Содержание

Введение
1. Социально-экономическая характеристика Алтайского края
2. Анализ реализации товаров по общему объёму и по ассортименту
3. Анализ предложения товаров на потребительском рынке Алтайского края
Заключение
Список использованных источников

Введение

Формирование рыночного механизма  в России оказалось довольно сложным, противоречивым и достаточно болезненным процессом, затронувшим интересы всего общества. Поэтому современный этап социально-экономического развития требует безотлагательного решения особо значимых проблем, накопившихся в нашем обществе. К числу наиболее существенных с уверенностью можно отнести оценку перспектив развития потребительского рынка на региональном уровне. Развитие рыночных отношений внесло существенные коррективы и в структуру форм проявления торговли.

Исследование данной темы является актуальным, потому что большое значение сегодня приобретает формирование и развитие в регионах высокоэффективных потребительских комплексов, способных активизировать потребительский сектор национальной экономики, повысить качество жизни и уровень благосостояния населения, содействовать региональному экономическому росту.

Целью данного отчета   является анализ динамики основных показателей розничной торговли Алтайского края.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

  • проанализировать теоретическую базу, освещающую проблематику формирования и развития региональных потребительских рынков;
  • провести эмпирическое исследование потребительского рынка Алтайского края;

Объект данного  исследования –  Алтайский край.

Предмет исследования – розничная торговля Алтайского края.

1. Социально-экономическая характеристика Алтайского края

Алтайский край образован в соответствии с  Постановлением ЦИК СССР от 28 сентября 1937 года делением Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в г. Барнауле.

В настоящее время в административный состав края входят 12 городских округов, 60 муниципальных районов, 723 сельских поселения. Наиболее крупные муниципальные образования – городские округа:  город Барнаул (649,7 тыс. человек), город Бийск (224,5 тыс. человек), город Рубцовск (157,3 тыс. человек).

Алтайский край имеет удобное географическое расположение: находится почти в центре России на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, по площади  занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе. На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке – с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе – государственная граница с Республикой Казахстан.

По состоянию на 01.01.2015 года в крае постоянно проживают 2923,3 тыс. человек (1,8% от населения Российской Федерации), более 120 национальностей и народностей. Основное население – русские, немцы, украинцы. По численности населения край находится на 4-м месте по Сибирскому федеральному округу и 21-м месте по Российской Федерации.

Алтайский край имеет средний показатель  плотности населения – 15 человек на кв. км. Отличительной особенностью края является высокая доля сельского населения – 49,4% (по России – 27%).

Удаленность Алтайского края, как от западных, так и от восточных границ Российской Федерации, существенно ограничивает возможности развития. В то же время природно-климатические  условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства, а также курортного бизнеса, разнообразных видов туризма и спортивно-развлекательного отдыха.

Демографические процессы в Алтайском крае имеют негативные тенденции, сдерживающие социально-экономическое развитие региона. На улучшение демографической ситуации в крае может оказать влияние комплекс мер, направленных на увеличение рождаемости, содействие притоку мигрантов из других регионов и стран.

Экономика Алтайского края – это сложившийся многоотраслевой комплекс. Основной объем ВРП приходится на базовые отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю, транспорт и строительство. Их доля в произведенном ВРП составляет 70%.

В 2012 – 2014 годах край демонстрировал устойчивые темпы роста экономики. Производство валового регионального продукта имеет положительную динамику. За анализируемый период прирост составил 162%. ВРП в расчете на душу населения увеличился с 18,4 тыс. рублей в 2012 году до 63,3 тыс. рублей в 2014 году (оценка). Причем в последние годы наблюдается опережение темпов роста экономики края над темпами роста данного показателя по России и Сибирскому федеральному округу.

Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики края – промышленностью и сельским хозяйством. На промышленность приходится 18,8% ВРП края (по России и СФО – более 30%). Доля сельского хозяйства в ВРП края (18,2%) одна из самых высоких в России (в среднем около 5%) и Сибирском федеральном округе (7%).

Необходимо отметить доминирование сферы услуг в создании добавленной стоимости. Она формирует около 55% ВРП, в том числе торговля и общественное питание – 16,7%, транспорт и связь – 9,5%.

На долю Алтайского края приходится 2,4% внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа, в объеме экспорта – 1,8%, импорта – 5,9%.

Внешнеторговый оборот Алтайского края в 2014 году увеличился в три раза  по сравнению с 2012 годом и составил 898,8 млн. долларов США. Экспорт увеличился  в 3,5 раза, импорт – в 3,2 раза.

С целью более эффективной реализации экономического потенциала края и продвижения продукции предприятий региона на российский и международный рынок Алтайский край участвует в организации и проведении общеэкономических, специализированных и международных выставок, торгово-экономических миссий, деловых форумов.

Алтайский край располагает достаточно мощным промышленным потенциалом, который в настоящее время остается одним из ведущих секторов экономики региона. На долю промышленного производства приходится более 22% численности всех работников и около 30% налоговых отчислений в бюджетную систему края.

За 2012 – 2014 годы выпуск промышленной продукции в крае возрос  почти в 1,6 раза, что практически соответствует среднероссийским темпам роста (163,1%), в том числе в 2014 году – на 5,4% (в целом по РФ – на 3,9%, СФО – на 4,6%).

В промышленности края, к развивающимся и занимающим стабильное положение на рынке, относятся такие виды  производства, как энергетическое и транспортное (железнодорожное) машиностроение, коксохимическое производство, выпуск пищевой продукции, лекарственных препаратов и витаминов, строительных материалов и конструкций, дизелестроение.

Лидирующие позиции в обрабатывающем секторе края занимает производство пищевых продуктов – около 32% в объеме отгруженной продукции (товаров, услуг) сектора.

Сельское хозяйство – одно из наиболее крупных и важных секторов экономики Алтайского края. Основными отраслями сельскохозяйственного производства края по праву считаются зерновое производство, молочное  животноводство.

Алтайский край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации. Доля края в объеме производства сельскохозяйственной продукции в СФО в 2014 году составила более 19%.

В крае в расчете на душу населения производится больше, чем в среднем по стране, зерна – в 2,7 раза, картофеля – в 1,8 раза, молока – в 2,2 раза, мяса – в 1,9 раза. Объемы сельскохозяйственного сырья края позволяют обеспечивать не только собственные потребности, но и значительную часть некоторых видов продукции вывозить за пределы края. Из года в год край подтверждает статус аграрного центра Сибири и занимает первое место по объемам производимой сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 12,5 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий 10,6 млн. га, из них 6,3 млн. га пашни, на которой занимаются производством сельскохозяйственной продукции более 740 сельхозорганизаций всех форм собственности, 4642 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 439,5 тыс.  личных подсобных хозяйств населения. Под естественными сенокосами и пастбищами занято 3,7 млн. га.

Площади посева сельскохозяйственных культур ежегодно занимают более 5 млн. га, из них зерновые культуры – 3,4 млн. га.

Алтайский край – единственный регион в Сибирском федеральном округе, который занимается выращиванием сахарной свеклы, сои, подсолнечника и их переработкой.

Восточные районы края выращивают лен-долгунец, площади под этой культурой составляют  7,2 тыс. га, край имеет собственные перерабатывающие предприятия данной культуры.

Доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции в последние годы сохраняется на уровне 19%. Более половины  всей сельскохозяйственной продукции дают личные подсобные хозяйства населения. По видам продукции ими производится картофеля и овощей – более 90%, мяса – свыше  70%, молока – в пределах 55%. На долю сельскохозяйственных организаций приходится 40% от общего объема сельскохозяйственной продукции. В разрезе отраслей соотношение складывается следующим образом: растениеводство – 53%, животноводство – 47%. Ведущей отраслью животноводства в крае является молочное скотоводство, доля которого в структуре производства продукции животноводства занимает более 70%.

Сельское хозяйство – не только сфера занятости, но и образ жизни 46% населения края. В сельском хозяйстве занято 20% работающих в экономике края.

Край, имея благоприятные климатические условия, значительный производственный и кадровый потенциал, располагает исключительными возможностями для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства, позволяющего не только в достаточных объемах обеспечить регион сельскохозяйственной продукцией, но и вывозить за пределы края.

Потребительский рынок края – динамичная, перспективная сфера, занимающая заметное место в краевой инфраструктуре.

Торговля является крупнейшей отраслью хозяйства края, на предприятиях которой, с учетом сезонности трудится от 200 до 250 тыс. человек или каждый 5-й работающий в экономике.

Оборот розничной торговли за 2014 год на 12% (в сопоставимых ценах) превысил объем товарной массы 2013 года. Ежедневно совершается более 1,5 млн. покупок на сумму 227 млн. рублей.

В торговых предприятиях в продаже представлено более 15 тыс. наименований продуктов питания и свыше 60 тыс. непродовольственных потребительских товаров. Среди товаров продовольственной группы стабильно снижается потребление импортных товаров (с 9,8% до 9,3%) с одновременным ростом торговли продуктами питания местного производства, составляющим 65%.

Торговая инфраструктура края достаточно насыщена. На территории края функционирует свыше 22 тыс. торговых объектов, из которых более 11 тыс. имеет организованную форму торговли. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. населения в крае составляет 350 кв. метров, что превышает среднероссийский норматив на 25%.

В крае активно прослеживается тенденция развития новых форматов торговли. Быстрыми темпами увеличивается число сетевых фирм, применяющих современные передовые технологии и технологические средства торгового процесса и пользующихся популярностью у населения: это магазины торговых фирм «Мария-Ра», «Новэкс», «Хелми», «Аникс» и многие другие.

Ежегодно увеличивается число магазинов, использующих прогрессивные формы и методы обслуживания: метод самообслуживания применяют более 275 организаций, свыше 255 магазинов реализуют только брендовую продукцию товаропроизводителей, 750 предприятий работают в круглосуточном режиме, свыше 800 торговых предприятий оказывают услуги по предоставлению товаров в кредит.

С учетом покупательского спроса пересматривается маркетинговая политика большинства торговых организаций, которая становится направленной, в первую очередь, на качественные преобразования, заключение прямых связей с предприятиями-производителями, развитие собственных мини-производств кулинарной, замороженной и полуфабрикатной продукции, совершенствование форм торгового обслуживания.

Существенным образом меняется качественный и количественный уровень мелкорозничной торговой сети. Закрываются киоски и ларьки ненадлежащего вида, работающие с нарушениями действующих норм и правил, устанавливаются павильоны с современным дизайном по продаже мороженого, печатной продукции, цветов, товаров частого спроса, которые являются дополнением стационарной розничной торговли.

Активно развивается сеть торговых предприятий с более развитой инфраструктурой, привлекающая покупателей со средним и выше среднего уровнем доходов. Наиболее крупными из них являются: торгово-развлекательный центр «Сити-Центр», гипермаркет «Алтай», «Геомаркет», торговые центры: «Воскресенье», «Поместье», «Космос», «Пассаж», «Балтик-Стрит», торговый дом «Ультра».

В крае успешно развиваются магазины межрегиональных компаний, работающие по франчайзинговой схеме («Л*Этуаль», «Gardeur», «Belly Barclay», «Mexx»), приближающие уровень обслуживания к европейским стандартам, обеспечивая тем самым максимальный комфорт для покупателей.

Высокая конкурентная среда на потребительском рынке обеспечивает внедрение новых форм обслуживания покупателей – проведение сезонных распродаж, предоставление товаров длительного пользования в кредит, обслуживание покупателей с использованием дисконтных, накопительных, социальных и других видов карт, обслуживание по предварительным заказам, доставка товаров на дом, круглосуточное обслуживание покупателей, оказание дополнительных сервисных услуг и другие.

Увеличивается переход предприятий на автоматизацию торгового процесса с использованием электронного торгового оборудования, операционных систем и баз данных, технологий штрихового кодирования, сканирования и маркировки товара. Многие торговые предприятия по продаже промышленной группы товаров ведут постоянную базу клиентов с использованием бесплатной рассылки каталогов торговых фирм, праздничных поздравлений, приглашением на просмотр новых коллекций, торговых марок, нового ассортимента товаров.

Внедрение современных форматов торговли, открытие удобных торговых точек и магазинов, расположенных вблизи жилых массивов, обусловливает отток покупателей с рынков. В настоящее время доля рынков в объеме оборота розничной торговли составляет 18% против 25% в предыдущие годы. Заметное место приобретают рынки в организации торговли и продвижении продукции предприятий-производителей, а также в организации торговли сельскохозяйственной продукцией.

На территории края работает 6 оптовых продовольственных рынков. Ежедневно на оптовых рынках реализуется товаров на сумму более 10 млн. рублей, совершается более 90 тыс. покупок. Крупнейшим в системе оптовых рынков является ОАО «Оптово-розничный рынок Алтайского края». На долю рынка приходится свыше 40% оборота всех оптовых рынков и более 50% используемых площадей, на которых осуществляет свою деятельность свыше 550 торговых фирм, из числа которых до 40 предприятий-производителей.

Основными поставщиками для предприятий торговли остаются алтайские производители. В торговых предприятиях края представлена хлебобулочная и молочная продукция, сыры, макароны, крупы, мука, сахар, растительные и животные масла, мясные, кондитерские изделия и многие другие продукты питания. Качество наших товаров отмечено на разнообразных всероссийских и международных выставках и конкурсах. По результатам конкурса «100 лучших товаров России» продукция 20 предприятий края удостоена звания «Победителя»: ОАО «Алейскзернопродукт», ЗАО «Алтайвитамины», ОАО «Барнаульский ликероводочный завод», ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», ЗАО «Грана», ОАО «Мельник», ЗАО «Эвалар» и многие другие.

Устойчивое место в торговле занимает малое предпринимательство, на долю которого приходится более 70% оборота розничной торговли края, в том числе на долю индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю вне рынков – более 45%.

В крае на протяжении ряда лет наблюдается устойчивая активизация потребительского рынка. Это выражается в росте объемных показателей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Так, по итогам 2007 года индекс физического объема составил: в торговле – 115,3 %, в общественном питании – 113,4 %, в сфере бытовых услуг – 109,7 %.

По темпу роста товарооборота край занимает 2-е место среди регионов Сибирского федерального округа, уступая лишь Кемеровской области.

Основными тенденциями развития потребительского рынка являются увеличение крупноформатной и сетевой торговли с высоким уровнем насыщенности товаров и предоставляемых услуг, сохранение позиций малых предприятий. Анализ структуры оборота розничной торговли показывает, что крупными и средними организациями формируется 28,0% оборота, малыми предприятиями 21,1%, индивидуальными предпринимателями 33,8%, продажей товаров на розничных рынках и ярмарках 17,1%.

Интенсивное развитие потребительского рынка края обеспечивается за счет строительства новых объектов и реконструкции действующих. В 2014 году в городах края открыто 284 торговых объекта площадью 88077,5 тыс. кв.м. Среди крупных форматов, введенных в эксплуатацию в 2014 году, можно отметить: в г. Барнауле вторую очередь магазина «Прораб», «Автолидер», «Посуда Центр», «Арсидом», «Европа» и др.; в г. Бийске – магазин «Мебельвиль», торговый центр «SV», торгово-развлекательный центр «Мария-Ра» и др.

Продолжает возрастать количество розничных объектов ведущих сетевых алтайских компаний: «Мария-Ра», «Аникс», «Раздолье», «Новэкс», «Хелми». В целях продвижения алтайской продукции на межрегиональные рынки компании «Мария-Ра» и «Аникс» через свои розничные сети предоставили товаропроизводителям края возможность выхода на рынки городов Новосибирска, Горно-Алтайска, Кемеровской области и т.д.

Повышению уровня конкуренции в торговли способствует приход на потребительский рынок края сетей регионального и федерального уровня. На сегодня наиболее заметны такие как: «Холидей-Классик», «Пятерочка», «Эльдорадо», «DOMO-техника», «Чудо-Дом» и др. В 2014 году появились новые сети: «Лента», «Старик Хоттабыч», «М Видео», «Детский мир», «Патэрсон» и др. С их приходом увеличивается ассортимент товаров, применяются новые элементы в обслуживании покупателей, а также расширяется география поставок алтайской продукции через межрегиональные сети на российский продовольственный рынок.

Доля алтайской продукции в магазинах края по итогам 2014 года составляет 54 % (в 2013 году – 52%), а по отдельным видам продовольствия приближена к 100 %: хлеб и хлебобулочные изделия (99%), мука (94%), яйцо (85%), полуфабрикаты (85%) и др.

В январе-июне 2014 года объем продаж потребительских товаров через все каналы реализации (с предприятиями общественного питания) в Алтайском крае составил 68659,1 млн.руб., т.е. на 15347,2 млн.руб. превышен объем против предшествующего года или в фактических ценах на28,8%.

Оборот розничной торговли, полученный через все каналы реализации товаров, 66145,2 млн.руб., т.е.на 14594,2 млн.руб. превысил его объем по сравнению с предшествующим годом или в фактических ценах на 28,3%. Индекс физического объема – 111,1%.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров – 44,6%, непродовольственных товаров соответственно 55,4%.

Оборот розничной торговли продовольственными товарами по всем формам их торговли составил 29517,4 млн.руб., что на 13,7% в сопоставимых ценах больше показателя прошлого года.

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами составил 36627,8 млн.руб., что на 9,2% в сопоставимых ценах больше соответствующего показателя прошлого года.

Ежедневно жителям Алтайского края продано товаров на 363,4 млн.руб., оказывалось услуг общественного питания на 13,8 млн.руб., бытовых услуг на 13,9 млн.руб.

В дальнейшем предполагается совершенствование инфраструктуры отрасли, продвижение на рынок качественных товаров и услуг, а также создание гибкой системы взаимоотношений органов государственной власти, предпринимательского сообщества и потребителей.

Преобразования в сфере потребительского рынка, способствующие повышению жизненного уровня населения, — одна из приоритетных задач администрации края.

Но в сфере потребительского рынка края существует ряд проблем. Это недостаточное развитие торговой сети в сельской местности, в частности — в отдаленных селах и малых населенных пунктах. Кроме этого, актуальными вопросами остается обеспечение качества товаров и услуг, а также их ценовой доступности для малообеспеченных жителей края.

2. Анализ реализации товаров по общему объёму и по ассортименту

Оборот розничной торговли  в 2014 году составил 132,9 млрд рублей, что в товарной массе на 15,3% больше, чем в предыдущем году.

Таблица 1  — Динамика оборота розничной торговли

В организованном секторе формировалось 82,9% оборота розничной торговли. Доля товаров, реализуемых на розничных рынках и ярмарках, составила 17,1% (в 2013 году – 18,7%).

Таблица 2 — Оборот розничной торговли по формам проявления

Продовольственных товаров населению реализовано на 52069,4 млн рублей, непродовольственных – на 80790,5 млн рублей.

Таблица 3 — Динамика продажи продовольственных и непродовольственных товаров

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 39,2%, непродовольственных – 60,8%.

Таблица  4 — Продажа основных продовольственных и непродовольственных товаров

Таблица 5 —  Объемы продаж  алкогольных напитков и пива

По данным выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности организаций розничной торговли,  в течение года сохранялась ситуация, которую руководители характеризовали как благоприятную и удовлетворительную для предпринимательской деятельности (I квартал – 96% от числа обследованных организаций, II квартал – 99%, III квартал – 98%, IV квартал – 97%).

Таблица 6 — Изменение экономической ситуации в розничной торговле
(в % от числа обследованных организаций)

В IV квартале 2014 года доля торговых фирм, у которых повышались цены, составила 55% против 46% в предыдущем квартале. У 41% организаций цены в IV квартале 2014 года не менялись, у 4% организаций — уменьшились. Величина торговой наценки у 84% организаций осталась на прежнем уровне.

Дальнейшее развитие розничной торговли сдерживается рядом неблагоприятных факторов, среди которых наиболее актуальными остаются высокая конкуренция со стороны других организаций, недостаточный платежеспособный спрос (на это указали соответственно 77% и 64% опрошенных) и высокий уровень налогов (53%).

Анализируя фактическое потребление домашних хозяйств Алтайского края (табл. 7 ) , следует отметить его рост на фоне повышения покупательной способности населения.

Таблица 7 — Сравнение фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения  и денежных доходов  в расчете на душу населения, рубль, значение показателя за год

Сопоставим денежные доходы и розничный товарооборот в расчете на душу населения.

Таблица 8 — Сравнение оборота розницы и денежных доходов  на душу населения

Рассмотрим данные региональной статистики, которые показывают, что соотношение денежных доходов наименее и наиболее обеспеченного населения (по 10-процентным доходным группам) за  2014 год  составило 12,1 раза. (табл.9)

Таблица 9 — Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов  (в % от общей численности населения)

Таким образом, покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, которая отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов, в крае неравномерна.

3. Анализ предложения товаров на потребительском рынке Алтайского края

Товарное предложение представляет собой  массу потребительских стоимостей, представленных на рынке. Иначе говоря, это наличие товаров и услуг на рынке. Иногда под товарным предложением понимается стоимость всех товаров и услуг, противостоящих на рынке совокупному платежеспособному спросу. В свою очередь величина товарного предложения является основой определения емкости внутреннего потребительского рынка региона. Методом экспертных оценок  проанализируем товарное предложение Алтайского края.

В конце XX века во время перехода  к рыночной экономике формирование товарного предложения на региональном рынке потребительских товаров характеризовалось преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как по продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны.

В розничной реализации продовольственных товаров в разрезе производителей наблюдались высокие масштабы проникновения импортных товаров на региональный потребительский рынок. В ассортименте реализуемых продовольственных товаров преобладали товары зарубежного производства по таким товарным группам, как йогурты (91,1%), сыры (89,4%), колбасы полукопченые и сырокопченые (68,5%), масло кукурузное (95%), масло подсолнечное (82%), шоколад с наполнителем (74,1%), конфеты (62%), мясо индейки (100%) и т. д. Следует отметить, что на продовольственных рынках степень насыщенности импортными товарами была выше, чем в предприятиях розничной торговли.

В последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров отечественных товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам отечественные производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.

Исследование регионального потребительского рынка непродовольственных товаров показало более значительные масштабы проникновения импортных товаров на данный рынок по сравнению с рынком продовольственных товаров. Из представленного к реализации ассортимента непродовольственных товаров импортные товары составляли по аудио-, видеоаппаратуре – 95%, холодильникам — 82%, стиральным машинам — 79%, игрушкам — 77% и т. д. Непродовольственные товары отечественного производства представлены в основном товарами легкой промышленности в ограниченном числе предпряитий розничной торговли (в среднем в 16-20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортимент отечественных непродовольственных товаров представлен по таким товарным группам, как женские блузки, женские пальто, детская обувь. Причем, более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства  предприятиях розничной торговли (магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются в основном импортные непродовольственные товары.

Проведенный опрос специалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (59%) отдают предпочтения продаже товаров отечественного производства и только 29% — импортным продовольственным товарам, тогда как при продаже непродовольственных товаров торговые работники предпочитают работать с импортными товарами (76%).

Большая часть опрошенных специалистов торговли считает более выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами, отмечая более высокое качество данных товаров зарубежного производства (49%), более быструю реализацию (34,5%), более широкий ассортимент товаров и выбор поставщиков (24,1%).

По продовольственным же товарам опрошенные специалисты торговли отдают свое предпочтение реализации отечественной продукции, в основном местных товаропроизводителей. Вследствие более высокого качества и безопасности данных товаров (65,6% респондентов), более выгодной формы оплаты за товар — по мере реализации (43,7%) более низких закупочных цен (34,3%), более быстрой реализации (40,6%).

Опрос потребителей показал, что большинство из них (82,4%) отдают свои предпочтения при покупке непродовольственных товаров импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров. Только 12,6% потребителей предпочитают приобретать непродовольственные товары отечественного производства, вследствие их более низких цен, соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.

При покупке же продовольственных товаров большая часть опрошенных потребителей (62%) предпочитают приобретать отечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.

По мнению торговых работников, основными критериями, определяющими выбор покупателями производителя приобретаемых продовольственных товаров является цена (84,3% респондентов отметили данный критерий), их качество (78,1%), упаковка (28,1%). Вместе с тем, покупатели стали меньше внимания обращать на внешний привлекательный вид продуктов питания и больше на их экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителями непродовольственных товаров основными критериями являются также цена реализуемых товаров (данный критерий отметили 72,4% респондента) и их качество (69%). Однако, при покупке непродовольственных товаров покупатели большее внимание уделяют привлекательному внешнему виду изделия (34,5%), и торговой марке производителя (62%).

При реализации непродовольственных товаров на потребительском рынке края большинство предприятий торговли испытывают такие трудности, как неплатежеспособность покупателей (90% респондентов), насыщенность потребительского рынка аналогичными товарами зарубежного производства (48,3%), высокая себестоимость товаров (38%) и как следствие указанных факторов — снижение покупательского спроса (20,7% респондентов).

Интерес представляют результаты опроса специалистов торговли о тенденциях развития покупательского спроса на непродовольственные товары в разрезе производителей. Большая часть респондентов считает. что спрос населения на импортные непродовольственные товары останется на прежнем уровне (55,1% респондентов) или возрастет (27,7% респондентов), а на отечественные непродовольственные товары будет снижаться (52,1% респондентов) или останется на прежнем уровне (27,2%). Почти 80% специалистов торговли отметили, что спрос на непродовольственные товары совместного производства скорее всего останется на прежнем уровне или несколько возрастет.

Таким образом, по мнению специалистов предприятий торговли, импортные непродовольственные товары по-прежнему будут преобладать в структуре товарного предложения на потребительском рынке региона в связи с возрастанием покупательского спроса населения на данные товары.

Проведенные исследования показали, что товарное предложение непродовольственных товаров на региональном потребительском рынке формируется на 65-70% за счет импортных товаров, причем наблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественных непродовольственных товаров с потребительского рынка региона. Опрошенные торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров по сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких цен при среднем уровне качества, недостаточно привлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиям НТП.

Ниже в таблице представлены данные о качестве потребитльских товаров.

Таблица 10 — Качество потребительских товаров, поступивших на  потребительский рынок в 2014 году

Таблица 11 — Качество потребительских товаров, проданных на рынках в 2007 году

В структуре товарного предложения на рынке продовольствия города Барнаула и Алтайского края постепенно увеличивается доля продовольственных товаров отечественных производителей и снижается доля импортных товаров. Все большая часть потребителей отдает свое предпочтение покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров.

С одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, более полное удовлетворение покупательского спроса потребителей. Значительное увеличение поступления импортных товаров на внутренний потребительский рынок способствует его насыщению и ликвидации дефицита по многим видам товаров. Кроме того, увеличение импорта по широкому кругу потребительских товаров приводит к тому. что на потребительском рынке страны наряду с традиционными товарами, появились новые для наших потребителей товары, такие как последние модификации теле-, видеоаппаратуры, компьютеры, печи СВЧ, современная бытовая техника, автомобили — дачи, системы теплоаккумуляционного электроотопления для домов индивидуальной застройки и т. п. В результате происходит формирование покупательского спроса на новые для нашего потребительского рынка товары.

С другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных товаров, производители России вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных доходов населения, а, следовательно, происходит ограничение покупательского спроса.

Значительные объемы импорта потребительских товаров, ставя на грань банкротства товаропроизводителей России, в то же время способствуют развитию экономики зарубежных стран: увеличиваются объемы производства потребительских товаров в этих странах; создаются новые рабочие места и т. д.

Засилье импорта показывает отсталость отдельных отраслей российской экономики, и прежде всего легкой промышленности, производства товаров длительного пользования. Анализируя структуру импорта потребительских товаров и, оценивая возможности отечественного производства, можно определить приоритеты развития производства потребительских товаров в нашей стране. Другими словами, определить круг товаров, по которым необходимо дальнейшее ускоренное развитие отечественного производства (например, большая часть продовольственных товаров, ткани, в том числе льняные, шерстяные, меховые изделия, товары хозяйственного назначения и т. п.) в целях обеспечения конкурентоспособности, и круг товаров, по которым в современных условиях целесообразнее сохранить ввоз из-за рубежа (теле-, видеоаппаратура, отдельные виды обуви и одежды, бытовые приборы и т. п.).

На наш взгляд, приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику России.

Для достижения данной цели прежде всего необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям:

  1. Развитие отечественного производства и переработки продуктов питания.
  2. Развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако, многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти.

Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств.

Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.

Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке.

Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, проведенные исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) (табл.12) и т. д.

Таблица 12 — Изменение товарных запасов в розничной торговле (на конец  месяца)

Большая часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения (это показывает диаграмма 1, где видно, как товарные запасы 2014 года намного превышают уровень 2013 года),  объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

Важную роль в развитии продовольственного рынка в настоящее время играют фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных товаропроизводителей. Вследствие прямых поставок продуктов питания от непосредственных товаропроизводителей данные предприятия торговли устанавливают относительно низкие цены на реализуемые продовольственные товары, обеспечивают достаточно широкий ассортимент товаров при их высоком качестве.

Кроме того, фирменные магазины обеспечивают реальное изучение покупательского спроса и формирование производственной программы в соответствии с потребностями потребителей.

Вышеуказанные мероприятия способствуют развитию рынка отечественных потребительских товаров и постепенному вытеснению импортных товаров с внутреннего рынка страны.

Заключение

Потребительский рынок — это система товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, для развития которых на данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных нужд и потребностей населения.

Функционально он рассматривается, как целостный механизм, обеспечивающий непрерывный процесс по удовлетворению потребностей населения на определенной территории в товарах и услугах. Однако учитывая масштабность и интенсивность развития региональной экономики, специалистами предлагается рассматривать потребительский рынок, как составляющую из продовольственного и непродовольственного сектора. Обоснованием отделения потребительского рынка услуг служит выделение отличительных особенностей, которые позволяют достаточно обоснованно рассматривать сферу услуг как самостоятельную систему, наделенную определенными функциями и назначением в региональной рыночной экономике региона.

Таким образом, в данной работе изучен рынок потребительских (продовольственных  и непродовольственных) товаров Алтайского края, его территориальные особенные факторы развития.

В ходе проведенного исследования установлено, что потребительский рынок Алтайского края – динамичная, перспективная сфера, занимающая заметное место в краевой инфраструктуре.

В крае на протяжении исследуемого периода наблюдается устойчивая активизация розничной торговли. Это выражается в росте объемных показателей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Так, по итогам 2014 года индекс физического объема составил: в торговле – 115,3 %, в общественном питании – 113,4 %, в сфере бытовых услуг – 109,7 %.

По темпу роста товарооборота край занимает 2-е место среди регионов Сибирского федерального округа, уступая лишь Кемеровской области, по темпу роста общественного питания также 2-е место после Новосибирской области.

Развитие высокими темпами частной и других негосударственных форм собственности в торговле, увеличение объемов неорганизованного завоза и продажи потребительских товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, а также рост цен на товары и услуги оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота Алтайского края.

Основными тенденциями развития потребительского рынка являются увеличение крупноформатной и сетевой торговли с высоким уровнем насыщенности товаров и предоставляемых услуг, сохранение позиций малых предприятий. Анализ структуры оборота розничной торговли показывает, что крупными и средними организациями формируется 28,0% оборота, малыми предприятиями 21,1%, индивидуальными предпринимателями 33,8%, продажей товаров на розничных рынках и ярмарках 17,1%.

Интенсивное развитие потребительского рынка края обеспечивается за счет строительства новых объектов и реконструкции действующих. В 2014 году в городах края открыто 284 торговых объекта площадью 88077,5 тыс. кв.м.

Повышению уровня конкуренции в торговле способствует приход на потребительский рынок края сетей регионального и федерального уровня. С их приходом увеличивается ассортимент товаров, применяются новые элементы в обслуживании покупателей, а также расширяется география поставок алтайской продукции через межрегиональные сети на российский продовольственный рынок.

Доля алтайской продукции в магазинах края по итогам 2014 года составляет 54 % (в 2013 году – 52%), а по отдельным видам продовольствия приближена к 100 %: хлеб и хлебобулочные изделия (99%), мука (94%), яйцо (85%), полуфабрикаты (85%) и др.

В целях приведения деятельности рынков в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» в крае разработаны и приняты 6 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию торговли на рынках.

В настоящее время на территории края действует 46 розничных рынков. Из общего количества рынков 37 являются универсальными, 9 – специализированными (в том числе 3 – сельскохозяйственные). Указанные объекты в установленном порядке получили соответствующие разрешения и организовали свою работу с учетом требований нового законодательства.

Современный этап социально-экономического развития края характеризуется углублением структурной перестройки хозяйства, переориентацией целей функционирования отраслей региональной экономики на удовлетворение потребностей конечного потребителя. Основной особенностью этого этапа можно считать возрождение территориального комплексообразования, которое охватило как производственную, так и социальную сферу.

В данной связи большое значение приобретает формирование и развитие в регионах высокоэффективных потребительских комплексов, способных активизировать потребительский сектор национальной экономики, повысить качество жизни и уровень благосостояния населения, содействовать региональному экономическому росту.

Список использованных источников

1. Брагина Л.А. Технология розничной торговли. Учебное пособие. — Академия, 2009.
2. Гоголь Б. И. Совершенствование товароснабжения розничной сети — Экономика 2011.
3. Есютин А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика, управление. — КноРус, 2007 г.
4. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы (ученые записки. Выпуск 1) Ростов-на-Дону, РГЭА. 2006.
5. Итоги работы торговли Алтайского края за 2014 — Алтайская правда 9 февраля 2015 г .
6. Ковалёв К. Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. — :СПб., Питер, 2007. .
7. Леви Майкл, Бартон А. Вейтц. Основы розничной торговли, — Питер 2009.
8. Мусатова В. П. Оптимизация структуры торговой сети города, — :Спб., 2008.
9. Орлов М. А. Организация и размещение городской торговой сети — М.: 2009.
10. Перспективы развития региональных розничных сетей (материалы конференции). Фуд — Сервис. Барнаул. 2012 г .
11. Розничная торговля Алтайского края за 2014 г — Государственный комитет статистики РФ.
12. Розничная торговля Алтайского края за 2013 г — Государственный комитет статистики РФ.
13. Розничная торговля Алтайского края за 2012 г — Государственный комитет статистики РФ.
14. Самсонов Л. А. Организация розничной торговой сети. — М: 2010 г.