Пример отчета по производственной практике студента 3 курса специальности «Технология продукции общественного питания» Донского техникума кулинарного искусства и бизнеса.

Содержание

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Бахетле-1»
2. Организация управления предприятием
3. Особенности хранения и реализации овощной и плодовой продукции в ООО «Бахетле-1»
4. Перспективы сохранности и повышения качества плодов и овощей
Заключение
Список использованных источников

Введение

Производственная практика является одним из важнейших этапов в подготовке будущих бакалавров по направлению подготовки «Товароведение», так как является максимально приближённой моделью реальных условий будущей сферы деятельности студента, и требует максимальной отдачи и внимания.

Основными целями производственной практики, являются приобретение практических навыков работников предприятия; формирование представления о внутреннем устройстве, протекающих внутри компании, процессов; а также сбор полезной информации.

Место прохождения практики – ООО «Бахетле-1», в супермаркете по адресу: г.Казань, ул. Х.Мавлютова, д. 45.

В процессе практики мною были выполнены следующие основные работы и задания:

  1. Изучены основные направления и результаты коммерческой деятельности предприятия.
  2. Изучены и проанализированы организация и управление технологическим процессом товародвижения от поставщика до потребителя.
  3. Изучена ассортиментная политика предприятия.
  4. Изучена политика предприятия в области качества.
  5. Приобретены навыки приемки продукции, контроля качества при поступлении, хранении и реализации товаров.
  6. Изучена нормативно-техническая документация, СанПиН и другие документы, регламентирующие деятельность торговой организации.

Основными источниками информации для отчета по практике являются организационная структура управления, должностные инструкции работников, ассортиментный перечень, товарные накладные, сертификаты качества, соответствия, также учредительные, кадровые, экономические документы и др.

1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Бахетле-1»

Общество с ограниченной ответственностью «Бахетле-1» учреждено и действует в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-ФЗ, Гражданским Кодексом РФ, другими правовыми актами, действующими на территории РФ, и учредительными документами самого Общества. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Миссия деятельности ООО «Бахетле-1» заключается в удовлетворении покупательского спроса высококачественными продуктами широкого ассортимента, в том числе собственного производства.

Целями деятельности ООО «Бахетле-1»: максимизация прибыли; снижение издержек; повышение качества продукции и товаров; повышение производительности труда; уровня рентабельности; внедрение новой техники и технологий; модернизация и обновление производственных и торговых мощностей; обучение персонала; экология.

Потребителями продукции ООО «Бахетле-1» являются население Казани и Татарстана и других городов, где расположены магазины компании.

Основные виды деятельности компании ООО «Бахетле-1»: розничная торговля продовольственными, а также некоторыми непродовольственными товарами; деятельность ресторана; производство салатов, выпечки, тортов, и другой кулинарной продукции.

Торговый ассортимент ООО «Бахетле-1» составляет от 35 тыс. до 50 тыс. наименований, в том числе около 1000 наименований – продукция собственного производства, которая обеспечивает свыше 40% общего товарооборота. Основным отличием сети от других супермаркетов является ее ориентация на домашнюю кухню.

Продажа товаров в ООО «Бахетле-1» осуществляется методом самообслуживания, кроме товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при этом их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.

Проведем краткий анализ деятельности ООО «Бахетле-1» за 2012-2014гг. В таблице 1 представим динамику основных экономических показателей предприятия.

Таблица 1 – Основные показатели деятельности организации ООО «Бахетле-1» за 2012- 2014гг. в тыс. руб.

Таким образом, как видим по таблице 1, за анализируемый период товарооборот ООО «Бахетле-1» имел тенденцию роста, однако нестабильного и только в действующих ценах. Что же касается показателя в сопоставимых ценах, то здесь ситуация прямо противоположная. Потому можем сказать, что рост объема товарооборота предприятия в действующих ценах за 2012-2014гг. произошел только за счет роста цен, так как физический объем реализованных товаров за этот период, наоборот, снизился на 821491 тыс.руб. или на 10,8%.

Общий рост товарооборота в действующих ценах ООО «Бахетле-1» в 2014 г. по отношению к 2012 г. составил 16,8% или 1277040 тыс.руб., однако по отношению к плановому показатели произошло снижение на 1982098 тыс.руб. или 18,3%.

Объем товарооборота в 2014 г. составил 8867982 тыс.руб. в действующих ценах, это на 6,3% или на 521747 тыс.руб. больше от показателя за 2013 г., но в сопоставимых ценах (в ценах 2012 г.) товарооборот меньше на 6,7% или на 488138 тыс.руб. Но самое главное, что в 2014 г. предприятие недовыполнило план ни в действующих, ни в сопоставимых ценах.

За счет роста товарооборота в действующих ценах, но относительно небольшого роста численности персонала в 2014 г. производительность труда в действующих ценах также увеличилась на 11,8% или на 592 тыс.руб. по отношению к 2012 г. Это, конечно, положительное явление в деятельности любого предприятия. Однако производительность труда в сопоставимых ценах, также как и объем товарооборота, снизилась на 735,3 тыс.руб. или на 14,7%.

При этом, если мы сравним темп роста производительности труда с темпом роста средней заработной платы или темпы роста товарооборота и фонда оплаты труда, то можем увидеть опережение темпов ростов роста показателей по оплате труда. Это значит, что эффективность использования трудовых ресурсов в 2014 г. по сравнению с 2012 г. снизилась.

В течение всего анализируемого периода ООО «Бахетле-1» получает прибыль от продаж (таблица 2).

Как можем увидеть из таблицы 2, все показатели прибыли за 2012-2014гг. увеличились, в частности прибыль до налогообложения в 2013 г. выросла на 135524 тыс.руб. или на 21,81% и составила 756942 тыс.руб. против 621418 тыс.руб. за 2012 г.; а ее увеличение в 2014 г. по отношению к 2013 г. составляет 7,08% или 53550 тыс.руб. Чистая прибыль также выросла и в 2013 г. (на 108426 тыс.руб. или на 21,81%), и в 2014 г. (на 7,07% или 42806 тыс.руб.).

Таблица 2 – Динамика показателей прибыли и рентабельности по ООО «Бахетле-1» в тыс.руб.

Из данных таблицы 2 видим, что все показатели рентабельности деятельности ООО «Бахетле-1» за 2012-2014гг. увеличились. Скажем, рентабельность продаж в 2013 г. выросла на 0,91 пункта или на 11,25% и составила 9,00% против 8,09% за 2012 г. В 2014 г. она же увеличилась намного меньше – на 0,08 пункта или на 0,89% и составила только 9,08%. Эти изменения являются последствиями опережения снижения уровня издержек обращения над снижением уровня валового дохода за 2013-2014гг.; а что касается 2013 г. по отношению к 2012 г., то здесь наблюдается рост уровня валового дохода при снижении уровня издержек обращения.В целом, все показатели прибыли выросли, хоть и немнамного, особенно в 20134 г., однако, если учитывать темп инфляции, получится, что прибыль в сопоставимых ценах вовсе снизилась. Конечно, сам рост прибыли является положительным явлением, однако это только абсолютные показатели. Для того, чтоб правильно оценить эффективность деятельности предприятия, необходимо рассмотреть относительных показателей, таких как рентабельность – это отношение прибыли к выручке и другим показателям.

Таким образом, после общего анализа деятельности ООО «Бахетле-1» за 2012-2014гг. сказать, что это относительно стабильное предприятие, которое работает эффективно и рентабельно. Все показатели прибыли и рентабельности за последние три года имеют не только положительное значение, но и положительную динамику. Это значит, что предприятие имеет возможностей и перспектив дальнейшего развития. Только из года в год динамика товарооборота снижается, поэтому стабильность предприятия также падает вниз.

2. Организация управления предприятием

Высшим органом управления ООО «Бахетле-1» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.

Исполнительным органом ООО «Бахетле-1» является генеральный директор Муслима Хабриевна Латыпова. В ее компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом.

Исполнительным органом отдельного супермаркета «Бахетле-1» является директор магазина.

На предприятии действует линейно-функциональная структура, которая включает в себя специализированные подразделения, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими – либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.

Преимущества линейно-функциональных структур: четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях; четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих [13, с.112].

Недостатки: в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими; слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом разные, и часто взаимоисключающие; большое число «этажей» или уровней управления между работниками; перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев [13, с.113].

Такая структура дает возможность в большей степени избежать недостатков как линейного, так и функционального управления. При линейно-функциональной структуре назначение функциональных служб – подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом.

Товаровед выполняет следующие должностные обязанности [19, с.56-57]:

— исследует факторы, которые влияют на сбыт продукции, типы спроса на нее, причины его изменения, классифицирует покупательную способность;

— прогнозирует объем продаж и спрос на товары;

— изучает спрос на товары и прогнозирует направления его развития;

— контролирует сбыт, сравнивает планы и результаты их реализации по установленным показателям; определяет изменения на рынке;

— участвует в составлении планов товарного обеспечения;

— ведет коммуникацию с поставщиками товаров, комплектующих сервисными службами;

— контролирует соответствие товаров государственным стандартам и техническим условиям;

— составляет рекламации на товары и направляет их в адрес контрагентов;

— участвует в разработке ответов на претензии покупателей;

— контролирует выполнение договорных обязательств контрагентами, своевременное поступление товаров в установленном количестве, составе, качестве;

— контролирует правила хранения, перемещения товаров, подготовку товаров к размещению в торговом зале;

— проводит ежедневный контроль товарных остатков на складе организации;

— способствует ускорению оборота товаров, снижению товарных потерь, исследует причины образования избытка, дефицита товаров; готовит меры по их ликвидации;

— вносит результаты сбыта товаров в информационные базы;

— оформляет документы о поставке, реализации, возврате товаров;

— составляет отчетность по установленным формам;

— проводит инвентаризацию товаров;

— исполняет поручения непосредственного начальника;

— участвует в ценообразовании.

Согласно должностным обязанностям, директор магазина обязан достигать максимального объема продаж, снижать потери и затраты.

Под руководством директора магазина находятся администраторы торгового зала и другие рабочие.

Администратор торгового зала в ходе своей работы выполняет следующие функции:

1) организация и управление эффективной работой торгового персонала. При работе в торговом зале Администратор руководит работой продавцов-консультантов, кассиров, торговых работников и определяет их расстановку в торговом зале и на кассе. Администратор магазина контролирует ассортимент и качество товаров, предлагаемых покупателям, и вносит предложения по ассортименту супермаркета; самостоятельно составляет заказы, предупреждая дефицит товара; контролирует работу торгового персонала по оптимальной и удобной выкладке товаров на стеллажах; отслеживает цены на товары из ассортимента супермаркета у конкурентов и вносит предложения по ценовой политике магазина; принимает меры по привлечению покупателей в магазин: осуществляет запланированные рекламные мероприятия и т.д.; по окончании рабочего дня Администратор магазина обязан провести сверку реестра документов с кассовым отчетом;

2) выполнение в случае необходимости обязанностей любого торгового сотрудника;

3) контроль работы торгового персонала;

4) контроль и оптимизация расходной части бюджета торгового зала;

5) решение вопросов по инкассации;

6) ведение документации, составление и отправка файлов экспорта реальных операций, отчетности и документации в соответствии с установленным порядком отчетности;

7) обеспечение установленного режима работы торговых работников;

8) своевременная подготовка документов для расчета заработной платы. Графики работы и представления на премии и штрафы предаются в отдел персонала;

9) контроль бесперебойной работы имеющегося торгового оборудования и программного обеспечения, организация устранения неполадок.

Старший продавец отдела относится к категории специалистов, подчиняется непосредственно администратору торгового зала.

Старший продавец отдела выполняет следующие должностные обязанности:

1) организация и ведение торгового процесса:

— оперативное руководство продавцами-консультантами и работниками торгового зала;

— решение текущих задач, контроль за точным выполнением служебных обязанностей и соблюдением трудовой дисциплины подчиненными, разрешение возникающих конфликтных ситуаций (предупреждение появления новых конфликтов);

— оперативное реагирование на информацию, поступающую от подчиненных сотрудников и покупателей;

— доведение до подчиненных, в устной или письменной форме, приказов, распоряжений или рекомендаций, получаемых от руководства;

— корректировка работы подчиненных и обучение их эффективным приемам и формам работы, а также, по согласованию с руководством, участие в организации или организация их обучения;

— оптимизация деятельности отдела с целью улучшения работы и увеличения прибыли за счет снижения затратной составляющей;

— подбор и представление руководству кандидатур соискателей на должность продавцов, проведение собеседования с кандидатурами на данную должность и участие в принятии решения о приеме;

— проведение обучения (стажировки) отобранных кандидатур, по согласованной с руководством, схеме;

— выполнение всех обязанностей продавца в случае его отсутствия, а также, когда того требует сложившаяся ситуация;

2) планирование и аналитическая работа:

— участие в составление ежемесячного плана продаж;

— составление заявок на заказ товара;

— анализ статистических данных о розничных продажах;

— сбор рыночной информации о конкурентах и участие в выработке предложений по ценовой политике;

— предоставление отчетов по итогам в работы в соответствии с регламентом работы организации;

3) обеспечение продаж:

— представление на рассмотрение и согласование с руководством оптимальной линейки товара, с комментариями по тем или иным позициям и наилучшим размещением данной торговой линейки в отделе;

— регулярное (не реже одного раза в неделю) проведение сверки заказов;

— своевременное составление заказа на обеспечение отдела необходимыми рекламными материалами, рабочей документацией;

— взаимодействие с подразделениями организации с целью выполнения возложенных задач;

— участие в рабочих совещаниях;

— ведение рабочей и отчетной документации;

4) контроль:

— контроль правильности и своевременности оформления в отделе торговой отчетности, накладных, участие в проведение инвентаризации и своевременное составление необходимых документов;

— контроль процесса торговли, трудовой дисциплины и качества работы персонала отдела;

— контроль наличия достаточного количества товара в торговом зале и при необходимости пополнение его.

— контроль чистоты и порядка на торговой точке и рабочих местах сотрудников отдела;

5) обеспечение сохранности вверенных материальных ценностей:

— бережное отношение к переданным ему для хранения или для других целей материальным ценностям предприятия и принятие мер к предотвращению ущерба;

— своевременное сообщение руководству организации о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей;

— ведение учета, составление и представление в установленном порядке товарно-денежных и других отчетов о движении и остатках вверенных ему материальных ценностей;

— участие в инвентаризации вверенных ему материальных ценностей.

Продавец-консультант относится к категории технических исполнителей; подчиняется непосредственно старшему продавцу.

На должность продавца-консультанта назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

Продавец-консультант выполняет следующие должностные обязанности:

— следит за наличием достаточного количества товара в торговом зале и при необходимости пополняет его;

— помогает покупателям при выборе товара, дает консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров;

— принимает участие в стимулировании продаж определенных видов товара, в рекламных акциях магазина: обращает внимание покупателей на заданный товар путем размещения его на самых просматриваемых местах, путем дополнительных консультаций покупателей по особенностям и преимуществам данного товара и иным способом;

— следит за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т.д.);

— участвует в инвентаризации;

— следит за сроками реализации товаров;

— разрешает спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации;

— участвует в проводимых для продавцов занятиях (обучении) по повышению уровня знаний по свойствам и особенностям продукции, мерчендайзингу товаров, работе на кассе и других знаний и навыков, необходимых в работе;

— участвует в проводимых в магазине собраниях коллектива.

В целом, все отделы предприятия и внутри супермаркета взаимодействуют между собой.

3. Особенности хранения и реализации овощной и плодовой продукции в ООО «Бахетле-1»

Основные виды деятельности компании ООО «Бахетле-1»: розничная торговля в основном продуктами, а также некоторыми непродовольственными товарами; производство салатов, выпечки, тортов, и другой кулинарной продукции.

Каждая торговая организация выполняет торгово-технологический процесс – начиная с закупки, приемки товара, заканчивая ее реализацией. При этом, сохранение и реализация имеют в этом большое значение.

Основными принципами организации технологических процессов в ООО «Бахетле-1» являются: комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; создание наилучших условий выбора товара, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания; соответствие технологии современному научно-техническому уровню; экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров; сохранение качества товаров. В супермаркетах торговой розничной сети продажа товаров осуществляется с использованием метода самообслуживания, за исключением тех продуктов, которые требуют нарезки, более тщательной подготовки к реализации. В случае овощной и плодовой продукции, они размещены в открытом виде в торговом зале, поэтому покупатель имеет полное право выбирать среди них самые лучшие, которые ему понравились, то есть в какой-то степени может на месте оценить их качество, основываясь на визуальных и органолептических показателях.

В ООО «Бахетле-1» Для сохранения товаров, в том числе овощной и плодовой продукции, в организации имеются склады с определенным температурным и другим режимом, для реализации – торговое оборудование и т.п.

В торговых организациях могут использоваться три разные схемы торгово-технологического процесса.

Первая схема состоит из приемки товаров и подачи их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такую схему может использовать в случае применения в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.

Во второй схеме торгово-технологический процесс включает три операций: приемки, хранения товаров и их продажи. Поэтому организация должна обладать помещениями для хранения реализуемых товаров, в частности складами, где требуется создание и обеспечение определенных условий хранения.

Самая сложная – это третья схема торгово-технологического процесса, ее используют при организации продажи товаров, которым необходима предварительная доработка перед подачей их в торговый зал, подготовка к продаже. По этой причине, у организации должно быть еще одно функциональное помещение – это помещение для подготовки товаров к продаже.

Во многих торговых организациях, продающих продовольственные товары, используют все три схемы технологического процесса, и здесь, ООО «Бахетле-1» — не исключение. Конечно, для каждой группы товаров, для каждого отдела, секции на предприятии схемы торгово-технологического процесса могут быть разными, а обобщенная схема представлена на рисунке 2.

В супермаркете ООО «Бахетле-1» разгрузка товара предшествует его непосредственной приемке. Основанием для приема товаров товароведом и его оприходования является накладная. При поступлении каждой партии товара в обязательном порядке проверяется наличие сертификатов (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификат качества, ветеринарный сертификат) и других документов в зависимости от особенностей реализуемого товара.

Наиболее распространенные сопроводительные документы, которые поступают в организацию – это заверенные копии сертификата оригинальной подлинной печатью держателя сертификата-подлинника или сертификата первой копии. Для товаров с очень коротким сроком хранения, то есть для скоропортящихся продуктов, товаровед особенно тщательно проверяет указанные в сопроводительных документах дату и час выработки товара, температуры хранения, конечный срок реализации. При этом сертификаты (этикетки, ярлыки) на таре поставщика, содержащие аналогичную информацию, сохраняются до окончания сроков реализации данных товаров.

В случае, когда товар поступает в организацию без каких-либо сопроводительных документов поставщика, то приемку производят комиссией по фактическому наличию товара с оформлением акта приемки. При этом в акте указывается, какие документы отсутствуют.

Структура и характер операций по приемке на склад зависят от способа доставки товара, места их приемки, характера приемки, вида поставки. Но при этом можно выделить общие блоки работ, которые осуществляют при приемке товаров в ООО «Бахетле-1», это: подготовительные мероприятия, разгрузка, проверка целостности упаковки, перемещение в зону приемки, распаковка, приемка товаров по количеству, приемка товаров по качеству, определение мест хранения.

Подготовительные мероприятия организуют товаровед вместе с кладовщиком, в частности устанавливают место разгрузки транспортных средств и место хранения поступающих товаров, определяют необходимое количество работников для разгрузки, приемки, также оборудования, в частности для хранения, доставки до склада или торгового зала, а также подготавливают приемо-сдаточную документацию.

Следующий этап торгово-технологического процесса в ООО «Бахетле-1» — это проверка целостности контейнеров или упаковки. Данные операции выполняются в организации старшими продавцами под руководством товароведа. Приемку товаров начинают с тщательного наружного осмотра груза. В случае обнаружения нарушения целостности упаковки товара, принимается решение произвести сплошную проверку по количеству и по качеству товаров, после чего составляется акт, являющийся основой для предъявления претензий поставщикам. Далее следует распаковка товара, это первым делом упорядочивание складирования товаров и сокращение времени восполнения полочных запасов в торговом зале.

После доставки товаров в зону приемки, они подвергаются проверке по количеству и по качеству. Приемка товаров по количеству осуществляется в определенные сроки, указанные в инструкциях. Что касается приемки товаров по качеству, ее производят параллельно приемке товаров по количеству. На этом этапе выявляют качество и комплектность товара, соответствие тары, оценивают маркировку установленным требованиям, а также сопроводительным документам. Если обнаружится наличие недоброкачественных или некомплектных товаров, приемка приостанавливается, и составляется коммерческий акт, и в сопроводительных документах делают о нем отметку.

Когда после проверки будет выявлено полное соответствие качества и количества товаров сопроводительным документам поставщика, сотрудники делают следующую отметку в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет». Если обнаруживается брак при приемке товара, оформляется и составляется акт на основании Инструкции о порядке приемке товаров по качеству №П-7. Его следует утвердить директором торговой организации не позднее трех дней с момента составления акта. После этого принятые по количеству и качеству товары укладываются в тару, их пакетируют и перемещают в зону хранения. При выборе места хранения товара учитывается,  прежде всего, их количество и периодичность поступления.

В ООО «Бахетле-1» из-за большого объема поступления товаров окончательную приемку осуществляют методом выборочного вскрытия тары и частичной проверки товаров по количеству и качеству. Когда количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на накладной товаровед проставляет прямоугольный штамп предприятия «Получено» с обязательным указанием даты приемки, что подтверждает факт приемки товаров и соответствие принятых товаров данным, приведенным в сопроводительных документах. Независимо от того, были ли в процессе приемки поступивших товаров выявлены отклонения по количеству, качеству или комплектности с составлением соответствующего акта, товаровед, принимающий товар на свою материальную ответственность, ставит подпись на накладных и заверяет ее круглой печатью предприятия.

В ООО «Бахетле-1» существуют различия в торгово-технологическом процессе, зависящие от группы товара. Рассмотрим в данном случае томаты.

В супермаркет «Бахетле-1» свежие томаты привозят в ящиках из гофрированного картона. В магазине их перекладывают из картонных ящиков в решетчатые, в полиэтиленовые пакеты фасуют томаты только тогда, когда их захотел приобрести покупатель.

Любая продукция нуждается в упаковке, а особенно такие виды товаров, которые приходится часто транспортировать, поскольку главной функцией тары и упаковки является защитная. Значительную долю среди видов упаковки занимает гофрокартон из которого получаются отличные картонные коробки.

Причин этому несколько: дешевизна, привлекательный внешний вид запечатанной гофротары, маленький вес, приемлемая прочность, удобство доставки. В коробке из гофрокартона товар отлично сохраняется при транспортировке, не теряет качества даже на протяжении длительного хранения на складе [29].

Известно, что наиболее эффективной для транспортировки и хранения продовольственных товаров и другой продукции является многооборотная тара из пластика.

Ящик пластиковый с перфорированными стенками и дном предназначен для естественного удаления лишней влаги и конденсата. Так, например, полностью перфорированный многооборотный ящик для овощей дает возможность избавиться от излишнего влаги и к моменту доставки приобрести оптимальный товарный вид и качество. Также перфорация тары позволяет облегчить её вес.

Наиболее эффективный метод доставки товаров на торговое предприятие ООО «Бахетле-1» — централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика. На торговое предприятие товары доставляются на склад централизованным методом. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

При определении частоты завоза товаров в магазине учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.

В магазин «Бахетле-1» товары доставляются кольцевым маршрутом, то есть товары завозятся одним рейсом со склада сразу на несколько торговых точек в городе.

Перевозки осуществляются грузовыми видами транспорта во все магазины торговой сети.

Завоз свежих томатов производится примерно два раза в неделю.

При доставке товара все товары имеют товарные накладные и сертификаты качества.

Приемку товара осуществляет товаров и старший продавец. Во-первых обращают внимание есть ли сертификат соответствия на данную продукцию, затем по накладной сверяют количество товара, проводят осмотр товара на качество, берут образцы для пробы. Если товар качественный то его допускают к реализации, если же товар не соответствует всем нормативным требованиям, то делают возврат поставщику.

Был проведен эксперимент по условиям сохранения свойств свежих томатов.

Томат сорта «Биф» хранился при температуре от +8 до +10 градусов, в таре, при приточно – вытяжной вентиляции (Система приточно-вытяжной вентиляции — это система вентиляции, которая обеспечивает приток чистого и свежего воздуха в помещение, а так же удаляет вредный отработанный воздух из него. Обе этих функции выполняются одновременно.), при влажности 75% и тусклом искусственном освещении;

Томат того же сорта хранился в помещении при температуре от +20 до +25 градусов, без вентиляции, без тары, при ярком искусственном освещении.

В результате проведенного эксперимента было выявлено, что если соблюдать все нормативные требования к хранению свежих томатов, то срок их хранения равен 1 месяцу.

Если же нарушить эти нормативные  требования, то срок хранения свежих томатов уменьшится до 1 недели. У этих томатов появятся беле пятна, плесень, запах гнили и порчи.

Важнейшей операцией технологического процесса в ООО «Бахетле-1» является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности супермаркета, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала.

Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:

— общие – это распаковка, сортировка товаров, проверка правильности обозначения цен, придание товарного вида, укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый зал, размещение товаров в торговом зале, выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца;

— специальные, куда входят упаковка, поступающих в разобранном виде, фасовка отдельных видов товаров.

Заключительный этап торгово-технологического процесса – это продажа товаров. Особенность продажи товаров, последовательность проведения отдельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи.

Исследовав особенности хранения и реализации овощной и плодовой продукции в ООО «Бахетле-1», выявили, что в организации для сохранения товаров имеются склады с определенным температурным и другим режимом, для реализации – торговое оборудование и т.п. В целом, торговая организация, как и все другие, выполняет торгово-технологический процесс – начиная с закупки, приемки товара, заканчивая ее реализацией. При этом, используется схема, которая включает кроме приемки товаров, хранения, продажи товаров, но еще и предпродажную подготовку, то есть самую усложненную.

4. Перспективы сохранности и повышения качества плодов и овощей

Известно, что используемые в России способы хранения плодов и овощей плохо обеспечивают их сохранность. Даже при хорошем внешнем виде, в таких плодах и овощах после 5-6 месяцев хранения остается не более 10-15% витаминов, снижаются запасы питательных веществ, минералов, теряется вкус.

Все это заставляет снижать сортовой состав хранимых плодов, наиболее нежные овощи хранятся в течение ограниченного срока, после этого завозятся из-за рубежа, что повышает их стоимость.

Выходом может являться хранение плодоовощной продукции в регулируемой газовой среде (РГС). В регулируемой газовой среде по сравнению с хранением в обычной воздушной среде лучше сохраняется качество плодов, дольше сохраняется зеленая окраска, замедляются гидролитические процессы распада протопектина (плоды дольше остаются твердыми).

Хранение плодов в камерах с РГС осуществляется при температуре 0…+4ºС и относительной влажности воздуха 90-95%.

Герметизация камеры должна обеспечивать максимальную газонепроницаемость. Пол, стены, потолок, места стыковок различных элементов, двери должны обеспечивать необходимую герметичность. Толщина сэндвич-панелей, как правило, предусматривается 100-120 мм. Перед сдачей в эксплуатацию необходимо проводить специальный тест на герметичность.

Кроме общих рекомендации, направленных на сохранение качества и потребительских свойств большинства плодоовощных товаров, можно разработать мероприятий по повышению качества определенных овощей и плодов, например, для томатов сорта «Биф», которые были исследованы ранее. Заметим, что эти томаты обычно с очень сильно выраженным вегетативным характером развития. Поэтому следует создать условия, стимулирующие их генеративное развитие.

Стимулирования генеративного развития можно добиться с помощью следующих мер:

— увеличение разности между дневной и ночной температурой. Повышать температуру в послеполуденные часы для стимуляции роста (до 25°С при наличии достаточного освещения). Затем постепенно снижать температуру до 16-18°С. в пред ночной период. Такое изменение температуры будет стимулировать генеративное развитие;

— снижение относительной влажности. Усиление вентиляции и обогрева теплицы снизит уровень влажности и будет стимулировать генеративное развитие растений. Не понижать влажность ниже уровня 65%, поскольку это может снизить эффективность опыления;

— удаление листьев. Помимо обычного удаления листьев в нижней части растения, можно удалить небольшой лист с верхушки растения, если у него наблюдается чрезмерное вегетативное развитие;

— повышение содержания питательных веществ в почве или субстрате. Незначительное повышение электропроводности (солёности) будет стимулировать генеративное развитие растений. Более высокие уровни калия будут также положительно влиять на качество плодов.

Ввиду выраженного вегетативного характера роста томатов этого типа температурный режим должен предусматривать более значительную разность между дневной и ночной температурой. Это будет стимулировать  генеративное развитее растения.

Рекомендуется использовать следующие температуры: Ночная температура: 16-18°С. Дневная температура:  19-25°С

Обогрев теплицы в дневное время до температуры выше 21°С можно производить только при условии достаточной освещенности.

При выращивании томатов сорта «БИФ» (“Beef”) обычно практикуется разреживание цветков. Это очень важно, поскольку при меньшем количестве плодов на растении масса плода будет значительно выше, плоды будут более однородными, а растение характеризоваться сбалансированным развитием. В качестве общей рекомендации можно сказать, что когда цветет третья кисть, следует производить разреживание первых двух кистей.

Прореживание является одной из наиболее важных мер, позволяющих добиться сбалансированности вегетативного и генеративного развития растения.

После цветения третьей кисти прореживание следует производить в то время, когда цветки в соцветии еще не распустились. Нормальная частота прореживания – раз в неделю. Это можно делать регулярно, одновременно с пасынкованием и обвиванием верхушки растения вокруг направляющей нити.

Продолжительность хранения томатов зависит от многих факторов: сортовых особенностей, условий выращивания и хранения, степени спелости и т.д. Для хранения в свежем виде наиболее пригодны томаты позднеспелых сортов, достигшие до наступления холодов необходимой величины и формы.

Целесообразно для сохранения качества и свойств свежих томатов выращивание в естественных условиях с получением необходимого количества тепла, воды в летнее – осенний период.

Потребители томатов в настоящее время высказывают желание товаропроизводителю потреблять томаты в зимне – весенний период. Поэтому свежие томаты выращивают в теплицах, искусственных условиях. Плоды, полученные в тепличных условиях, очень «капризны», так как недополучили необходимого количества естественного тепла и света, поэтому их плоды водянистые и имеют тонкую корочку.

В связи с этим для того чтобы сохранить качество и свойства свежих томатов в зимне – весенний период и минимизировать убытки производителей и реализаторов помидоров предлагают следующее: как перспективы и возможности для практического применения:

а) вакуумная упаковка – необходима, в первую очередь, для скоропортящихся продуктов. Преимущества вакуумной упаковки заключаются в том, что она увеличивает срок хранения продукта, сохраняет внешний вид, обеспечивает гигиену, возможность использовать поддоны из таких материалов как картон или фольга, устойчивость к теплому воздействию, оригинальная форма упаковки (круглая, овальная), запайка предварительно заполненных и взвешенных форм.

Когда продукты хранятся в вакуумной упаковке, за счёт уменьшении давления воздуха значительно уменьшается количество кислорода, также удаляются летучие вещества. Продукты портятся из-за присутствия кислорода, так как они при этом окисляются. Они теряют вкусовые и питательные качества, ферменты, меняют вид и запах — проще говоря, портятся. Кислород также содействует развитию большинства видов разных микробов (бактерий, плесени).

Вакуумная упаковка ограничивает процесс окисления и останавливает развитие микробов. Продукты, в которых достаточно много влаги, даже в вакуумной упаковке нужно хранить в холодильнике при низких температурах.

б) гафрокартонный ящик с амортизаторами, особой конструкции из 5 слойного и 7 миллиметрового  картона, что позволяет исключить порчу свежих томатов при транспортировке.

в) использовать качественные удобрения например «Биогумус».

Биогумус — экологически чистое органическое концентрированное удобрение. В нём содержится более 35% гумуса, есть азот, фосфор, калий биологического происхождения, а так же комплекс необходимых микроэлементов, ферментов, почвенных антибиотиков, витаминов, гормонов роста. Биогумус – уникальное микробиологическое удобрение, в котором обитает огромное количество полезных почвенных микроорганизмов создающих плодородие земель [31].

Удобрение полученное данным путём, легко усваиваются растениями при этом улучшается структура почвы её агрохимические показатели, что в комплексе значительно сказывается на урожайности культур.

В целом биогумус представляет собой чёрную рассыпчатую и приятно пахнущую массу, обладающую следующим свойствами:

— за счёт своих биологических и физико-химических свойств быстро восстанавливает естественное плодородие почвы, улучшает её структуру;

— не обладает инертностью действия: растения и семена сразу реагируют на него, что определяется высоким содержанием элементов питания и их доступностью;

— сокращает сроки прорастания семян, ускоряет рост и цветение растений, сокращает сроки созревания плодов на две-три недели;

— обеспечивает крепкий иммунитет у растений повышая их устойчивость к стрессовым ситуациям, неблагоприятным погодным условиям, бактериальным и гнилостным болезням;

— обеспечивает высокую приживаемость саженцев и рассад, оптимальный рост цветов, их интенсивное и продолжительное цветение;

— значительно повышает урожайность и улучшает вкусовые качества выращиваемой продукции;

— связывает в почве тяжёлые металлы и радионуклиды, не даёт растениям накапливать нитраты;

— обеспечивает стабильный высокий экологически чистый урожай.

По раннее проведенному эксперименту было выявлено, что количество нитратов в свежих томатах превышает допустимую норму. Существует несколько способов по снижению нитратов в свежих томатах: если замочить овощи на полчаса, то на 25-50% можно избавиться от нитратов; очищенные овощи положить в кипящую воду без соли, проварить, после посолить и слить воду и только 10% нитратов уходят при жарке.

Есть недостатки в этих способах избавления от нитратов, ведь определённое количество витаминов потеряется.

В Российской Федерации необходимо развивать и расширять тепличную сеть для выращивания овощей. Чем больше будет теплиц, тем более качественной будет на выходе продукт, так как будет конкурентоспособным и необходимо все более активнее использовать импортозамещение. Выводить новые сорта и предпринимать все усилия для того, чтобы в нашей стране производились и реализовывались только качественные свежие томаты, отечественного производителя.

Для совершенствования оценки и контроля качества плодоовощной продукции в ООО «Бахетле-1» рекомендуется разработать документ, регламентирующий качество овощей и фруктов по отдельности.

На данный этап, в организации как такого регламента не имеется, также следует заметить, что оценка качества группой экспертов не особо распространена. Например, яблоки оцениваются по внешнему виду, запаху и вкусу, и состоянию мякоти, то есть оценка дается по трем группам показателей и даются баллы от 1 до 5 в зависимости от качества продукта. Однако, по нашему мнению, для оценки качества плодоовощных товаров следовало бы расширить показатели экспертизы. Например, основные качественные показатели, характеризующие фрукты, представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели качества фруктов, используемые при приемке

Изучив данный подход к оценке качества фруктов и основываясь на данных таблицы 3 можно сделать следующий вывод: фрукты по органолептическим показателям должны набрать в общем количестве от 24 до 30 баллов; если от 18 до 24 баллов, то по договоренности с поставщиком фрукты могут попасть в продажу по сниженной цене; если менее 18 баллов – не допускаются в продажу.

Для того, чтобы оценка качества была на высоком уровне, следует назначить лицо, ответственного за качество фруктов и овощей, реализуемых в супермаркетах ООО «Бахетле-1» — главного эксперта по качеству, который будет держать под контролем экспертизу качества.

Для повышения качества и сохранности и повышения плодов и овощей следует совершенствовать закупочную работу для того, чтобы в супермаркеты поступали только безопасные, качественные товары от проверенных поставщиков, поэтому необходимо достаточно большое внимание обращать на выбор поставщика. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков следует использовать следующие критерии: вид деятельности, возможности конкретного поставщика; конкурентное положение поставщика на рынке закупаемых товаров; порядок исполнения коммерческих сделок; вероятность обеспечения необходимой номенклатуры и объема продукции; гарантия качества приобретаемого товара; адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара; условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки; предусматриваемая форма платежа и способы расчетов и другие. При проведении закупочной работы должно исходить из возможности максимального использования товарных ресурсов региона, в котором они осуществляют свою деятельность. Для этого коммерческой службе необходимо владеть информацией о местных промышленных предприятиях (поставщиках-изготовителях) и производимых ими товарах (ассортименте, качестве, упаковке, ценах).

Таким образом, исследовав организацию технологических операций по хранению и реализации овощной и плодовой продукции в ООО «Бахетле-1», пришли к следующим выводам. В организации для сохранения товаров имеются склады с определенным температурным и другим режимом, для реализации – торговое оборудование и т.п. В целом, торговая организация, как и все другие, выполняет торгово-технологический процесс – начиная с закупки, приемки товара, заканчивая ее реализацией. При этом, используется схема, которая включает кроме приемки товаров, хранения, продажи товаров, но еще и предпродажную подготовку, то есть самую усложненную.

Для повышения качества и сохранности и повышения плодов и овощей следует принять следующие меры: улучшить условия хранения продуктов, можно организовать хранение плодоовощной продукции в регулируемой газовой среде (РГС); необходимо совершенствовать закупочную работу для того, чтобы в супермаркеты поступали только безопасные, качественные товары от проверенных поставщиков, поэтому необходимо достаточно большое внимание обращать на выбор поставщика. Кроме общих рекомендации, направленных на сохранение качества и потребительских свойств большинства плодоовощных товаров, можно разработать мероприятий по повышению качества определенных овощей и плодов, например, для томатов сорта «Биф», которые были исследованы ранее. Ввиду выраженного вегетативного характера роста томатов этого типа температурный режим должен предусматривать более значительную разность между дневной и ночной температурой. Это будет стимулировать  генеративное развитее растения.

Для совершенствования оценки и контроля качества плодоовощной продукции в ООО «Бахетле-1» рекомендуется разработать документ, регламентирующий качество овощей и фруктов. По нашему мнению, для оценки качества плодоовощных товаров следовало бы расширить показатели экспертизы; например, фрукты оценивать по внешнему виду, цвету, состоянию поверхности, форме, вкусу и запаху по отдельности. По органолептическим показателям должны набрать в общем количестве от 24 до 30 баллов; если от 18 до 24 баллов, то по договоренности с поставщиком фрукты могут попасть в продажу по сниженной цене; если менее 18 баллов – не допускаются в продажу.

Для того, чтобы оценка качества была на высоком уровне, следует назначить лицо, ответственного за качество фруктов и овощей, реализуемых в супермаркетах ООО «Бахетле-1» — главного эксперта по качеству, который будет держать под контролем экспертизу качества.

Заключение

Основные виды деятельности ООО «Бахетле-1»: оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе), розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, деятельность ресторанов и кафе.

Продажа товаров в супермаркете ООО «Бахетле-1» осуществляется методом самообслуживания, кроме товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при этом их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.

На предприятии действует линейно-функциональная структура, которая включает в себя специализированные подразделения, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими – либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.

Исполнительным органом супермаркета ООО «Бахетле-1» является директор магазина. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, а также организация и руководство текущей деятельностью предприятия, наем и увольнение персонала.

После проведенного анализа деятельности супермаркета было выявлено, что за анализируемый период товарооборот имел тенденцию роста, однако нестабильного и только в действующих ценах. Что же касается показателя в сопоставимых ценах, то здесь ситуация прямо противоположная.

После общего анализа финансово-хозяйственной деятельности супермаркета ООО «Бахетле-1» за 2012-2014гг. сказать, что это относительно стабильное предприятие, которое работает эффективно и рентабельно.

Исследовав особенности хранения и реализации овощной и плодовой продукции в ООО «Бахетле-1», выявили, что в организации для сохранения товаров имеются склады с определенным температурным и другим режимом, для реализации – торговое оборудование и т.п. В целом, торговая организация, как и все другие, выполняет торгово-технологический процесс – начиная с закупки, приемки товара, заканчивая ее реализацией. При этом, используется схема, которая включает кроме приемки товаров, хранения, продажи товаров, но еще и предпродажную подготовку, то есть самую усложненную.

Для повышения качества и сохранности и повышения плодов и овощей следует принять следующие меры: улучшить условия хранения продуктов, можно организовать хранение плодоовощной продукции в регулируемой газовой среде (РГС); необходимо совершенствовать закупочную работу для того, чтобы в супермаркеты поступали только безопасные, качественные товары от проверенных поставщиков, поэтому необходимо достаточно большое внимание обращать на выбор поставщика.

Кроме общих рекомендации, направленных на сохранение качества и потребительских свойств большинства плодоовощных товаров, можно разработать мероприятий по повышению качества определенных овощей и плодов, например, для томатов сорта «Биф», которые были исследованы ранее. Ввиду выраженного вегетативного характера роста томатов этого типа температурный режим должен предусматривать более значительную разность между дневной и ночной температурой. Это будет стимулировать  генеративное развитее растения.

Для совершенствования оценки и контроля качества плодоовощной продукции в ООО «Бахетле-1» рекомендуется разработать документ, регламентирующий качество овощей и фруктов. По нашему мнению, для оценки качества плодоовощных товаров следовало бы расширить показатели экспертизы. Для того, чтобы оценка качества была на высоком уровне, следует назначить лицо, ответственного за качество фруктов и овощей, реализуемых в супермаркетах ООО «Бахетле-1» — главного эксперта по качеству, который будет держать под контролем экспертизу качества.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) [федер. закон: Гос. Думой от 1 декабря 1999 г.: по состоянию на 5 дек. 2015 г.].
2. ГОСТ Р 51773-2009. Торговля. Термины и определения.
3. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя.
4. ГОСТ Р 51810-2001 Томаты свежие, реализуемые в розничной торговой сети. Технические условия.
5. ГОСТ Р 54697-2011 Яблоки свежие, реализуемые в розничной торговой сети. Технические условия.
6. ГОСТ Р 50528-93. Яблоки свежие. Хранение в контролируемой атмосфере.
7. СанПиН 2.3.2.1078-2001 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»/ Утв. главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 № 36.
8. Васильев Г.А. Коммерческое товароведение и экспертиза / Г.А. Васильев. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 375с.
9. Герасимова В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд.; переработ. / В.А. Герасимова. – М.: Экономика, 2012. – 352с.
10. Голуб О.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей / О.В. Голуб, О.А. Рязанова. – М.: Легк. и пищ. пром-сть, 2012. – 344с.
11. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц В.К. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. – 350 с.
12. Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов: Учебник / Г.Г. Дубцов. – М.: Мастерство, 2010. – 264с.
13. Зарубинский В.М. К вопросу об управлении торговым предприятием. / В.М. Зарубинский, Н.С. Зарубинская, Н.И. Демьянов, И.В. Семеренко. // Финансовый менеджмент. – 2014. – №1. – С.112-114.
14. Казанцева Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / Н.С. Казанцева. — М.: Издательство Дашков и К0, 2013. – 400 с.
15. Кондрашова Е.А. Товароведение продовольственных товаров / Н.В. Коник, Т.А. Пешкова. – М.: Издательство Альфа — М, 2013. – 416 с.
16. Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 416 c.
17. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания. Учебно-практическое пособие. / Л.И. Кравченко. – Мн., Финансы, учет, аудит, 2011. – 527с.
18. Кутняхова Л.В. Органолептическая оценка качества продовольственных товаров / Л.В. Кутняхова. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. – 278с.
19. Молоткова Н.В. Основы коммерческой деятельности. / Н.В. Молоткова. – М.: Владос, 2012. – 152 с.
20. Новиков О.А. Коммерческая деятельность предприятий: Учебник. / О.А. Новиков. // Под. ред. О.А. Новикова, В.В. Щербакова. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2012. – 416 с.
21. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 356с.
22. Памбухчиянц О.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей: Учебное пособие / О.В. Памбухчиянц, С.В. Колобов. – М.: Дашков и К, 2014. – 397с.
23. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. / В.К. Памбухчиянц, Л.П. Дашков. – М.: Академия, 2012. – 596с.
24. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов. / Ф.Г. Панкратов, К.К. Серегина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 422 с.
25. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 248 с.
26. Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е.Ю. Райкова. – М.: Дашков и К, 2013. – 412 с.
27. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / Под ред. А.М. Новиковой, Т.С. Голубкиной, Н.С. Никифоровой, С.А. Прокофьевой. – М.: ИРПО, 2013. – 480 с.
28. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие / А.Ф. Шепелев, И.А. Печенежская. – М.: Март, Ростов н/Д, 2013. – 688 с.
29. Овощи и фрукты: Журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3607352
30. Сайт розничной сети ООО «Бахетле-1» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bahetle.com/ru/
31. Условия хранения и транспортировки овощей и фруктов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gfklog.ru/usloviya-khraneniya-i-transportirovki-ovoshchej-i-fruktov

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

6702

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке