Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчет по практике на кафедре биоразнообразия и морских биоресурсов в ДВФУ

Пример отчета по педагогической практике кафедры клеточной биологии и генетики Дальневосточного федерального университета.

Содержание

Введение
Глава 1. Краткая характеристика деятельности предприятия, учреждения
Глава 2. Результаты выполнения программы практики
2.1 Алгоритм подготовки, проведения и анализа занятий
2.2 Лекция-визуализация как современная форма изложения материала
2.3 План-конспект практических занятий
Заключение
Список использованных источников

Введение

Место и период прохождения практики — Прохождение практики осуществлялось на кафедре биоразнообразия и морских биоресурсов  в ДВФУ в течение четырех недель.

Целями педагогической практики являются:

  • закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
  • освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
  • знакомство со спецификой деятельности преподавателя гидробиолога-ихтиолога;
  • формирование профессиональной позиции преподавателя, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
  • приобщение студента к социальной среде ППС ДВФУ с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Задачами педагогической практики являются:

  • овладение теоретическими основами учебных дисциплин естественнонаучного цикла;
  • освоение знаний, выработки и закрепления умений студента-магистранта в области методики преподавания естественнонаучных дисциплин;
  • оценка способности студента-магистранта к педагогической деятельности, что помогает обучающемуся обоснованно сделать выбор его будущей профессии (преподаватель высшей школы или научный сотрудник).

Глава 1. Краткая характеристика деятельности предприятия, учреждения

Дальневосточный Федеральный университет ведет подготовку специалистов к будущей профессиональной деятельности по фундаментальным и прикладным наукам, также на базе университета осуществляется и научно-исследовательская работа. Университет объединяет в своём составе несколько факультетов, в том числе Академию экологии, морской биологии и биотехнологий. Студенты кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов «багажом» теоретических знаний и практическими навыками работы в области современной биологии, изучают такие дисциплины, как энтомология, ихтиология, орнитология, териология и др. Прикладные зоологические дисциплины — паразитология, частная паразитология и др.

Основные нормативные документы, которыми регламентируется деятельность предприятия, учреждения (внешние и внутренние):

  • Устав ДВФУ
  • Приказ ректора ДВФУ №6 от 28 января 2011 г.
  • Положения о кафедре биоразнообразия и морских биоресурсов в ДВФУ

Глава 2 Результаты выполнения программы практики

2.1 Алгоритм подготовки, проведения и анализа занятий

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия преподавателя и обучающегося [4].

Формы познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Фронтальная форма — применяется при первичном ознакомлении обучающихся со сложным учебным материалом. Трудность при использовании фронтальной работы состоит в том, чтобы заинтересовать обучающихся и обеспечит их устойчивое внимание. С этой целью используются следующие приемы: оформление темы и плана на доске,  знакомство с вопросами, которые будут проконтролированы после изучения темы, использование схем и систем понятий, опорные логические схемы. Полезно создавать опорные схемы на доске, а не давать их в готовом виде.

Индивидуальная форма — когда каждый обучающийся работает самостоятельно, по заданию преподавателя. Задания могут быть одинаковые для всех, но с применением разных источников информации. Возможны задания, дифференцированные по объему и по сложности учебного материала.

Групповая форма — организуется с помощью общего задания для 2-7 человек, результаты оформляются с помощью единого ответа, задания могут быть одинаковыми или разными по содержанию, объему и сложности выполняемой работы групповое задание делится между участниками группы.

Перед групповой работой необходимо:

  1. Предварительная подготовка к выполнению задания, краткий инструктаж;
  2. Обсуждение и составление плана выполнения задания;
  3. Работа по выполнению задания;
  4. Наблюдение преподавателя и корректировка работы;
  5. Взаимная проверка и контроль;
  6. Сообщение обучающихся по вызову преподавателя;
  7. Индивидуальная оценка работы обучающегося, группы и класса в целом.

Коллективная форма — коллектив обучает своего каждого обучающегося и то же время каждый обучающийся обучает коллектив.

Парная форма работы — задание для самостоятельной работы репродуктивного или творческого характера выполняют двое обучающихся.

Метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей образования.

Метод должен обязательно соответствовать цели занятия. Метод не может быть неправильным, неправильным может быть его применение.

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.

Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Именно поэтому в своей практической педагогической работе мы использовали такой метод активного обучения, как лекция-визуализация с элементами дискуссии.

Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения.

2.2. Лекция-визуализация как современная форма изложения материала

В настоящее время в нашем обществе происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами. Их исследования показывают, что применение активных методов обучения возможно и в такой форме обучения, как лекция, в частности в лекции-визуализации.

Использование лекции-визуализации является мотивирующим механизмом побуждения познавательного интереса студентов. Данный вид лекции востребует личный опыт студента и создает предпосылки для формирования их субъектной позиции по отношению к получаемому знанию. Подобная форма лекционных занятий выступает как ориентированная основа будущей самообразовательной деятельности, наглядно демонстрирует образцы работы с информацией, а также ее полезность и рациональность по сравнению с традиционно принятыми формами.

Данный вид лекции является результатом нового использования дидактического принципа наглядности. Содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает ее связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.

Лекция — визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

2.3. План-конспект практических занятий

Дисциплина: фауна Дальнего Востока

Тема: фауна Республики Саха (Якутия)

Цель занятия: сформировать у студентов знания о природных комплексах и животном мире Республики Саха (Якутия).

Задачи:

а) образовательная — сформировать у студентов знания:

  • о географии и рельефе Республики;
  • об исторических особенностях формирования фауны;
  • о видах, обитающих в зоне тайги и тундры;
  • о промысловых, акклиматизированных и реинтродуцированных видах Якутии;
  • о системе особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и видах, внесенных в Красную книгу Республики;
  • об основных экологических проблемах региона и их влиянии на фауну Якутии.

б) развивающая:

  • умение систематизировать материал и видеть причинно-следственные связи.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятия обучающийся должен знать: основные понятия темы; особенности фауны Якутии, как она сформировалась; виды млекопитающих и птиц, включенные в Красную книгу Республики; основные проблемы региона. Также студент должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы по изученному материалу. Формирование у студентов системного мышления.

Основные понятия темы: палеоген, орфографические рубежи, тайга, тундра, северный полярный круг.

Норма времени: 2 часа

Метод активного обучения: лекция-визуализация с элементами дискуссии. Разработка студентом интеллект-карты.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте краткую характеристику Республики Саха (Якутия): когда была образована, площадь, численность населения.
  2. В чем заключается уникальность дикой природы Республики?
  3. В каких зонах расположена Якутия? Как это влияет на фауну?
  4. Дайте краткую географическую характеристику Республики.
  5. Кем представлен животный мир Якутии? Назовите основных обитателей тундры и тайги.
  6. Расскажите об основных промысловых, акклиматизированных и реинтродуцированных видах Якутии.
  7. Какова площадь ООПТ Якутии? Назовите ООПТ федерального значения. В чем их особенность?
  8. Сколько видов внесено в Красную книгу Республики Саха (Якутия)? Назовите все виды млекопитающих и 15 видов птиц.

Тестовое задание

  1. Когда сформировалась фауна Якутии?
    1. В палеогеновом периоде
    2. В меловом периоде
    3. В кембрийском периоде
  2. Сколько видов млекопитающих встречаются в Якутии?
    1. 70
    2. 75
    3. 80
    4. 50
  3. Сколько процентов составляет система особо охраняемые природных территорий Якутии?
    1. 25%
    2. 30%
    3. 10%
    4. 15%
  4. Какой из приведенных ниже видов не является эндемиком тундры?
    1. Песец
    2. Лемминг
    3. Северный олень
    4. Овцебык
  5. Какой из перечисленных ниже заповедников расположен в зоне тайги?
    1. Олёкминский
    2. Усть-Ленский
    3. “Остров Врангеля”
  6. Какой из перечисленных ниже видов является реинтродуцированным?
    1. Американская норка
    2. Ондатра
    3. Степной хорек
    4. Соболь
  7. Какой из перечисленных ниже видов является акклиматизированным?
    1. Овцебык
    2. Обыкновенный бобр
    3. Степной хорей
    4. Бурундук

Литература:

  1. Красная книга Республики Саха (Якутия). Том 2. Животные. 2003.
  2. Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru

Дополнительные ресурсы:

  1. Презентация преподавателя;
  2. Интеллект – карта, как пример для самостоятельного составления.

Заключение

Формулировка полученных результатов

Основная цель научно-педагогической практики состояла в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки, формировании педагогических навыков, приобретения педагогического опыта.

Специфика организации ДВФУ, позволила реализовать поставленную цель и обеспечить прохождение научно-педагогической практики в качестве преподавателя-стажера.

В процессе практики было осуществлено знакомство со структурой образовательного процесса в образовательном учреждении; знакомство с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по дисциплине «Фауна Дальнего Востока России»; подобрана и проанализирована основная и дополнительная литература в соответствии с тематикой.

Практические работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим как приобретению навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала, так и формированию профессиональных компетенций.

Перечень приобретенных практических навыков

В целом можно отметить, что научно-педагогическая практика позволила обеспечить базу для проверки магистрантом себя как преподавателя, создала условия для приобретения собственного опыта, для выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения.

Список использованных источников

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан — СПб: Издательство “ Питер”,2000. — 304 с.
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогиче-ское общество России, 1998. — 640 с.
3. Краснова А.Н. Педагогическая мастерская: опыт истории высшего образования//Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сб. науч. статей. — Мурманск: МГПУ, 2005.-С.17-21.
4. Крыско В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999.
5. Хмаро Н.В. Лекция как ведущий метод изложения учебного мате-риала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1892

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке