Содержание

Введение
Глава 1. Ознакомление с объектом прохождения практики.
1.1. Организационная структура
1.2. Основные технико-экономические показатели
1.3. Общая характеристика потребности и объем производства в регионе
1.4. Описание выбранной технологии производства (оказания услуг)
1.5. Производственный план
1.6. Конкуренция на рынке сбыта. Организация Сбыта
Глава 2. Пути устойчивого развития предприятия в условиях конкуренции
Заключение
Список использованных источников

Введение

В настоящее время страна стоит перед необходимостью упрочения внутриэкономического положения, обеспечения устойчивого экономического развития, что предполагает определенную корректировку экономических подходов и более активное и скоординированное использование механизмов и рычагов экономической политики, в том числе конкурентной политики. Конкуренция является важнейшим регулятором экономической эффективности и экономического развития, для создания которой предстоит решить важную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике. Конкурентную среду можно определить как совокупность экономических, институционально-правовых и социально-политических условий для развития конкуренции в стране. Конкурентная среда – экономико-правовой порядок, который обеспечивает доминирование рыночного типа экономических связей, свободу предпринимательства, равноправие производителей (покупателей) товаров и услуг, другими словами создает условия для эффективной конкуренции.

Таким образом, одним из ключевых моментов становится рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к России. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.

Глава 1. Ознакомление с объектом прохождения практики.

ИП Мармилов В.А. с 1997 г. является ведущим поставщиком листового полированного стекла. В 2005 году возникла идея организовать производство стеклопакетов, тогда же было запущено экспериментальное производство стеклопакетов.

Производство стеклопакетов в Астраханской области до реализации нашего проекта не существовало. Каждый производитель окон и дверей вручную изготовлял стеклопакеты. Качество и сроки изготовления оставляли желать лучшего – такие пакеты часто потели, покрывались масляной пленкой и т.д. Неудовлетворенность клиентов низким качеством приводили к тому, что стеклопакеты стали ввозить из других регионов: Волгоград, Москва, Ставрополь, где на тот момент уже существовали достаточно крупные производства стеклопакетов.

Результатом работы экспериментального производства 2005 года стали положительные результаты по качеству производимой продукции, по работе с клиентами, по динамике роста рынка и объемов производимой продукции.

Однако отсутствие оборудования для промышленного производства стеклопакетов не позволяло увеличивать объемы экспериментального производства. Объемы выпуска экспериментального производства не могли обеспечить все потребности рынка Астраханской области.

В начале 2006 года было решено перейти от экспериментального производства к промышленному. Было выделено помещение, произведен ремонт, оформлен кредит и приобретено оборудование для промышленного производства стеклопакетов. Уже в ноябре 2006 года из нового цеха начались первые отгрузки стеклопакетов.

Рост спроса на продукцию, производимую ИП Мармиловым В.А., внедрение современных технологий и предъявление со стороны клиентов новых требований к остеклению: энергосбережение, безопасность, шумоизоляция, — требуют постоянной как горизонтальной, так и вертикальной диверсификации производства.

В 2007-2008 годах на региональном рынке появились конкуренты, установившие автоматизированные линии по производству стеклопакетов: ООО СМП «Электрогаз» и ООО СПАР «Строитель». Имея мощность производственной линии около 100 000 кв.м. в год каждая, эти фирмы в основном ориентированы на обеспечение своих собственных потребностей. Среди их конкурентных недостатков можно назвать столы меньшей резки (в частности, у ООО СМП «Электрогаз»), а также производство стандартных стеклопакетов. С заказами специфических стеклопакетов (с наклейкой пленки, с использованием специфического и низкоэмиссионного стекла, с раскладками, фигурные) эти компании в большинстве случаев обращаются к ИП Мармилову.

Наработанные за этот период постоянные клиенты,  которых насчитывается свыше 70, а также удобные условия по оплате, высокое качество продукции в совокупности с гибкой ценовой политикой позволяют не терять имеющихся позиций. В 2008 году стеклопакеты, собранные на производстве ИП Мармилова, были использованы на таких объектах строительства в г. Астрахани, как гостиница «Лотос», гостиница «Гранд отель», ОАО ВКА-банк, Спорткомплекс «Звездный», ТРК «Алимпик», ОАО Аэропорт Астрахань, гостиница «Азимут Отель Астрахань», ООО ТФ «Два кита». Также ведется работа с клиентами за пределами Астраханской области («Эдельвейс» и «Окна Домус» в г. Элиста, «Окна ХХI века» в г. Атырау)

В 2010 году ИП Мармиловым в рамках интенсификации производства было выкуплено помещение площадью около 2613 кв.м. под новый цех для стеклопакетной линии и линии для производства окон из ПВХ профилей, приобретены стол для резки триплекса, а также стол для работы со стеклом большего формата с целью снижения себестоимости.

С начала 2011 года на этих площадях было размещено оборудование и начат производственный процес

Предприниматель Мармилов Владимир Анатольевич — «Фабрикантъ» (торговая марка) — многопрофильное предприятие, занимающееся разными видами деятельности

  • Оптовая  торговля  стеклом, зеркалами
  • Розничная торговля листового и узорчатого стекла, зеркал
  • Холодильное оборудование
  • Импорт и экспорт продукции
  • Аренда основных средств
  • Производство стеклопакетов
  • Доставка товара

Компания сотрудничает с множеством поставщиками условия поставок разнообразные – отсрочка платежа на месяц с момента отгрузки; 50% предоплата, остальное – с отсрочкой на месяц; 100% оплата. и т.д. Список поставщиков постоянно растет т.к. расширяется спектр деятельности предприятия.

За 15 лет работы предприятие наработало постоянных клиентов, в числе которых ОАО «Ювмонтажавтоматика», ООО «Астраханские окна», ООО ПКФ «Окна-Люкс», ООО ПКФ «Пламет эксклюзив», ООО СК «Теплостройцентр», ООО «Альянс», ООО УСК «Стройкомплекс», ООО ИФК ЭЛКО-Инвест, ЗАО ТД «Нарат», ООО ПКФ «Макси Дом», ООО «Даир»,  ООО «АГП», Астраханский Аэропорт, ТЦ «АСТОР», Страховая компания «Наста», Астраханский Государственный Университет, Управления Федерального казначейства по Астраханской области, ООО «Лукойлнижневолжскнефтепродукт» и т.д.

В собственности предпринимателя находятся оборудование, станки, орг.техника, автотранспорт, а также земельный участок с инженерными корпусами и складами.

Предприниматель Мармилов В.А. железнодорожные пути протяженностью 435 м.  Погрузо-разгрузочная  площадка с козловыми кранами.

1.1. Организационная структура

Рисунок 1. - Организационная структура

Рисунок 1. — Организационная структура

1.2. Основные технико-экономические показатели

1.3. Общая характеристика потребности и объем производства в регионе

Масштаб отраслевого рынка – региональный – Астраханская область.

Размер рынка сложно оценить, т.к. не существует официальной статистики по объемам производства и потребления стеклопакетов. В настоящее время примерные оценки объема рынка колеблются от 150 000 кв.м. в год до 200 000 кв. м. в год.

Сезонность рынка зависит от строительства и проведения отделочных работ. Сезон начинается с марта и заканчивается в ноябре-декабре в зависимости от температуры. Работы по монтажу изделий из ПВХ обычно не проводят при температуре ниже -10 °С, т.к. это требует использования более дорогостоящих компонентов для монтажа.

Специфические особенности рынка – дефицит производства листового стекла в России. Соответственно в сезон возникает ситуация либо повышения цены на стекло либо отсутствия необходимого рынку стекла.

Участники российского рынка — мелкие региональные производители. Оценить их доли на рынке невозможно. На момент начала реализации проекта на рынке Астраханской области другие производители стеклопакетов отсутствовали. Каждый производитель изделий из ПВХ занимается производством стеклопакетов вручную для собственных нужд.

Импортная продукции на рынке практически отсутствует за исключением специфических видов стеклопакетов с использованием редких видов стекла. Импортозамещение ограничено в виду специфики производства – стеклопакеты изготавливаются под заказ в ограниченные сроки, и существует реальная угроза повреждения стекла при транспортировке стеклопакетов.

Государственная политика в области регулирования отраслевого рынка проводится через сертификацию производителей стеклопакетов и внесений изменений в ГОСТ 24866-99.

Защита отечественного производителя не осуществляется в виду специфики отрасли.

1.4. Описание выбранной технологии производства (оказания услуг)

Основные технологические процессы:

  1. Нарезка стекла в соответствии с необходимыми размерами конечных изделий.
  2. Нарезка и сборка дистанционной рамки в соответствии с необходимыми размерами конечных изделий, засыпка влагопоглотителя в дистанционную рамку.
  3. Нанесение первичного герметизирующего слоя (бутила) на дистанционную рамку.
  4. Мойка и сушка стекла.
  5. Сборка стеклопакета (наклейка дистанционной рамки между стеклами).
  6. Прессовка стеклопакета.
  7. Нанесение вторичного герметизирующего слоя (полиуретана).
  8. Сушка стеклопакета.
  9. Упаковка и транспортировка клиенту.

Длительность технологического цикла при массовом выпуске на приобретаемом оборудовании составляет 2 изделия в минуту, при наличии предварительно нарезанного стекла и подготовленной дистанционной рамки. Нарезка стекла осуществляется ос скоростью 288,8 кв.м. в час. Максимальная производительность в смену составляет до 800 кв. м. готовых изделий.

Утилизацией отходов занимается другое структурное подразделение в холдинге, осуществляющее сбор, хранение и доставку отходов производства стеклопакетов на перерабатывающие производства сторонних организаций. Например, бой стекла перерабатывает Астраханский стекольный завод.

Описание продукта (услуги)

Основной производимый продукт – стеклопакет клееный строительного назначения, выпускаемый согласно ГОСТ 24866-99.

Продукт предназначен для остекления светопрозрачных конструкций: оконных и дверных блоков, перегородок, фасадного и витринного остекления.

Стеклопакеты представляют собой объемные изделия, состоящие из двух или трех листов стекла, соединенных между собой по контуру с помощью дистанционных рамок и герметиков, образующих герметически замкнутые камеры, заполненные осушенным воздухом или другим газом.

Стеклопакеты в зависимости от числа камер подразделяют на типы:

  • СПО — однокамерные;
  • СПД — двухкамерные.

Камеры стеклопакетов могут быть заполнены:

  • осушенным воздухом;
  • инертным газом (аргон — Аr, криптон — Кr и др.);

Допускается по согласованию изготовителя с потребителем изготавливать стеклопакеты из четырех плоских листов стекла и более, а также устанавливать декоративные рамки внутри стеклопакетов.

Стеклопакеты в зависимости от назначения подразделяют на виды:

  • Стеклопакеты общестроительного назначения;
  • Стеклопакеты строительного назначения со специальными свойствами:
  • ударостойкие (Уд);
  • энергосберегающие (Э);
  • солнцезащитные (С);
  • морозостойкие (М);
  • шумозащитные (Ш).

Требования к качеству продукта указаны в ГОСТ 24866-99 «Стеклопакет клееный строительного назначения».

К замещающим или альтернативным продуктам можно отнести однорядное остекление, однако по своим характеристика оно значительно уступает остеклению стеклопакетами.

Стадия развития продукта — мелкосерийное производство.

Продукт не требует патентно-лицензионной защиты или наличия зарегистрированной торговой марки, т.к. является стандартным строительным изделием выпускаемым согласно ГОСТ 24866-99.

1.5. Производственный план

Требования к персоналу, работающему непосредственно на производстве: возраст от 18 до 35 лет, среднетехническое образование, опыт работы по сборке стеклопакетов не требуется.

Требования к производственным площадям:

  1. Отдельный въезд для разгрузки сырья – стекла, бочек с герметиком, упаковок дистанционной рамки.
  2. Наличие тельферного крана для разгрузки сырья и загрузки сырья для переработки.
  3. Площади достаточные для организации производственного процесса.
  4. Наличие отдельного выхода для готовой продукции.

Требования к сырью, комплектующим и материалам указаны в ГОСТ 24866-99.

Организация ремонта – использование поставщика оборудования в течение гарантийного срока. После окончания гарантийного срока – подписание договора с поставщиком на сервисное обслуживание.

Характеристика групп потребителей продукта:

Основные потребители продукта – организации и частные предприниматели, занимающиеся остеклением, в том числе строительные организации. В основной массе остекление из профиля ПВХ, остекление деревянным брусом, а также алюминиевые конструкции для фасадного и витринного остекления.

Единичные потребители не являются на данный момент основным потребителем, т.к. приобретают конечные изделия – окна и двери с установленными стеклопакетами. В расчеты не принимаются. Планируется, что конечные потребители будут являться клиентами, если необходимо заменить разбитый стеклопакет или если необходимо заменить стандартный стеклопакет на стеклопакет со специфическими свойствами.

Географическое расположение потребителей – г. Астрахань и Астраханская область, республика Калмыкия, Казахстан, Волгоградская область.

Мнение конечных потребителей о продукте: стеклопакет – устоявшийся продукт на рынке, в связи с высокими потребительскими свойствами продукта (теплосопротивление, шумоизоляция) потребители заменяют обычные двухстворчатые окна и двери на изделия содержащие стеклопакеты.

Существует зависимость потребительского спроса от цены. Чем дешевле конечный продукт – изделие из деревянного бруса или профиля ПВХ, содержащее стеклопакет, тем выше спрос. С ростом уровня заработной платы населения рынок расширяется. Также банки, осуществляющие потребительское кредитование активно сотрудничают с организациями, производящими и реализующими конечные изделия, содержащие стеклопакеты.

1.6. Конкуренция на рынке сбыта. Организация Сбыта

Основные конкуренты – клиенты производства – производители изделий из ПВХ, имеющие собственное ручное производство стеклопакетов для обеспечения собственных нужд.

Сильные стороны конкурентов – способность изготовить небольшую партию для собственных нужд в короткие сроки.

Слабые стороны конкурентов – прежде всего, специализация на производстве изделий из ПВХ, и как следствие низкий технологический уровень производства стеклопакетов. Высокая себестоимость стеклопакетов, в виду производства ограниченного объема для удовлетворения собственных потребностей. Низкое качество произведенных изделий связанное с ручным способом производства. Необходимость поддерживать складской запас стекла и комплектующих для производства стеклопакетов. Текучесть кадров, как следствие непрогнозируемое изменение качества и сроков производства.

В 2007-2008 годах на региональном рынке появились конкуренты, установившие автоматизированные линии по производству стеклопакетов: ООО СМП «Электрогаз» и ООО СПАР «Строитель». Имея мощность производственной линии около 100 000 кв.м. в год каждая, эти фирмы в основном ориентированы на обеспечение своих собственных потребностей. Среди их конкурентных недостатков можно назвать столы меньшей резки (в частности, у ООО СМП «Электрогаз»), а также производство стандартных стеклопакетов. С заказами специфических стеклопакетов (с наклейкой пленки, с использованием специфического и низкоэмиссионного стекла, с раскладками, фигурные) эти компании в большинстве случаев обращаются к ИП Мармилову.

Технологический уровень мелких конкурентов (потенциальных клиентов) очень низкий, только 4 из, приблизительно, 30-и производителей изделий из ПВХ имеют оборудование для производства стеклопакетов. Однако это оборудование является технологически устаревшим, неспособным на производство больших объемов, т.е. является оборудованием «начального» уровня. Остальные производители изделий из ПВХ используют полностью ручной труд для сборки стеклопакетов.

Цены конкурентной продукции являются розничными ценами для конечных потребителей изделий из профиля ПВХ и не являются конкурентоспособными на рынке оптовых продаж стеклопакетов. Т.е. производители изделий из ПВХ, которые продают ограниченные мелкосерийные партии стеклопакетов устанавливают цены на уровне 5-10% ниже розничных цен для конечных потребителей изделий из ПВХ. Способы стимулирования сбыта при продаже мелкооптовых партий не используются в виду ограниченной возможности производить постоянно мелкосерийные партии, т.к. основная задача каждого производителя изделий из ПВХ – удовлетворить потребности в стеклопакетах собственное производство.

Реакция конкурентов на появление на рынке продукта, производимого в рамках данного проекта положительная, т.к. многие компании, использующие ручной способ производства стеклопакетов неудовлетворенны низким качеством и высокими издержками при производстве собственных стеклопакетов и готовы закупать стеклопакеты у Инициатора.

Глава 2. Пути устойчивого развития предприятия в условиях конкуренции

В современных условиях проблема устойчивого развития предприятия приобретает первостепенное значение. Часто возникают ситуации, когда предприятие успешно функционирует, его положение на рынке постоянно улучшается, оно наращивает объемы производства, но, в один прекрасный момент, из-за небольшого изменения ситуации на рынке, это предприятие теряет все.

Предприятия постоянно зависят от изменения внешней среды, одни- больше, другие — меньше, некоторые, вчера, казалось бы, непоколебимые структуры, сегодня уходят с рынка. Именно поэтому высока актуальность проблемы устойчивого развития.

Трансформация экономической системы, отказ от централизованного планирования значительно уменьшили достоинства стратегии снижения затрат за счет экономии на масштабах производства продукции. Поскольку крупные предприятия являются основой экономики многих городов Российской Федерации, то для успешного развития региона предприятию необходимо перейти от концепции адаптации и выживания к парадигме устойчивого развития. Разработка на предприятии стратегии перехода на путь устойчивого развития с системой целей, индикаторов и механизмов реализации приобретает особо важное значение и для региона в целом.

Проблема обеспечения устойчивого развития предприятия на уровне региона обусловлена следующими причинами.

Во-первых, проблема обеспечения устойчивого функционирования предприятий – трудно прогнозируемая, и опасность нестабильности существует всегда, тем более, если она обусловлена макроэкономическими факторами, трудно поддающимися регулированию со стороны предприятия.

Во – вторых, проведение оценки уровня устойчивости функционирования производственной деятельности необходимо не только на уровне самого предприятия, но и в системе регионального развития.

В – третьих, реструктуризация и реформирование промышленности идут крайне медленно и сложно. Эти проблемы являются основными источниками неустойчивости промышленных предприятий.

Анализ проблемы устойчивого развития предприятия показал, что исследование в данной области ведется достаточно интенсивно, но внимание исследователей сосредоточено в основном на финансовых и экономических её аспектах.

Современный период мирового производственного и экономического развития всей совокупности промышленных и непромышленных субъектов характеризуется значительным ожесточением конкурентной борьбы. Это отрицательно сказывается на конкурентоспособности и устойчивости функционирования отечественных предприятий. Мы согласны с мнением ряда авторов, что под устойчивым функционированием предприятия понимается его способность сохранять объемы реализации длительный период времени при различных изменениях потребительского спроса на рынке производителей. Принципиально важное значение приобретают не только вопросы освоения современных рыночно ориентированных методов планирования, управления, организации и контроля производственно-хозяйственной и экономической деятельности, но и разработка новых логистико- ориентированных концепций, подходов, методологий к стратегическому анализу и управлению экономической устойчивостью предприятия в условиях риска и неопределенности.

Предприятие нацелено не только на поддержание целевых показателей (заданных объемов сбыта, прибыли, доли рынка и др.). Современные предприятия основной своей целью ставят увеличение рыночной капитализации как основного фактора обеспечения конкурентоспособности. Поэтому в отношении предприятий необходимо говорить об устойчивом развитии. Но поскольку предприятие неразрывно связано с регионом, то его устойчивое развитие является предпосылкой устойчивого развития региона.

Суть устойчивого развития предприятия состоит в том, чтобы в длительном периоде времени обеспечивались высокие показатели социального, экономического и экологического развития региона.

Стратегической целью устойчивого развития региона является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно- технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы, что невозможно без обеспечения устойчивого развития предприятий.

Заключение

Главная цель хозяйствующего субъекта современных условиях — получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Стратегия представляет собой постановку целей и выработку соответствующей политики по их достижению. В современных условиях наиболее важна стратегия, обеспечивающая адаптацию предприятия к быстро меняющейся внешней среде. При выборе стратегии увязывается потенциал и возможности предприятия с поставленными целями. Миссия отражает главное предназначение предприятия на длительную перспективу. Предприятие может одновременно реализовывать несколько стратегий.

Функциональные стратегии – это стратегии на уровне отдельных подразделений предприятия. Они увязаны с экономической стратегией и включают функциональные стратегические цели. Совокупность функциональных стратегий на предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит руководство предприятия.

Маркетинговая стратегия – это система организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров с учетом запросов потребителей. Разработка стратегии маркетинга опирается на прогнозы относительно долгосрочных перспектив развития рынка и потенциальных возможностей предприятия. Внедрение маркетинговой стратегии осуществляется через применение товарной стратегии, которая является частью хозяйственной политики предприятия.

Ценовая политика предприятия находится в непосредственной зависимости от типа рынка (совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии), где оно реализует свою продукцию. Отличия между типами рынка касаются условий выхода на рынок, возможностью влиять на цены и другими показателями.

Список использованных источников

1. Батов Г.Х., Шеожев М.А. Концепция устойчивого развития в системе формирования производственных комплексов региона. – Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2010
2. Саркисян Л.Г., Бондаревский-Колотий В.А. Устойчивое развитие предприятия торговли на рынке строительных товаров: стратегический аспект // Торгово-экономический журнал. – 2015
3. Балабанова, Л.В., Панчук, А.С. (2010). Стратегічне маркетингове управління комерційною діяльністю підприємств. Донецьк: ДонНУЕТ, 2010.
4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс, 1992-2014, Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/?frame=30 (Дата обращения: 24.02.2014)
5. Шевченко И.В. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы// Финансы и кредит. – 2004
6. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007