Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчет по практике по автоматизированным системам

Пример отчета по производственной практике студента 3 курса специальности «Информационные системы и технологии» Воронежского института высоких технологий АНОО ВПО.

Содержание

Введение
Глава 1. Управление проектами
1.1 Проектирование в строительстве
1.1.1 Общие положения
1.1.2 Стадии проектирования
1.1.3 Проект организации строительства
1.1.4 Проект производства работ
1.2 Планирование в строительстве
1.2.1 Календарный план. Общие положения
1.2.2 Сетевое планирование
1.3 Системы управления проектами
1.3.1 Общие положения
1.3.2 СУП в строительстве
Глава 2. Управление материально-техническими ресурсами
2.1 Понятие материально-технических ресурсов
2.2 Обеспечение строительства материальными ресурсами
2.3 Способы обеспечения строительства ресурсами
2.3.1 Обеспечение строительства подрядчиком
2.3.2 Обеспечение строительства материалами поставки заказчика
2.4 Учет строительных материалов
Глава 3. Автоматизация процесса разработки и контроля за выполнением плана производства строительных работ
Список использованных источников

Введение

Разнообразие условий, в которых функционируют предприятия строительной индустрии, не позволяет в полной мере использовать типовые проекты для автоматизации управления и создания информационных систем. Поэтому требования конкретных предприятий реализуется на основе типовых элементов.

Одним из немаловажных аспектов строительства, как впрочем, и любого производства, является сетевое планирование и управление в строительстве. Эти процессы являются трудоемкими, что в свою очередь послужило основой для перехода к созданию автоматизированных систем управления строительным производством. Эти системы предусматривают применение современной электронно-вычислительной техники и экономико-математических методов для решения задач, связанных с управлением производственно-хозяйственной деятельностью.

С помощью автоматизированных систем управления строительством решаются задачи технико-экономического планирования производства, определения потребности в материально-технических ресурсах, расчёта планов и графиков производства работ и поставки сборных конструкций, разработки оптимальных планов перевозки строительных грузов и других задач.

Внедрение АСУС (автоматическая система управления строительством) и современных средств связи позволяет получать значительный экономический эффект, заключающийся в совершенствовании планирования и управления строительством, повышении производительности труда, обеспечении оперативности принятия решений, сокращении продолжительности строительства объектов, снижении затрат управленческого труда.

Глава 1. Управление проектами

1.1 Проектирование в строительстве

1.1.1 Общие положения

Для того чтобы построить здание, сооружение или предприятие, необходимо сначала их спроектировать, т.е. выполнить соответствующие технические и экономические расчеты, которые в законченном виде представляют собой комплекс технической документации, называемой проектом.

Проект — это система сформированных целей создаваемого инженерного сооружения или любого другого объекта промышленного или гражданского назначения, представленная в виде:

  • графических материалов (чертежей), отражающих архитектурно-планировочные, конструктивно-компоновочные и технологические решения будущего сооружения;
  • расчетно-пояснительных записок, обосновывающих техническую возможность его строительства, надежность и безопасность работы в конкретной природной среде;
  • сметно-экономической части, определяющей стоимость строительства и обосновывающей экономическую целесообразность затрат финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

От уровня проектных решений в значительной степени зависит экономическая эффективность объекта строительства, характер его жизненного цикла и продолжительность функционирования, себестоимость выпускаемой продукции, условия эксплуатации и труда.

Проекты должны предусматривать максимальную сборность и унификацию зданий, но без ущерба их архитектурному содержанию, укрупнение конструкций с учетом наличных средств механизации, повышение технологичности проектных решений, использование высокопроизводительной техники. В проектах должна содержаться вся информация, необходимая для организации и планирования строительного производства (данные об объемах работ, потребном количестве материалов, конструкций, машин, трудовых ресурсах, транспортных средствах). Проект должен учитывать интересы предприятий, изготавливающих изделия, детали и конструкции. Количество применяемых типоразмеров и марок сборных элементов дается в проектах минимальным. Это исключает частую переналадку поточных линий на заводах. Таким образом, проектирование содействует развитию технического прогресса.

Проекты имеют большой объем изыскательского, графического и расчетного материала. В процессе проектирования, особенно по крупным и сложным объектам, проводятся модельные исследования, многочисленные согласования, экспертиза и утверждение законченной технической документации.

Поскольку все эти этапы требуют больших затрат труда и времени, начало проектно-изыскательских работ должно значительно предшествовать началу строительного производства. Только в этом случае можно своевременно обеспечить необходимой и качественной технической документацией программу строительства.

1.1.2 Стадии проектирования

Проектно-изыскательские работы по крупным сложным промышленным объектам и комплексам обычно проходят семь характерных этапов:

  • проблемные изыскания;
  • разработка бизнес-плана;
  • разработка технико-экономического обоснования проекта;
  • выбор и утверждение площадки для строительства;
  • разработка и выдача задания на проектирование;
  • инженерные изыскания;
  • проектирование.

Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование (проекта) строительства. По установившейся практике принято считать проектные, изыскательские и исследовательские работы, выполненные до начала разработки технического проекта, предпроектной стадией. Стадия непосредственного проектирования начинается с разработки технического проекта (проекта).

Проектирование может осуществляться в две стадии — проект (технический проект) и рабочие чертежи или в одну стадию — техно-рабочий проект.

Технический проект (проект) включает в себя следующие разделы:

  • общая пояснительная записка;
  • генеральный план и транспорт;
  • технологические решения;
  • управление производством и предприятием и организация условий и охраны труда
    рабочих и служащих;
  • архитектурно-строительные решения;
  • инженерное оборудование, сети и системы;
  • организация строительства;
  • охрана окружающей среды;
  • инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;
  • сметная документация;
  • эффективность инвестиций.

Раздел «Организация строительства» характеризуется принципами использования ресурсов (в том числе и ресурсов времени) при сооружении объекта.

Составные части организации строительного производства (ОСП) — стройгенплан стройки и календарный план строительства. В ОСП решаются вопросы об источниках обеспечения стройки материалами, конструкциями, полуфабрикатами, деталями, изделиями, строительными машинами и транспортом. При этом объемы строительного производства в целом по стройке увязываются с имеющимися в наличии ресурсами. Если выясняется, что производственные мощности предприятий недостаточны, намечаются мероприятия по их увеличению.

Проект организации строительства содержит календарный план строительства объектов и методы производства основных строительно-монтажных работ, определяет состав подрядных строительных организаций, систему управления ими, развитие их в ходе развертывания строительства.

1.1.3 Проект организации строительства

Для успешного строительства зданий и сооружений или их комплексов разрабатываются проектные материалы по организации строительства. Проектная документация по организации строительного производства делится на две части:

  • проект организации строительства (ПОС);
  • проект производства работ (ППР).

ПОС должен содержать решения о продолжительности строительства объекта, о методах производства основных видов строительных и монтажных работ, расчёты необходимых ресурсов — трудовых, материальных, энергетических и др.

В состав проекта организации строительства включаются следующие разделы:

  • календарный план строительства с выделением работ подготовительного периода;
  • строительный генеральный план;
  • ведомость объёмов строительных, монтажных и специальных работ;
  • графики потребности в материалах, строительных машинах и механизмах;
  • краткую пояснительную записку.

1.1.4 Проект производства работ

Исходными материалами для разработки ППР служат утвержденный проект и ПОС, рабочие чертежи и сметы, данные о поставках технологического, энергетического и других видов оборудования, данные о поставках железобетонных и металлических конструкций, деталей и полуфабрикатов, данные о строительных и монтажных организациях, которые будут принимать участие в строительстве объекта, сведения о наличии парка машин и механизмов.

ППР состоит из трёх основных видов технологической документации: графиков (календарных планов), стройгенпланов и технологических карт.

Календарный план производства работ устанавливает последовательность и сроки выполнения строительно-монтажных работ с учетом природно-климатических условий района строительства, интенсификации производства и максимального совмещения различных видов работ, увеличения сменности на тех работах, которые влияют на ход других работ. К графикам производства работ прилагаются графики поставки строительных деталей, материалов, рабочих кадров и потребности в строительных машинах и механизмах.

Строительным генеральным планом объекта устанавливается порядок расположения механизмов на строительной площадке, определяются места площадок укрупнительной сборки конструкций и оборудования, расположение приобъектных складов, бытовых помещений, объектов для обслуживания строителей и монтажников (столовые, медпункты, прорабские, красные уголки и др.), определяются транспортные пути, инженерные коммуникации (электроэнергия, вода, тепло, связь и проч.) для обслуживания строителей.

На сложные строительные и монтажные работы или работы, выполняемые впервые новыми методами, разрабатываются технологические карты. При часто повторяемых работах к местным условиям «привязывают» типовые технологические карты. Специальные технологические карты составляются на работы, выполняемые в зимних условиях.

1.2 Планирование в строительстве

1.2.1 Календарный план. Общие положения

Календарный план строительства — это такой проектно-технологический документ, который определяет последовательность, интенсивность, продолжительность, очередность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружении, их взаимоувязку, а также потребность в трудовых и финансовых ресурсах, используемых в строительстве. Отражает рациональное распределение капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по зданиям и сооружениям, периодам строительства.

Задача календарного планирования состоит в составлении таких расписаний, которые удовлетворяли бы все возможные организационные, технологические, финансовые ограничения.

На основе календарного плана устанавливается общая продолжительность строительства объекта, определяется потребность в трудовых и материальных ресурсах, сроки поставки конструкций и оборудования, ведется оперативное планирование и составляются годовые, квартальные, месячные, декадные и суточные планы работ. В соответствии с календарным планом устанавливаются целесообразные размеры финансирования объекта, необходимые для осуществления строительства.

Срок возведения объекта, рассчитанный в календарном плане, не должен превышать сроков строительства, предусмотренных заданием, или быть выше норм продолжительности строительства, в которые заложены достигнутые уровни развития техники и технологии строительства.

Структура, состав и степень детализации основных данных календарного плана зависят от назначения проектной документации, в состав которой входит календарный план, и определяются:

  • периодом работ, для которого календарный план предназначен,
  • уровнем руководства,
  • временем, когда он разрабатывается.

Основным параметром, определяющим весь остальной состав календарного плана, является период времени, на который этот календарный план рассчитан.

Календарный план производства работ по объекту в виде линейного или сетевого графика предназначен для определения последовательности и сроков выполнения общестроительных, специальных и монтажных работ, осуществляемых при возведении объекта.

Календарный план производства работ на объекте состоит из двух частей: левой -расчётной — и правой — графической (поэтому такие планы называют графиками). Графическая часть может быть линейной или сетевой.

Календарный план является руководящим документом при производстве работ и средством контроля за их ходом.

Формы календарного планирования

Календарный план должен давать полную и всестороннюю информацию о возводимом объекте, отражать номенклатуру работ, порядок их выполнения, характер взаимосвязей между работами. График должен быть наглядным и удобным для анализа.

Графическая форма календарного планирования может быть линейной, циклограммой или сетевой.

Горизонтально-линейная форма календарного плана (так называемый график Гантта) состоит из двух частей: левой, с расчётными данными, и правой, графической.

Правая часть графика имеет две шкалы времени: рабочую и календарную. В рабочую шкалу «рабочие дни» проставляют подряд от начала строительства до его окончания. Календарные же дни проставляются за вычетом субботних, воскресных и праздничных дней после того, как будет определена дата начала строительных работ.

Линейный график в своём традиционном исполнении имеет ряд существенных недостатков. Построенный в масштабе времени, он не отражает динамики строительного производства, не даёт полного представления о многообразии взаимосвязей между работами.

Модель календарного плана в виде циклограммы тоже получила распространение в практике строительства. Циклограмма удобна при возведении однотипных зданий, так как это даёт возможность отразить развитие потока во времени и пространстве.

Потоки, развиваемые в строгой технологической последовательности друг за другом, не допускают пересечения наклонных линий на циклограмме. Это возможно только для работ, выполняемых независимо друг от друга. При строительстве сложных промышленных объектов наглядность циклограммы существенно снижается, и пользоваться ей становится неудобно.

Сетевая модель календарного плана является удачной формой отражения производственных процессов, наглядно позволяет отобразить порядок возведения сложного объекта. Традиционной формой сетевого графика является безмасштабная форма, позволяющая легко отражать любые отклонения параметров работ, состояние строительства в любой момент получения необходимой информации. К недостаткам сетевого графика следует отнести невозможность моделирования в нём различных вариантов технологической последовательности работ.

При строительстве промышленных предприятий на площадке обычно возводится не один объект, а комплекс. На каждый из этих объектов разрабатывается свой локальный сетевой график, и все они впоследствии объединяются (сшиваются) в сводную укрупнённую сеть.

Как и в линейных графиках, составлению сетевого графика предшествует составление исходных данных, которые заносятся в так называемую карточку-определитель работ сетевого графика.

1.2.2 Сетевое планирование

Недостатки линейных календарных графиков

Современное строительство относится к сложным системам, поскольку в процессе строительства задействовано значительное количество машин, осуществляются большие поставки конструкций и оборудования, а главное, в этом процессе участвует много строительных и монтажных организаций.

На строительные процессы оказывают влияние различные внешние факторы (сложные климатические условия района строительства, выход из строя ведущих строительных машин, временное отсутствие каких-либо ресурсов — воды, электроэнергии, материалов, конструкций), поэтому строительство является сложной вероятностной системой.

Планирование и управление такими системами можно осуществлять с помощью организационно-технологических моделей, к числу которых относятся линейные, циклограммные и сетевые графики.

Календарные линейные графики в масштабе времени показывают последовательность и сроки выполнения работ. Реже применяемые циклограммы отражают ход работ в виде наклонных линий в системе координат и являются, по существу, разновидностью линейного графика.

Линейные графики просты в исполнении и наглядно показывают ход строительных работ. Однако они не могут отобразить сложность моделируемого в нём строительного процесса.

Основные недостатки линейных графиков заключаются в следующем:

  • Календарный линейный график статичен, он не отражает всей динамики строительного процесса и нуждается в постоянной корректировке. Но пока он корректируется, согласовывается и утверждается, происходят новые изменения, в результате чего вновь пересмотренный график не отображает действительного положения дел.
  • По линейному графику трудно определить, как идёт строительство в данный момент: с опережением или отставанием и на какой срок.
  • По линейному графику трудно определить, как отражается невыполнение одной или нескольких работ на выполнении других работ и на общие сроки строительства.
  • На календарном графике не выделены работы, которые определяют сроки строительства, не видна роль второстепенных работ, в результате чего руководители стройки вынуждены контролировать все работы, не сосредоточиваясь на решающих участках стройки.
  • Линейный график не даёт возможности прогнозировать ход событий на стройке, что осложняет выбор руководителем стройки правильного решения на выполнение последующих работ.

Но и при указанных недостатках линейные календарные графики не потеряли своей актуальности. При строительстве несложных объектов, при декадно-суточном планировании и в ряде других случаев применение линейных календарных графиков не только возможно, но и целесообразно.

Отличительные особенности сетевых графиков

Чтобы охватить всё многообразие строительных и монтажных работ, их взаимосвязей и получить наибольший экономический эффект, необходимо планирование и руководство строительством осуществлять на строго научной основе. В основе управления строительством должна лежать заранее разработанная модель процесса производства, начиная с подготовительных работ и кончая вводом объекта в эксплуатацию. Всем этим требованиям наилучшим образом отвечает сетевая модель или сетевой график — основа систем сетевого планирования и управления (СПУ).

Отличительными особенностями сетевых графиков в сравнении с линейными или циклограммами являются:

  • наличие взаимосвязи между работами и технологической последовательностью их выполнения;
  • возможность выявления работ, от завершения которых в первую очередь зависит продолжительность строительства объекта;
  • возможность выбора вариантов последовательности и продолжительности работ с целью улучшения сетевого графика;
  • облегчение контроля за ходом строительства;
  • возможность использования ЭВМ для расчётов параметров графика при планировании и управлении строительством.

Размеры сетевого графика зависят от количества работ, которые в нём содержатся. При количестве работ до 300 сетевые графики считаются небольшими, и их технико-экономические показатели (продолжительность осуществления работ, потребность в ресурсах и проч.) рассчитываются вручную. Средние по объёму сетевые графики (до 10 тыс. работ) и большие по объёму (свыше 10 тыс. работ) рассчитываются с помощью ЭВМ по специальным программам.

1.3 Системы управления проектами

1.3.1 Общие положения

Управление проектом — это процесс планирования, организации и контроля за состоянием задач и ресурсов проекта, направленный на своевременное достижение цели проекта.

К основным задачам, для решения которых используются системы управления проектами, относят:

  • разработку расписания исполнения проекта без учета ограниченности ресурсов и с учетом;
  • определение критического пути и резервов времени исполнения операций проекта;
  • определение потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;
  • определение распределения во времени загрузки возобновляемых ресурсов;
  • анализ рисков и планирование расписания с учетом рисков;
  • учет исполнения проекта;
  • анализ отклонений хода работ от запланированного и прогнозирование основных параметров проекта.

1.3.2 СУП в строительстве

Потребность к системам управления проектами в строительстве возникла в связи с тем, что сметные системы дают оценку проекта с точки зрения объемов работ, стоимости, общей потребности в ресурсах по проекту, но не предоставляют таких важных для успешного выполнения проекта сведений, как календарный план работ, график потребности в ресурсах, календарный профиль затрат.

А в строительных организациях существует высокая потребность в программном обеспечении именно по календарному планированию. Поскольку нахождение оптимального способа реализации проекта по времени при максимально эффективном использовании ресурсов являются ключевыми факторами успеха, а при растущей с каждым днем конкуренции — гарантом выживания организации.

Среди требований строительных компаний с подобного рода программным комплексам практически всегда фигурируют следующие пункты:

  • разработка календарных графиков производства работ с поддержкой различных
    уровней иерархий;
  • построение графика потребностей в ресурсах, графика расходования денежных средств на проект в целом и на отдельный вид работ, ресурсов — планирование ресурсного обеспечения;
  • возможность планирования широкого спектра ресурсов: как исполнителей и механизмов (возобновляемых ресурсов), так и материалов (расходуемых ресурсов);
  • проигрывание различных вариантов планирования — при жестких временных ограничениях и при ограниченных ресурсах (варьирование этих способов поможет найти наиболее удачный компромисс: «быстрее — дешевле»);
  • нахождение наиболее «экономного» варианта реализации проекта за счет оптимизации стоимостных характеристик проекта при проведении проекта в различные сроки, привлечении других ресурсов;
  • анализ распределения затрат на элементы объекта, на строительные работы различных типов в соответствии со структурой статей затрат;
  • интеграция в корпоративные информационные системы (КИС), возможность импорта-экспорта данных в программы составления строительных смет, складские, бухгалтерские программы.

Для решения подобных задач используется специальный класс программного обеспечения — системы календарного планирования и контроля реализации проектов или по-другому системы управления проектами (СУП).

Эти системы обеспечивают поддержку основных процессов временного, ресурсного и стоимостного планирования и контроля на основе алгоритмов сетевого планирования, метода критического пути (некоторые даже ресурсно-критического), метода освоенного объема и т.п.

Строительные проекты лежали у истоков сетевого планирования. Собственно метод критического пути был разработан для координации работ по строительству заводов химического концерна «Дюпон». В настоящее время всё большее количество строительных компаний в России начинает применять системы календарного планирования для повышения эффективности своей работы.

Использование систем управления проектами в строительной отрасли на разных этапах инвестиционного процесса:

I. Прединвестиционная стадия, как правило, отличается отсутствием точной и подробной информации о проекте. Это может быть общая концепция проекта, ориентировочные сроки его реализации, технико-экономическое обоснование, первоначальная стоимостная оценка, другие укрупненные показатели. Поэтому и задачи, для решения которых возможно использование СУП так же носят общий характер:

  • укрупненная оценка временных и стоимостных параметров проекта;
  • оценка его реализуемости и эффективности;
  • разработка ориентировочной концепции строительства объекта инвестирования.

В этом случае, СУП просто удобный инструмент, позволяющий сконцентрировать внимание на проекте. Для укрупненных оценок довольно часто используются стоимостные и временные параметры аналогичных объектов инвестирования, поэтому весьма привлекательным представляется потенциал использования информации из уже реализованных проектов. При этом имеется возможность интеграции систем управления проектами с другим программным обеспечением, например сметным.

На этой стадии систему управления проектами могут использовать инвестор-застройщик, управляющая компания, технический заказчик и т.п.

II. На стадии тендерных торгов использование систем управления проектами позволяет подрядным организациям решать следующие задачи:

  • разработка укрупненного пилотного графика производства работ;
  • разработка предварительного графика финансирования;
  • разработка ведомостей потребности людских и материальных ресурсов для включения в пакет тендерной документации.

Сочетание гибкости систем календарного планирования и подробной информации о проекте дает возможность представить оптимальное тендерное предложение. Причем подрядная организация уже на этой стадии может учитывать загруженность своей материально-технической базы на других проектах компании. То есть, в этом контексте, система управления проектами становится одним из инструментов формирования портфеля заказов.

В случае если заказчик (управляющая компания) тоже использует СУП, получив расписание проекта в электронном виде, может достаточно быстро и корректно оценить реальность представленного графика производства работ.

III. Наиболее полно возможности систем управления проектами раскрываются именно на стадии реализации проекта. Это и не удивительно, ведь именно для этого — управления проектами они и предназначены.

Эта стадия, как правило, разбивается на два зависимых друг от друга процесса:

  • процесс разработки проекта управлением строительством (ПУС) (планирование);
  • процесс контроля исполнения и управления проектом.

Выделим задачи, относящиеся к процессу разработки проекта управлением строительства:

  • определение состава работ проекта (по аналогам, сметам и пр.);
  • разработка структур кодов (WBS, ID, топологические схемы), типов и т.д.;
  • разработка структуры статей затрат, календарей работ и календарей ресурсов;
  • разработка расписаний, технологических последовательностей, учет внешних факторов, влияющих на последовательность и сроки выполнения работ (пример: паводок, мороз);
  • назначение длительностей, ресурсов, их производительностей и стоимостей;
  • оптимизация расписаний (включая использование fast-track);
  • расчет и оптимизация плановых сроков реализации проекта с учетом
    существующих ограничений на ресурсы. В СУП менеджер может легко проиграть различные варианты реализации проекта — при жестких временных или ресурсных ограничениях. Во все СУП заложены математические алгоритмы оптимизации использования различных типов ресурсов, с помощью которых значительно упрощается решение задач;
  • построение графиков потребности проекта в трудовых ресурсах, машинах и механизмах, оптимизации загрузки имеющихся производственных мощностей;
  • определение потребностей проекта в материалах, формирования графика поставок и закупок материалов;
  • определение необходимых затрат на реализацию проекта и его отдельных фаз, а также распределения финансовых потребностей проекта во времени, на элементы объекта, на строительные работы различных типов;
  • оценка рисков (сроки, возможности финансирования, политические риски и т.д.);
  • определение круга лиц, ответственных за внесение и обновление информации о выполнении проекта;
  • разработка инструкций для различных рабочих мест, интерфейсов и пр. к базе данных проекта (в худшем случае — к файлам проекта);
  • согласования и корректировка проектных данных;
  • согласование и Утверждение ПУС всеми участниками инвестиционного процесса — получение и «закрепление» так называемого целевого плана».

Исходные данные для решения поставленных задач:

  • проектно-сметная и проектно-конструкторская документация (ПСД И ПКД),
  • технологические карты строительно-монтажных работ,
  • готовые типовые фрагменты расписаний, документация по аналогичным реализованным проектам,
  • проекты производства работ (ППР),
  • технические и технологические требования заказчика,
  • директивные сроки,
  • условия заключенных контрактов, ограничения по имеющимся ресурсам и пр.

Основными задачами, относящимися к процессу контроля исполнения и управления проектом, являются:

  1. Своевременный сбор фактических данных о ходе реализации проекта;
  2. Оперативная авторизованная корректировка проектных данных;
  3. Оценка способов и методов сбора фактических данных, при необходимости их корректировка;
  4. Анализ состояния проекта по срезам (сроки, освоенный объем, работа ресурсов, оценка рисков).
  5. IV. Стадия завершения проекта часто является наиболее напряженной, как с точки зрения сроков исполнения проекта, так и с финансовой стороны.

Кроме того, на этапе завершения проекта СУП может использоваться как инструмент для накопления статистических данных (описание ресурсов, базы данных внутренних расценок строительной компании, типовые наборы работ, стоимостные оценки и т.д.) Использование этой статистики и баз данных может позволить в дальнейшем существенно повысить качество планирования и управления проектами, а так же снизить трудозатраты на подготовку проектов управления строительством и тендерных предложений.

Представляется очевидным, что каждый следующий проект, реализованный с применением систем календарного планирования и контроля, ратифицирует наиболее оптимальные внутрикорпоративные стандарты управления проектами.

Успешное функционирование системы управления строительством, основанной на использовании программных средств календарного планирования и контроля, существенным образом зависит от полноты и достоверности исходных данных. В то же время, обычно в компаниях уже функционируют различные информационные системы (бухгалтерские, сметные системы, программы материального учета и т.д.), в рамках которых большая часть информации уже существует. Конечно, возникает желание объединить и взаимодополнить информационные потоки, порождаемые разными системами. Направления интеграции можно рассматривать по группам:

Информация о планируемом профиле затрат по проекту из СУП может использоваться в системах финансового планирования и анализа проектов и системами бюджетирования компании. И наоборот, данные из этих систем могут являться директивными ограничениями при формировании календарного плана проекта.

Информация об использовании людских ресурсов, об объеме выполненных по проекту работ может быть использована для расчета заработной платы.

В СУП нетрудно сформировать график потребности проекта в ресурсах и затем использовать в системах материального учета или снабжения для формирования графиков закупок и поставок материалов, изготовления конструкций.

Сметные системы обычно содержат нормы расходования материалов на различные виды работ, производительности машин и механизмов, единичные стоимости материалов. Но эти данные настолько не соответствуют сегодняшним реалиям, что применять их для использования в реальных проектах нельзя. Многие компании идут по пути создания своих корпоративных нормативных баз и интеграции их с системами календарного планирования. Причем представляется, что это наиболее оптимальное решение.

Тем не менее, реализация интеграции сметных программ с СУП привлекает некоторые строительные компании, занимающиеся внедрением у себя систем календарного планирования.

В настоящее время редкий софт не интегрируется с веб-технологиями, разве что консервативный — бухгалтерский. Вот и СУП — тоже не отстают. На самом деле, весьма привлекательные возможности и перспективы при этом возникают. Ну, во-первых, для просмотра отчетов о выполнении, финансах и прочих данных не обязательно инсталлировать на каждую машину дорогие клиентские места СУП. Вполне достаточно браузера. Причем, мы знаем, что большинство из них вообще бесплатны. Во-вторых, даже для изменения информации в базах данных СУП бывает достаточно «тонкого» клиента. Подобные решения уже входят в стандартные поставки наиболее мощных и современных систем.

Глава 2. Управление материально-техническими ресурсами

2.1 Понятие материально-технических ресурсов

Строительный комплекс является одной из наиболее материалоемких отраслей экономики страны. Материалы занимают наибольший удельный вес в сметной стоимости объекта строительства. Как показывает изучение, удельный вес стоимости строительных материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ в зависимости от вида строительных объектов может составлять более половины всех расходов. Кроме того, учет строительных материалов имеет свои характерные отраслевые особенности.

В строительстве потребляется 15% всей промышленной продукции, расходуемой в сфере в сфере материального производства, в том числе до 75% цемента, 70% стальных труб, почти 20% металлов, более 60% мягких кровельных материалов и значительная доля других важнейших материальных ресурсов.

Масштабы капитального строительства требуют не только тщательной согласованности действий всех организаций, принимающих участие в строительном производстве, но и обеспечения строительства материально-техническими ресурсами в необходимом количестве и в сроки, определяемые технологией возведения зданий.

Материально-технические ресурсы строительства подразделяются на производственные, непроизводственные и природные.

В соответствии с действующим порядком ценообразования строительной продукции сметная (договорная) стоимость строительства объекта включает в себя сметную стоимость материальных ресурсов, сметные затраты по оплате труда и эксплуатации строительных машин и механизмов, а также накладные расходы.

Материальные ресурсы, используемые для строительства, подразделяются в зависимости от основного назначения на ресурсы:

  • для изготовления несущих и ограждающих конструкций и деталей;
  • для устройства покрытий, изолирующих и защищающих от проникновения влаги, газов, звука, коррозии, гниения, возгорания и т.п.;
  • для устройства конструкций, деталей и покрытий, обеспечивающих бытовые удобства и комфортные условия в зданиях и др.

В целях организации аналитического бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) строительные материалы могут быть подразделены на:

  • основные материалы, к которым относятся все материалы, вещественно входящие в конструкции зданий и сооружений (кирпич, бетон, раствор, пиломатериалы, кровельные материалы, лакокрасочные и т.д.);
  • конструкции и детали — сборные бетонные и железобетонные, деревянные, металлические, асбестоцементные и др. конструкции; сборные здания и сооружения, трубы из различных материалов, рельсы, шпалы, сборные элементы для санитарно-технических работ и т.п.;
  • прочие материалы — тара неинвентарная, запасные части, топливо, материалы для хозяйственных нужд, для технических целей содействия производственному процессу, вспомогательные материалы.

2.2 Обеспечение строительства материальными ресурсами

 Процесс обеспечения материалами входит в систему материально-технического снабжения строительства. Задачами материально-технического снабжения являются выявление и обоснование потребности строительства в ресурсах; организация получения ресурсов от поставщиков; обеспечение складирования и хранения материалов.

К функциям материально-технического снабжения строительства относятся:

  • обеспечение поставки материалов, полуфабрикатов, комплектующих деталей для строительства;
  • складирование и хранение материалов, топлива и др. материальных ресурсов;
  • производственно-технологическая комплектация строительства, обеспечивающая подбор материалов, конструкций и изделий комплектно, строго в определенном количестве и номенклатуре, в заданные сроки;
  • организация работы инструментального хозяйства и службы технологической оснастки, обеспечивающей производство инструментом, приспособлениями, технологической оснасткой и формами;
  • организация работы ремонтно-механических цехов и служб, обеспечивающих рабочее состояние парка строительных машин и механизмов путем его ремонта и модернизации;
  • организация работы транспортного хозяйства, обеспечивающего перемещение внутри строительной площадки строительных материалов, конструкций и деталей и др. грузов, необходимых для нормального функционирования производственного процесса.

Потребность в материалах для строительства определяется при составлении сметной документации.

Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:

  1. Ресурсным методом — в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом (письмо Минстроя России от 10.11.92 № БФ-926/12 «Методические рекомендации по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений»);
  2. Методом приведенного расхода материалов-представителей (ресурсов-представителей) — в соответствии с Методическими рекомендациями по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР) (письмо Госстроя России от 04.06.93 № 12-146) и Методическими рекомендациями по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР) (письмо Госстроя России от 05.11.93 № 12-275).

Определение сметной стоимости материальных ресурсов для строительства производится на основании исчисленной вышеназванными методами нормативной потребности в ресурсах по правилам, установленным Порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений (письмо Минстроя России от 29.12.93 № 12-349, в редакции писем от 06.07.95 №ВБ-26/12-201 и от 25.04.96 № ВБ-29/12-148).

2.3 Способы обеспечения строительства ресурсами

В соответствии с ГК РФ заказчик и подрядчик (генподрядчик и субподрядчик) могут распределить между собой обязанности по обеспечению строительства материалами и оборудованием, предусмотрев в договорах строительного подряда соответствующие способы обеспечения строительства материальными ресурсами.

2.3.1 Обеспечение строительства подрядчиком

Наиболее распространенным является традиционный для строительства способ, когда подрядные работы выполняются из материалов подрядчика или, как указано в статье 704 ГК РФ, — иждивением подрядчика.

Приобретенные подрядчиком материалы учитываются в общеустановленном порядке.

В случае применения указанного выше способа подрядчик приобретает материалы по договорам купли-продажи (договорам поставки) у традиционных поставщиков: предприятий-изготовителей или организаций-посредников.

2.3.2 Обеспечение строительства материалами поставки заказчика

На практике нередко поставщиком материальных ресурсов выступает организация — заказчик строительства.

В этих случаях в соответствии со статьей 745 ГК РФ заказчик согласно условиям договора строительного подряда принимает на себя обязанность по обеспечению строительства в целом или в определенной части отдельными видами материалов или оборудования.

Приобретаемые заказчиком материальные ценности изначально предназначаются для передачи их подрядчику в рамках договора подряда и обеспечения строительства материалами.

Получение подрядчиком стройматериалов у заказчика оформляется в общеустановленном порядке. Такая передача должна производиться по надлежащим образом, оформленным первичным документам (накладным, актам на передачу материалов и др.). Особенностью данной операции является то, что оплата за полученные материалы с расчетного счета подрядчика не производится, а осуществляется путем удержаний при взаиморасчетах с заказчиком за выполненные строительно-монтажные работы.

При отражении в бухгалтерском учете подрядчика операций по приобретению стройматериалов у заказчика следует иметь в виду, что стоимость материалов поставки заказчика, уложенных подрядчиком в дело, включается в выполненный объем работ в соответствии с пунктом 7.8 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.96 № 123. При этом стоимость материальных ресурсов поставки заказчика учитывается при взаиморасчетах в составе возвратных сумм, что подтверждено письмами Минстроя России от 30.05.95 № 12-155 и от 27.05.98 № 12-186.

В справках формы № КС-3 о приемке выполненных подрядчиком работ должна быть указана общая стоимость работ, а также суммы удержаний за переданные материалы. По итогу Справки должна быть указана сумма к оплате, исчисленная как разница между общей стоимостью работ и суммой указанных выше удержаний.

2.4 Учет строительных материалов

В ходе строительной деятельности материалы как предметы труда, меняя свою форму, последовательно проходят три цикла: приобретение; хранение; использование. Система учета материалов на каждой стадии их движения имеет решающее значение при решении проблем формирования достоверной и своевременной учетной информации, необходимой для принятия, обоснования и подготовки эффективных управленческих решений.

Схема движения строительных материалом зависит от сущности договорных отношений между подрядчиком и заказчиком и находит свое отражение в первичных документах.

Материальное снабжение строительного производства осуществляется в соответствии с производственными потребностями. Как правило, на предприятиях строительной отрасли эти задачи решаются в отделе снабжения, который играет важную роль в организации материально-технического снабжения строительства. Именно здесь аккумулируются информационные потоки о материалах: потребность определяется на основании данных сметно-производственного отдела, а данные об их наличии поступают от строительного объекта и склада. Многофункциональность отдела направлена на решение задач по обеспечению строительства в установленные сроки материальными ресурсами, организации их приемки, храпения, правильного рационального использования, выявлению излишних запасов и их мобилизации. Он представляет поставщикам спецификацию на продукцию, заключает соответствующие договоры, контролирует своевременность и точность выполнения поставщиками их условий.

В строительных организациях движение материальных ценностей по каждому строительному участку отражается в материальном отчете прораба по форме № М-19а, в котором указываются остатки материалов на начало месяца, поступление со склада и непосредственно от поставщиков, расход на производство разных объектов и сальдо на конец отчетного периода. Фактический расход материалов зачастую определяется расчетным способом. Этот метод основан на проведении ежемесячной инвентаризации остатков, оставшихся не использованными на строительном объекте.

Применение инвентарного метода списания материальных затрат на строительное производство вызвано тем, что непосредственно на строительной площадке отпуск материалов на рабочие места не оформляется первичными документами. В конце месяца при составлении материального отчета производитель работ определяет фактический расход материалов расчетным путем: остаток на начало месяца + поступление за месяц -остаток на конец месяца. Списание фактического расхода строительных материалов, конструкций и деталей на производство оформляется актом об остатках, на списание материалов открытого хранения — по форме № М-22а. По окончании месяца начальник участка составляет отчет о фактическом расходе основных материалов в сопоставлении с расходом по производственным нормам по форме № М-29.

Важнейшим принципом эффективного управления оборотными средствами является их нормирование.

При составлении локальных смет нормативная потребность и сметная стоимость строительных материалов рассчитываются на основе Государственных элементных сметных норм, локальных ресурсных ведомостей по видам работ, сводных ведомостей материалов и спецификаций в составе рабочей документации.

Учет расходов строительных материалов при формировании себестоимости строительной продукции (работ) может осуществляться по фактическим или планово-расчетным ценам. Если строительная организация учитывает материалы по планово-расчетным ценам, то она ведет отдельный учет отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам.

При учете материалов по планово-расчетным ценам строительные организации определяют номенклатуру материалов, по которым устанавливаются планово-расчетные цены в пределах наименовании, видов и групп материальных ценностей. Отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам учитываются по прилитым в строительной организации видам производственных запасов и ежемесячно списываются на счета учета использования материалов, а также на объекты учета пропорционально планово-расчетным ценам израсходованных и отпущенных материалов.

Нормативный расход материалов по отдельным объектам строительства устанавливается исходя из объемов выполненных работ поданным журнала учета выполненных работ (форма № КС-6). Выполненный объем работ определенного вида умножается на производственную норму расхода каждого вида используемого материала. Фактический их расход берется из материального отчета производителя работ. Перерасход материалов по количеству на основании разрешения руководителя строительно-монтажной организации может быть списан на производство как документированное отклонение от норм расхода или на лицо, виновное в его образовании. Стоимостные отклонения от установленного норматива отражаются в учете как недокументированные затраты.

Применение элементов нормативного учета дает мощные дополнительные возможности повышения эффективности принимаемых управленческих решении и печатает заявку, когда уровень запаса достигает точки заказа. Практика показывает, что на складах могут быть допущены ошибки, влияющие на размер и точку заказа.

Для выявления неточных записей и других ошибок имеется система учета, объединяющая функции контроля запасов и контроля производства.

Закупка материалов. Когда отдел снабжения получает копию заявки, служащий, который ведает вопросами закупок, выбирает соответствующего поставщика, основываясь на информации экспертов (агентов), которой располагает отдел, и затем составляет заказ на поставку. В нем содержится просьба к поставщику поставить материалы, перечисленные в заказе. Копия заказа на поставку направляется на склад для сверки данных этого документа с количеством товаров, когда они прибудут.

Приемка материалов. При приемке материалов складом их осматривают и сверяют с данными накладной на груз, заполненной поставщиком, и копией заказа на поставку.

Склад вносит полученные товары в приходные ордера или в другие приходные документы и делает необходимые записи в соответствующей складской карточке (карточке складского учета) в графе «принято». Документы о получении товара передаются в отдел снабжения и в бухгалтерию. В отделе материально-технического снабжения будет отмечено, что заказ выполнен, а в бухгалтерии документы о получении товара будут сверены со счетом поставщика, чтобы оплату произвести только за те товары, которые были действительно получены.

Счет от поставщика обычно сдается через несколько дней после получения товаров, и бухгалтерия использует данные этого счета, чтобы оценить каждый вид материалов. Затем записи о поступивших товарах вносятся в соответствующую графу накопительной ведомости, где отражаются данные о запасах.

В ней фиксируются количество и стоимость каждого отдельного вида материалов, имеющихся в наличии. На предприятиях для ведения подобного учета должна использоваться вычислительная техника.

Приёмка материальных ресурсов — одна из важнейших операций в процессе обеспечения строительства. Эту ответственную операцию необходимо проводить путём тщательной проверки количества, комплектности и качества поступающей продукции, а также соответствующим оформлением учётной документации в установленном порядке.

В случае несоответствия прибывших грузов по количеству и по качеству по документам поставщиков или транспортной организации составляются соответствующие приёмные акты для предъявления претензий поставщику или транспортной организации.

Учёт и контроль в материально-техническом снабжении достигаются точной фиксацией наличия, поступления и расходования материально-технических ресурсов.

Линейным работникам необходимо своевременно оформлять и передавать в бухгалтерию строительной организации документы первичного учёта: приходные и расходные ордера, товаротранспортные накладные, счета и т. п.

Бухгалтерия строительной организации ведёт систематическое наблюдение за использованием материальных и энергетических ресурсов и об этом представляет руководству организации статистические отчёты.

Отпуск материалов для производства строительно-монтажных работ должен производиться на основе жёсткой лимитной системы. В её основе лежит предварительный обсчёт по рабочей документации и утвержденным нормативам расхода необходимого количества материалов. Работники управления производственно-технологической комплектации строительства заносят эти данные в специальную лимитную карту по строительству объекта, и эта лимитная карта служит единым первичным учётным документом, регламентирующим отпуск материалов на весь период строительства объекта.

Отпуск материалов сверх установленного лимита допускается только с разрешения руководителя строительной организации. Получение такого разрешения связано с выявлением причин завышения лимита и наложения в необходимых случаях наказания на лиц, допустивших перерасход материалов.

В конце каждого месяца начальник участка (прораб) представляет в бухгалтерию строительной организации материальный отчёт о расходе строительных материалов в соответствии с выполненными физическими объёмами работ и установленными производственными нормами расхода материалов.

Глава 3. Автоматизация процесса разработки и контроля за выполнением плана производства строительных работ

Рассмотрим бизнес-процесс деятельности строительного предприятия.

Сначала сметчики разрабатывают смету на основе данных, которые передает им секретарь (средняя цена за материал). Локальная смета передается планировщику, который на основе нее разрабатывает план производства работ (ППР) и передает его на объект строительства. Одновременно подрядчикам передается ведомость потребных материалов из сметного отдела, на основе которых подрядчики могут заказать необходимые материалы.

В соответствии с ППР и ведомостью потребных ресурсов с объекта в отдел снабжения поступает заказ на материалы. В отделе снабжения заносят данные о заявке на рабочий лист Excel. Затем по заявке осуществляется заказ ресурсов несколькими способами:

  • крупные поставки заказываются у поставщика, который сам поставляет материалы на объект;
  • мелкие заказы осуществляет водитель, получая ежедневно разнарядку;
  • некоторые ресурсы могут заказываться подрядчиком.

Все данные о поставках регистрируются в отделе снабжения. Затем периодически бухгалтерия берет данные о поставленных ресурсах в отделе снабжения либо в электронном виде (Excel), либо в распечатанном виде для их списания.

Из этой схемы видны следующие недостатки существующей системы:

  • из документа Excel берут данные и сметчики, и бухгалтеры, и снабженцы. Что не всегда удобно, так как MS Excel не поддерживает многопользовательский режим;
  • нет единой структуры материалов для снабженцев и бухгалтеров;
  • ППР строится на основе сметы вручную;
  • контроль за использованием ресурсов не автоматизирован.
    В связи с этим было выделено 2 задачи:
  • автоматизация построения плана производства работ;
  • автоматизация организации учета и контроля движения материалов.

Для решения поставленных задач был выбран следующий инструментарий:

  • Microsoft Project;
  • VBA;
  • Borland Delphi 6;
  • Paradox 7;
  • Инфо-Бухгалтер.

MS Project выбран в связи с тем, что на предприятии для построения ППР используется данная система, так как обладает мощным арсеналом средств для управления проектом.

Программа MS Project позволяет назначить ресурсы оборудования, материальные ресурсы, а также трудовые ресурсы и следить за тем, чтобы каждый сотрудник постоянно был загружен на 100 %. При этом в отдельном окне программы выводится статистика по потреблению ресурсов в каждый момент времени и полная информация о затратах. В MS Project можно настроить внешний вид элементов управления, вставить в проект графические изображения, фотографии, диаграммы из MS Excel и другие объекты. Кроме того, MS Project позволяет устранить многие проблемы планирования, а также с чрезвычайной эффективностью следить за ходом выполнения задач и создавать подробные отчеты с указанием точного количества потребленных ресурсов, времени, потраченного на проект, уровня задержки выполнения различных задач по отношению к плановым значениям, с указанием эффективности каждого сотрудника и т.д.

К тому же MS Project относится к семейству MS Office, то есть использует стандартную структуру меню и панелей инструментов пакета MS Office. Каждый, кто умеет работать с MS Word, MS Excel и MS Outlook, без труда разберется в интерфейсе MS Project.

VBA выбран, так как это стандартный язык написания сценариев для приложений Office.

Выбор Delphi в качестве среды разработки обусловлен тем, что это достаточно мощная система разработки, которая позволяет быстро и качественно создавать приложения.

Список использованных источников

1. Управление проектами — http://www.project.km.ru
2. Вязовой В. Система управления проектами в строительстве —
http://gvozdik.ru.
3. http://www.erudition.ru
4. Экономика строительства: Учебник / Под общей ред. И.С. Степанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
5. Адамов Н.А. Учет и контроль в строительстве. — СПб.: Питер, 2005.
6. Гультяев А.К. MS Project 2002. Управление проектами. Русифицированная версия: Самоучитель. — СПб.: КОРОНА принт, 2003.
7. Юзефович А.Н. Организация и планирование строительного производства / Учебное пособие. — М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004.
8. Соколов СП., Соколов П.А. Учет и налогообложение в строительстве. Практическое пособие. М.: Издательский дом «Аудитор», 2000.
9. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
10. Нанасов П.С. Управление проектно-строительным процессом (теория, правила, практика. : Учебное пособие. Издательство ABC, — М.: 2005.
11. Щербаков А.С. строительного дела: Учеб. для нестроит, спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 1994.
12. Богданов В.В. Управление проектами в Microsoft Project 2003: Учебный курс. — СПб.: Питер, 2005.
13. Уокенбах Дж. Профессиональное программирование на VBA в Excel 2002.: Пер. с англ. — М.: Издательские дом «Вильяме», 2003.
14. Кортер Дж., Марквис Ан. Microsoft Project 2000. — М.: Издательство «Лори», 2002.
15)Ализар A. Microsoft project: основы управления проектами // Справочник экономиста. — 2004. — №6. — с. 93-95.
16. Ефименко А.З., Рыбко А.Н., Колоколенков А.В. Информационные технологии и модели календарного планирования производства изделий // Экономика строительства. — 2003. — №5. — с.44-48.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4310

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке