Содержание

Введение
1. Учет труда и заработной платы
2. Учет собственного капитала
3. Учет финансовых результатов
4. Нормативно – правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
5. Проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным учета
Список использованных источников

Введение

Цель работы – изучение учета источников формирования имущества и оформление, и проведение инвентаризации имущества организации.

Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

  • Рассмотреть учет источников формирования имущества
  • Изучить выполнение работ по инвентаризации.
  • Представить мероприятие по совершенствованию учета источников формирования имущества и выполнение работ по инвентаризации.

Объект исследования  —  АО ТД  «Перекрёсток»  магазин «Пятёрочка».

Предмет исследования  —  учет источников формирования имущества, по выполнению работ по инвентаризации.

1. Учет труда и заработной платы

В делопроизводстве есть документы, регулирующие порядок начисления за­работной платы:

штатное расписание,

  • расценки и нормы,
  • договора подряда (на выполнение разовых работ),
  • другие трудовые договоры (контракт, авторские и пр.),
  • приказы и распоряжения (на выплату премий, до­плат, материальной помощи).

Для учета личного состава, начисления и выплат зара­ботной платы используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов:

  • приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1);
  • личная карточка (ф. № Т-2) — заполняется на каж­дого работника организации в одном экземпляре;
  • приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф.№Т-5);
  • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);
  • приказ (распоряжение) о прекращении трудового до­говора (ф. № Т-8) — составляется в двух экземпля­рах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В приказе указывают причину и основание увольне­ния;
  • табель учета использования рабочего времени и рас­чета зарплаты (ф.№ Т-12);
  • табель учета использования рабочего времени (ф.№ Т-13).

Табельный учет охватывает всех работников. Каждому из них присваивается определенный табель­ный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного уче­та заключается в ежедневной регистрации явки работни­ков на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Бухгалтерия открывает и ведет по каждому табельному номеру, на каждого работающего есть лицевой счет по форме № Т-54. Это основной документ аналитического характе­ра, в котором за каждый месяц в отдельности регистриру­ются все сведения о суммах начисленной заработной пла­ты, поощрения, компенсации, удержания и вычеты и суммы к выдаче на руки. В лицевом счете создается база для заполнения расчетной ведомости по строке с фамилией и табельным номером данного работника.  Ввиду того, что лицевой счет заполняется на основании первичных документов по заработной плате, в нем фиксируется количество отрабо­танных часов, дней и прочие данные, которые служат впоследствии для различных расчетов, обеспечивая им достоверность.

Заработная плата начисляется в лицевом счете, в рас­четной ведомости или расчетно-платежной ведомости. Он применяется для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, от­работанного времени и документов на разные виды опла­ты. На основании данных лицевого счета составляется рас­четная ведомость.

Формы и системы оплаты труда

Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы и системы оплаты труда — тарифные ставки и оклады.

Под формой понимают объект учета труда, подлежащий оплате: время или количество выполненной работы. Отсю­да и две формы оплаты труда: повременная и сдельная.

В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата.

Повременная форма оплаты труда, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда.

Различают простую повремен­ную систему труда и повременно-премиальную:

  • простая повремен­ная – оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ;
  • повременно-премиальная – оплата не только отработанного времени по тарифу, но и премии за качество работы.

Сдельная — форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).

К разновидностям сдельной формы оплаты труда относятся:

  • прямая сдельная – при которой оплата труда рабочих повышается в прямой зависимости от количества выработанных ими изделий и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;
  • сдельно-премиальная – предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака, рекламации и т. п.);
  • сдельно-прогрессивная – предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;
  • аккордная – система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения;
  • косвенно-сдельная – применяется для повышения производительности труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Труд их оплачивается по косвенно-сдельным расценкам из расчета количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Под основной заработной платой принято понимать:

  • выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной и сдельной заработной плате;
  • доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни;
  • оплата простоев не по вине рабочего;
  • премии, премиальные надбавки.

Дополнительная заработная плата включает в себя выплаты, за не проработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами:

  • оплата времени отпуска;
  • оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей;
  • оплата в перерывах кормящих матерей;
  • оплата льготных часов подростков;
  • оплата выходного пособия при увольнении.

Доплаты и надбавки

Действующее трудовое законодательство Российской Федерации ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени, которое устанавливает работода­тель. Для работников обычно устанавливается 40-часовая рабочая неделя. Однако могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, в связи с которыми работник должен будет работать во внеурочное или ночное время.

В  праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям. Также в праздничные дни разрешаются работы по обслуживанию населения и неотложные ремонт­ные и погрузочно-разгрузочные работы.

