Отчет по производственной практике студента 3 курса факультета менеджмента Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Содержание

Введение
1. Организационно – правовая форма и статус предприятия
2. Организация и структура управления и организационно – производственная структура предприятия
3. Функции основных структурных подразделений аппарата управления
4. Основы производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия
5. Основные экономические и производственные показатели
6. Формы проведения финансово – экономической работы и порядок налогообложения
7. Система ценообразования
8. Формы проведения внутрихозяйственного контроля
9. Использование экономико – статистических методов при проведении анализа
10. Формы финансовой отчетности и порядок ее предоставления
11. Отдельные стороны деятельности предприятия (рентабельность организации)
Заключение
Список использованных источников

Введение

Целью преддипломной практики является приобретение практических навыков и дальнейшее закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения курсов: «Экономика предприятия», «Финансы», «Финансы предприятий», «Финансовый менеджмент», «Инвестиции», «Налоги и налогообложение.

В процессе практики ставятся следующие основные задачи:

— изучение действующих Законов РФ, Указов Президента, Постановлений правительства, Методических указаний, инструкций и других нормативных документов, регулирующих деятельность предприятий;

— ознакомление с учредительными документами, организационным построением предприятия, целями и задачами финансовых подразделений, организацией документооборота на предприятии;

— изучение организации коммерческой деятельности, налогообложения, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, органами государственного надзора, организациями бюджетной и финансово-кредитной сфер.

— усвоение порядка документального оформления первичных документов и учета трансакций в бухгалтерских регистрах активов, обязательств, собственных средств с целью овладения навыками по составлению первичной документации, а также по составлению отчетности предприятия.

Объект исследования: ОАО «Полимер».

Предмет исследования: финансово – хозяйственная деятельность ОАО «Полимер».

Информационная база: бухгалтерская (финансовая) отчетность, формы статистической отчетности, Годовой отчет, Устав и иные формы внутренней управленческой отчетности ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.

1. Организационно – правовая форма и статус предприятия

Акционерное общество «Полимер» (далее — Общество) является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Общество создано путем преобразования государственного предприятия «Кемеровский опытно-химический завод «Полимер», является его правопреемником, несет права и обязанности, возникшие у государственного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество.

Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и иных правовых актов Российской Федерации.

Число акционеров Общества не ограничено. Акционерами Общества могут быть признающие положения устава: юридические лица и граждане РФ и других государств СНГ, иностранные юридические лица, включая любые компании, фирмы, организации, предприятия, ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения, иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане и граждане государств содружества, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства, международные организации.

Фирменное наименование и место нахождения Общества:

Полное  фирменное  наименование  Общества:   открытое  акционерное общество «Полимер»,

Сокращенное фирменное наименование Общества: ОАО «Полимер».

Место нахождения общества: Россия, 650068, г. Кемерово, ул.Народная,1,

Почтовый адрес Общества: Россия, 650068, г. Кемерово, ул. Народная, 1.

Цель и предмет деятельности

Общество создано с целью получения прибыли.

Для достижения целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: заготовку вторичного полимерного сырья от компактных источников, выпуск  продукции  производственно-технического  назначения  путем  переработки полимерного сырья, производство товаров народного потребления, коммерческую и посредническую деятельность, оптовую и розничную торговлю товарами народного потребления, внешнеэкономическую деятельность, снабженческо-сбытовую деятельность. Хозяйственная деятельность не ограничивается оговоренной в уставе. Общество занимается   любой   хозяйственной   деятельностью,   не   запрещенной   действующим законодательством.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

2. Организация и структура управления и организационно – производственная структура предприятия

Изменение численности работающих в ОАО «Полимер» за последние 3 календарных года по основным категориям выглядит следующим образом (таблица 1):

Таблица 1 – Анализ структуры и динамики персонала ОАО «Полимер»

Как видно из таблицы в 2014 численность основных рабочих выросла на 37%, вспомогательных снизилась на 12 %, численность ИТР снизилась на 5%. Доля труда  вспомогательных работников снизилась с 51 % в 2013 году до 45% в 2014 году.

На рисунке 2 представлена динамика среднесписочной численности персонала предприятия.

Рисунок 2– Динамика среднесписочной численности персонала ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг., чел.

Таким образом, среднесписочная численность работников в 2013 году возросла на 9 человек, а в 2014 году относительно 2013 года увеличилась еще на 2 человека.

3. Функции основных структурных подразделений аппарата управления

Единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный директор. Решением Совета директоров Общества от 07 мая 2013 года сроком на 3 года на должность Генерального директора Общества избран Чабаненко Виктор Алексеевич. Действующий состав Совета директоров Общества утвержден Протоколом №1 общего собрания акционеров от 27 мая 2014 года.

Состав совета директоров:

— Чабаненко Виктор Алексеевич 1959г.р., — образование высшее, акционер, генеральный директор.

— Чабаненко Алексей Викторович 1978 г.р., образование высшее — физическое лицо, начальник отдела сбыта, (доходы за 2014 год составили 554716,32 рубля). Доли в уставном капитале Общества и обыкновенных акций не имеет.

— Чабаненко Артем Викторович 1983 г.р., образование высшее – физическое лицо, (доходы за 2014 год составили 152656,47 рубля). Доли в уставном капитале Общества и обыкновенных акций не имеет.

— Серякова Наталья Алексеевна 1953 г.р., образование высшее – физическое лицо,  председатель Совета, (доходы за 2014 год составили 188193,78 рубля). Доли в уставном капитале Общества и обыкновенных акций не имеет.

— Суворов Александр Владимирович 1964 г.р., образование высшее  – физическое лицо, директор по закупкам и обеспечению (доходы за 2014 год составили  248916,52 рубля). Доли в уставном капитале Общества и обыкновенных акций не имеет.

Производственно – технический отдел занимается непосредственно производством продукции. Отдел контроля качества проводит оценку качества произведенной продукции предприятием. Отдел сбыта организует реализацию продукции. Финансовый отдел осуществляет работу с финансовыми документами, формирует отчетность предприятия.

4. Основы производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия

Кемеровский «Полимер» работает на рынке полимерных материалов с 1979 г. За это время было проведено немало исследований с целью улучшить качество производимой продукции для максимального удовлетворения потребностей клиентов.

За 30 лет работы компания приобрела множество партнеров по всей России и ближнему зарубежью. В Сибирском регионе — «Полимер» Лидер. Руководство компании никогда не останавливается на достигнутом и постоянно внедряет новейшие разработки в производственные процессы. Цель компании — осваивать новые перспективные направления в производстве продукции для сельского хозяйства, строительной индустрии и упаковочных материалов. Миссия — производить продукцию, которая удовлетворяет все пожелания потребителей, как бы далеко они ни находились, работать прибыльно, производя конкурентоспособную продукцию.

Основные средства (основные фонды) по назначению подразделяются на используемые в предпринимательской деятельности (производственные) и неиспользуемые в предпринимательской деятельности (непроизводственные). К основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности (основным производственным фондам), относятся средства труда, которые, сохраняя свою натуральную форму, многократно участвуют в производственном процессе и постепенно, по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции (работ, услуг), произведенной с их участием.

Общество приобретает автотранспорт и оборудование в лизинг. На конец 2014г. у Общества находятся в лизинге следующие объекты:

Автотранспрт (учитывается на балансе предприятия):

— автомобиль Citroen (стоимость предмета лизинга составляет  598,7 тыс.руб.).

— автомобиль Ford (стоимость предмета лизинга составляет  2 319,2 тыс.руб.).

Оборудование (учитываемое за балансом):

— экструзионная установка (стоимость предмета лизинга составляет  950,7 тыс.руб.).

— активатор для двухсторонней обработки рулон. материалов (стоимость предмета лизинга составляет  125,6 тыс.руб.)

— двухлинейная машина для производства фасовочных пакетов (стоимость предмета лизинга составляет  3 699,4 тыс.руб.).

— экструзионная установка (стоимость предмета лизинга составляет  1 054,2 тыс.руб.).

— Линия для производства 3-х слойной рукавной пленки (стоимость предмета лизинга составляет  32 020 тыс.руб.).

— 2-х головочный экструдер QN-55-550 D2HL (стоимость предмета лизинга составляет  2 423,4 тыс.руб.)

— Активатор CH-600S-600 мм + генератор -2 шт. — ( стоимость предмета лизинга составляет – 195,7 тыс.руб.)

— Пакетоделательная машина с сервоприводом QTC-1000S2 (стоимость предмета лизинга составляет – 3 811,9 тыс.руб.)

Общая сумма уплаченных лизинговых платежей в 2014 году составила 17 903,3 тыс.руб., в 2013г. – 5 075,8 тыс.руб.

Компания реализует свою продукцию как внутри региона, так и за его пределами.

Основные покупатели: оптовые торговые предприятия города и области:

Основные поставщики: ООО «НикельСплав», ООО «Горинское», ООО «НовокузнецМашТоргСпецремонт».

5. Основные экономические и производственные показатели

Для оценки масштабов деятельности предприятия необходимо провести анализ динамики его основных технико – экономических показателей. Анализ данных показателей строится на основании форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же на основании форм годового отчета и пояснительных записок.

В таблице 2 представлены  основные экономические показатели деятельности ОАО «Полимер»

Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Полимер»

Выпуск  товарной продукции в натуральных показателях   в 2013 году остался на уровне 2012 г. Оборудование в течение года большую часть времени частично оставалось незагруженным.  За последние пять лет из 19 единиц оборудования капитальному ремонту были подвергнуты 5 машин – замена шнека и цилиндров. Выпуск в денежном выражении  вырос на 0,4% — до 353,3  млн.  руб.,  а производительность труда   в денежном выражении снизилась  на  5 %. Выпуск товарной продукции в натуральных показателях не вырос, однако возможности  для дальнейшего наращивания объемов производства стали достаточными – для примера: в среднем в 2013 году было произведено около 400 тн готовой продукции в месяц, при равномерном производстве,  возможно произвести до 1000 тн готовой продукции в месяц, за  счет ввода в эксплуатацию нового оборудования. Выпуск  товарной продукции в натуральных показателях в 2014 году остался практически на уровне 2013 г., прирост составил 5%. Оборудование в течение года большую часть времени частично оставалось незагруженным.

За последние шесть лет из 19 единиц оборудования капитальному ремонту были подвергнуты 6 машин – замена шнеков и цилиндров. Выпуск в денежном выражении  вырос на 18% — до 396,1  млн. руб.,  а производительность труда в денежном выражении выросла  на 12%. Средняя заработная плата в 2014 году выросла на 2,4 % по сравнению с предыдущим годом. Выпуск товарной продукции в натуральных показателях практически не вырос, однако возможности  для дальнейшего наращивания объемов производства стали достаточными – для примера: в среднем в текущем 2014 году было произведено около 402  тн готовой продукции в месяц, при равномерном производстве,  возможно произвести до 700 тн готовой продукции в месяц, за  счет ввода в эксплуатацию нового оборудования. Выручка от реализации продукции снизилась в 2013 году относительно 2012 года на 9272 тыс.руб., а в 2014 году наблюдается ее рост на 60645 тыс.руб., или на 13,69%. Прибыль от реализации продукции предприятия на протяжении всего периода имеет отрицательную динамику, так в 2013 году относительно 2012 года ее величина снизилась на 4999 тыс.руб., а в 2014 году относительно 2013 года еще на 7117 тыс.руб. В связи со снижением прибыли, в организации наблюдается отрицательная динамика рентабельности продаж, которая снизилась с 5,59% в 2012 году до 1,89% в 2014 году и рентабельности продукции, которая снизилась с 6,08% в 2012 году до 1,99% в 2014 году. Величина дебиторской задолженности имеет высокие темпы роста. Сумма дебиторской задолженности предприятия по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет 43509 тыс. руб., она вся является краткосрочной, в том числе задолженность покупателей и заказчиков составляет – 36795 тыс.руб. Дебиторская задолженность на конец 2014г. выросла на 4255 тыс.руб. или на 10,8%. Увеличение дебиторской задолженности, в основном, произошло за счет роста задолженности покупателей на 6339 тыс.руб. Сумма дебиторской задолженности на конец 2013 года составляла 39254 тыс. руб. Из нее задолженность покупателей и заказчиков – 30456 тыс.руб. По просроченной задолженности предприятие создает резерв по сомнительным долгам. По состоянию на 31 декабря 2014г. сумма резерва составила 237 тыс.руб.   В 2014г. на резерв было списано 442 тыс. руб. сомнительной задолженности, в результате проведения расчетов был восстановлен резерв в сумме 542 тыс.руб. и на 5 тыс. была списана просроченная  задолженность с истекшим сроком исковой давности за счет резерва, на 36 тыс. – не включенная в резерв.     В 2013 году на резерв было списано 339 тыс.руб., при поступлении оплаты была восстановлена задолженность, списанная на резерв, в размере 224 тыс.руб., списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности за счет резерва на 81,4  тыс.руб., не покрытая за счет резерва – 10 тыс.руб. Анализируя соотношение собственных и заемных средств предприятия, как видно из табл.1 , в 2014г. на 4,2% увеличилась доля заемных средств. На конец 2014 г. заемные средств составляют 58,9% в общей структуре пассива баланса или 768954 тыс.руб., на конец 2013г. доля заемных средств составляла 54,6%, или 60895 тыс.руб.   Кредитные ресурсы, привлекавшиеся в 2014 году, были направлены на пополнение оборотных средств для приобретения сырья. В целом деятельность предприятия в 2014 году можно охарактеризовать как положительную, несмотря на снижение прибыли на 49% (или на 7117 тыс.руб.) по сравнению с 2013 годом.

Предприятие планирует продолжить работу в направлении:

—  повышение качества выпускаемой продукции;

— увеличение производства упаковки майка, фасовка;

— снижения себестоимости;

— увеличения заработной платы и уровня жизни сотрудников завода;

— замену автотранспортного парка на новый, более экономичный, и большей грузоподъемностью;

— более эффективного использования имеющихся  ресурсов, в том числе: людских, финансовых, оборудования, автотранспорта, зданий и сооружений;

— разработки  и запуск в производство новых выдувных изделий,

Часть этой программы уже реализована в 2014 году и сейчас в 2015 году продолжается плановая замена и расширение объемов производства.

6. Формы проведения финансово – экономической работы и порядок налогообложения

Под формой финансово-экономического контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности. В зависимости от времени осуществления в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль. Эти три формы находятся в тесной взаимосвязи и тем самым отражают непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, предупреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Целью предварительного контроля является предотвращение незаконных действий, нерационального использования средств, выявление недостатков и нарушений до совершения финансовых или хозяйственных операций. Например, плановый отдел организации в ходе предварительного контроля проверяет экономическую целесообразность планируемых службами расходов на следующий месяц. Во многих организациях введено обязательное визирование договоров главным бухгалтером. Это дает возможность предварительного контроля налоговой обоснованности договорных обязательств.

Предварительный контроль проводится на ᴨпервых трех стадиях процесса управления: постановки проблемы; определения цели; планирования мероприятий по достижению цели.

Текущий контроль, как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций и является неотъемлемым элементом оперативного управления. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем субъекты предварительного контроля.

Он проводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. При необходимости текущий контроль позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.

Осуществляется текущий контроль на основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения.

Контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший ᴨпериод времени называют последующим, поскольку контролируются фактически совершенные операции. Последующий контроль осуществляется по завершении реализации управленческого решения, после выполнения задания или совершения хозяйственных операций.

ОАО «Полимер» применяет общий режим налогообложения.

В таблице 3 представлена структура и динамика налоговых платежей компании.

Таблица 3 – Налоговые платежи ОАО «Полимер»

Сумма начисленных и уплаченных  обществом налогов за 2014  год составила:  32 405 и 30 698  тыс. руб. На каждого работника  предприятия в 2014 году приходится 178  тыс. руб.  налогов.

Предприятие в течение всего 2014 года исправно, вовремя и полностью платило налоги. Увеличились в абсолютном или в относительном исчислении:

— налоги и взносы с заработной платы на  1 039 тыс.руб. (6 %);

— муниципальная аренда земли на 63 тыс. руб. ( 2%);

— налог на прибыль на 290 тыс.руб. (26%).

7. Система ценообразования

В ОАО «Полимер» применяется маржинальный метод ценообразования. Маржинальный применяется на базе оценки дополнительных затрат на выпуск дополнительной единицы продукции:

 

(1)

где Мз — величина предельных издержек;

ΔЗ — прирост совокупных затрат;

ΔОП — прирост объема производства.

Изменения в структуре расходов фирм (перемены в долях расходов на рабочую силу и накладных расходов) ведут к предпочтению маржинального подхода.

В соответствии с маржинальным подходом цена (Ц) состоит из постоянных затрат (Зпост), переменных затрат (Зпер) и прибыли (П):

Ц = Зпост + Зпер + П.                                                    (2)

Постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, при изменении объема производства изменяются в сторону увеличения или уменьшения. К ним можно отнести арендную плату, сумму процентов за кредит, амортизацию, административно-управленческие расходы.

Переменные затраты зависят от объема производства и меняются прямо пропорционально изменению объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты на сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих и др.

Для определения цены маржинальным методом рассчитывается маржинальная прибыль (МП):

МП = Ц – Зпер или МП = Зпост + П.                                      (3)

Далее рассчитывается коэффициент покрытия (Кп), то есть доля маржинальной прибыли в объеме реализации (ОР) или доля средней величины маржинальной прибыли в цене товара:

(4)

Определяется точка безубыточности (ТБУ):(5)

Рассчитывается цена безубыточности (ЦТБУ):(6)

где ОП — объем производства в натуральных единицах измерения.

Предприятие, рассчитав цену безубыточности, исходя из своей рентабельности, заказчика, региона сбыта и ряда других факторов, устанавливает необходимую цену реализации для потребителей.

Пример 1

Объем реализации пластиковых баков — 4800 тыс. руб., переменные издержки — 3200 тыс. руб., постоянные издержки — 1100 тыс. руб., прибыль — 500 тыс. руб., объем производства — 600 ед.

Маржинальная прибыль составляет 1600 тыс. руб. (4800 – 3200 = 1600 тыс. руб. или 1100 + 500 = 1600 тыс. руб.).

Коэффициент покрытия — 0,333 (1600 тыс. руб. / 4800 тыс. руб.).

Определяем точку безубыточности или так называемую пороговую выручку: 1100 тыс. руб. / 0,333 = 3303,3 тыс. руб.

Рассчитываем цену безубыточности: 3303,3 тыс. руб. / 600 ед. = 5505,5 руб.

Пример 2

ОАО «Полимер» намечает реализовать 3000 единиц труб полиэтиленовых. Средние переменные издержки на производство и реализацию одного изделия составляют 800 руб., постоянные издержки — 1,3 млн руб. Предприятие планирует получить прибыль в размере 2 млн руб.

Находим маржинальную прибыль как сумму постоянных издержек и ожидаемой прибыли: 1,3 млн руб. + 2 млн руб. = 3,3 млн руб.

Определяем маржинальную прибыль на одно изделие (МПед). Для этого поделим сумму маржинальной прибыли на количество продаваемых изделий: 3,3 млн руб. / 3000 ед. = 1100 руб.

Рассчитываем цену изделия (Цизд). Для этого к средним переменным издержкам прибавляем среднюю маржинальную прибыль на одно изделие: 800 руб. + 1100 руб. = 1900 руб.

Проверяем выполненные расчеты. Рассчитываем объем реализации по установленной цене путем перемножения объема продаж на цену изделия: 3000 ед. × 1900 руб. = 5,7 млн руб.

Определяем сумму переменных издержек на весь объем продаж: 800 руб. × 3000 ед. = 2,4 млн руб.

Рассчитываем маржинальную прибыль, вычитая из общего объема реализации сумму переменных затрат: 5,7 млн руб. – 2,4 млн руб. = 3,3 млн руб.

Вычисляем ожидаемую прибыль (Пож), для чего из суммы маржинальной прибыли вычитаем постоянные издержки: 3,3 млн руб. – 1,3 млн руб. = 2 млн руб.

Реализуя продукцию по 1900 руб. за изделие, предприятие обеспечивает получение ожидаемой прибыли.

8. Формы проведения внутрихозяйственного контроля

Чтобы описать систему внутреннего контроля и таким образом установить ее запланированную структуру и состояние, в организации используются вопросные листы, данные из которых приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Анкета предварительной оценки надежности системы внутреннего контроля на ОАО «Полимер»

Руководство предприятия предпринимает необходимые меры по осуществлению надлежащего внутреннего контроля. Каждый работник выполняет свои обязанности, согласно должностных инструкций. Степень надежности системы бухгалтерского учета высокая, так как руководитель и главный бухгалтер строго следят за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, сроков и времени сдачи отчетности. На предприятии проводятся плановые и внеплановые инвентаризации только по указанию руководителя. В целом степень внутреннего контроля высокая.

9. Использование экономико – статистических методов при проведении анализа

Анализ финансового состояния проводится с целью определения степени удовлетворенности структуры баланса, определения его показателей ликвидности и платежеспособности, а так же для оценки финансовой устойчивости и деловой активности.

В таблице 5 представлена структура бухгалтерского баланса ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.

Таблица 5 – Структура бухгалтерского баланса ОАО «Полимер»

Таким образом, в активе баланса предприятия основная доля приходится на оборотные активы, удельный вес оборотных активов в общей структуре баланса растет с 85,49% в 2012 году до 91,79% в 2014 году. Увеличение доли оборотных активов в общей структуре бухгалтерского баланса было вызвано увеличением запасов в структуре оборотных активов, величина запасов возросла в 2014 году относительно 2013 года на 60,16%.

В структуре пассива баланса основная доля на протяжении всего анализируемого периода приходится на заемный капитал, что вызвано высоким уровнем долгосрочных и краткосрочных обязательств.

В таблице 6 произведена группировка статей баланса по уровню их ликвидности.

Таблица 6 –  Группировка статей бухгалтерского баланса по уровню ликвидности

Таким образом, на основании данных представленных в таблице 9 можно сделать вывод о том, что в 2012-2014 году уровень ликвидности баланса завода не являлся абсолютным, что связано с недостатком наиболее ликвидных активов. Платежный недостаток наиболее ликвидных активов на конец 2014 года составил 29910 тыс.руб.

Основными же показателями, характеризующими общий уровень платежеспособности организации являются коэффициенты абсолютной, текущей и критической ликвидности.

В таблице 7 представлены показатели платежеспособности ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.

Таблица 7 — Анализ платежеспособности ОАО «Полимер»

Как можно заметить из данных представленных в таблице 7 ОАО «Полимер» только 2014 году, имеет реальную возможность погасить свои обязательства при условии своевременных расчетов с дебиторами, но и благоприятной реализации товаров и услуг, а так же продажи в случае необходимости части своих оборотных активов. В 2012 — 2014 году коэффициент текущей ликвидности организации находится на уровне нормативного значения (1-2).

Коэффициенты абсолютной и критической ликвидности в организации в 2012-2013 находятся на уровне ниже нормативного значения, что говорит что завод не в состоянии на протяжении всего исследуемого периода погасить свои обязательства даже при условии своевременных расчетов с дебиторами.

Для характеристики финансовой устойчивости коммерческой организации используется ряд относительных и абсолютных показателей.

В таблице 8 представлены абсолютные показатели финансовой устойчивости ОАО «Полимер».

Таблица 8 – Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости ОАО «Полимер»

В 2012 году ОАО «Полимер» имело устойчивый тип финансовой устойчивости, но в 2013 — 2014 году за счет недостатка собственных оборотных средств и собственных и заемных источников формирования запасов и затрат тип финансовой устойчивости завода изменился на «не устойчивый».

10. Формы финансовой отчетности и порядок ее предоставления

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так  в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

форму «Бухгалтерский баланс»;

форму «Отчет о финансовых результатах».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о финансовых результатах;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

— пояснительной записки.

11. Отдельные стороны деятельности предприятия (рентабельность организации)

Организация сбыта продукции (работ, услуг) — ключевое звено маркетинга и собственного рода финишный комплекс во всей деятельности компании по созданию, производству и доведению продукта до потребителя.

В таблице 9 представим данные о динамике и структуре объемов реализации продукции ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.

Таблица 9 — Анализ динамики и структуры объемов реализации продукции (работ, услуг) ОАО «Полимер»

Таким образом, общий объем реализации продукции (работ, услуг) в ОАО «Полимер» в 2013 году относительно 2012 года сократился на 2,4%, в 2014 году наблюдается его рост на 13,69%. На рисунке 3 представим динамику объема реализации продукции (работ, услуг) в ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.

На основной вид деятельности – производство и реализация полимерной продукции предприятия приходится в среднем 98% от общего объема реализации. В организации отрицательная динамика объема продаж наблюдается по реализации труб полиэтиленовых в 2014 году (-3,1%), а так же по реализации пакетов полиэтиленовых (-14,8%). На рисунке 4 представлена структура объемов реализации продукции (работ, услуг) по видам деятельности предприятия.

Таким образом, объем реализации услуг по сдаче в аренду помещений, а так же объем оказываемых услуг по изготовлению продукции из давальческого сырья занимают на протяжении всего анализируемого периода очень низкую долю в общем объеме реализации.

В таблице 10 представлены основные направления реализации продукции ОАО «Полимер» за 2012 – 2014 гг.

Таблица 10 – Основные направления реализации продукции ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.

Таким образом, основной объем реализации продукции ОАО «Полимер» приходится на оптовых покупателей на внутреннем региональном рынке, в среднем на данный сегмент рынка приходится около 60% от общего объема реализации. На долю розничных покупателей на внутреннем региональном рынке приходится около 10% от общего объема продаж, а на долю оптовых покупателей на внешнем региональном рынке – около 25-29% от общего объема реализации. Самая маленькая доля в общем объеме реализации приходится на розничных покупателей во внешнем региональном рынке не более 2% на протяжении всего анализируемого периода. В 2014 году в организации наблюдается увеличение объема реализации продукции оптовым покупателям на внутреннем региональном рынке на 21,48%, и розничным покупателям на внутреннем региональном рынке на 10,47%. при этом величина объема сбыта продукции розничным покупателям из других регионов сократилась в 2014 году относительно 2013 года на 5,05%.

Таким образом, основными направлениями реализации продукции ОАО «Полимер» являются оптовые и розничные покупатели на внутреннем региональном рынке.

В таблице 11 представим показатели рентабельности деятельности ОАО «Полимер» за анализируемый период.

Таблица 11 – Анализ показателей рентабельности ОАО «Полимер»

В целом ОАО «Полимер» является прибыльным и рентабельным предприятием, но за счет снижения прибыли от реализации и чистой прибыли в 2014 году показатели рентабельности снижаются, что говорит о снижении эффективности деятельности предприятия в целом.

Снижение рентабельности продаж и рентабельности продукции было вызвано снижением величины прибыли от продаж, при росте выручки и себестоимости произведенной продукции.

Заключение

Общеизвестно,  что  неумение  управлять  сбытом  в  современных условиях хозяйствования порождает следующую цепочку: переполненные склады, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку товара, остановка продаж. Детально проработанная и документально закрепленная сбытовая политика становится эффективным инструментом текущего и последующего контроля за сбытовой деятельностью организации и ее положением на рынке. Обоснованное же формирование и эффективный контроль сбытовой деятельности организации, оптимизация процедур планирования продаж, контроля выполнения планов сбыта, системы коммерческого кредитования и процедур контроля заказчиков позволят значительно усовершенствовать сбытовую деятельность российских организаций в условиях ужесточения конкуренции.

Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «Полимер» показал, что выпуск  товарной продукции в натуральных показателях   в 2013 году остался на уровне 2012 г. Оборудование в течение года большую часть времени частично оставалось незагруженным.  За последние пять лет из 19 единиц оборудования капитальному ремонту были подвергнуты 5 машин – замена шнека и цилиндров. Выпуск в денежном выражении  вырос на 0,4% — до 353,3  млн.  руб.,  а производительность труда   в денежном выражении снизилась  на  5 %. Выпуск товарной продукции в натуральных показателях не вырос, однако возможности  для дальнейшего наращивания объемов производства стали достаточными – для примера: в среднем в 2013 году было произведено около 400 тн готовой продукции в месяц, при равномерном производстве,  возможно произвести до 1000 тн готовой продукции в месяц, за  счет ввода в эксплуатацию нового оборудования. Выпуск  товарной продукции в натуральных показателях   в 2014 году остался практически на уровне 2013 г., прирост составил 5%. Оборудование в течение года большую часть времени частично оставалось незагруженным.  За последние шесть лет из 19 единиц оборудования капитальному ремонту были подвергнуты 6 машин – замена шнеков и цилиндров. Выпуск в де-нежном выражении  вырос на 18% — до 396,1  млн. руб.,  а производительность труда в денежном выражении выросла  на 12%. Средняя заработная плата в 2014 году выросла на 2,4 % по сравнению с предыдущим годом. Выпуск товарной продукции в натуральных показателях практически не вырос, однако возможности  для дальнейшего наращивания объемов производства стали достаточными – для примера: в среднем в текущем 2014 году было произведено около 402  тн готовой продукции в месяц, при равномерном производстве,  возможно произвести до 700 тн готовой продукции в месяц, за  счет ввода в эксплуатацию нового оборудования. Выручка от реализации продукции снизилась в 2013 году относительно 2012 года на 9272 тыс.руб., а в 2014 году наблюдается ее рост на 60645 тыс.руб., или на 13,69%. Прибыль от реализации продукции предприятия на протяжении всего периода имеет отрицательную динамику, так в 2013 году относительно 2012 года ее величина снизилась на 4999 тыс.руб., а в 2014 году относительно 2013 года еще на 7117 тыс.руб. В связи со снижением прибыли, в организации наблюдается отрицательная динамика рентабельности продаж, которая снизилась с 5,59% в 2012 году до 1,89% в 2014 году и рентабельности продукции, которая снизилась с 6,08% в 2012 году до 1,99% в 2014 году. Величина дебиторской задолженности имеет высокие темпы роста. Сумма дебиторской задолженности предприятия по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет 43509 тыс. руб., она вся является краткосрочной, в том числе задолженность покупателей и заказчиков составляет – 36795 тыс.руб. Дебиторская задолженность на конец 2014г. выросла на 4255 тыс.руб. или на 10,8%. Увеличение дебиторской задолженности, в основном, произошло за счет роста задолженности покупателей на 6339 тыс.руб. Сумма дебиторской задолженности на конец 2013 года составляла 39254 тыс. руб. Из нее задолженность покупателей и заказчиков – 30456 тыс.руб. По просроченной задолженности предприятие создает резерв по сомнительным долгам. По состоянию на 31 декабря 2014г. сумма резерва составила 237 тыс.руб.   В 2014г. на резерв было списано 442 тыс. руб. сомнительной задолженности, в результате проведения расчетов был восстановлен резерв в сумме 542 тыс.руб. и на 5 тыс. была списана просроченная  задолженность с истекшим сроком исковой давности за счет резерва, на 36 тыс. – не включенная в резерв.     В 2013 году на резерв было списано 339 тыс.руб., при поступлении оплаты была восстановлена задолженность, списанная на резерв, в размере 224 тыс.руб., списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности за счет резерва на 81,4  тыс.руб., не покрытая за счет резерва – 10 тыс.руб. Анализируя соотношение собственных и заемных средств предприятия, как видно из табл.1 , в 2014г. на 4,2% увеличилась доля заемных средств. На конец 2014 г. заемные средств составляют 58,9% в общей структуре пассива баланса или 768954 тыс.руб., на конец 2013г. доля заемных средств составляла 54,6%, или 60895 тыс.руб. Кредитные ресурсы, привлекавшийся в 2014 году, были направлены на пополнение оборотных средств для приобретения сырья. В целом деятельность предприятия в 2014 году можно охарактеризовать как положительную, несмотря на снижение прибыли на 49% (или на 7117 тыс.руб.) по сравнению с 2013 годом.

Список использованных источников

1. Алеексеев С. В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учебник для экон. спец. вузов. -М.: Дашков и Ко, 2014. -714 с.
2. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация/Н. Н. Андреева//Маркетинговые коммуникации. -2012. -№ 4. -С. 236 -247.
3. Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Д. Основы маркетинга, 4-е европейское издание: Пер. с англ. -М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012.-1200 с.
4. Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст]/Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономика, 2010. -718 с.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. «Маркетинг»: Учебник для вузов; Под общей ред. Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2013. -С.200-204.
6. Баканов М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник для вузов/М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. -М.: Финансы и статистика, 2006. -208 с.
7. Борисова О. В. Стратегическое управление коммерческой деятельностью предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности: авт. дис.. д-ра экон. наук. Новосибирск, 2012.
8. Баркан Д. И. Управление продажами: учебник. -СПб.: Изд. дом С.-Петербург. гос. ун-та, 2015. -908 с.
9. Бурцева В.В., Тарасевич В.М., Анн Х. «Маркетинг»: Учебник для вузов; Под общей ред. Багиева Г.Л. -М.: Издательство «Экономика», 2014. -С.100.
10. Ветошко Г.В. Теоретические аспекты исследования факторов, влияющих на сбытовую деятельность предприятия/Г.В. Ветошко//Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. -2011. -№2. -С. 221-225. -[электронный ресурс] -режим доступа: http://elibrary.ru/download/52817513.pdf
11. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность. М., 2014.
12. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. Основы ориентированного на рынок правления компанией. -М.: ИД Гребенников, 2010. -668 с.
13. Витт Ю. Стратегическое управление цепочками поставок: теория, организационные принципы и практика эффективного снабжения: учебнопрактическое руководство/Витт Ю.., Ламминг Р., Лоусон Б., Сквир Б. М.: Дело и сервис, 2010. -320 с.
14. Ворст, Й и Ревентлоу, П. Маркетинг. -СПб.: Питер, 2012. -560 с.
15. Гладышева А.В., Горбунова О.Н. Взаимодействие информационной системы управления и предприятия//Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. С. 47-52.
16. Гольдштейн Г. Я. Маркетинг: учебное пособие для магистрантов/Г. Я. Гольдштейн, А.В. Катаев. -Таганрог: ТРТУ, 2012. -546 с.
17. Гордон Дж. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2014. -248 с.
18. Гудкова О.Е., Колесниченко Е.А. Факторы обеспечения стратегической конкурентоспособности предпринимательской структуры//Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11. С. 88-96.
19. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли. М., 2011.
20. Ефимова С.А., Управление сбытом или как увеличить объем продаж/Ефимова С.А. -М.: Альфа -Пресс, 2012.
21. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах и рисунках. -М.: ИНФРА-М, 2014. -496 с.
22. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Менеджмент организации»/Н. Л. Зайцев. -2-е изд., доп. -М.: ИНФРА-М, 2014. -448 с.
23. Кондраков И.В. Совершенствование деятельности коммерческой службы как средство повышения конкурентоспособности предпринимательских структур//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2010.
24. Кретова, Н. Н. Реализация функций маркетинга в теории ограничений [Текст]/Н. Н. Кретова//Вестник Воронежского государственного технического университета. -2012. -Т. 8. -№ 1. -С. 149-151.
25. Кулинич, И. Ф. Семь факторов успеха акций по стимулированию сбыта/И. Ф. Кулинич//Индустриальный и B-2-B маркетинг. -2013. -№ 2. -С. 114 -119.
26. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с франц. -СПб.: Наука, 2011. -589 с.
27. Ларина, Т. Д. Нестандартные виды продвижения: как это работает/Т. Д. Ларина//Маркетинговые коммуникации. -2012. -№ 4. -С. 216 -221.
28. Лесникова, Э. П. Актуальные проблемы развития потребительского рынка [Текст]/Э. П. Лесникова, Е. А. Чудакова//Вестник алтайской академии экономики и права. -2013. -Спецвыпуск (32). -Т.3. -С. 44-47.
29. Либерман И. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М.: РИОР, 2012. -220 с.
30. Мамонтов В. Д. К вопросу о необходимости технического перевооружения промышленных предприятий//Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.
31. Маслова Т.Д. Подходы к измерению эффективности маркетинга//Маркетинг. -2012. -№ 3. -С. 77-84.
32. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. -М.: ИНФРА-М, 2011. -312 с.
33. Чистосердов А.В., Покровский Н.Б., Покровская Н.Н. Маркетинг для промышленных предприятий -СПб-Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, 2010. -С.60.
34. Шаповалов В. А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. -345 с.