Содержание

Введение
1. Проведение ремонтных работ на нефтепроводе в условиях болот.
2. Способы закрепления грунта.
3. Искусственное замораживание грунтов с применением жидкого азота при сооружении ремонтного котлована.
4. Замораживающие станции и установки для производства жидкого азота.
5. Замораживания грунтов при сооружении ремонтного котлована. Расчет параметров ледогрунтового ограждения.
6. Охрана окружающей среды при проведении ремонтно-восстановительных работ
7. Техника безопасности при проведении ремонтно-восстановительных работ.
Заключение
Список использованных источников

Введение

Прокладка трассы нефтепроводов по болотистой местности, в горах, песках, районах вечной мерзлоты и с глубоким снежным покровом является сложными условиями.Наиболее распространены болотистые и горные участки.

Магистральные трубопроводы, проложенные в Сибири на значительном протяжении пересекают болота и заболоченные участки.Эксплуатация магистральных нефтепроводов на заболоченных участках– сложная инженерная задача, поскольку она осуществляется в условиях избыточного увлажнения грунтовпри их очень низкой несущей способности.Эта задача еще больше усложняется ввиду того, что болото по своей структуре является сложной системой, которая может изменять свои физико-механические характеристики по глубине, протяженности и в зависимости от погодных условий.

Ремонт трубопровода часто осложняется при проведении работ на болотах.На болотах I и II типа ремонтный котлован может быть сооружен одним из способов:

  • с креплением стенок котлована;
  • комбинированным методом – с креплением стенок котлована и устройством дренажного отвода воды.

Стенки ремонтного котлована укрепляются деревянными или металлическими шпунтами, шпунтами из профилированной стали, сваями или другими средствами.

Вокруг котлована следует создавать обвалование для предотвращения перетока болотной массы и поверхностных вод.

Перечень оборудования и приспособлений, необходимых для проведения работ по погружению шпунта, зависит от принятого метода и указывается в ППР.

На болотах II  и III типов, где затруднена откачка воды и болотной массы из котлована, должны применяться ремонтные герметичные камеры (РГ К ).

Проведение ремонтных работ и сооружение ремонтного котлована в условиях болот I и II типов технически очень сложный и кропотливый процесс, требующий больших материальных и трудовых затрат, а так же высокой квалификации рабочего персонала.

В данной работе я рассмотрел существующие способы сооружения ремонтного котлована на болотах. Проанализировал методы закрепления грунтов и предотвращения поступления воды в котлован, что должно повысить производительность труда, а так же улучшить условия и качество проведения работ.

1. Проведение ремонтных работ на нефтепроводе в условиях болот

Особые трудности возникают при ликвидации ава­рий на нефтепроводах в условиях болот. Это в первую оче­редь объясняется сложными грунтово-геологическими усло­виями и слабой несущей способностью болотных грунтов. Современные аварийно-восстановительные службы могут за короткий срок ликвидировать аварию на нефтепроводах в обычных условиях. В условиях болот этот срок увеличивает­ся за счет дополнительных работ по сооружению подъезд­ных путей, рабочих площадок и составляет до 60 % времени, необходимого для восстановления нефтепровода.

В связи с освоением нефтяных месторождений Сибири и Севера европейской части страны значительное количество нефтепроводов больших диаметров (1020, 1220 мм) проходит по болотистой местности. Протяженность участков болот, по которым проходят нефтепроводы, составляет десятки и сот­ни метров, а в отдельных случаях — десятки километров.

В настоящее время существует большое число всевозмож­ных классификаций болот.

В соответствии со СНиП 111-42 — 80 «Правила производства и приемки работ. Магистральные трубопроводы» болота по характеру передвижения по ним строительной техники делятся три типа:

I тип — болота, целиком заполненные торфом, допуска­ющие работу и неоднократное передвижение болотоходной техники с удельным давлением 0,02…0,03 МПа или работу обычной техники при использовании щитов, сланей или до­рог, обеспечивающих снижение удельного давления на по­верхности залежи до 0,02 МПа;

II  тип — болота, целиком заполненные торфом, допуска­ющие работу и передвижение строительной техники только по щитам,  сланям или дорогам,обеспечивающим снижение удельного давления на поверхности залежи до 0,01 МПа;

III  тип — болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой,   допускающие работу только специальной техники на понтонах или обычной тех­ники с плавающих средств.

На трассах магистральных нефтепроводов встречаются участки болот всех типов, а поэтому при выборе транспорт­ных средств ориентируются на использование автомашин наибольшей проходимости. Поверхностный слой болот по­сле неоднократного прохождения техники разрушается, и несущая способность болота в значительной мере понижает­ся, что требует прокладки временных дорог. Другой особен­ностью ремонта на болотах является то обстоятельство, что большая водонасыщенность и малая плотность болотистых масс не позволяют устраивать ремонтные котлованы обыч­ными способами из-за обрушения стенок, а сам котлован зачастую заполняется грунтовыми или поверхностными во­дами. Вследствие малой пересеченности рельефа трасс магис­тральных нефтепроводов, пролегающих в болотистых райо­нах, уклоны профиля трубопроводов также незначительны. Это обстоятельство в сочетании с тем, что расстояние между линейными задвижками 20-30 км, приводит к истечению большого количества нефти под действием малого статичес­кого напора.

Анализ профилей нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири показывает, что на указанных нефтепроводах средний сток нефти в 2-3 раза больше, чем на нефтепроводах, пролегающих в средней полосе европейской части России. В силу этого процесс опорожнения поврежденного трубопровода занимает много времени.

При возникновении аварий на болоте одним из наиболее сложных обстоятельств является загрязнение нефтью большого пространства и невозможность по этой причине подойти непосредственно к месту повреждения и приступить к ремонту, так как из-за отсутствия уклона невозможен отвод нефти в нижележащие участки.

Таким образом, специфика ремонта нефтепроводов на бо­лотах связана со следующими характерными особенностями:

  • ухудшением несущей способности поверхности болот при неоднократном проходе техники;
  • обводненностью грунтов поверхностными и грунтовыми водами;
  • невозможностью создания ремонтного котлована и котло­вана для сбора нефти обычным способом из-за неустойчиво­сти грунтов;
  • большой продолжительностью подготовительного периода аварийно-восстановительных работ, обусловленной большим объемом вытекающей нефти, загрязнением нефтью больших пространств и затруднением доступа к месту повреждения;
  • ограничением возможности маневрирования технических средств в районе ремонтных работ из-за залесенности боло­тистых участков нефтепроводов;
  • необходимостью использования в большом количестве стройматериалов для настилов на поверхности болота;
  • большой трудоемкостью доставки ремонтной техники в район аварии.

Анализ работ по ремонту нефтепроводов на болотах по­казывает, что основная часть работ по трудоемкости при­ходится на выполнение подготовительных операций, обеспе­чение подъезда к месту аварии и доступа к поврежденному участку нефтепровода.

Для этих целей разработан комплекс технических средств для ремонта нефтепроводов, проложенных на болотах. Ком­плекс включает технические средства, обеспечивающие со­оружение подъездных путей и ремонтных площадок; созда­ние ремонтного котлована вокруг поврежденного участка; выполнение вскрышных земляных работ; откачку нефти из поврежденного участка нефтепровода и закачку собранной нефти в отремонтированный нефтепровод; безогневую резку труб; замену дефектного участка без опорожнения трубы от нефти. Применение комплекса технических средств позволя­ет повысить производительность труда ремонтных работ, сократить сроки на ликвидацию

2. Способы закрепления грунтов

Закрепление грунтов, искусственное преобразование свойств грунтов для целей строительства в условиях их естественного залегания. В результате З. г. (Закрепление грунтов) увеличивается несущая способность основания сооружения, повышается его прочность, водонепроницаемость, сопротивление размыву и др. З. г. широко применяется при строительстве промышленных и гражданских зданий на просадочных грунтах, для укрепления откосов выемок дорог и стенок котлованов в водонасыщенных грунтах, в качестве противооползневых мероприятий, при проходке горных выработок, создании противофильтрационных завес в основании гидротехнических сооружений, для защиты бетонных сооружений (фундаментов) от воздействия агрессивных промышленных вод, для увеличения несущей способности свай и опор большого диаметра и т.д. З. г. достигается нагнетанием в грунт вяжущих материалов и химических растворов, а также воздействием на грунт электрическим током, нагреванием и охлаждением

Существует несколько способов закрепления грунтов:

1.Цементация

2.Химический (силикатизация,смолизация)

3.Термический способ

4.Электрохимический

5.Битумизация

6.Глинизация

7.Искусственное замораживание грунтов

3. Искусственное замораживание грунтов с применением жидкого азота при сооружении ремонтного котлована.

Из  проанализированных мной способов, для сооружения ремонтного котлована в условиях болот, по многим параметрам, подходит искусственное замораживание грунтов с применением в качестве хладагента жидкого азота.

