Содержание

Введение
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1 Анализ и планирование на предприятии
1.2 Стимулирование работников службы технического контроля и сотрудников за выпуск продукции высокого качества
1.3 Повышение качества путем приобретения нового оборудования
Глава 2. Социально-экономическая мотивация работников
Глава 3. Внедрение системы менеджмента качества
Глава 4. Блок экономика
Заключение
Список использованных источников

Введение

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед отечественными предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Постановка цели обусловила необходимость решения следующих задач:

  1. Проанализировать качество продукции, выпускаемой на хлебозаводе Кличевского райпо.
  2. Разработать пути повышения качества продукции.

Информационной базой для написания отчета послужили законодательные, правовые и нормативные акты, которые регламентируют качество продукции, услуг, работ. Методологической основой отчета послужили учебно-методические пособия, а также публикации в периодических изданиях, в частности, таких журналах, как «Хлебопек».

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Кличевское районное потребительское общество является не коммерческой организацией, основанной на частной форме собственности и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей под № 700263736 на основании решения Могилевского областного исполнительного комитета от 30 сентября 1999 г. № 25-15. На 1 января 2012 г. Кличевское районное потребительское общество объединяло 5900 пайщиков. За 2011 год закооперировано 201 человек, принято паевых взносов на сумму 14,0 млн руб.

Основными задачами деятельности районного потребительского общества являются:

1) организация розничной торговли, общественного питания;

2) закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;

3) производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;

4) оказание платных услуг населению;

5) организация рынков для торговли товарами;

6) осуществление внешнеэкономической деятельности.

Торговлю в райпо осуществляют 57 магазинов торговой площадью 6077 кв.м., что составляет 366,1 кв.м. в расчете на 1000 жителей, при нормативе 280 кв.м. Обслуживание жителей 92 малонаселенных пунктов, не имеющих стационарной розничной сети с численностью 2,2 тыс. человек осуществляют 3 автомагазина. Из общего количества магазинов в настоящий момент 31 магазин осуществляет торговлю продовольственными товарами, 9 магазинов – непродовольственными товарами, 19 магазинов «Товары повседневного спроса», 37 магазинов или 64,9 % общего количества расположены в сельской местности.

Для постоянного поддержания достаточного ассортимента товаров торговая отрасль райпо располагает складскими помещениями в количестве 5 единиц, общая площадь составляет 2200 кв. м, объем 6300 куб.м. Отдел общественного питания имеет 22 объекта на 426 посадочных мест, обеспеченность посадочными местами на 1000 жителей 25,7 мест, при нормативе 22 места. Заготовительную деятельность в Кличевском райпо осуществляют 49 магазинов, 1 приемозаготовительный пункт.Промышленная отрасль райпо представлена производственным отделом, а также скотоубойным пунктом райпо.

Материально-техническая база промышленности райпо включает хлебозавод (мощностью 6 тонн в сутки), кондитерский цех (430 кг в сутки), цех полуфабрикат (600 кг в сутки), скотоубойный пункт (10 голов в смену).

На 1 января 2013 г. на балансе райпо находится 29 единиц транспорта, в

том числе 26 единиц грузовых автомобилей, 3 легковых.

Главной целью Кличевского райпо является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества.

Основной целью развития Кличевского районного потребительского общества является наиболее полное удовлетворение материальных потребностей пайщиков, защита их экономических интересов, удовлетворение потребностей обслуживаемого населения в товарах и услугах.

Приоритетными задачами деятельности райпо на 2013 г. будут:

  • рост уровня удовлетворения потребительских нужд сельского населения на основе качественного изменения структуры товарооборота и расширения спектра предлагаемых услуг;
  • увеличение доходов сельского населения, получаемых от продажи потребительской кооперации сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья;
  • наращивание доли райпо на потребительском рынке района, повышение уровня охвата денежных доходов обслуживаемого населения;
  • обеспечение выполнения прогнозных параметров по всем отраслям деятельности;
  • развитие материально-технической базы отраслей деятельности потребительской кооперации района;
  • увеличение прибыльности отраслей деятельности райпо и ликвидация убытков за счет увеличения объемов деятельности и снижения затрат, наращивание объема собственных оборотных средств;
  • повышение квалификационного уровня специалистов.

Удельный вес районного потребительского общества за 2012 г. в товарообороте района составил 68,08 %.

Основными конкурентами Кличевского райпо являются: частные торговые предприятия, а также индивидуальные предприниматели, реализующие аналогичную продукцию.

В 2013 г. стратегия сбыта будет направлена на наращивание доли потребительского рынка Кличевского райпо, укрепление позиций в г. Кличеве, увеличение объемов сбыта продукции в соседних районах, внешнеторгового оборота.

Реализация товаров в Кличевском районе в перспективе будет осуществ-ляться через существующую собственную торговую сеть и предприятия общественного питания. Также в 2013 г. планируется приобретение и установка мини-магазина в г. Кличеве.

Формирование цен на товары (услуги) в перспективе будет проводиться в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь о ценообразовании, отраслевыми нормативно-правовыми актами Белкоопсоюза. Стратегия ценообразования Кличевского райпо будет направлена на поддержании уровня цен, обеспечивающего покрытие затрат на реализацию продукции и получение максимально высокого уровня доходов при соблюдении действующего законодательства и с учетом ценовой политики конкурентов.

В 2013 г. планируется увеличить расходы на рекламу для увеличения реализации и формирования устойчивого спроса:

— выпуск специальных плакатов и буклетов, направленных на формирование спроса и знакомство с новыми видами продукции:

— рекламирование торговых предприятий в местной периодической печами, по радио:

— регулярное проведение выставок – дегустаций совместно с производителями.

Основными поставщиками товаров являются, предприятия и фирмы Республики Беларусь. Обеспечение товарами осуществляется на основании договоров купли — продажи, единовременные закупки. Доставка товаров осуществляется автомобильным транспортом на основании договоров.

Для увеличения качества, конкурентоспособности, сроков хранения реализуемой продукции в 2013 г. году планируется приобретение нового холодильного и торгового оборудования.

Организационная структура управления Кличевского райпо представлена в виде схемы в приложении Б.

Совершенствование организационно-экономического механизма управ-ления дало возможность произвести перестройку системы управления отрас-лями деятельности в целях формирования оптимальных схем движения сырьевых и товарных потоков, укрепления исполнительской дисциплины, повышения в конечном итоге конкурентоспособности кооперативных организаций.

Численность работающих и данные о движении персонала по Кличевскому райпо представлены в таблице 2.2 — Численность работающих и

данные о движении персонала.

Таблица 2.2 — Численность работающих и данные о движении персонала

Примечание-Источник собственная разработка по [7, с. 11].

Анализ данных, представленных в таблице 2.2 показывает, что за 2010 – 2012 гг. произошло снижение штатной численности работающих в Кличевском райпо на 69 единиц. Снижение штатной численности связано с тем, что частные унитарные предприятия реорганизованы путем присоединения к райпо, а также упорядочения численности согласно доведенных нагрузок по отраслям деятельности.

Удельный вес работников с высшим образованием за последний год возрос на 2,3 (2010 г. – удельный вес 8,2 %, 2012 г .– 10,5 %). В настоящее время по направлению райпо в высших учебных заведениях обучаются 36 человек, в средних специальных 9 человек.

Основной удельный вес (93,6 %) в численности работающих райпо занимают женщины. За последний год наблюдается тенденция превышения коэффициента уволенных на работу над коэффициентом принятых.

Одним из наиболее важных элементов анализа оборотных активов организации является анализ изменения их состава и структуры. Оборотные активы являются наиболее мобильной частью капитала, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия в целом. В таблице 2.3 приведена оценка состава и структуры оборотных активов Кличевского райпо в динамике за 2012 г.

Таблица 2.3 — Состав и структура оборотных активов за 2012 г.

Примечание-Источник: собственная разработка по данным Кличевского райпо.

Из таблицы 2.3 видно, что элементы оборотных средств непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Часть оборотных средств постоянно находится в сфере производства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и т.д.), а другая часть – в сфере обращения (отгруженная продукция, дебиторская задолженность, ценные бумаги, денежные средства и т.д.). Поэтому состав и размер оборотных средств организации обусловлены не только потребностями производства, но и потребностями обращения.

Принадлежащие хозяйствующему субъекту средства, авансируемые им в создание чистых активов предприятия, составляют собственный капитал. Величина собственного капитала также является одним из главных показателей эффективности и экономического потенциала предприятия. Собственный капитал рассчитывается как сумма уставного, дополнительного, резервного капиталов и принадлежащих обществу денежных фондов. Формирование собственного капитала начинается в момент учреждения предприятия. В дальнейшем наращивание собственного капитала осуществляется за счет внутренних и внешних, собственных и заемных средств.

Главным источником выступает прибыль предприятия, а в ее составе — фонд накопления предприятия. Помимо прибыли источником пополнения собственных средств является выпуск акций, прирост устойчивости пассивов, заемные средства, кредиторская задолженность и др.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). К заемным средствам относятся долгосрочные и краткосрочные обязательства организации: долгосрочные кредиты и займы; краткосрочные кредиты и займы; средства кредиторской задолженности. К заемным средствам, используемым на предприятии длительное время, относятся долгосрочные кредиты банков (полученные на срок более одного года) и долгосрочные займы (суды заимодавцев на срок более года). Следует отметить, что в зарубежной практике существуют различные мнения по поводу привлечения заемных ресурсов. Наиболее распространенным, считается доля собственных ресурсов в размере 50% — 60%. Как показывает практика, в предприятия с высокой долей собственных средств кредиторы вкладывают свои средства более охотно (т.к. большая вероятность, что долги будут погашены за счет собственных средств).

Оценка динамики состава и структуры источников собственных и заемных средств Кличевского райпо приводится в таблице 2.4 по данным баланса, представленного в приложении В.

Таблица 2.4 – Анализ состава и структуры источников средств за 2012 г.

Примечание-Источник: собственная разработка по данным Кличевского райпо

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют об увеличении стоимости имущества предприятия за отчетный период на 3000 млн руб. Это обусловлено возрастанием собственных средств на 1505 млн руб. и заемных средств на 1495 млн руб. Из этого следует, что увеличение объема финансирования деятельности предприятия на 50,2% (1505/3000·100%) обеспечено собственным капиталом и на 49,8% (1495/3000·100%) – заемным капиталом.

Таким образом, исходя из результатов анализа работы, общее финансовое состояние Кличевского райпо можно охарактеризовать как устойчивое, о чем свидетельствует значение таких показателей как коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами. Предприятие способно успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.

Функции, выполняемые службой контроля качества хлебозавода, показаны на рисунке 2.2 – Функции службы контроля качества хлебозавода.

Изготовленная предприятием продукция поставляется потребителю только после того, как ее примет служба контроля качества и оформит специальным документом, в котором подтверждается соответствие изделия нормативным документам: СТБ, ГОСТ, ТУ и др.

На хлебозаводе служба контроля качества состоит из следующих отдельных исполнителей, представленных в таблице 2.5 – Состав службы контроля качества хлебозавода.

Таблица 2.5 — Состав службы контроля качества хлебозавода.

Примечание-Источник: собственная разработка по данным Кличевского райпо.

Старший контрольный мастер имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызвавших эти дефекты, запретил, использование сырья, материалов,  не отвечающих установленным требованиям изготовления продукции. При возникновении брака старший контрольный мастер предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам хлебозавода по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции.

Он наравне с начальником производственного отдела предприятия несет

ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции. Структура и штатное расписание службы контроля качества хлебозавода разрабатываются на основе типовой структуры, с учетом производственных особенностей.

Примечание-Источник: собственная разработка по данных Кличевского райпо.

Служба контроля качества взаимодействуют:

— с бухгалтерией получая от нее сведения о результатах учета потерь от брака в цехе, по брак-извещениям и об отнесении сумм на виновных. Представляет: акты о браке и заключения о виновных в образовании брака; заключения на принятие рекламации и расчет потерь в связи с ликвидацией обнаруженных недостатков.

— с лабораторией, получая методические указания в отношении вида, массы проб и образцов, необходимых для проведения механических испытаний, химического анализа или других исследований; акты с результатами проведенных испытаний и исследований проб сырья и материалов, с заключениями о соответствии их ГОСТам, ТУ и др. Представляет: задание на проведение химических анализов, различных исследований или механических испытаний материалов.

— с техническим бюро и механической службой, получая всю необходимую для контроля техническую документацию, инструкции по испытанию изделий, своевременно уведомляется о проведенных изменениях; заключения по рекламациям, необходимые решения по изделиям, имеющим те или иные отступления от технических условий; технологические процессы на согласование контрольных операций. Получает сведения об обнаруженных недостатках технологии; извещение о нарушениях технологических процессов, влияющих на качество продукции; рекомендации и предложения по улучшению технологии и повышению качества продукции; сведения по качеству изделий, поставляемых предприятием; рекламационные акты, поступившие от заказчиков на заключение, а также протоколы и заключения о результатах испытаний изделий.

— с бюро материально-технического снабжения, получая сопроводительные документы поставщика (сертификаты, акты испытаний и паспорта) на поступающие на предприятия материалы и сырье; выписки из договоров с поставщиками, извещения об изменениях в договорах, а также другие документы, необходимые для справок или составления рекламационных актов. Представляет: на основании заключений лаборатории, удостоверяющих качество поступающей продукции, разрешение на применение в производстве поступивших материалов и сырья; сигналы о запрещении выдачи со складов материалов, имеющих отклонения от технических условий; акты на материалы, забракованные при приемке.

1.1 Анализ и планирование  на предприятии

Одним из основных элементов системы ритмичной и бездефектной работы производства является контроль качества продукции. Это важнейшая составляющая технического контроля на любом предприятии.

Технический контроль – составляющая любого производственного процесса, осуществляемая на всех его стадиях – от поступления сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, комплектующих изделий до выпуска готовой продукции.

На Кличевском райпо техническому контролю подвергаются все мате-риалы, сырье, полуфабрикаты, полученные предприятием со стороны, готовые

изделия, технологические процессы и их режимы, а также состояние культуры производства.

Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые могут быть использованы для разработки мероприятий по повышению качества продукции и сокращению издержек.

Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Подавляющее большинство контрольных операций являются неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса и поэтому возлагаются на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию. Для получения продукции, отвечающей заданным требованиям, на предприятии необходимо организовать входной, операционный и приемочный контроль.

Входной контроль включает проверку качества сырьевых материалов, химических добавок и полуфабрикатов, поступающих от других предприятий-поставщиков с соответствии с требованиями стандартов, технических условий, требований контрактов. Порядок проведения входного контроля устанавливается предприятием самостоятельно. Это может быть лабораторный контроль по всем показателям, могут быть выборочные испытания отдельных показателей, может быть приемка по документам (паспортам, сертификатам). Основные поставщики сырья и материалов для производства хлебобулочных и кондитерских изделий представлены в таблице 2.6 – Основные поставщики сырья и материалов.

Таблица 2.6 – Основные поставщики сырья и материалов.

Примечание-Источник: собственная разработка по данным Кличевского райпо.

Количество забракованного сырья и материалов за 2012 г. представлено в таблице 2.7 – Забракованное сырье и материалы в 2012 г.

Таблица 2.7 – Забракованные сырье и материалы в 2012 г

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Как видно из таблицы 2.7 сырья и материалов при входном контроле забраковано на сумму 212,02 млн руб., что составляет 212,02 / 3 840 = 5,5 % от общей суммы затрат на закупку сырья. Данный показатель показывает на то, что необходимо сменять поставщиков сырья, которые наиболее часто поставляют сырье несоответствующего ТНПА качества.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен. Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Проведём поэтапный анализ качества продукции, выпускаемой Кличевским райпо.

Первой задачей анализа является изучение динамики обобщающих показателей качества продукции, представленных в таблице 2.8 — Анализ обобщающих показателей качества продукции.

Таблица 2.8 — Анализ обобщающих показателей качества продукции

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Как видно из таблицы 2.8 за 2012 г. на предприятии проделана определённая работа по улучшению качества продукции и повышению её конкурентоспособности. Средневзвешенный балл качества продукции хлебопекарного и кондитерского производства в 2012 г. в сравнении с 2011 г. снизился, несмотря на освоение новых видов продукции. Удельный вес продукции высшей категории качества в 2012 г. в сравнении с 2010 г. также снизился. Удельный вес забракованной продукции в 2012 г увеличился на 1,2 % и составил 9,5 %. Вся хлебобулочная и кондитерская продукция сертифицирована, соответствует ГОСТам, поэтому её удельный вес равен 100%. По показателю удельный вес экспортируемой продукции учёт не ведётся, т.к. хлебобулочная и кондитерская продукция не подлежит экспорту.

По мясному и заготовительному производству в 2012 г. произошло увеличение средневзвешенного балла качества продукции, снизилось количество забракованной продукции, увеличился удельный вес экспортируемой продукции. В заготовительной продукции только 20 % сертифицированной продукции, т.к. не вся продукция соответствует требованиям ТНПА.

Второй задачей анализа является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации (∆В) и прибыль (∆П).

где Ц2011 и Ц2012 – соответственно цена изделия в 2011 и 2012 г.;

С2011 и С2012 – соответственно уровень себестоимости изделия в 2011 и 2012 гг.;

VВП2012       – объем произведенной продукции в 2012 г.;

VРП2012      – объем реализации продукции в 2012 г.

Проанализируем за 2011 – 2012 гг. изменение прибыли предприятия за счёт изменения цены и себестоимости продукции. Данные для анализа представим в таблице 2.9 – Данные для анализа

Таблица 2.9 – Данные для анализа

Примечание-Источник собственная разработка.

Определим, как повлияли качественные показатели хлебобулочной и кондитерской продукции (количество выпускаемой бракованной продукции) на стоимостные показатели предприятия

Из расчетов видно, что за счет выпуска бракованной хлебобулочной продукции предприятие недополучило прибыли 72,060 млн руб.

Проведем аналогичный расчет для мясной продукции

Из расчетов видно, что за счет выпуска бракованной мясной продукции предприятие недополучило прибыли 56,610 млн руб.

Проведем аналогичный расчет для заготовительной продукции

Из расчетов видно, что за счет увеличения стоимости заготовительной продукции почти в 2 раза, то производство некачественной продукции не снизило количество прибыли.

Таким образом, общие потери от бракованной продукции за 2012 г. составят 72,060 + 56,610 = 128,670 млн руб.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание желе­за в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и техно­логических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Анализ изменения индивидуальных показателей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2012 г. в зависимости от значимости каждого показателя для потребителя представлен в таблице 2.10 – Анализ показателей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2012 г.

Таблица 2.10 – Анализ показателей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2012 г.

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Как видно из таблицы 2.10 в течение 2012 г. показатели качества хлебобулочных и кондитерских изделий по бальной оценке изменялись и многие в сторону уменьшения: масса хлеба и хруст на 1,2 балла, цвет на 1,6 баллов, запах, цвет и влажность мякиша, содержание жира и сахара на 0,6 балла, форма на 0,4 балла, вкус на 0,8 балла. Однако по некоторым показателям произошло увеличение среднего балла: пористость на 0,8 балла, состояние мякиша на 1,0 балл. В течение 2012 г. все сумма всех баллов уменьшилась на 7,4. Из данной таблицы видно, что на хлебозаводе при производстве хлебобулочных и кондитерских изделий нет стабильности в качестве производимой продукции по причине как изношенности оборудования, так и отсутствия системы, которая позволила бы при помощи статистических методов выявить причины, влияющие на возникновение брака.

Анализ изменения индивидуальных показателей мясных изделий в 2012 г. в зависимости от значимости каждого показателя для потребителя представлен в таблице 2.11 – Анализ показателей мясных изделий в 2011 г.

Таблица 2.11 – Анализ показателей мясных изделий в 2012 г.

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Как видно из таблицы 2.11 в течение 2012 г. показатели качества мясных изделий по бальной оценке изменялись и многие в сторону уменьшения: только один показатель имеет значительное отклонение от нормы – 5,4 балла – содержание жира в мясных продуктах. Это связано с тем, что на предприятие для переработки поступала жирная свинина.

Анализ изменения индивидуальных показателей изделий заготовительного производства (грибы, ягоды) в 2012 г. в зависимости от значимости каждого показателя для потребителя представлен в таблице 2.12 – Анализ показателей грибов и ягод в 2012 г.

Таблица 2.12 – Анализ показателей грибов и ягод в 2012 г.

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Из данных таблицы 2.12 видно, что показатель качества грибов и ягод «размер» имеет наибольшее отклонение от нормы в 4,3 балла. Данный показатель в большинстве случаев зависит от погодных условий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

Количество рекламаций от потребителей продукции, производимой Кличевским райпо приведены в таблице 2.13 – Рекламации (признанные) по качеству хлебобулочной, кондитерской, мясной и заготовительной (грибы, ягоды) продукции за 2011 – 2012 гг.

Таблица 2.13 – Рекламации (признанные) по качеству хлебобулочной, кондитерской, мясной и заготовительной (грибы, ягоды) продукции за 2011 – 2012 гг.

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Как видно из таблицы 2.13 количество рекламаций в 2012 г. в сравнении с 2011 г. увеличилось  на 3. За 2012 г. в юридический отдел поступило 212 рекламаций и 16 претензий, по всем рекламациям и претензиям – обоснованный ответ и решение. Количество признанных рекламаций 171, остальные рекламации отклонены, т. к. причиной некачественности продукта являлся не производить, а торгующая организация.

На предприятие Кличевское райпо планирование качества продукции осуществляется следующим образом:

1. В случае поступления сырья несоответствующего требованиям ТНПА, контролер качества проводящий анализ сырья, немедленно ставит в известность начальника отдела качества которые принимают незамедлительные меры по отделению несоответствующего сырья и его маркировке ярлыком, представленным в приложении Г с сообщением об этом:

— администрации комбината;

— администрации поставщика;

2. Контролер качества составляет акт на бракованную продукцию в трех экземплярах: первый отправляет поставщику, второй – передает в бухгалтерию, третий – остается в лаборатории. Акт контролер качества регистрирует и отдает секретарю в приемную, который высылает поставщику не позднее 24-х часов с момента поступления несоответствующего сырья на комбинат.

3. При проведении контроля, за изготовлением продукции, и выявлении

несоответствующей продукции контролер качества выписывают два экземпляра акта несоответствующей продукции выявленной в процессе производства: 1 –й экземпляр передается начальнику производственного участка-виновника для выявления  причин брака, определения конкретных виновников, для заполнения калькуляции брака, расчета потерь от брака, изолирования брака и дальнейшего использования забракованной продукции и затем директору для принятия решения по акту, 2 –й  экземпляр передается начальнику отдела качества.

4. Если брак является исправимым, то продукция доводится путем переработки до установленных требований ТНПА. Директор принимает документальное решение (ставит визу на акте) об отнесении убытков на счет предприятия или виновного. По окончании устранения несоответствия продукция вновь предъявляется лаборатории на контроль и приемка исправленной продукции осуществляется лабораторией согласно схеме технологического контроля, после чего сдается в экспедицию.

5. Если брак является неисправимым, то продукция с ярлыком «брак» сдается в экспедицию где помещается в изолятор брака. По ней директор принимает документальное решение (ставит визу на акте) об ее использовании (использовать в качестве повторного сырья для переработки на другие виды продукции, реализовать по цене возможного использования, отнести на счет виновного и т.д.). Все акты на брак нумеруются и хранятся в делах лаборатории.

6. В случае выявления несоответствующей продукции в экспедиции готовой продукции при проведении технохимического контроля контролер качества запрещает ее отпуск в торговую сеть и составляет акт в 2-х экземплярах (см. п.3).

Продукция, имеющая отклонения от требований ТНПА, требующая решения об ее использовании, размещается кладовщиками готовой продукции в местах, исключающих ее смешивание с годной продукцией. Идентификация несоответствующей продукции осуществляется ярлыком «брак».

7. Решение по дальнейшему использованию несоответствующей продукции и отнесении потерь от брака принимает директор, утверждая акт.

8. На основании документов о браке начальником участка принимаются меры к исправлению брака, разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия. Причины и мероприятия по устранению выработки несоответствующей продукции рассматриваются на «Дне качества».

День качества – это особая форма совещания, где подвергается критическому анализу работа по обеспечению качества продукции за месяц. Начальник службы контроля качества докладывает о состоянии и уровне качества продукции на предприятии, о наиболее серьезных случаях брака и возврата продукции, о всех невыполненных в  срок организационно-технических мероприятиях по обеспечению высокого качества и надежности продукции. Кроме того, сообщает результаты ежедневного контроля за чистотой и культурой производства.

На основании проведенного анализа качества продукции видно, что общий % брака при производстве хлебобулочных изделий за 2012 г. составляет 8,6 %, а средний фактический % брака превышает плановый на 0,9 %. Общее количество недополученной прибыли за счет производства бракованной хлебобулочной и мясной продукции составили за 2012 г. 128,670 млн руб. Основными причинами брака при производстве хлебобулочных изделий является изношенность оборудования, которое не позволяет получать изделия стабильной массы, а также человеческий фактор.

Поэтому в качестве мероприятия, позволяющего добиться стабильного качества, предлагаю приобрести новую тестоделительную машину, которая позволит получать хлебобулочные изделия стабильной массы, а также внедрить систему менеджмента качества СТБ ISO 9001-2009, которая позволит снизить количество бракованной продукции, появляющейся по вине «человеческого фактора».

1.2 Стимулирование работников службы технического контроля и сотрудников за выпуск продукции высокого качества.

Обнаружение многих дефектов изделий лишь потребителями продукции свидетельствует о неудовлетворительной работе служб технического контроля предприятий и, в частности, об отсутствии необходимой заинтересованности и ответственности персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на обслуживаемых участках производства.

В производственном и заготовительном отделах Кличевского райпо присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические и информационные функции отделов и управлений технического контроля.

Для достижения конкретных результатов работы каждым работником необходимо обеспечить стимулирование напряженности и качества их труда, инициативы, предприимчивости посредством установления показателей и условий премирования.

В производственном отделе в работе службы технического контроля, технического бюро и лаборатории имеются такие проблемы и недостатки, как:

— низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная

численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;

— недостоверность результатов контроля;

— низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции;

— слабая техническая вооруженность и недостатки метрологического обеспечения;

— несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;

— относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества продукции предприятий;

— недостатки в системах премирования персонала контрольных служб, приводящие к не заинтересованности в полном и своевременном выявлении брака;

— несоответствие квалификации контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий образовательный уровень работников службы технического контроля хлебозавода.

В настоящее время а производственном отделе Кличевского райпо для оплаты труда персонала контрольной службы используется повременно-премиальная система оплаты труда, предусматривающая соединение сдельной оплаты с выплатой премий. Премия выплачивается при выполнении намеченного плана производства независимо от количества потерь, которые несет Кличевское райпо от брака при производстве продукции. Положение о премировании работников Кличевского райпо, в том числе и работников службы контроля качества представлено в приложении Д.

Так для сокращения брака при производстве продукции предлагается в качестве мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции рассмотреть руководству внедрение социально-экономической мотивации работников службы технического контроля в зависимости от показателей качества работы. Введение социально-экономического стимулирования работников службы технического контроля позволит следующее.

Во-первых, технический контроль, направленный на предупреждение разбалансированности производственных процессов и возникновение отклонений от требований, установленных к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минимальными затратами ресурсов, что, несомненно, приводит к повышению качества выпускаемой продукции,

росту эффективности производства.

Во-вторых, строгий и объективный контроль качества изделий работниками службы контроля препятствует проникновению брака за ворота предприятий-изготовителей, способствует уменьшению объемов недоброкачественных изделий, поставляемых потребителям, снижает вероятность появления неизбежно возникающих при плохом контроле дополнительных непроизводительных расходов по выявлению и устранению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями и возврату дефектной продукции изготовителям.

В-третьих, надежная работа службы контроля качества создает необходимые предпосылки для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатываемой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения количества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности.

Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

1. Основными задачами деятельности Кличевского районного потреби-тельского общества являются организация розничной торговли, общественного питания; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья; производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; оказание платных услуг населению; организация рынков для торговли товарами; осуществление внешнеэкономической деятельности.

2. Исходя из результатов анализа работы, общее финансовое состояние Кличевского райпо можно охарактеризовать как устойчивое, о чем свидетельствует значение таких показателей как коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Предприятие способно успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.

3. Контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством. Служба контроля качества хлебозавода Кличевского райпо взаимодействует с бухгалтерией, лабораторией, с техническим бюро и механической службой, бюро материально-технического снабжения.

4. Общий % брака при производстве хлебобулочных изделий составляет 8,6 %, а средний фактический % брака превышает плановый на 0,9 %. Превышение имеется по отдельным позициям производимой на хлебозаводе продукции: хлеб подовый на 0,3 % и батон на 0,9 %. Общие потери на брак составили за 2012 г. 43,5 млн руб. Причинами брака является как изношенность оборудования, так и человеческий фактор.

Поэтому в качестве мероприятия, позволяющего добиться стабильного качества, предлагаю приобрести новую тестоделительную машину, которая позволит получать батон и другой хлеб стабильной массы, а также внедрить систему менеджмента качества СТБ ISO 9001-2009, которая позволит снизить количество бракованной продукции, появляющейся по вине «человеческого фактора».

5. Для достижения конкретных результатов работы каждым работником необходимо обеспечить стимулирование напряженности и качества их труда, инициативы, предприимчивости посредством системы стимулирования. Так для сокращения брака при производстве продукции предлагается в качестве мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции рассмотреть руководству введение социально-экономического стимулирования для работников службы технического контроля в зависимости от показателей качества работы.

1.3. Повышение качества путем приобретения нового оборудования

Из анализа видно, что при производстве хлебобулочных изделий средний процент брака составляет 9,5 %. Брак на предприятии связан с различными факторами, но основной из них моральный износ оборудования.

В качестве мероприятия, позволяющего снизить количество выпускаемой бракованной продукции, предлагается повысить технический уровень производства за счет его переоснащения путем внедрения нового оборудования, которое обеспечивает высокую технологичность процессов изготовления продукции. Анализируя виды брака при производстве хлебобулочных изделий, большое количество брака получается по причине неточного деления теста на куски определенной массы, в результате чего масса готового изделия достаточно часто не соответствует заявленной. Этот вид брака связан с изношенностью тестоделительного оборудования. Поэтому в качестве мероприятия, позволяющего добиться стабильного качества, предлагаю приобрести новую тестоделительную машину, которая позволит получать батон и другой хлеб стабильной массы.

Затраты на приобретение тестоделителя-укладчика машины, позволяющей снизить брак при производстве хлебобулочных изделий, представлены в таблице 3.1 – Затраты на приобретение оборудования.

Таблица 3.1 – Затраты на приобретение оборудования

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Тестоделитель-укладчик марки Г4-ХД3-У предназначен для порционного деления теста и дозированной загрузки (укладывания) тестовых заготовок в хлебные формы люлек в автоматическом режиме на конвейерных линиях расстойно-печных агрегатов. (Тесто ржаное и ржано-пшеничное с содержанием пшеничной муки не более 50% и влажностью не менее 45%) Тестоделитель-укладчик используется в хлебопекарной промышленности для комплектования расстойно-печных агрегатов, предназначенных для выпечки формовых сортов хлеба.

Стоимость нового технологического оборудования составляет 2500,0 млн руб. Срок эксплуатации – 5 лет. Амортизационные отчисления на оборудование производятся по методу прямолинейной амортизации, т.е. 20 % годовых. Выручка от реализации батонов и хлеба, произведенных при помощи данных тестоделителей-укладчиков прогнозируется по годам в следующих объемах (млн руб.): 5950; 6009,5; 6370,1; 6184,5; 6004,4.

Текущие расходы по годам оцениваются следующим образом: 2975 млн руб. в первый год эксплуатации. Ежегодно эксплуатационные расходы увеличиваются на 4 %. ставка налога на прибыль составляет 18 %. В текущих расходах учитываются расходы на оплату труда, сырья и материалов, энергии и прочие эксплуатационные расходы.

Глава 2. Социально-экономическая мотивация работников

Решая проблему кризиса труда, каждая социальная группа пытается наиболее полно реализовать свои интересы в ущерб интересам общества и других групп. Только общество в лице государства должно способствовать развитию мотивации высокопроизводительного труда.

Многие руководители отечественных предприятий основное внимание уделяют финансовой и организационной сторонам предпринимательской деятельности. Что же касается мотивационной деятельности, то о ней, как правило, они забывают или отодвигают её на задний план.

Руководству хлебозавода Кличевского райпо предлагается при разработке социально-экономической мотивации учитывать нижеперечисленные факторы.

Организационные факторы – это установление определенного порядка проведения работ, разграничение полномочий, формулирование целей и задач. Как уже было сказано, правильная организация производственного процесса закладывает фундамент под дальнейшую эффективную и качественную работу.

С организационными факторами тесно взаимодействуют правовые факторы, которые служат цели обеспечения соответствия прав и обязанностей работника в процессе труда с учетом возложенных на него функций. Это необходимо для правильной организации производства и дальнейшего справедливого стимулирования.

Технические факторы предполагают обеспечение персонала современными средствами производства и оргтехникой. Так же как и организационные, эти аспекты являются основополагающими в работе предприятия.

Материальные факторы определяют конкретные формы материального стимулирования: заработную плату, премии, надбавки и т.д. и их размер.

Социальные факторы предполагают повышение заинтересованности работников путем предоставления им различных социальных льгот, оказания социальной помощи, участия работников в управлении коллективом.

Моральные факторы представляют комплекс мероприятий, целью которых является обеспечение положительного морально-нравственного климата в коллективе, правильный подбор и расстановку кадров, различные формы моральных поощрений.

Физиологические факторы включают комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышение работоспособности сотрудников. Эти мероприятия  проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими, эргономическими и эстетическими требованиями, которые содержат в себе нормы по оснащению рабочих мест и установлению рациональных режимов труда и отдыха. Физиологические факторы играют не менее важную роль в повышении эффективности и качества выполняемой работы, чем остальные.

Как показывают исследования, использование приведенных методов мотивации труда способствует повышению эффективности труда в коллективе на 25-30 %. Более конкретно оценить эффект от внедрения социально-экономических мер стимулирования персонала рассчитать не имеется возможности, так как это психологические аспекты поведения человека, кроме того, мотивация зависит не только от её методов, но и от воспитания, ответственности и многих других социальных факторов каждого члена трудового коллектива.

Глава 3. Внедрение системы менеджмента качества

В современных условиях, как никогда ранее, потребитель отдает предпочтение товарам и услугам, наилучшим образом, отвечающим его пожеланиям и запросам.

Разрабатывая стратегии развития, любое предприятие, рассчитывающее на дальнейший рост и расширение рынка сбыта, не оставляет без внимания вопросы качества производимой продукции и предоставляемых услуг. В значительной степени конкурентоспособность предприятия в современной мировой экономике связана с качеством производимой продукции и обслуживания потребителей, себестоимостью, своевременностью создания и реализации на рынках товаров и услуг. Эти конкурентные преимущества в значительной степени зависят от того, по каким стандартам работает предприятие и насколько эти стандарты соответствуют мировым.

Для снижения брака при производстве хлебобулочных изделий, а также в связи с тем, что грибы и ягоды отправляются на экспорт предлагается внедрить на предприятии Кличевское райпо систему менеджмента качества СТБ ISO 9001.

Однако каждое предприятие при внедрении планирует расходы определенного количества денежных средств на реализацию запланированных мероприятий. Планируемые затраты на внедрение стандарта СТБ ISO 9001 на хлебозаводе Кличевского райпо приведены в таблице 3.4 — Затраты на внедрение стандарта СТБ ISO 9001.

Таблица 3.4 – Затраты на внедрение стандарта СТБ ISO 9001

Примечание-Источник: собственная разработка на основе данных Кличевского райпо.

Предположительно внедрение системы менеджмента качества стандарта СТБ ISO 9001 позволит сократить потери от брака при производстве хлебобулочных изделий с 9,5 % до 5%.

Подводя итоги , можно сделать следующие выводы:

  1. Снижение брака при изготовлении хлебобулочных изделий возможно путем приобретения нового оборудования, позволяющего снизить трудоемкость, а также улучшить качество выпускаемых изделий за счет четкого деления теста.
  2. Затраты от приобретения двух новых тестоделителей-укладчиков для деления теста позволит сократить общий процент потерь от брака с 9,5 % до 6,5 %, что в свою очередь позволит сократить себестоимость продукции и тем самым увеличить прибыль и рентабельность производимой продукции. Т. е. снижение себестоимости на 0,3 % позволит увеличить рентабельность продукции до 0,64 %.
  3. При создании системы стимулирования необходимо учитывать весь комплекс вопросов, включая и государственное регулирование размера оплаты труда. Как показывают исследования, использование методов социально-экономической мотивации труда способствует повышению эффективности труда в коллективе на 25-30 %. Более конкретно оценить эффект от внедрения социально-экономических мер стимулирования персонала рассчитать не имеется возможности, так как это психологические аспекты поведения человека, кроме того, мотивация зависит не только от её методов, но и от воспитания, ответственности и многих других социальных факторов каждого члена трудового коллектива.
  4. В значительной степени конкурентоспособность предприятия в современной мировой экономике связана с качеством производимой продукции и обслуживания потребителей, себестоимостью, своевременностью создания и реализации на рынках товаров и услуг. Эти конкурентные преимущества в значительной степени зависят от того, по каким стандартам работает предприятие и насколько эти стандарты соответствуют мировым.

Затраты на внедрение системы менеджмента качества стандарта СТБ ISО 9001 на хлебозаводе Кличевского райпо в размере 55,5 млн руб. окупятся через 3,1 года и их эффективность составит 32,2 %.

Глава 4. Блок экономика

Основные технико-экономические показатели предприятия за 2010 –

2012 гг. представлены в таблице 2.1 – Показатели финансово-хозяйственной деятельности основных отраслей Кличевского райпо за 2010 — 2012 гг.

Таблица 2.1 — Показатели финансово-хозяйственной деятельности основных отраслей Кличевского райпо за 2010 — 2012 гг.

 Окончание таблицы 2.1

Примечание-Источник: собственная разработка по [7, с. 13].

В системе потребительской кооперации работает 381,5 человек, в том числе в торговле – 244,75 человека, общественном питании – 21,75 человек, заготовках – 13,25, промышленности – 50,25 человек, транспорте – 38, текущий ремонт – 11, прочие – 2,5.

Удельный вес руководящих работников и специалистов в общей численности работников по штату составляет 15,5 %.

За 2012 г. обеспечен прогнозный темп роста по производству собственной продукции 113,5 %.

По-прежнему за год по райпо остается низкой реализация на одного человека. Розничный товарооборот на 1 человека по райпо – 164,4 тыс. руб., по ОПС 290,1 тыс. руб., реализация собственной продукции на 1 человека – 94,4 тыс. руб., по ОПС 207,9 тыс. руб.

Продано покупных товаров за 2012 г. на 1498,4 млн руб., доля в товаро-обороте общественного питания – 54,9 %. По сравнению с прошлым годом темп роста – 118,2 %.

Удельный вес обеденной продукции в собственной продукции общественного питания 32,6 процента и снизился на 13,8 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Заготовительный оборот от населения Кличевского райпо за 2012 г. составил 9859,6 млн руб. и возрос в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 г. на 21 %.

Объем производства промышленной продукции составил 5745 млн руб., что на 6,6 % выше уровня 2011 г. Возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выпуск хлеба и хлебобулочных изделий на 4,7 % или на 45 т, кондитерских изделий на 12,1 % или на 5,2 т, полуфабрикатов на 17,6 % или на 17,4 т.

За 2012 г. по Кличевскому райпо оказано платных услуг на 162,1 млн руб., в том числе бытовых услуг на 117,0 млн руб. Темп роста соответственно 118,6 %и 118,8 % к уровню 2011 г.

Экспорт за 2012 г. составил 341,1 тыс. долл., задание 285 тыс. дол. За 2012 г. Кличевским райпо поставлено на экспорт 59,2 т черники на сумму 269,6 тыс. дол., мяса 15,5 т на 68,8 тыс. дол., реализации продтоваров на 2,6 тыс. дол. Валовые доходы от внешнеэкономической деятельности составили 86,7 тыс. дол.

На 1 января 2013 г. на балансе райпо находится 29 единицы транспорта, в том числе 26 единиц грузовых автомобилей, 3 легковых.

Заключение

В результате проведенных работ в отчете можно сделать следующие выводы:

1. Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

2. Основными задачами деятельности Кличевского районного потреби-тельского общества являются организация розничной торговли, общественного питания; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья; производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; оказание платных услуг населению; организация рынков для торговли товарами; осуществление внешнеэкономической деятельности.

3. Исходя из результатов анализа работы, общее финансовое состояние Кличевского райпо можно охарактеризовать как устойчивое, о чем свидетельствует значение таких показателей как коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами. Предприятие способно успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.

4. Контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством. Служба контроля качества хлебозавода Кличевского райпо взаимодействует с бухгалтерией, лабораторией, с техническим бюро и механической службой, бюро материально-технического снабжения. Поэтому в качестве мероприятия, позволяющего добиться стабильного качества, предлагается приобрести новую тестоделительную машину, которая позволит получать батон и другой хлеб стабильной массы, а также внедрить систему менеджмента качества СТБ ISO 9001-2009, которая позволит снизить количество бракованной продукции, появляющейся по вине «человеческого фактора».

5. Для достижения конкретных результатов работы каждым работником необходимо обеспечить стимулирование напряженности и качества их труда, инициативы, предприимчивости посредством системы стимулирования. Так для сокращения брака при производстве продукции предлагается в качестве мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции рассмотреть руководству введение социально-экономического стимулирования для работников службы технического контроля в зависимости от показателей качества работы.

6. Затраты на внедрение системы менеджмента качества стандарта СТБ ISО 9001 на хлебозаводе Кличевского райпо в размере 55,5 млн руб. окупятся через 3,1 года и их эффективность составит 32,2 %.

Список использованных источников

1. Басовский, Л.Е. Управление качеством: учеб. пособие / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 212с.
2. Бизнес-план Кличевского райпо на 2013 г. – Кличев, 2012. – 67 с.
3. Брасс, А.А. Основы менеджмента: учеб. Пособие / А.А. Брасс. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2009. – 239 с.
4. Версан, В. Управление качеством на новом витке / В. Версан // Стандарты и качество. – 2000. – № 7. – С. 44 – 49.
5. Воскобойников, В. Новые подходы к управлению качеством продукции / В. Воскобойников // Экономика и жизнь. – 2003. – №50. – С. 15.
6. Зайцев, Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев. – М.: «Экзамен», 2000. – 768 с.
7. Ильин, А.И. Экономика предприятия: учебное пособие / А.И. Иль-ин,
Б.В. Станкевич. – М.: Проспект, 2003. – 192 с.
8. Кабушкин, Н И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабуш-
кин. – Минск: Новое знание, 2008. – 336 с.
9. Карпенко, E.M. Планирование на предприятии: бизнес-планирование: учеб. пособие. / Е.М.Карпенко, Н.П. Драгун. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 203 с.
10. Корешков, В.Н. Качество-фундамент конкурентоспособной эко-номики / В.Н. Корешков // Директор. – 2007. – №2. – С. 28-30.
11. Корешков, В.Н. Организация менеджмента качества на предприятии / В.Н. Корешков // Директор. – 2000. – №8. – С. 38 – 40.
12. Коротков, Э.М. Менеджмент: учеб. пособие / Э.М. Коротков. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 220 с.
13. Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2005г. – 307 с.
14. Свиткин, М.З. Новые шаги в практике менеджмента качества / М.З. Свиткин // Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года. – 2000. – №12. – С. 56 – 60.
15. Система показателей оценки финансовой устойчивости предприя-тия // Инвестиционный консалтинг [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.i-con.ru/econom/main/d362/. – Дата доступа: 02.12.2011.
16. Управление качеством продукции: учеб. пособие / Н.И. Новицкий [и др.]. – М. : ООО «Новое знание», 2002. – 321 с.
17. Управление качеством продукции. Инструменты и методы ме-неджмента качества: учеб. пособие / С. В. Пономарев [и др.]. – М.: РИА «Стандарты
и качество», 2005. – 248 с.
18. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: учеб. пособие / Р.А. Фахтудинов. – М.: Дашков и К, 2006. – 472 с.
19. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред.Л.Н. Нехорошевой. – Минск: Высшая школа, 2003. – 383с.
20. Экономика предприятия: учеб. / В.Я.Хрипач [и др.]; под. ред. В.Я. Хрипача. — Минск: «Финансы, учет, аудит», 2002. – 448 с.
21. Эванс, Дж. Р. Маркетинг. / Дж.Р. Эванс, Б. Берман. — М.: Экономи-ка, 2003. – 335 с.
22. Экономика предприятия: учеб. пособие / Волков В.П. [и др.]; под общ. ред. Ильина А.И. – М.: Новое знание, 2010. – 677 с.
23. Экономика предприятия: учебник / Под ред. проф. Сафронова Н.А. – М.: Юристъ, 2002. – 608 с.