Работа в праздничный день оплачивается в следующих размерах:

  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, — в размере не менее двойной часовой или дневной ставки;
  • работникам, получающим месячный оклад, — в раз­ мере не менее одинарной часовой или дневной став­ки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа произво­дилась сверх месячной нормы.

По согласованию сторон трудового договора за работу и выходной день сотруднику предоставляется либо другой день отдыха, либо денежная компенсация, которая выпла­чивается в том же порядке, что и компенсация за работу в праздничные дни.

Порядок оформления расчетов с рабочими и служащими и выплаты им заработной платы

Заработная плата рабочим и служащим в соответствии с законодательством о труде выплачивается не реже чем каждые полмесяца в сроки, установленные коллективным док» вором. Применяется авансовый и безавансовый порядок расчетов по заработной плате за первую половину месяца.

Основным регистром, используемым для оформления расчетов с рабочими и служащими, является расчетная ве­домость. Это регистр аналитического учета, так как со­ставляется в разрезе каждого табельного номера, по цехам, категориям работников и по видам оплат и удержания.

Расчетная ведомость имеет следующие показатели:

  • начислено по видам оплат — оборот по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • удержано и зачтено по видам платежей и зачетов — оборот по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Последний показатель расчетной ведомости является основанием для заполнения платежной ведомости для за­работной платы в окончательный расчет.

Выдача заработной платы производится по платежным ведомостям в установленные на предприятии дни месяца. Основанием на право выдачи является наличие в ее рекви­зитах приказа в кассу для оплаты указанной суммы в срок по (в течение трех дней, считая день получения денег в банке). Подписывают приказ руководитель предприятия и главный бухгалтер. Выдавать заработную плату на пред­приятии должны в течение трех рабочих дней. По истече­нии трех дней кассир построчно проверяет и суммирует выданную заработную плату, а напротив фамилий, не получивших ее, в графе «Расписка в получении» проставляет штамп или пишет от руки «депонировано». Платежная ведомость  закрывается двумя суммами — выдано наличными и депонировано. На депонированные суммы кассир составляет реестр невыданной заработной платы, после чего передает в бухгалтерию платежную ведомость и реестр невыданной заработной платы для проверки и выписки расходного ор­дера на выданную сумму заработной платы. Расходный кассовый ордер передается кассиру для регистрации в кас­совой книге.

Суммы невостребованной заработной платы кассир сда­ет в банк на расчетный счет предприятия с указанием «Де­понированные суммы». Это необходимо для того, чтобы банк хранил их и учитывал отдельно и не мог использовать на прочие выплаты предприятия и погашение его задол­женностей, так как рабочие и служащие могут их потребо­вать в любой день.

Своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату хранится в течение 3 лет и учи­тывает ее в составе счета 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами», субсчет «Депонированная заработная плата», в книге учета депонированных сумм. Д-т 70 К-т 76/4 — отражена невыданная заработная плата.

Синтетический учет труда и зарплаты.

Бухгалтерия предприятия осуществляет не только рас­чет сумм причитающейся работникам заработной платы, премий, пособий; но и организует учет этих сумм на счетах бухгалтерского учета в соответствующих регистрах. Сум­мы начисленной заработной платы и премий относятся на производственные счета и включаются в себестоимость продукции. Так, основная заработная плата, начисленная по сдельным расценкам, повременно, по тарифным став­кам и окладам, премии за производственные показатели относятся в дебет производственных счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25-1 «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования», 25-2 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяй­ственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов», 28 «Брак в производстве» и в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», одновременно их суммы за­писываются в ведомости учета производственных затрат по заказам, статьям, цехам, а на их основе — в журналы-ор­дера № 10 и 10/1.

Дополнительная заработная плата относится в дебет тех же счетов, что и основная заработная плата, и отражается в тех же регистрах.

Премии всем категориям работников за счет прибыли записываются в журнале-ордере № 10-1, в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль», в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Суммы начисленной заработной платы рабочим за вре­мя отпуска относятся в дебет счета 96 «Резервы предстоя­щих расходов», в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом но оплате труда» и отражаются в журналах-ордерах № 10 и 10/1 (согласно ведомости №15).

Пособия по временной нетрудоспособности и прочие выплаты за счет средств органов социального  страхования относятся в дебет счета 69 «Расчеты по социальному стра­хованию и обеспечению» и в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и отражаются в журнале-ор­дере №10/1.

2. Учет собственного капитала

Учет уставного капитала

Величина уставного капитала определяется долей его участников. Учёт операций по движению средств устав­ного капитала ведется на счете 80 (пассивный, балансо­вый, фондовый счет).

При формировании уставного капитала в бухгалтер­ском учете делаются записи:

  • Дт — 75 Кт — 80/1 — отражен уставный капитал, пред­ложенный к государственной регистрации;
  • Дт — 80/1 Кт — 80/2 — отражено распределение устав­ного капитала по номинальной доле участников;
  • Дт — 80/2 Кт — 80/3 —  отражен уставный капитал пос­ле оплаты учредителями.

Вкладами в уставный капитал могут быть:

  • Денежные средства — Дт — 51,50   Кт -75.
  • Ценные бумаги — Дт — 58 Кт — 75.
  • Нематериальные активы — Дт — 08 Кт — 75,  Дт  —  04   Кт  -08.
  • Основные средств — Дт — 08 Кт — 75, Дт — 01   Кт — 08.
  • Прочие ценности — Дт — 10, 41 Кт  — 75.

Оценка неденежных вкладов участников производится в соответствии с решением общего собрания учредителей при условии его единогласного принятия. Она должна быть про­изведена независимым оценщиком. В учете будут сделаны записи на суммы, определенные независимым оценщиком. По решению учредителей в процессе деятельности орга­низации уставный капитал может быть увеличен:

  • за счет имущества организации;
  • за счет дополнительных вкладов участников или третьих лиц, принимаемых в состав учредителей.

Увеличение размеров уставного капитала может произ­водиться за счет средств добавочного капитала или за счет чистой прибыли:

  • Дт — 83 Кт — 80 — за счет добавочного капитала;
  • Дт — 84 Кт — 80 — за счет нераспределенной прибыли;
  • Дт — 75 Кт- 80 — за счет взносов учредителей.

Показатель стоимости чистых активов введен для оценки степени лик­видности организаций отдельных организационно-правовых форм. Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, прини­маемых к расчету суммы ее обязательств, принимаемых к расчету. Активы, участвующие в расчете, — это денежное и неденежное имущество организации по балансовой стоимо­сти. Суммы обязательств включают кредиты, заемные сред­ства, резервы предстоящих расходов, целевые финансиро­вание и поступления, арендные обязательства.

В течение своей деятельности организация может, а в отдельных случаях обязана произвести операции по умень­шению размера уставного капитала. Уменьшение уставно­го капитала должно производиться в обязательном порядке в следующих случаях:

  • неполной оплаты участниками своих взносов в ус­тавный капитал в течение года после регистрации;
  • превышения размера уставного капитала над вели­чиной чистых активов по итогам работы во втором и последующих финансовых годах после регистрации:
  • Дт — 80 Кт — 75/1 — отражено уменьшение уставного капитала, если он не оплачен учредителями, или при выходе из состава учредителей;
  • Дт — 80 Кт —  84 — отражено уменьшение уставного капитала.

Учет резервного капитала

Учет резервного капитала ведется на счете 82 —»«Резерв­ный капитал» (пассивный, фондовый, сальдовый, балан­совый).

Создание резервного капитала является обязательным для акционерных обществ, федеральным законом «Об ак­ционерных обществах» установлено требование образования резервного капитала, размер которого должен составлять не менее 5% от уставного капитала. При этом процент обяза­тельных ежегодных отчислений в резервный капитал дол­жен быть не менее 5% от чистой прибыли.

Резервный капитал может быть использован для начис­ления дивидендов по привилегированным акциям при не­достаточных средствах чистой прибыли:

  • Дт — 82 Кт — 84 — средства резервного капитала на­правлены на погашение убытка;
  • Дт — 82 Кт — 66 — резервный капитал направлен на погашение краткосрочных облигаций ОАО;
  • Дт — 82 Кт — 67 — резервный капитал направлен на погашение долгосрочных облигаций ОАО.

Синтетический учет резервного капитала ведется в жур­нале-ордере № 12.

Учет добавочного капитала

Добавочный капитал — это источник увеличения сто­имости имущества организации. Для учета добавочного капитала используется пассив­ный балансовый счет 83 «Добавочный капитал».

Формирование и увеличение добавочного капитала от­ражается по кредиту счета 83 и может быть за счет:

  • увеличения стоимости основных средств в результа­те переоценки;
  • эмиссионного дохода:
  • направления в него части чистой прибыли;
  • образования курсовой разницы при взносе в устав­ный капитал иностранной валюты.

Организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основ­ных средств. Сумма дооценки основных средств в резуль­тате переоценки относится на добавочный капитал:  Дт — 01   Кт   —  83.

Сумма дооценки объекта основных средств, равная сум­ме его уценки, проведенной в предыдущие периоды и отне­сенной на счет прочих расходов, относится к прочим дохо­дам отчетного периода.

В качестве взноса в уставный капитал может быть вне­сена иностранная валюта. При этом в современных усло­виях возникает, как правило, положительная курсовая раз­ница, т. е. разность между официальными курсами иност­ранной валюты ЦБ РФ на дату ее фактического внесения в уставный капитал и на дату государственной регистрации организации. Курсовая разница учитывается в составе до­бавочного капитала.

Записи по дебету счета 83 могут быть сделаны в случаях:

  • погашения сумм снижения стоимости основных средств в результате переоценки (уценки): Дт — 83 Кт —  01;
  • направления средств на увеличение уставного капи­тала: Д-т 83 К-т 75/1; Дт — 83 Кт —  80;
  • погашения убытка: Дт — 83 Кт  — 84;
  • распределения сумм между учредителями организа­ции: Дт — 83 Кт  — 75/2.

При выбытии основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации:

  • Дт — 83 Кт  — 84 «Нераспределенная прибыль (непокры­тый убыток)».

Аналитический учет по счету 83 организуется отдельно по каждому виду средств, за счет которых был сформиро­ван добавочный капитал Синтетический учет добавочного капитала ведется в журнале-ордере № 12.

Нераспределенная прибыль

Прибыль (или убыток)  после окончания отчетного года отражают на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непо­крытый убыток)».

Счет 84 — активно-пассивный, сальдовый, балансовый. Распределять прибыль, полученную за отчетный год, орга­низация должна в следующем году. На счет 84 списывается сумма чистой прибыли (убыт­ка) заключительными записями декабря со счета 99 «При­были и убытки»:

  • Д-т 99 К-т 84 — списана нераспределенная прибыль;
  • Д-т 84 К-т 99 — учтен непокрытый убыток отчетного года.

В балансе счет 84 показывается в пассиве. Сумма не­покрытого убытка в балансе показывается в круглых скоб­ках и при подсчете валюты баланса вычитается.

В начале года, следующего за отчетным, учредители организации прини­мают решение о распределении чистой прибыли. Чистая прибыль может быть использована на:

  • выплату дивидендов акционерам (участникам) орга­низации Дт — 84 Кт — 75 (70);
  • создание и пополнение резервного капитала Д-т 84 К-т 82;
  • погашение убытков прошлых лет.

Собрание  участников  организации может принять решение вообще не распределять полученную при­быль (или оставить нераспределенной ее часть).

Аналитический учет по счету 84 можно вести по направле­ниям использования прибыли, например, можно открыть к счету 84 субсчет «Нераспределенная прибыль использованная».

Если по итогам года получены убытки, они могут быть покрыты за счет резервного капитала, средств добавочного капитала, целевых взносов учредителей или за счет (средств) уменьшения уставного капитала.

Убытки могут возникать в результате:

  • убытков финансово-хозяйственной деятельности и внереализационных операций;
  • возникновения расходов за счет прибыли, сумма ко­торых превысила суммы прибыли.

Источниками покрытия убытков могут служить:

  • средства резервного капитала: Дт — 82      Кт  —  84;
  • свободные средства, внесенные учредителями: Дт – 75 Кт —  84;
  • добавочный капитал (за исключением средств при­роста стоимости имущества по переоценке): Дт — 83 Кт

Если имеющихся источников недостаточно для погаше­ния непокрытого убытка отчетного года, принимается ре­шение об оставлении на балансе непокрытого убытка с воз­можностью его списания в будущих периодах. Если  магазин получил в предшествующем году убыток, то он  освобождается от уплаты налога на прибыль часть прибыли, которая направлена на покрытие этого убытка, в течение последующих пяти лет. Такая льгота применяется только для покрытия убытков от реализации продукции, работ и услуг.

Учет расчетов с учредителями

Учет расчетов с учредителями ведется на счете 75 «Рас­четы с учредителями», который имеет 2 субсчета:

  • 75/1 «Расчет по вкладам в уставный капитал» (активный);
  • 75/2 «Расчеты по выплате доходов» (пассивный).

Счет 75 имеет дебетовое сальдо, которое означает сум­му задолженности учредителей по вкладам в уставный ка­питал. Синтетический учет ведут в журнале-ордере № 12.

Для учета расчетов с учредителями по доходам исполь­зуется счет 75/2, пассивный, сальдовый, балансовый.

Кредитовое сальдо означает задолженность акционерам по доходам:

  • Дт — 84 Кт — 75/2 — начислены дивиденды акционеров. Если акционер является работником АО, то начис­ление дивидендов отражается проводкой Дт —  84   Кт —

Оборот по дебету — отражает суммы выплаченных ди­видендов:

  • Дт —  75/2    Кт  —  50, 51;
  • Дт — 75/2   Кт  — 68 — суммы удержанного налога на до­ходы физических лиц.

Выплата дивидендов осуществляется расходным кассо­вым ордером или платежным поручением. Доходы вы­плачивают только по выкупленным акциям. Каждому ак­ционеру начисляют доходы в зависимости от количества акций, которые он приобрел. Если нераспределенной прибыли не хватает, используют средства резервного капитала. Синте­тический учет по счету 75 ведут в журнале-ордере № 8.

3. Учет финансовых результатов

Конечный финансовый результат деятельности  отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета учитывают прибыли, а по дебету — убытки. Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации. Хозяйственные операции отражают на счете 99 нарастающим итогом с начала года.

Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка.

В широком смысле счет 99 «Прибыли и убытки» представляет собой систему предусмотренных планом счетов синтетических позиций. В данную систему входят счета учета доходов и расходов:

  • 90 «Продажи»;
  • 91 «Прочие доходы и расходы».

Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» предназначены для обобщения и накапливания информации о доходах и расходах организации.

Финансовый результат от доходов от обычных видов деятельности формируется на счете 90 «Продажи» — А-П. Этот счет также предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности. Счет сальдо не имеет. Оборот по Дт отражает сумму фактической себестоимости продукции (работ, услуг), НДС, акцизы; а оборот по Кт – выручку.

Ежемесячно сопоставлением оборота по Дт и Кт счета 90 определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц:

  • если оборот по Дт меньше оборота по Кт, то прибыль от продажи отражается проводкой: Д-90/9 К-99;
  • если оборот по Дт меньше оборота по Кт, то убыток отражается проводкой: Д-99 К-90/9

В конце отчетного года  производятся заключительные записи по закрытию субсчетов 1,2,3,4 на субсчет 9:

  • Дт 90/9 Кт — 90/2, 90/3, 90/4        Дт  —  90/1    Кт  —  90/9

В результате таких записей по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 сальдо иметь не будет.

Для обобщения информации об прочих доходах и расходах использую счет 91 «Прочие доходы и расходы» — А-П. Начального сальдо счет не имеет. Оборот по Дт отражает расходы, а оборот по Кт – прочие доходы.

Счет 91 имеет субсчета:

  • 91/1 «Прочие доходы», 91/2 «Прочие расходы», 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Записи по субсчетам 1 и 2 производятся накопительно в течение отчетного года. По окончании каждого месяца сопоставляются Дт и Кт обороты по счету 91 и определяется сальдо прочих доходов и расходов за месяц, которое списывается ежемесячно на субсчет 9.

По окончании отчетного года все субсчета открытые к счету 91 закрываются внутренними записями на субсчет 91/9:  Дт  — 91/1    К-91/9;     Дт  —  91/9    Кт  — 91/2

По окончании каждого месяца сальдо доходов и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносится на счет 99 «Прибыли и убытки».

На счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль, которая является основой для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Данная величина заключительными записями декабря переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

По итогам каждого месяца организация выявляет прибыль (убыток):

  • Дебет 90/9 Кредит 99 — отражена прибыль от продаж;
  • Дебет 99 Кредит 90/9 — отражен убыток от продаж.

Прибыль (убыток) от прочей деятельности отражается с помощью следующих проводок:

  • Дт — 91/9 Кт — 99 — отражена прибыль от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца);
  • Дт — 99 Кт  —  91/9  —      отражен убыток от прочей деятельности организации  (заключительными оборотами отчетного месяца).

Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности предприятия (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.); в учете они могут быть отражены следующими проводками.

Чрезвычайные расходы:

  • Дебет 91 Кредит 01, 10, 41, 43… — списана остаточная стоимость имущества, утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств;
  • Дебет 91 Кредит 20, 23, 25, 26… — отражены расходы по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

Чрезвычайные доходы:

  • Дебет 10 Кредит 91 — оприходованы материалы, оставшиеся после списания непригодного к восстановлению имущества организации;
  • Дебет 76/1 Кредит 91 — отражена сумма полученного организацией страхового возмещения.

Суммы налога на прибыль, начисленные к уплате в бюджет согласно Расчету (налоговой декларации), за отчетный период отражаются в учете проводкой:

  • Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Налоговые санкции (пени и штрафы) не уменьшают налогооблагаемой прибыли и отражаются проводкой:

  • Дебет 99 Кредит 68 соответствующий субсчет.

Реформация бухгалтерского баланса осуществляется 31 декабря каждого года и предусматривает закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». В учете отражается прибыль (убыток), полученные организацией:

  • Дебет 99 Кредит 84 — отражена чистая прибыль отчетного года;
  • Дебет 84 Кредит 99 — отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

4. Нормативно – правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. 

Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации

Для обеспечения достоверности данных бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности магазин обязан прово­дить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверя­ются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независи­мо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В частности, необходимо инвен­таризировать:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы;
  • готовую продукцию;
  • товары;
  • прочие запасы;
  • денежные средства;
  • прочие финансовые активы;
  • кредиторскую задолженность;
  • кредиты банков;
  • резервы.

Основными целями проведения инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты и обоснованности отражения в учете обяза­тельств.

В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценно­стей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки. При проведении инвентаризации также должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погаше­ние которой маловероятно, а также долги, безнадежные к взысканию.

Инвентаризация может проводиться не только по инициативе само­го предприятия. Проведение инвентаризации налоговыми органами производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Должно­стные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержа­нием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и террито­рии, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (см. также письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удо­стоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.

Порядок проведения инвентаризации при налоговой проверке идентичен порядку проведения инвентаризации самими предприяти­ями. Единственное существенное различие связано с определением перечня инвентаризируемых объектов:

  • проводится инвентаризация активов и обязательств организации. Это означает, что инвентаризации под­лежат все статьи баланса организации без исключения;
  • при налоговой проверке может проводиться инвентаризация только имущества организации, к которому относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество (за исклю­чением имущественных прав), работы и услуги, информация, результа­ты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Таким образом, в последнем случае формально не подлежат инвента­ризации имущественные права и обязательства организации. Однако в п. 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации речь идет о возможности и необходимости инвентаризации не только имущества, но и обязательств организации. То есть в данном случае подзаконный нормативный акт вступает в про­тиворечие с законодательством. Теоретически такое противоречие в су­дебном порядке может быть решено в пользу налогоплательщика. Однако налогоплательщик может выиграть такой спор исключительно по фор­мальным обстоятельствам, которые все равно не будут препятствовать проверке сотрудниками налоговых органов любых статей баланса органи­зации. Ведь у работников ФНС России вполне достаточно различных инструментов для проверки имущественных прав и обязательств налого­плательщика и без составления инвентаризационных описей.

Какими документами оформляются результаты инвентаризации

Сведе­ния о фактическом наличии имущества и реальности учтенных фи­нансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Формы инвентаризационных описей, актов инвентаризации и крат­кие указания по их заполнению утверждены постановлением Госком­стата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

  • Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1);
  • Инвентаризационная опись нематериальных активов (фор­ма № ИНВ-1а);
  • Инвентаризационный ярлык (форма N°. ИНВ-2);
  • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N° ИНВ-3);
  • Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгру­женных (форма № ИНВ-4);
  • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ-5);
  • Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, нахо­дящихся в пути (форма № ИНВ-6);
  • Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (форма № ИНВ-8);
  • Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащих­ся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), обо­рудовании, приборах и других изделиях (форма № ИНВ-8а);
  • Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (форма № ИНВ-9);
  • Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10);
  • Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма № ИНВ-11);
  • Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15);
  • Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков докумен­тов строгой отчетности (форма N° ИНВ-16);
  • Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17); Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, по­ставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложе­ние к форме № ИНВ-17);
  • Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18);
  • Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-­материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвен­таризации (форма № ИНВ-22);
  • Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановле­ний, распоряжений) о проведении инвентаризации (фор­ма № ИНВ-23);
  • Акт о контрольной проверке правильности проведения инвен­таризации ценностей (форма № ИНВ-24);
  • Журнал учета контрольных проверок правильности проведе­ния инвентаризаций (форма № ИНВ-25).

Еще одна форма № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выяв­ленных инвентаризацией» введена постановлением Госкомстата Рос­сии от 27.03.2000 № 26.

Когда следует проводить инвентаризацию

Согласно п. 3 ст. 11 нового Закона о бухгалтерском учете случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объек­тов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъек­том, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Все предприятия обязаны проводить инвентаризацию перед составлени­ем годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентариза­ция которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвента­ризация основных средств может проводиться один раз в три года, а биб­лиотечных фондов — один раз в пять лет.

Кроме того согласно п. 27 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, ут­вержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, инвентаризация обязательна в следующих случаях:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитар­ного предприятия:
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с п. 1.6 Методических указаний по инвентариза­ции она также может проводиться при коллективной (бригадной) материальной ответственности, если:

  • сменился руководитель коллектива (бригады);
  • выбыло из коллектива (бригады) более 50% его (ее) членов;
  • ее проведения требуют один или несколько членов коллектива (бригады).

Дополнительно  могут проводиться выбороч­ные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Общие правила проведения инвентаризации

До начала проверки фактического наличия имущества инвента­ризационной комиссии надлежит получить все имеющиеся на этот момент приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвен­таризационной комиссии визирует все приходные и расходные до­кументы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до ин­вентаризации на «…..» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентари­зации по учетным данным. Особенно важно соблюдение этого правила в том случае, когда инвентаризация производится не на 1-е число месяца.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к на­чалу инвентаризации все расходные и приходные документы на иму­щество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие спи­саны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подот­четные суммы на приобретение или доверенности на получение иму­щества.

Фак­тическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечиваю­щие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на осно­вании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и техни­ческих расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведо­мости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

В ходе инвентаризации не только пересчи­тывается количество и общая стоимость имеющихся в наличии товар­но-материальных ценностей и денежных средств, но и проверяется правильность их оценки.

Соответственно вместе с результатами инвентаризации органи­зация получает возможность уточнить балансовую стоимость ос­новных средств, товаров и прочего имущества. Однако при этом следует иметь в виду, что уточнение стоимости какого-либо инвен­тарного объекта но результатам инвентаризации возможно только в том случае, если ранее была допущена ошибка при определении его стоимости (например, в первоначальную стоимость основного средства не были включены затраты, связанные с его приобретени­ем, или, напротив, сумма таких затрат была необоснованно завы­шена).

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их коли­чество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядко­вых номеров материальных ценностей и общий итог количества в на­туральных показателях, записанных на данной странице, вне зависи­мости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над за­черкнутыми правильных записей. Исправления должны быть огово­рены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на по­следних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о про­верке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, произво­дивших эту проверку (п. 2.9 Методических указаний по инвентариза­ции).

Все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально от­ветственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комис­сией имущества в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц лицо, принявшее имущество распи­сывается в описи в получении, а сдавшее — в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендо­ванное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе ин­вентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время пе­рерывов в работе инвентаризационных комиссий описи должны храниться в яшике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом пред­седателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комис­сия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтвер­ждения производит исправление выявленных ошибок в установлен­ном порядке.

 Инвентаризационная комиссия

Для проведения инвентаризации создается постоянно действую­щая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвента­ризационных комиссий утверждает руководитель магазина.

Доку­мент о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) ре­гистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Главная задача инвентаризационной комиссии при проведении ин­вентаризации — обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров. Денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, пра­вильности и своевременности оформления материалов инвентаризации.

Приказ о проведении инвентаризации

Приказ (постановление, распоряжение) (форма № ИН В-22) явля­ется письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем орга­низации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

5. Проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным учета

 Пересортица

В соответствии с п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица пред­ставляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересорти­це стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на ви­новных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то сум­мовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на издержки обращения и производства.

На недостачу от пересортицы, образовавшуюся не по вине матери­ально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комис­сии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании расхождений фактического нали­чия ценностей и данных бухгалтерского учета, выявленных при ин­вентаризации, представляются на рассмотрение руководителю орга­низации. Он принимает окончательное решение о зачете излишков и недостачи

Излишки

Выявленный при инвентаризации излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Однако не всегда обнаружение неучтенных материальных ценностей означает выявление излишков. На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентари­зации при выявлении излишков отражаются следующими записями:

Дебет счета 41 (10 и др.) Кредит счета 91 (субсчет «Прочие дохо­ды»)- отражена стоимость выявленного при инвентаризации неуч­тенного имущества или финансовых обязательств.

В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-произ­водственных запасов и прочего имущества в виде излишков, выявлен­ных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при де­монтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определя­ется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, пре­дусмотренном пунктами 13 и 20 ст. 250 НК РФ. Теперь бухгалтерский учет таких материальных запасов всегда будет совпадать с налоговым.

Недостача

При инвентаризации расхождения между фак­тическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отра­жаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения;
  • недостача имущества и его порча сверх указанных норм отно­сятся на счет виновных лиц.

Под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю, являющуюся следствием ес­тественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

Для целей исчисления налога на потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли приравниваются к материальным расходам.

Недостача тех же товарно-материальных ценностей, для которых нормы не утверждены ни одним из нормативных документов, по мнению ФНС России и Минфина России, не может уменьшать налогооблагаемую прибыль. Суды с этой позицией перио­дически не соглашаются, вставая на защиту налогоплательщика и раз­решая при отсутствии норм списывать недостачу и порчу по фактичес­ким затратам (в пределах разумного).

Убыль  ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руково­дителя магазина соответственно на издержки производства и об­ращения.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установ­ленном порядке, все же имеется недостача ценностей, нормы есте­ственной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.

На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентари­зации при выявлении недостачи, не превышающей норм естествен­ной убыли, отражаются следующей записью:

  • Дебет счета 20 (26, 44) Кредит счета 10, (20, 41 и т.д.) — списана недостача на издержки производства (обращения).

При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм естественной убыли. Выявленные во время проведения инвентаризации недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имуще­ства, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на винов­ных лиц. В тех случаях, когда виновные не установлены или во взыска­нии с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списы­ваются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

В документах, представляемых для оформления списания недо­стач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие от­сутствие виновных лиц, либо отказ от взыскания ущерба, либо зак­лючение о факте порчи ценностей, полученное от отдела техническо­го контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Такие решения могут быть получены как до, так и после или во время инвентаризации. Если же таких документов нет, то списать недостачу можно только на виновное материально ответственное лицо.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной реги­страции на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бух­галтерской отчетности — в годовом бухгалтерском отчете.

На счетах бухгалтерского учета результаты проведения инвентари­зации при выявлении недостачи сверх норм естественной убыли от­ражаются следующими записями:

  • Дебет счета 94 Кредит счета 41 (20 и др.) — списана недостача, выявленная сверх норм естественной убыли (при отсутствии норм таким образом списывается вся сумма недостачи, выявленной по ре­зультатам инвентаризации);
  • Дебет счета 73 Кредит счета 94 — списана выявленная недостача на виновных лиц;
  • Дебет счета 50 Кредит счета 73 — отражена сумма недостачи, вне­сенной виновным лицом в кассу организации;
  • Дебет счета 70 Кредит счета 73 — отражена сумма недостачи, удер­жанной из заработной платы виновного работника;
  • Дебет счета 91 (субсчет «Прочие доходы») Кредит счета 73 — списана на финансовые результаты выявленная при проведении инвентариза­ции недостача, во взыскании которой с виновных лиц отказано судом;
  • Дебет счета 91 (субсчет «Прочие доходы») Кредит счета 94 — спи­сана на финансовые результаты выявленная при проведении инвен­таризации недостача, в случае отсутствия виновных лиц (что должно быть подтверждено соответствующими документами).

Естественная убыль товаров списывается по фактическим разме­рам, но не выше установленных норм. Списание естественной убыли товаров может производиться только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета.

Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц по ценам опри­ходования товаров. Отнесение же товарных потерь на издержки обра­щения производится по покупным ценам. Разница между покупными и розничными ценами относится за счет торговых скидок.

В бухгалтерском учете вся сумма выявленной недостачи отражает­ся проводкой:

  • Дебет счета 94 Кредит счета 41 — 593 руб. — отражена сумма вы­явленной по результатам инвентаризации недостачи.

Недостача в пределах ном естественной убыли подлежит списа­нию на издержки производства, что следует отразить проводкой:

  • Дебет счета 44 Кредит счета 94 — 387,42 руб. — списана на издер­жки производства недостача в пределах норм естественной убыли.

Эта же сумма в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ и ст. 7 Закона № 58-ФЗ как недостача товара в пределах норм естественной убыли признается расходами организации, уменьшающими ее нало­гооблагаемую прибыль.

Недостача товара сверх норм подлежит отражению записью:

  • Дебет счета 73 Кредит счета 94 — 205,58 руб. — отнесена на расчеты с виновными лицами недостача сверх норм (593 руб. — 387,42 руб.)

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016), (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете»
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. № 43н (ред. от 08.11.2010)
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утв. Приказом МФ РФ от 09.06. 2001 г. № 44н (Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) .
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н. (ред. от 16.05.2016)
8. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 32н (ред. от 06.04.2015).
9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 33н (в ред. Приказа МФ РФ от 30.03.2001 г. № 27н).
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв. Приказом МФ РФ от 27.12.2007 г. № 153н (в ред. Приказа МФ РФ от 16.05.2016г.)
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом МФ РФ от 19.11.2002 г. № 114н. (в ред. Приказа МФ РФ от 06.04.2015г.)
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утв. Приказом МФ РФ от 10.12. 2002 г. № 126н. (ред. от 06.04.2015)
13. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом МФ РФ от20.07.98 г. № 33 н (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010))
14. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом МФ РФ от 28.12.2001 г. № 119н. (ред. от 24.12.2010)
15. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ №40 от 13.06.1998 г. (ред. от 08.11.2010)
16. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: тесты. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012 – 532 с.
17. Астахов В.П. Финансовый учет. Тесты: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 256 с.
18. Беликова Т.Н., Минаева Л.Н.Все о заработной плате и кадрах. – СПб.: Питер, 2013 – 224 с.
19. Блинова У.Ю., Апанасенко Е.Н. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету. – М.: КНОРУС, 2011 – 400 с. (Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
20. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2012 – 800 с.
21. Богаченко В.М., Кириллова Н.А., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 345 с.
22. Богаченко В.М. Любая бухгалтерская проводка за 5 минут: корреспонденция счетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 448 с.
23. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 352 с
24. Вещунова Н.Л. Сборник задач по бухгалтерскому, финансовому учету. – М.: Проспект, 2013 – 160 с.
25. Козлова Е,П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Сборник корреспонденции счетов бухгалтерского учета по новому счетному плану. М., 2013.- 502 с.