За последние два десятилетия замораживание грунта жидким азотом из экзотической сферы применения газа с множеством неизвестных факторов превратилось в стандартную методику обработки неустойчивых грунтов и мест утечек.

Замораживание жидким азотом получает все большее распространение, обладая рядом достоинств по сравнению со способом замораживания рассолом:

  • Монтаж установки замораживания с использованием жидкого азота может быть произведен очень быстро;
  • Объем капиталовложений в установку замораживания с использованием жидкого азота составляет всего лишь небольшую часть капиталовложений, требуемых для монтажа установки замораживания с использованием рассола;
  • Температура замерзшего грунта будет намного ниже, чем в случае использования установки замораживания с использованием рассола. Это увеличивает устойчивость грунта;
  • Низкая температура жидкого (-196°C) позволяет произвести замораживание за 4дня, что намного меньше, чем при процессе замораживания с использованием рассола, на который может уйти месяц;
  • Процесс является безвредным для окружающей среды, не используются опасные вещества, вибрация, не происходит загрязнения грунтовых вод;
  • Процесс выполняется автоматически;
  • Гибкость задания формы зоны замораживаемого грунта;
  • Сочетание уплотнения и статической опоры;
  • Нетребовательность к значениям влажности грунта (5-100%);
  • Замерзший грунт является на 100% водонепроницаемым, не происходит приток грунтовых вод;
  • Твердость замороженного грунта близка к твердости бетона;
  • Затвердевание грунта является всего лишь временным. После отключения подачи жидкого азота замерзший грунт оттает в течение нескольких недель;

Также стоит заметить и экономический фактор, расход жидкого азота на замораживание 1 м3 грунта составляет около 600 кг.

4. Замораживающие станции и установки для производства и доставки жидкого азота

Для продуктивной работы по замораживанию котлована на МН в условиях болот нам понадобится некоторое количество жидкого азота. Для получения необходимого количества жидкого азота можно прибегнуть к следующим техническим средствам:

  • Транспортные цистерны
  • Азотные установки

Передвижные и мобильные станции

5. Замораживание грунтов при сооружении ремонтного котлована.  Расчет параметров ледогрунтового ограждения

Искусственное замораживание грунтов позволяет создать прочное ограждение вокруг ремонтного котлована из замороженного грунта, препятствующее проникновению в сооружаемую выработку грунтовой воды или водонасыщенных неустойчивых грунтов. Такое ограждение должно воспринимать давление окружающего выработку или котлован грунта, а также гидростатический напор грунтовых вод.

Работы по проведению замораживания начинают с установки замораживающих колонок с питающими трубами. Параллельно ведут работы по установке цистерны с жидким азотом, монтажу оборудования и рассолопроводов с таким расчетом, чтобы к окончанию бурения скважин можно было провести испытания и ввести всю систему в работу.

Для создания ледогрунтового ограждения предварительно по контуру будущей выработки через всю толщу водоносных грунтов опускают замораживающие трубы — колонки с наглухо заваренным нижним концом (дном). Расстояние между этими трубами определяется проектом из расчета, что радиус намораживаемого вокруг скважины ледогрунтового цилиндра составляет около1-1,5м.

Для замораживания грунтов жидким азотом используют замораживающие колонки такой же конструкции, как и при рассольном. В качестве замораживающих труб применяют стальные трубы диаметром 60-72 мм. В качестве питающих используют трубы из нержавеющей стали диаметром 15-38 мм.

В колонки, не доходя до дна их на 40-50 см, опускают трубы меньшего диаметра с открытым нижним концом — питающие трубы.

Замораживающие колонки соединяют последовательно в одну систему. Колонки через специальные оголовки соединяются питающими трубами, по которым подается жидкий азот. Жидкий азот под действием внутреннего давления цистерны нагнетается в питающие трубы Жидкий азот поступает во внутреннюю (питающую) трубу первой замораживающей колонки. В кольцевом пространстве колонки жидкий азот испаряется и в газообразном сотоянии поднимается к оголовку колонки, откуда затем по трубопроводу поступает в питающую трубу соседней колонки и т. д. Из последней колонки системы он поступает в атмосферу при температуре около — 40°С.

При открытых работах выемку грунта из котлована в период положительных температур воздуха необходимо вести с защитой стенок ледогрунтового ограждения от действия атмосферных осадков и солнечных лучей.

Совмещенное применение замораживания и водопонижения позволяет осушить грунт в котловане, огражденном замкнутой водонепроницаемой ледогрунтовой стеной.

Разберем схему замораживания при ремонтных работах на трубопроводе диаметром 1020 мм (рис.27).

Для создания ледогрунтового ограждения предлагаю вертикальное расположение колонок по периметру полотна котлована на глубину ниже дна котлована на 300 мм.

С учетом того, что замораживающая колонка должна выступать из скважины на 200мм, длина колонки будет равна 3,12 м; полезная работа будет совершаться участком колонки, который находится в грунте, т.е. глубина фактического замораживания будет равна 2,92 м

Таблица 2. Параметры котлована для трубопровода диаметром 1020 мм

Радиус намораживаемого вокруг скважины ледогрунтового цилиндра составляет около0,5-1,5мза  4-6 суток, примем радиус 0,5 м

В данном случае заморозка длится около 3-4 дней, радиус ледогрунтового цилиндра равен 0,5 метра. Т.к. откосы траншеи также будут полностью заморожены, то согласно РД 153-39.4Р-130-2002 угол откоса стенки траншеи можно принять равным 63°.

Если взять радиус равный 0,5 м тогда диаметр будет составлять 1 м, т.е. можно сделать вывод, что длина котлована в метрах будет равна количеству замораживающих катушек.

Таблица 3. Количество замораживающих колонок

Количество колонок эквивалентно или меньше на одну, с учетом этого можно рассчитать объем замороженного грунта:

Объем ледогрунтового цилиндра, образующегося вокруг замораживающей колонки при радиусе ледогрунтового цилиндра равному 0,5 м зависит от глубины замораживания и равен V=πR2h, где R–радиус замораживания, h– глубина замораживания

V=3,14*0,5*2,92= 4,58 м3 ;

Количество колонок образующих ледогрунтовое ограждение вокруг котлована:

N=2*(6+7)=26

Объем замороженного грунта:

Vгр=V*N=4,6*26=119,6 ≈120 м3

Экономический фактор, расход жидкого азота на замораживание 1 м3 грунта составляет около 600 кг

Расход жидкого азота на 120 м3 составит:

mж.а=120*600 кг =72000 кг

Производительность по жидкому азоту МКДС — 100К равна 100 кг/ч

Время производства нужного количества жидкого азота одной станцией:

t=72000/100= 720 ч = 30 дней

Расчет нужного количества станций за 5 дней:

t1ст= 30/5 = 6

В таблице 4 приведены необходимые параметры для строительства котлована различной длины используя замораживающие станции типа МКДС — 100К.

Таблица 4. Параметры необходимые для замораживания в зависимости от длины котлована

Количество станций зависит от срочности заморозки грунта, при высокой срочности проведения работ (аварийно-восстановительные работы) количество станций может быть увеличено. Для проведения плановых ремонтных работ вполне достаточно двух станций.

6. Охрана окружающей среды при проведении ремонтно-восстановительных работ

Все мероприятия по охране окружающей среды при ремонтно-восстановительных работах выполнены в соответствии с разделом 13 СНиП ІІІ-42-80* и рабочим проектом.

При выполнении всех ремонтно-восстановительных работ необходимо строго соблюдать требования защиты окружающей природной среды, сохранения её устойчивого экологического равновесия, и не нарушать условия землепользования, установленные законодательством об охране природы.

Строительная организация, выполняющая ремонтно-восстановительные работы, несёт ответственность за соблюдением проектных решений, связанных с охраной окружающей среды, а также за соблюдение государственного законодательства по охране природы.

Временные автомобильные дороги и проезды должны устраиваться с учётом требований по предотвращению повреждения плодородного слоя и древесно-кустарниковой растительности.

Потери растительного слоя при прокладке временных дорог должны быть минимальными. Низкие кустарники вдоль полосы отвода не рекомендуется вырубать. Они сохраняют устойчивость почвы и служат в качестве осадочного фильтра вдоль водоёмов.

Ширина полосы отвода земли на время строительства и ремонта магистральных трубопроводов определяется проектом в соответствии с нормами отвода земель для магистральных трубопроводов.

Производство ремонтно-восстановительных работ, движение машин и механизмов, складирование и хранение материалов в местах, не предусмотренных проектом производства работ, запрещается.

Мероприятия по предотвращению эрозии почв, оврагообразования, а также защитные противообвальные и противооползневые мероприятия должны выполняться в строгом соответствии с проектными решениями.

При выборе методов и средств механизации для производства работ следует соблюдать условия, обеспечивающие получение минимума отходов при выполнении технологических процессов (превращение древесных отходов в промышленную щепу, многократное использование воды при очистке полости и гидравлических испытаниях трубопровода и т. д.).

Плодородный слой почвы на площади, занимаемой траншеями и котлованами, до начала основных земляных работ должен быть снят и уложен в отвалы для восстановления (рекультивации) земель. При производстве указанных работ следует строго соблюдать требования проекта рекультивации и положения Инструкции по рекультивации земель при строительстве магистральных  трубопроводов и Основных положений по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утверждённых ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР, Гослесхозом СССР.

Снятие, транспортировка, хранение и обратное нанесение плодородного слоя грунта должны выполняться методами, исключающими снижение его качественных показателей, а также его потерю при перемещениях.

Использование плодородного слоя грунта для устройства подсыпок, перемычек и других временных земляных сооружений для строительных целей не допускается.

Не допускается сливать в реки, озёра и другие водоёмы воду, вытесненную из трубопровода, без предварительной её очистки.После окончания основных работ строительная организация должна восстановить водосборные канавы, дренажные системы, снегозадерживающие сооружения и дороги, расположенные в пределах полосы отвода земель или пересекающих эту полосу, а также придать местности проектный рельеф или восстановить природный.

7. Техника безопасности при проведении ремонтно-восстановительных работ

Настоящий раздел определяет общие требования при ремонте линейной части МГ.

Ответственными за проведение подготовительной и ремонтной работ, включая обкатку оборудования после ремонта,  назначаются  из  числа  ИТР.

Если ремонт выполняет подрядная организация, руководителем работы назначается ИТР этой организации, который должен иметь от своей организации  документ  о  допуске  к  данной  работе.

При параллельных, сближающихся или пересекающихся с ремонтируемым газопроводом других действующих газопроводов (продуктопроводов) эксплуатирующие их ЛПУ МГ с целью выявления возможных утечек из них должны обследовать их техническое состояние.

Проведение ремонтной, в том числе подготовительной и земляной работ, на трассе МГ, в полосе отвода или охранной зоне автомобильных и железных дорог, ЛЭП, на переходах судоходных рек и каналов, а также на пересечениях с высоковольтными линиями и подземными коммуникациями других организаций, должно быть предварительно письменно согласованно с организациями, эксплуатирующими эти дороги или коммуникации. Если в согласовании оговорена необходимость присутствия при работах представителя этой организации, последняя должна быть заблаговременно предупреждена о времени и месте работы.

Освещение места работы, в том числе земляной, на эксплуатируемых газопроводах и технологических взрывоопасных установках должны осуществлять с помощью средств (светильники, выключатели, электропроводка) во взрывозащищённом исполнении в соответствии с требованиями.

Допускается применение прожекторов в нормальном исполнении при их расположении на расстояниях от взрывоопасных объектов, требуемых #M12293 1 1200003114 3645986701 3867774713 77 4092901925 584910322 1540216064 77 77ПУЭ#S, предпочтительно с наветренной стороны от них, в том числе:

— не менее 60м от КС, взрывоопасных помещении (сооружений);

— не менее 100м от резервуаров с сжиженными газами ;

Для подземных резервуаров указанное расстояние может быть уменьшено вдвое.

До начала работы ее руководителем, ответственными исполнителями должна быть изучена документация (результаты предыдущих обследований, характер и объемы ремонтов, акты расследования причин аварий, акты на гарантийные сварные стыки и другие), характеризующая техническое состояние и надежность газопровода, и проведено обследование по выявлению утечек газа из газопроводов, находящихся в пределах опасной зоны, граница которой от места работы определяется п. 1 табл. 4 СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.

При обнаружении утечки газа в опасной зоне неисправный газопровод, в зависимости от интенсивности истечения, на период работ в границах опасной зоны должен быть освобожден от газа или в нем снижено давление не менее чем на 30% от максимального рабочего давления, зарегистрированного в обследуемом участке в течение последнего года эксплуатации8

При выполнении ремонта линейной части газопровода, технологических трубопроводов, когда последние могут быть подвержены механическому воздействию, давление в них должно быть снижено до атмосферного. Газ выпускают через свечу. В этот период в радиусе 200м от свечи не должно быть огневых работ, а также машин или механизмов с работающими двигателями.

Для обеспечения надежной и безопасной работы  газовых объектов в послеремонтный период установлены дополнительные требования к выполнению гарантийных сварных соединений.

Необходимость, местоположение и количество гарантийных сварных стыков определяются планом организации огневой работы и нарядом-допуском на нее.

Сборка и сварка гарантийных стыков проводятся под руководством ИТР, ответственного за операционный контроль, имеющего практический опыт сварочно-монтажных работ на аналогичных газовых объектах не менее 3 лет.

Допускаются к сварке гарантийных стыков сварщики, имеющие квалификацию не ниже 6 разряда, прошедшие установленную аттестацию.

Гарантийный сварной стык должен быть подвергнут двойному контролю: радиографическому (по ГОСТ 7512-82, ОСТ 102-51-79) и ультразвуковому (по ГОСТ 14782-76, ВСН-47-81) методам (при отрицательной температуре — двойному радиографическому контролю).

Гарантийное сварное соединение необходимо испытать на герметичность транспортируемым (технологическим) продуктом (сырьем) в течение не менее двух часов под рабочим давлением.

При ремонте объектов МГ на газоопасную и огневую работы выдается наряд-допуск установленной формы, а на плановую огневую работу, кроме того, разрабатывается план организации этой работы .

Заключение

В данной работе я рассмотрел существующие методы ремонта магистральных нефтепроводов в условиях болот, а так же рассмотрел возможность использования метода замораживания грунта для обеспечения устойчивости грунта и защиты от проникновения воды при строительстве ремонтного котлована и проведении ремонтных работ.

В результате анализа средств доставки и производства жидкого азота, оценки их достоинств и недостатков, был выбран наиболее применимый к условию болот — станции для производства кислорода и азота МКДС — 100К. Количество станций зависит от длины котлована и срочности ремонтных работ. При малых объемах работ жидкий азот можно доставлять в специальных цистернах.

Были рассчитаны параметры замораживания грунтов жидких азотом, для сооружения котлована на магистральном нефтепроводе наружным диаметром 1020 мм, с углом откоса 63 градуса, при различной длине ремонтного котлована. Рассчитаны:

  • необходимое количество замораживающих колонок
  • объем замороженного грунта по периметру котлована
  • масса жидкого азота, необходимая для заморозки грунта
  • время замораживания грунта
  • количество станций, для замораживания грунта

Эти параметры были рассчитаны для катушек и для участков трубопроводов разной длины с целью оценки целесообразности применения способа замораживания, для сооружения котлованов различной длины. Данный способ наиболее актуален для ремонта катушек, т.к. при использовании его для ремонта участка трубопровода возрастают энергозатрыты и экономический фактор.

Стоит заметить, что в данной работе была рассмотрена возможность использования          метода замораживания грунта. Конкретные данные по скорости замораживания, требуемому объему жидкого азота можно получить лишь только на практике, при конкретных испытаниях по замораживанию грунта в условиях болот.

Способ замораживания еще ни разу не использовался в ремонтных работах.

Метод замораживания грунта является новым способом и пока не использовался при проведении ремонтно-восстановительных работ. При правильном использовании и в сочетании с отводом воды, он может являться эффективной альтернативой использованию шпунтов и РГК. Также данный метод можно использовать для строительства временных амбаров на болотах, что тоже достаточно затруднено

Список использованных источников

1. РД 39-30-499-80.Положение о техническом обслуживании и ремонте линейной части магистральных нефтепроводов.
2. РД 39-110-91.Инструкция по ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах.
3. РД 39-00147105-006-97.Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонтах магистральных нефтепроводов.
4. РД 153-39.4Р-130-2002*. Регламент по вырезке и врезке «катушек».
5. СНиП 2.05.06-85* (2000). Магистральные трубопроводы.
6. СНиП III-42-80* (2000). Магистральные трубопроводы.
7. Каталогтехнических средств для аварийно-восстанови¬тельных работ на магистральных нефтепроводах. — Уфа: ВНИИСПТнефть, 1983.
8. Болота Западной Сибири, их строение и гидрологический режим / Под.ред. К.Е. Иванова, С.М. Новикова. – Л.:Гидрометеоиздат, 1976. – 446 с.
9. Гумеров А.Г., Зубаиров А.Г., Векштейн М.Г., Гумеров Р.С., Азметов Х.А, Капитальный ремонт подземных нефтепроводов. — М.: 000 «Недра-Бизнеспентр», 1999. — 525 с.: ил. ISВN 5-8365-0013-4
10. Гумеров А.Г., Азметов Х.А., Гумеров Р.С., Векштейн М.Г. Аварийно-восстановительный ремонт магистральных нефтепроводов / Под ред. А.Г. Гумерова. — М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1998. — 271 с.