Содержание
Введение
Глава 1. Краткая характеристика деятельности предприятия, учреждения
Глава 2. Результаты выполнения программы практики
2.1 Алгоритм подготовки, проведения и анализа занятий
2.2 Лекция-визуализация как современная форма изложения материала
2.3 План-конспект практических занятий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Место и период прохождения практики — Прохождение практики осуществлялось на кафедре биоразнообразия и морских биоресурсов в ДВФУ в течение четырех недель.
Целями педагогической практики являются:
- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
- знакомство со спецификой деятельности преподавателя гидробиолога-ихтиолога;
- формирование профессиональной позиции преподавателя, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
- приобщение студента к социальной среде ППС ДВФУ с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачами педагогической практики являются:
- овладение теоретическими основами учебных дисциплин естественнонаучного цикла;
- освоение знаний, выработки и закрепления умений студента-магистранта в области методики преподавания естественнонаучных дисциплин;
- оценка способности студента-магистранта к педагогической деятельности, что помогает обучающемуся обоснованно сделать выбор его будущей профессии (преподаватель высшей школы или научный сотрудник).
Глава 1. Краткая характеристика деятельности предприятия, учреждения
Дальневосточный Федеральный университет ведет подготовку специалистов к будущей профессиональной деятельности по фундаментальным и прикладным наукам, также на базе университета осуществляется и научно-исследовательская работа. Университет объединяет в своём составе несколько факультетов, в том числе Академию экологии, морской биологии и биотехнологий. Студенты кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов «багажом» теоретических знаний и практическими навыками работы в области современной биологии, изучают такие дисциплины, как энтомология, ихтиология, орнитология, териология и др. Прикладные зоологические дисциплины — паразитология, частная паразитология и др.
Основные нормативные документы, которыми регламентируется деятельность предприятия, учреждения (внешние и внутренние):
- Устав ДВФУ
- Приказ ректора ДВФУ №6 от 28 января 2011 г.
- Положения о кафедре биоразнообразия и морских биоресурсов в ДВФУ
Глава 2 Результаты выполнения программы практики
2.1 Алгоритм подготовки, проведения и анализа занятий
Под формой организации познавательной деятельности следует понимать целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия преподавателя и обучающегося [4].
Формы познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Фронтальная форма — применяется при первичном ознакомлении обучающихся со сложным учебным материалом. Трудность при использовании фронтальной работы состоит в том, чтобы заинтересовать обучающихся и обеспечит их устойчивое внимание. С этой целью используются следующие приемы: оформление темы и плана на доске, знакомство с вопросами, которые будут проконтролированы после изучения темы, использование схем и систем понятий, опорные логические схемы. Полезно создавать опорные схемы на доске, а не давать их в готовом виде.
Индивидуальная форма — когда каждый обучающийся работает самостоятельно, по заданию преподавателя. Задания могут быть одинаковые для всех, но с применением разных источников информации. Возможны задания, дифференцированные по объему и по сложности учебного материала.
Групповая форма — организуется с помощью общего задания для 2-7 человек, результаты оформляются с помощью единого ответа, задания могут быть одинаковыми или разными по содержанию, объему и сложности выполняемой работы групповое задание делится между участниками группы.
Перед групповой работой необходимо:
- Предварительная подготовка к выполнению задания, краткий инструктаж;
- Обсуждение и составление плана выполнения задания;
- Работа по выполнению задания;
- Наблюдение преподавателя и корректировка работы;
- Взаимная проверка и контроль;
- Сообщение обучающихся по вызову преподавателя;
- Индивидуальная оценка работы обучающегося, группы и класса в целом.
Коллективная форма — коллектив обучает своего каждого обучающегося и то же время каждый обучающийся обучает коллектив.
Парная форма работы — задание для самостоятельной работы репродуктивного или творческого характера выполняют двое обучающихся.
Метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей образования.
Метод должен обязательно соответствовать цели занятия. Метод не может быть неправильным, неправильным может быть его применение.
Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.
Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Именно поэтому в своей практической педагогической работе мы использовали такой метод активного обучения, как лекция-визуализация с элементами дискуссии.
Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения.
2.2. Лекция-визуализация как современная форма изложения материала
В настоящее время в нашем обществе происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе.
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами. Их исследования показывают, что применение активных методов обучения возможно и в такой форме обучения, как лекция, в частности в лекции-визуализации.
Использование лекции-визуализации является мотивирующим механизмом побуждения познавательного интереса студентов. Данный вид лекции востребует личный опыт студента и создает предпосылки для формирования их субъектной позиции по отношению к получаемому знанию. Подобная форма лекционных занятий выступает как ориентированная основа будущей самообразовательной деятельности, наглядно демонстрирует образцы работы с информацией, а также ее полезность и рациональность по сравнению с традиционно принятыми формами.
Данный вид лекции является результатом нового использования дидактического принципа наглядности. Содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает ее связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.
Лекция — визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
2.3. План-конспект практических занятий
Дисциплина: фауна Дальнего Востока
Тема: фауна Республики Саха (Якутия)
Цель занятия: сформировать у студентов знания о природных комплексах и животном мире Республики Саха (Якутия).
Задачи:
а) образовательная — сформировать у студентов знания:
- о географии и рельефе Республики;
- об исторических особенностях формирования фауны;
- о видах, обитающих в зоне тайги и тундры;
- о промысловых, акклиматизированных и реинтродуцированных видах Якутии;
- о системе особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и видах, внесенных в Красную книгу Республики;
- об основных экологических проблемах региона и их влиянии на фауну Якутии.
б) развивающая:
- умение систематизировать материал и видеть причинно-следственные связи.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятия обучающийся должен знать: основные понятия темы; особенности фауны Якутии, как она сформировалась; виды млекопитающих и птиц, включенные в Красную книгу Республики; основные проблемы региона. Также студент должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы по изученному материалу. Формирование у студентов системного мышления.
Основные понятия темы: палеоген, орфографические рубежи, тайга, тундра, северный полярный круг.
Норма времени: 2 часа
Метод активного обучения: лекция-визуализация с элементами дискуссии. Разработка студентом интеллект-карты.
Вопросы для самопроверки:
- Дайте краткую характеристику Республики Саха (Якутия): когда была образована, площадь, численность населения.
- В чем заключается уникальность дикой природы Республики?
- В каких зонах расположена Якутия? Как это влияет на фауну?
- Дайте краткую географическую характеристику Республики.
- Кем представлен животный мир Якутии? Назовите основных обитателей тундры и тайги.
- Расскажите об основных промысловых, акклиматизированных и реинтродуцированных видах Якутии.
- Какова площадь ООПТ Якутии? Назовите ООПТ федерального значения. В чем их особенность?
- Сколько видов внесено в Красную книгу Республики Саха (Якутия)? Назовите все виды млекопитающих и 15 видов птиц.
Тестовое задание
- Когда сформировалась фауна Якутии?
- В палеогеновом периоде
- В меловом периоде
- В кембрийском периоде
- Сколько видов млекопитающих встречаются в Якутии?
- 70
- 75
- 80
- 50
- Сколько процентов составляет система особо охраняемые природных территорий Якутии?
- 25%
- 30%
- 10%
- 15%
- Какой из приведенных ниже видов не является эндемиком тундры?
- Песец
- Лемминг
- Северный олень
- Овцебык
- Какой из перечисленных ниже заповедников расположен в зоне тайги?
- Олёкминский
- Усть-Ленский
- “Остров Врангеля”
- Какой из перечисленных ниже видов является реинтродуцированным?
- Американская норка
- Ондатра
- Степной хорек
- Соболь
- Какой из перечисленных ниже видов является акклиматизированным?
- Овцебык
- Обыкновенный бобр
- Степной хорей
- Бурундук
Литература:
- Красная книга Республики Саха (Якутия). Том 2. Животные. 2003.
- Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru
Дополнительные ресурсы:
- Презентация преподавателя;
- Интеллект – карта, как пример для самостоятельного составления.
Заключение
Формулировка полученных результатов
Основная цель научно-педагогической практики состояла в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки, формировании педагогических навыков, приобретения педагогического опыта.
Специфика организации ДВФУ, позволила реализовать поставленную цель и обеспечить прохождение научно-педагогической практики в качестве преподавателя-стажера.
В процессе практики было осуществлено знакомство со структурой образовательного процесса в образовательном учреждении; знакомство с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по дисциплине «Фауна Дальнего Востока России»; подобрана и проанализирована основная и дополнительная литература в соответствии с тематикой.
Практические работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим как приобретению навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала, так и формированию профессиональных компетенций.
Перечень приобретенных практических навыков
В целом можно отметить, что научно-педагогическая практика позволила обеспечить базу для проверки магистрантом себя как преподавателя, создала условия для приобретения собственного опыта, для выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения.
Список использованных источников
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан — СПб: Издательство “ Питер”,2000. — 304 с.
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогиче-ское общество России, 1998. — 640 с.
3. Краснова А.Н. Педагогическая мастерская: опыт истории высшего образования//Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сб. науч. статей. — Мурманск: МГПУ, 2005.-С.17-21.
4. Крыско В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999.
5. Хмаро Н.В. Лекция как ведущий метод изложения учебного мате-риала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.