государственных органов, организаций, физических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.

Глава 2 определяет компетенцию Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, являющееся специально уполномоченным государственным органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в пределах своей компетенции:

Разрабатывает и реализует основные направления государственной градостроительной политики, государственную политику в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере инвестиций;

Устанавливает порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, предоставления в пользование и использования материалов и данных указанных фонда и банка данных;

Организует создание и ведение градостроительного кадастра;

Организует разработку программ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также выполнение научно-исследовательских работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

Разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

Участвует в разработке и реализации государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также инвестиционных проектов в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, межгосударственных целевых и государственных научно-технических программ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с учетом развития территорий и населенных пунктов;

Организует научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории всех административно-территориальных и территориальных единиц;

Осуществляет регулирование и координацию деятельности подчиненных, методологическое руководство иных структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы (территориальные подразделения архитектуры и градостроительства);

Определяет виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности;

Определяет порядок осуществления технического надзора и авторского надзора за строительством;

Координирует работу подчиненных государственных научно-исследовательских, проектных, изыскательских и иных организаций;

Устанавливает порядок организации и ведения мониторинга объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Глава 3 закона освещает вопросы разрешительной документации, а так же разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 4 закона определяет порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов [1].

Создание и ведение республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, предоставление в пользование и использование материалов и данных указанных фонда и банка данных осуществляются организацией, уполномоченной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Закон определяет порядок Финансирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Финансирование строительной деятельности осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств застройщиков, а также иных источников.

Определяется порядок осуществления государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

Архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) подвергаются государственной экспертизе, осуществляемой на платной основе в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 6 посвящена функциям контроля и надзора в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Надзор в области строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при подготовке к строительству, разработке проектной документации, выполнении строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока.

Закон устанавливает перечень функций, выполняемых органами государственного строительного надзора. Закон № 300-З закрепляет права органов государственного строительного надзора, устанавливает случаи, в результате которых органы государственного строительного надзора приостанавливают, запрещают производство работ на объектах строительства.

Глава 9 закона № 300-З посвящена порядку разработки предпроектной (предынвестиционная) и проектной документации.

Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» определяется порядок приемки в эксплуатацию законченных возведением, реконструкцией объектов строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов.

В Законе устанавливаются нормативные сроки эксплуатации (службы) объекта строительства (указывается в проектной документации).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011г. № 716 содержит положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства. Объекты независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями.

В постановлении определены критерии качества, по которым, при приемке в эксплуатацию, объект оценивается приемочной комиссией (222). При необходимости приемочные комиссии проводят контрольные измерения, назначают контрольные опробования, испытания и проверки объектов.

Приемка в эксплуатацию объектов оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства. Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. По окончании работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию. Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию.

Глава 2 определяет порядок работы приемочных комиссий. Приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии.

Застройщик (заказчик и подрядчик – в случае заключения договора строительного подряда) представляет приемочной комиссии необходимые для работы комиссии документы по перечню, определяемому Министерством архитектуры и строительства. Соответствие принимаемых в эксплуатацию объектов проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности должно подтверждаться заключениями государственных органов (их структурных подразделений).

Глава 5 определяет особенности приемки в эксплуатацию объектов производственной инфраструктуры. Объекты производственной инфраструктуры допускаются к приемке в эксплуатацию только после подтверждения рабочей комиссией по приемке оборудования (рабочая комиссия) готовности смонтированного оборудования к эксплуатации, выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с проектной документацией.

Рабочая комиссия назначается застройщиком, заказчиком либо уполномоченной ими организацией. В состав рабочей комиссии включаются представители застройщика (заказчика и подрядчиков, в том числе осуществивших монтажные и пусконаладочные работы, – в случае заключения договоров строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, а при необходимости – и представители поставщика (изготовителя) оборудования.

Постановление содержит перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию.

Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» определяет правовой статус холдинга, порядок его создания и условия функционирования.

Холдинг – это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором одно из юридических лиц – коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

Владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

Управления деятельностью дочерних компаний холдинга – унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга;

Договора доверительного управления 25 процентами и более простых акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга.

Холдинг не является юридическим лицом. Холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника, а холдинг, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие, – по решению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа [12].

Указ определяет случаи, при которых запрещается создание и деятельность холдингов. Запрещается создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

До подачи документов для регистрации холдинга управляющей компанией холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) должно быть получено согласие антимонопольного органа на его создание в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Государственные органы, управляющие компании холдингов с участием государства обеспечивают разработку организационно-экономического обоснования создания холдинга.

В указе содержится перечень документов, необходимых для регистрации холдинга, которые управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Министерство экономики [17].

Регистрация холдинга осуществляется Министерством экономики. После регистрации вносятся сведения о холдинге в Государственный реестр холдингов. Министерство экономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга.

Включение юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании (исключение дочерней компании холдинга из состава его участников) осуществляется на основании решения управляющей компании холдинга, принятого в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором), или собственника. Для включения юридического лица в состав участников холдинга должно быть получено согласие антимонопольного органа. В случае принятия решения о включении юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании и получения согласия антимонопольного органа (принятия решения об исключении дочерней компании холдинга из состава его участников) управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) обязана обратиться в Министерство экономики с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга. Министерство экономики вносит изменения в перечень участников холдинга посредством оформления нового перечня и выдает этот перечень управляющей компании холдинга.

Указ определяет порядок обеспечения конфиденциальности информации полученной холдингом от дочерних компаний. Управляющая компания холдинга обязана обеспечивать конфиденциальность полученной от дочерних компаний холдинга информации. А так же регулирует создание холдингов с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, которое осуществляется с учетом особенностей, определенных законодательными актами [12].

В плане мер по реализации Стратегии развития информатизации Республики Беларусь предусмотрена разработка государственной программы развития цифровой экономики информационного общества на 2016 – 2020 годы. В развитие этой деятельности Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь разрабатывает отраслевую программу информатизации строительной отрасли «Цифровое строительство на 2016 –2020 годы».

Основные разделы мероприятий отраслевой программы информатизации строительной отрасли «Цифровое строительство на 2016 –2020 годы» включают следующие направления:

Развитие отраслевой автоматизированной системы, которое предусматривает автоматизацию процессов формирования информационного обеспечения подготовки управленческих решений на уровне всей отрасли, с применением современных технологий аналитической обработки и интеллектуального анализа данных;

Создание интегрированных информационных систем для управления ресурсами конкретного предприятия (создание типовых инновационных сервисов);

Создание информационных систем и технологий, поддерживающих жизненный цикл зданий, сооружений, – ключевой раздел, который предполагает разработку и адаптацию типовых облачных сервисов для построения системы управления инвестиционно-строительной деятельностью с применением информационного моделирования здания (сооружения) и внедрение на их основе систем комплексного управления проектами в подрядных организациях;

Создание отраслевых информационных ресурсов в целях формирования единой информационной среды в строительной отрасли. Это касается совершенствования республиканского банка данных сметных нормативов, создания отраслевой системы управления проектными данными на основе корпоративного хранилища электронной проектно-сметной документации и информационных моделей, электронного каталога изделий и материалов для строительства с включением в него цифровых моделей и серий изделий, чтобы импортировать эту информацию в проектные решения и обеспечивать быстрое внедрение продукции, выпускаемой предприятиями строительной отрасли;

Обучение студентов, повышение квалификации руководителей, специалистов в сфере информатизации, включая создание новых учебных центров, проведение семинаров, круглых столов.

1.4 Анализ статистических данных и аналитических материалов, отражающих развитие строительной отрасли Республики Беларусь

Основные показатели, характеризующие строительную отрасль Республики Беларусь, представлены в таблице 1 – Основные показатели, характеризующие строительную отрасль Республики Беларусь за 2012 — 2016 гг.

Таблица 1 – Основные показатели, характеризующие строительную отрасль Республики Беларусь за 2012 — 2016 гг.

 

В структуре валового внутреннего продукта удельный вес строительства в 2016 году составил 6,3 %. В строительной отрасли занято 308 тыс. человек.

Удельный вес занятых в строительстве от общей численности занятого населения составляет 7%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составляет 736,2 руб. Отрасль объединяет 9515 субъектов хозяйствования различных форм собственности.

Основным фактором, определяющим тенденции развития строительной отрасли является общая экономическая ситуация в стране. Строительной отрасли присуща инерционность, выражающаяся в том, что основные отрасли экономики создают спрос на продукцию строительной отрасли.

На изменение объемов строительства оказали влияние экономический кризис 2008 – 2009 годов, а так же спад экономики в 2012 и 2014 годах, результатом которого стало ослабление белорусского рубля. Волны кризисов вызвали снижение показателей работы отраслей Республики Беларусь, в результате инвестиционные возможности субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, и государства сократились. Произошло снижение инвестиций в основной капитал, что вызвало падение спроса на строительно-монтажные работы.

Экономический кризис носит глобальный характер: он повлиял на экономику стран, главных торгово-экономических партнеров, Республики Беларусь. Ситуация на валютном рынке Российской Федерации (девальвация российского рубля), падение инвестиционной активности серьезно повлияли на объемы экспорта предприятий Республики Беларусь. Белорусские застройщики стали менее конкурентоспособны на фоне других компаний. При этом маржинальность российского рынка снизилась. Если в 2014 году основным потребителем строительно-монтажных работ предприятий Республики Беларусь была Российская Федерация, то к 2016 году она заняла второе место, уступив свои позиции Венесуэле. Третью позицию по потреблению продукции строительной отрасли занимает Китай.

Спрос на внешних рынках на продукцию строительной отрасли стал менее стабильным, конкуренция резко выросла, произошли изменения в структуре экспорта строительно-монтажных работ, уменьшились доходы предприятий. Валютные поступления от экспорта строительных услуг, являющиеся источником развития, как предприятий отрасли строительства, так и всей экономики Республики Беларусь, демонстрируют медленный рост.

Экспорт позволяет увеличить загрузку мощностей предприятий строительной отрасли Республики Беларусь.

В 2016 году 80,6% объемов подрядных работ выполняют предприятия негосударственной формы собственности. На рисунке 3 представлен объем подрядных работ по формам собственности (в процентах к итогу).

 

Доля подрядных работ, выполненных частными организациями за период с 2010 г. по 2016 г. значительно превышает долю подрядных работ, выполненных государственными организациями.

Государственные организации, осуществляющие строительство объектов сталкиваются с высокой конкуренцией со стороны частных организаций, а так же с рисками реализации проектов связанных с поиском финансирования. Преобладание частных предприятий, выполняющих строительно-монтажные работы, свидетельствует о высокой конкуренции в строительной отрасли, результатом которой является повышение качества выполнения строительно-монтажных работ, а так же установление рыночной цены на продукцию и услуги. Рост числа иностранных организаций является свидетельством повышения деловой активности в отрасли, эффективности инвестирования в строительство объектов на территории Республики Беларусь.

За рассматриваемый период наблюдался постоянный рост доли частных и иностранных фирм на фоне сокращения доли государственного сектора.

Наибольшее количество подрядных работ выполняется в г. Минске, Минской, Гомельской, Брестской и Гродненской областях.

Объем ввода в эксплуатацию зданий представлен в таблице 2 – Объем ввода в эксплуатацию зданий за 2012 — 2016 гг.

Таблица 2 – Объем ввода в эксплуатацию зданий за 2012 — 2016 гг.

В 2016 году объем ввода в эксплуатацию зданий нежилого назначения составлял 7% от общего количества зданий. В натуральном выражении объемы строительства зданий снизились незначительно.

В 2016 году наибольший удельный вес в структуре введенных в эксплуатацию зданий нежилого назначения занимают сельскохозяйственные, промышленные и коммерческие здания. Вышеперечисленные виды зданий нежилого назначения представляют собой основные средства предприятий различных отраслей Республики Беларусь. В связи с уменьшением объема инвестиций в основной капитал, ввод в эксплуатацию основных средств снизился, соответственно объемы ввода в эксплуатацию зданий нежилого назначения в 2016 году сократились. Повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования Республики Беларусь позволит увеличить объемы строительства зданий нежилого назначения.

 

Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство продукции (работ, услуг) организаций строительной отрасли Республики Беларусь в 2016 году занимают материальные затраты – 53,8%, а так же затраты на оплату труда – 26,0%.

Материальной основой строительства является промышленность строительных материалов и конструкций. Снижение себестоимости путем оптимизации издержек производства строительных материалов и конструкций позволит снизить себестоимость продукции (работ, услуг), повысив тем самым их конкурентоспособность, как на отечественном рынке, так и в зарубежных странах. Снижение стоимости строительства позволит увеличить экспорт продукции, строительно-монтажных работ.

Повышение производительности труда позволит сократить затраты на производство продукции (работ, услуг) организаций строительства.

Объем экспорта строительных услуг предприятий строительной отрасли представлен в таблице 3 – Объем экспорта строительных услуг предприятий строительной отрасли за 2012 — 2016 гг.

Таблица 3 – Объем экспорта строительных услуг предприятий строительной отрасли

за 2012 — 2016 гг. (Тысяч долларов США).

В 2016 году наибольшее количество строительных работ и услуг экспортируется в Венесуэлу, Российскую Федерацию, Китай и Туркменистан.

Объемы экспорта строительно-монтажных работ и услуг за рассматриваемый период выросли. Увеличение объемов экспорта – основной путь для обеспечения развития отрасли, сохранения рабочих мест и заработной платы, который достигнут благодаря активной модернизации строительной отрасли. В натуральном выражении экспорт работ, услуг предприятий увеличился.

Наращиванию объемов экспорта способствуют:

Снижение стоимости строительства объектов за счет снижения затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла (предпроектная стадия, инженерные изыскания, проектирование, производство строительно- монтажных работ) и сокращения потребления ресурсов за счет внедрения технологий информационного моделирования;

Активизация участия предприятий, а так же холдингов в подрядных торгах на строительство крупномасштабных объектов за пределами страны;

Расширение экспортных поставок в страны-партнеры, поиск новых рынков, активное продвижение продукции, работ и услуг белорусских предприятий, а так же повышение эффективности внешнеэкономических связей в области строительства.

Стратегию развития отрасли строительства определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В структуру Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь входят:

В подчинении Министра архитектуры и строительства находятся: отдел кадровой политики, управление нормативного правового обеспечения строительной отрасли, управление финансов, кредита и регулирования бухучета и отчетности в строительной отрасли, сектор режимно-секретной деятельности и мобилизационной подготовки, пресс-секретарь.

В подчинении первого заместителя Министра находятся: управление жилищной политики, управление информации и контроля.

Заместителям Министра подчиняются: главное управление строительства, главное управление градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики, главное управление промышленности строительных материалов и конструкций, отдел государственной собственности, главное управление экономики и внешнеэкономической деятельности.

Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь представлена в приложении А.

В 2016 году наибольшее количество объектов, находящихся в незавершенном строительстве, расположено на территории Минской, Витебской и Гомельской областей.

В число объектов незавершенного строительства принимаются объекты, на которых не выполнены в установленный проектной документацией срок все необходимые работы, из-за чего они не готовы к нормальной эксплуатации. Данные объекты относятся к категории объектов сверхнормативного строительства. В число объектов незавершенного строительства так же включаются строительные объекты, строительство которых приостановлено либо законсервировано.

Наблюдается положительная динамика: количество строительных объектов с превышением норм продолжительности строительства сократилось.

Однако количество объектов сверхнормативного незавершенного строительства остается значительным (свыше 4 тысяч объектов), что свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по усилению контроля в данной области. Необходимо выяснить причины несоблюдения нормативных сроков строительства.

Число строительных объектов, находящихся в незавершенном строительстве представлено в таблице 4 – Число строительных объектов, находящихся в незавершенном строительстве за 2011 — 2016 гг.

Таблица 4 – Число строительных объектов, находящихся в незавершенном строительстве за 2011 — 2016 гг. (единиц, на конец года).

В Республике Беларусь действуют следующие строительные холдинги: «Могилёвводстрой», «Забудова», «СмартТэк», «Энергостройинвест», «ЗКС», «Белавтодор», «Группа компаний Благомир», «Парус», «Стройтрест — Холдинг», «Зодчий», «Белорусская цементная компания», «Верхний город — 1», «Белстройцентр — Холдинг». Наибольшая часть из них – горизонтально интегрированные холдинги, состоящие из предприятий выполняющих строительно-монтажные работы по отдельным направлениям. В состав строительных холдингов входят 105 предприятий.

Крупнейшими являются холдинги «Белавтодор» и «Белстройцентр». В Республике Беларусь отсутствуют вертикально интегрированные холдинги, осуществляющие полностью технологическую цепочку от производства строительных материалов, проектирования и заканчивая возведением объекта, созданием инфраструктуры, включающие в свой состав банковские, страховые, проектные, научно-исследовательские организации. Республика Беларусь обладает потенциалом и необходимыми ресурсами для создания вертикально интегрированных холдингов.

Строительные холдинги, действующие на территории Республики Беларусь, количество их участников представлены в таблице 5 – Строительные холдинги, действующие на территории Республики Беларусь.

Таблица 5 – Строительные холдинги, действующие на территории Республики Беларусь.

В Республике Беларусь наиболее значимым объектом BIM станет многофункциональный комплекс «Газпром центр» для ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», спроектированный петербургским КБ «ВиПС». Благодаря применению технологии информационного моделирования удалось сэкономить 1,5 млн. долларов. Проектируемый комплекс находится в непосредственной близости от Национальной библиотеки и состоит из нескольких зданий, в которых будут располагаться административные помещения, гостиница с конгресс-центром, медицинский и спортивный центры.

Правительство Великобритании при запуске проекта по использованию BIM на всех государственных объектах ставило задачу достичь 20% сокращения стоимости строительства. Уже первые пилотные проекты позволили этот показатель превзойти.

В Великобритании сегодня 5 школ строятся по цене 4, в денежном выражении – это 2 млрд. фунтов стерлингов.

В России был произведен расчет экономии, которой можно добиться на строительных проектах Москвы. В качестве примера была взята государственная программа «Жилище». Ежегодно в ее рамках осуществляются инвестиции в жилищное строительство в размере около 300 млрд. рублей. Успешное внедрение технологии информационного моделирования даст возможность экономить до трети бюджета в год, или приблизительно 100 млрд. рублей. При примерной стоимости средней школы на 1000 мест в 1 млрд. рублей средства, сэкономленные благодаря использованию BIM, можно будет направить на строительство 100 новых школ [18].

Исследовательская компания McGraw Hill Construction, которая занимается изучением мирового строительного рынка, пришла к выводу: чем больше проектов компании выполняют на основе технологии BIM, тем больше возврат инвестиций. Окупаемость внедрения BIM, согласно статистике, составляет 5 к 1. Окупаемость технологии достигается как в виде прямого возврата денег для строительных компаний и заказчиков строительства, так и в виде выигранных тендеров для проектных организаций.

Архитектор (проектировщик) не может нести ответственность за конечный результат строительства, если не имеет влияния на реализацию проекта. Цена ошибки проектировщика исключительно велика и в масштабе всего жизненного цикла умножается в разы.

Через сквозную информационную систему на основе информационной модели объекта организовано взаимодействие участников и логистика строительства по всему жизненному циклу – от архитектора, производителей материалов, проектировщиков и ПТО, через программы учета и склад до строительной площадки и передачи в эксплуатацию готового объекта. На отдельных участках эффективность ведения работ повысилась в 2 раза. Благодаря опережающему планированию также стало возможным заранее видеть потребность в ресурсах и рабочей силе на каждый день.

Наряду с технологиями информационного моделирования или как их логическое продолжение существует комплексное решение по автоматизации строительных организаций на базе решений SAP AG.

Глава 2. Индивидуальное задание

2.1. Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства

Структура управления отраслью строительства требует совершенствования. Управленческий (организационный) механизм должен максимально соответствовать требований времени. Особое внимание необходимо уделить вопросам сверхнормативного строительства, оптимизации издержек на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла, повышению качества и конкурентоспособности отечественный предприятий строительной отрасли. Отрасли необходимо сохранить производственный потенциал, обеспечить сохранение динамики объемов строительства и наращивание объемов экспорта. С выходом из общемирового кризиса строительной отрасли потребуются кадры и мощности промышленности строительных материалов, которые необходимо сохранить.

1) Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2011 строительство включает:

  1. Строительство зданий: реализацию проектов, связанных со строительством зданий и общее строительство зданий;
  2. Гражданское строительство: строительство автомобильных и железных дорог, строительство распределительных инженерных сооружений,
  3. строительство прочих инженерных сооружений;
  4. Специальные строительные работы: снос зданий и сооружений, подготовку строительного участка, монтаж и установку инженерного оборудования зданий и сооружений, отделочные работы, прочие специальные строительные работы [2].

Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь приведена в приложении А [22]. Сравнительный анализ структуры строительной отрасли по видам экономической деятельности (по объектам управления) и структуры Министерства архитектуры и строительства выявил их несоответствие. С целью повышения эффективности управления строительной отраслью предлагается изменение структуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь путём дополнения существующей структуры следующими подразделениями:

– Управлением строительства зданий;

– Управлением гражданского строительства;

– Управлением специальными строительными работами (приложение Б).

Вышеперечисленные управления предлагается подчинить главному управлению строительства. В результате будет создана новая структура управления, соответствующая структуре строительной отрасли по видам экономической деятельности.

2) Детализация функции контроля в строительстве включает:

Создание системы независимых органов по контролю за строительными объектами со сверхнормативными сроками строительства. Предлагается подчинить их Совету Министров Республики Беларусь.

В состав главного управления и управлений по областям и г. Минску по сверхнормативному строительству войдут специалисты в области строительства: инженеры-проектировщики, конструкторы, инженеры-строители, сметчики.

Задачами органов являются:

  1. Сбор сведений об объектах незавершенного строительства, нормативные сроки по которым превышены;
  2. Составление, изменение и обновление перечня объектов незавершенного строительства, расположенных на территории областей и г. Минска.
  3. Выяснение причин несоблюдения нормативных сроков строительства;
  4. Работа с обращениями граждан и юридических лиц (организаций) по вопросам несвоевременного ввода объектов строительства в эксплуатацию;
  5. Передача сведений для проведения проверки в Департамент контроля и надзора за строительством либо его инспекции в случае выявления нарушений требований технических нормативных правовых актов, проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
  6. Передача сведений в Комитет государственного контроля в случае выявления правонарушений;
  7. Передача объекта строительства в собственность другой строительной организации (отчуждение) путем проведения аукциона либо на безвозмездной основе государственной организации, в случае выявления правонарушений, в случае если организация допустившая превышение сроков строительства объекта не способна собственными силами завершить строительство. Передача объекта строительства осуществляется после проведения государственной экспертизы объекта с целью соблюдения заданного качества.

3) Образование вертикально интегрированных холдингов, создание на их базе кластеров, состоящих из организаций дополняющих друг друга и включающих: проектные, строительные организации, организации, выпускающие строительную продукцию, научно-исследовательские институты, страховые, инвестиционные компании. Кластер отличает от холдинга его инновационная направленность, а так же возможность получения сверхприбыли за счет внедрения инноваций в процесс производства, создание новой уникальной продукции.

В вертикально интегрированном холдинге компании являются друг для друга внутренними поставщиками и по трансфертным ценам передают друг другу по цепочке промежуточный субпродукт, необходимый для производства конечной продукции. За счет такого подхода компании снижают себестоимость, унифицируют правила работы и в рамках своего холдинга производят более конкурентоспособную продукцию, чем другие предприятия в этом же рыночном сегменте.

Создание вертикально интегрированных производственных структур. Такие компании функционируют по принципу крупных корпораций, объединяя в своей структуре несколько дочерних компаний, обеспечивающих замкнутый цикл производства (вертикально интегрированные структуры в строительстве включают: архитектурно-проектные организации, предприятия по производству строительных материалов и конструкций, строительные организации, специализированные монтажные предприятия).

Холдинги создаются для того, чтобы расти и масштабироваться, поэтому предпочтительней объединение главным образом сильных активов. В холдинги должны входить предприятия с определенным (схожим) уровнем экономического развития [15].

Холдинги образуются с определенной целью – для завоевания новых секторов рынка и снижения издержек. Эти факторы повышают стоимость компании, её капитализацию.

Интеграционные компании по сравнению с обособленными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами:

  1. Реализацией эффекта масштаба используемых ресурсов (человеческих, материальных, финансовых, информационных);
  2. Оптимизацией условий и стоимости поставок на предприятия отечественных и импортных материально-сырьевых ресурсов;
  3. Возможностью диверсификации производства (выпуск новых изделий с высокой добавленной стоимостью);
  4. Возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;
  5. Получением имиджа крупной и влиятельной на внешнем рынке интеграционной структуры; увеличением экспортной выручки за счёт освоения новых рынков;
  6. Оптимизацией сбытовой политики и продаж;
  7. Оптимизацией инновационной политики, возможностью проведения крупных научных разработок; повышением шансов привлечения крупных внебюджетных источников финансирования, ростом капитализации предприятий, повышением из инвестиционной привлекательности.

В результате повышается результативность производственно-хозяйственной деятельности.

При прогнозировании производственно-хозяйственной деятельности консолидирующей структуры предполагается получить эффект от: оптимизации структур управления, оптимизации материально-технического снабжения, увеличения экспортной выручки.

Эффект от оптимизации структур управления определяется как снижение расходов на оплату труда на 0,3 – 1,3% (в зависимости от предприятия) за счёт оптимизации численности финансово-экономических служб (отделы сбыта, внешнеэкономической деятельности, финансов, материально-технического снабжения, служба маркетинга) в результате консолидации сбытовых и финансовых функций в управляющей компании.

Эффект от оптимизации материально-технического снабжения рассчитывался как снижение на 5% расходов на сырьё и материалы в составе общих затрат на производство и реализацию продукции за счёт оптимизации условий и стоимости доставки импортного и отечественного сырья путем создания системы централизованного снабжения. Оно дает экономию за счёт снижения цен в связи с увеличением объема закупок одним покупателем, которым является управляющая компания. Вследствие этого поставщики ставятся в условия жесткой конкуренции и вынуждены предлагать более выгодные цены и условия поставки.

Эффект от увеличения экспортной выручки определялся как рост на 5% за счёт освоения новых рынков (страны СНГ, Ближнего Востока, Евросоюза), оптимизации сбытовой политики и маркетинга продаж, укрупнения товаропроводящей сети через распространение стабильных рыночных позиций более сильных участников консолидирующей структуры на другие предприятия, входящие в структуру интегрированной компании. Прогнозные расчеты показали, что за счёт полного использования потенциальных возможностей функционирования интегрированных структур и построения качественной системы управления рисками в среднесрочной перспективе можно достичь ежегодного 10% прироста чистой прибыли при увеличении объемов реализации в среднем на 3,2% и сокращении издержек на 0,6%.

Важнейшей задачей холдинга является обеспечение централизованного финансирования и управления, стремление к балансу между управляемостью и самостоятельностью организаций.

4) Применение технологии информационного моделирования включает:

Закупку и применение проектными организациями, крупными предприятиями и холдингами в своей деятельности программного обеспечения, позволяющего создавать 3D-модель строительного объекта, содержащую всю необходимую информацию для планирования и осуществления всего комплекса работ по проектированию, строительству, логистике, эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла объекта.

Созданная цифровая 3D-модель позволит определить точную стоимость реализации проекта. Технология позволяет точно определить потребность в материалах, составить календарный график выполнения работ, определить затраты на выполнение работ на всех этапах создания и эксплуатации строительного объекта. Технология, позволяет задать на этапе проектирования все необходимые требования к качеству объекта и существенно упростить процедуру контроля качества всех операций при реализации проекта.

Информационное моделирование – это новейший подход к проектированию, возведению и управлению техническими ресурсами строительного объекта в течение его полного жизненного цикла.

BIM представляет собой цифровое описание геометрии строительного объекта и его элементов, а также связанных с ними физических, технических, экономических параметров и процессов.

Данные, содержащиеся в информационной модели, предназначены для:

– Разработки многовариантных проектных решений;

– Оптимизации энергопотребления, воздействий на окружающую среду и определения эксплуатационных качеств объекта;

– Создания высококачественной проектной документации и визуальных представлений;

– Составления смет и строительных планов;

– Заказа и изготовления материалов и оборудования;

– Управления строительством здания;

– Управления эксплуатацией здания и средствами технического оснащения;

– Проектирования и управления реконструкцией или ремонтом здания;

– Сноса и утилизации здания.

Создание и использование BIM происходит непрерывно на протяжении всего жизненного цикла здания.

Создание модели из информационно-насыщенных графических элементов и взаимодействие всех участников через специальный сервер позволяют снизить трудоемкость проектирования до 70% и отнести основные затраты по моделированию на стоимость поставки и строительно-монтажных работ. Согласно зарубежному опыту использования BIM (учитывая высокую производительность в развитых странах), издержки снижаются:

– На 30% на этапе проектирования;

– На 40% – на этапе строительства;

– На 5% – на этапе эксплуатации.

Главная цель проектирования – это быстрое и качественное строительство.

Ведущими поставщиками программных платформ, реализующих BIM-технологии, являются Dassault Systemes (США), Bentley Systems (США), Autodesk (США), Nemetschek (ФРГ).

Стоимость программного продукта Аutodesk Revit для одного рабочего места составляет 2000 долларов США или 3890 руб.

Компетенции инженеров-проектировщиков все больше должны смещаться в сторону знания производственного процесса строительства и инструментов планирования, равно как и компетенции инженеров производственно-технических отделов подрядных организаций должны быть обогащены знанием основных программ проектирования и специфики работы проектировщиков. Для успешной реализации проекта с использованием технологии информационного моделирования необходимы универсальные специалисты высокой квалификации профессий архитектора и инженера в одном лице, когда автор проекта владеет всеми необходимыми навыками и полномочиями для его реализации [18].

На основе информационного моделирования (BIM) стало возможным применение новых организационных и управленческих инструментов – модель является источником достоверных и проверенных данных, доступных для анализа и принятия эффективных решений по взаимодействию всех участников процесса в соответствии с поставленной задачей и зоной ответственности каждого участника проекта. Проектная организация должна быть готова к экономическому проектированию с привязкой к нему плановых задач и финансовых показателей, быть способна создать проект, на основе которого сможет функционировать сервис заказчика по управлению строительством объекта.

Необходимо обучить моделированию проектировщиков, создающих цифровые элементы и получающих информационную модель объекта, возникает необходимость обучения специалистов производственно-технического отдела и прорабов, ведь теперь представитель ПТО постоянно находится на строительной площадке и несет ответственность за принятие конструктивных решений в тесном взаимодействии с прорабами и проектировщиками.

Активное освоение технологий информационного моделирования в строительной отрасли позволит оперативно подбирать варианты проектирования объектов и иметь преимущества на зарубежных рынках.

Внедрение в строительных организациях передовых систем управления комплексной оптимизацией производственных и управленческих процессов при проектировании, выполнении строительно-монтажных работ повысит производительность труда, снизит издержки и повысит эффективность управления производством.

Заключение

Основными проблемами отрасли являются: повышение эффективности государственного управления отраслью, контроль за объектами сверхнормативного незавершенного строительства, снижение количества долгостроев, увеличение загрузки мощностей строительных организаций, их участие в крупных зарубежных проектах, снижение издержек, уменьшение количества ошибок, сокращение затрат времени как при проектировании объектов, так и на этапе их строительства.

Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства включают:

1) Изменение структуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь путём дополнения существующей структуры следующими подразделениями: управлением строительства зданий; управлением гражданского строительства; управлением специальными строительными работами. В результате будет создана новая структура управления, соответствующая структуре строительной отрасли по видам экономической деятельности;

2) Создание системы независимых органов по контролю за строительными объектами со сверхнормативными сроками строительства. В состав главного управления и управлений по областям и г. Минску по сверхнормативному строительству войдут специалисты в области строительства: инженеры-проектировщики, конструкторы, инженеры-строители, сметчики;

3) Образование вертикально интегрированных холдингов, создание на их базе кластеров, состоящих из организаций дополняющих друг друга и включающих: проектные, строительные организации, организации, выпускающие строительную продукцию, научно-исследовательские институты, страховые, инвестиционные компании;

4) Закупку и применение проектными организациями, крупными предприятиями и холдингами в своей деятельности программного обеспечения, позволяющего создавать 3D-модель строительного объекта, содержащую всю необходимую информацию для планирования и осуществления всего комплекса работ по проектированию, строительству, логистике, эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла объекта.

Список использованных источников

1. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Закон Республики Беларусь № 300-З от 5 июля 2004 г. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 22.02.2017.
2. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 24.02.2017.
3. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь / Принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.; одобр. Советом Республики 8 июня 2001 г.; вступил в силу с 9 окт. 2001 г. – Минск: ИПА «Регистр», 2001. – 56 с.
4. Бузырев, В.В. Менеджмент в строительстве: учебник для вузов / В.В. Бузырев, И.В. Федосеев. – М.: КНОРУС, 2016. – 320 с.
5. Бузырев, В.В. Экономика строительства: учебник для вузов / под ред. В.В. Бузырева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009 – 416 с.
6. Голубова, О.С. Экономика строительства: учебное пособие / О.С. Голубова, Л.К. Корбан., С.В. Валицкий. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 320с.
7. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник / В.Я. Горфинкель, 5-ое изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.
8. Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Государственный строительный надзор. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.gosstandart.gov.by/. – Дата доступа: 28.02.2017.
9. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 775 с.
10. Дикман, Л.Г. Организация строительного производства: учебник для вузов. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2006. – 608 с.
11. Казанский, Ю.Н. Опыт организации и управления строительными фирмами США / Ю.Н. Казанский. – М.: Стройиздат, 2007.
12. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 12.06.2017.
13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций в Республике Беларусь. – Режим доступа: http://un.by/. – Дата доступа: 08.04.2017.
14. Новости Беларуси [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.belta.by/. – Дата доступа: 27.08.2017.
15. Новости экономики [Электронный ресурс] / научно-практический журнал «Директор». – Минск, 2017. – Режим доступа: http://director.by/. – Дата доступа: 04.07.2017.
16. Официальная статистика «Строительство и инвестиции» [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 22.05.2017.
17. Перечень холдингов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство Экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/. – Дата доступа: 02.09.2017.
18. Портал новости строительной отрасли Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Архитектура и строительство. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://arcp.by/ru. – Дата доступа: 20.04.2017.
19. Продвижение китайских строительных услуг на внешний рынок [Электронный ресурс] / ОАО «НИИ Стройэкономика». – Режим доступа: http://www.stroyekonomika.by/. – Дата доступа: 17.08.2017.
20. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая, 5-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА, 2009 – 536 с.
21. Степанов, И.С. Экономика строительства: учебник / И.С. Степанов [и др.]; под общей ред. И.С. Степанова. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2007. – 620 с.
22. Структура Министерства архитектуры и строительства [Электронный ресурс] / Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mas.gov.by/ru. – Дата доступа: 28.02.2017.
23. Трушкевич, А.И. Организация проектирования и строительства: учебное пособие / А.И. Трушкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010.
24. Шведов, А.П. Организация и управление в строительстве: учеб.-метод. комплекс / А.П. Шведов, Е.С. Балашова, И.П. Шведов. – Новополоцк: ПГУ, 2014. – 168 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

8930

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке