Содержание

Введение
1. Общая характеристика учреждения
2. Организационная структура Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области
3. Полномочия и основные функции организации
4. Выполнение пунктов индивидуального задания
Заключение
Список использованных источников

Введение

Тема выпускной квалификационной работы: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)». В связи с этим, местом прохождения практики был выбран Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области.

В период с 01.05.2017 г. по 14.05.2017 г. я, студентка 4 курса Борисова Дарья Александровна, проходила преддипломную практику в Департаменте по труду и занятости населения администрации Владимирской области в отделе программ занятости, рынка труда и трудовой миграции в качестве стажера у главного специалиста-эксперта.

Целью прохождения практики являлось закрепление и систематизация знаний, полученных при освоении образовательной программы; изучение деятельности структурных подразделений Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области; проведение работы для решения задач выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)» на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в филиале, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практик.

В рамках заданной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучение нормативных правовых актов, определяющих правовой статус Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области ознакомление с административными и должностными регламентами органа;
  2. Ознакомление с организационной структурой органа, организацией его деятельности, порядком взаимодействия с другими органами, гражданами и организациями;
  3. Анализ функций и полномочий исполняемых Департаментом по труду и занятости населения администрации Владимирской области
  4. Сбор и обработка материалов, необходимых для написания практической части выпускной квалификационной работы по теме: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)» и отчета о прохождении преддипломной практики.

1. Общая характеристика учреждения

Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области (далее — Департамент) является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере трудовых отношений, иных непосредственно связанных с ними отношений, включая содействие развитию взаимодействия профессионального образования Владимирской области с рынком труда и в области содействия занятости населения по полномочиям, возложенным на администрацию области, обеспечивающим и реализующим переданное Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными и выполняющим исполнительно-распорядительные функции в данных сферах деятельности на территории области.

Департамент функционально подчиняется первому заместителю Губернатора области по промышленности и экономической политике.

Департамент в своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральными конституционными законами;
  • Федеральными законами;
  • Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
  • Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
  • Уставом Владимирской области;
  • Законами Владимирской области;
  • Указами и распоряжениями Губернатора области;
  • Постановлениями и распоряжениями администрации области;
  • другими нормативными правовыми актами.

Департамент в установленной сфере деятельности взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти области и структурными подразделениями администрации области, органами местного самоуправления, организациями различных форм собственности и общественными организациями.

Департамент может образовывать совещательный орган — коллегию. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Владимирской области (счета в иных кредитных учреждениях, предусмотренных действующим законодательством), печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы и бланки.

2. Организационная структура Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области

Директором департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области является Григорьев Андрей Геннадьевич.

Директор Департамента выполняет следующие функции:

  1. Руководит деятельностью Департамента, организует его работу в соответствии с полномочиями и функциями, несет персональную ответственность за результаты работы Департамента.
  2. Распределяет обязанности между заместителями директора Департамента и руководителями структурных подразделений Департамента.
  3. Утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих Департамента.
  4. Утверждает состав коллегии Департамента.
  5. Ведет прием граждан, рассматривает обращения, поступившие в Департамент, принимает меры к их своевременному рассмотрению.

6.Планирует деятельность Департамента по согласованию с первым заместителем Губернатора области по промышленности и экономической политике на очередной квартал

В департаменте имеется несколько отделов:

— Отдел контрольно-правовой работы;

— Отдел программ занятости, рынка труда и трудовой миграции;

— Отдел обеспечения государственных услуг;

— Отдел информационных технологий и автоматизации;

— Oтдел трудовых отношений и социального развития;

— Отдел финансового обеспечения содействия занятости и социальных выплат;

— Отдел бюджетного учета и отчетности;

3. Полномочия и основные функции организации

В соответствии с федеральным и областным законодательством в установленной сфере деятельности на Департамент возлагаются следующие полномочия:

  • развитие трудовых отношений и социального партнерства, участие в реализации государственной политики в сфере оплаты труда работников государственных учреждений;
  • осуществление расчета прожиточного минимума на основе разрабатываемой Департаментом потребительской корзины, мониторинга и анализа показателей уровня жизни и доходов населения;
  • реализация государственной политики в сфере охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • организация и осуществление государственной экспертизы условий труда;
  • реализация полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Департамент в соответствии с полномочиями осуществляет следующие функции:

1. В сфере развития трудовых отношений и социального партнерства:

— Проводит анализ социально-демографической ситуации в регионе, положения дел на рынке труда и осуществляет прогноз отдельных показателей социально-экономического развития в сфере труда и занятости населения, готовит по этим вопросам предложения по формированию областной политики занятости населения и в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры.

— Участвует в подготовке региональных программ по совершенствованию трудовых отношений и осуществляет меры по их реализации.

— Участвует совместно с департаментами администрации области в разработке законодательных и нормативных актов в части установления размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений.

— Подготавливает совместно с органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям предложения и мероприятия по эффективному использованию трудовых ресурсов при решении задач, возникших при чрезвычайных ситуациях, мобилизационной подготовке народного хозяйства.

—  Проводит мониторинг рынка профессий.

2. В сфере осуществления расчета прожиточного минимума, мониторинга и анализа показателей уровня жизни и доходов населения:

— Осуществляет с участием соответствующих органов исполнительной власти по единой методологии разработку потребительской корзины и расчет прожиточного минимума различных социально-демографических групп населения области.

— Проводит мониторинг и анализ показателей, характеризующих уровень жизни населения Владимирской области и ближайших регионов Российской Федерации.

3. В сфере условий и охраны труда:

— Осуществляет государственное управление охраной труда на территории области.

— Разрабатывает областные целевые программы улучшения условий и охраны труда.

— Организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Владимирской области.

— Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по охране труда.

4. В сфере реализации государственной политики по содействию занятости населения, включая гарантии государства по обеспечению конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы:

— Обеспечивает регистрацию граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;

— Обеспечивает оказание государственными казенными учреждениями Владимирской области государственных услуг;

— Осуществляет:

а) разработку и реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

б) разработку и реализацию мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;

в) проведение мониторинга состояния и разработку прогнозных оценок рынка труда Владимирской области;

— Организует работу по формированию и ведению регионального сегмента регистра получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

— Осуществляет:

а) выдачу заключений о привлечении и об использовании иностранных работников;

б) информирование о положении на региональном рынке труда.

4. Выполнение пунктов индивидуального задания

Целью прохождения преддипломной практики являлось закрепление и систематизация знаний, полученных при освоении образовательной программы; изучение деятельности структурных подразделений Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области; проведение работы для решения задач выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)» на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в филиале, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практик. Для достижения данной цели в ходе прохождения преддипломной  практики я выполняла следующие задачи:

1. Проводила анализ и излагала в отчетной документации нормативные — правовые акты в соответствии с темой выпускной квалификационной работы: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)». На федеральном уровне основу государственного регулирования молодежного рынка труда составляют:

1 – Конституция Российской Федерации;

2 – Трудовой кодекс Российской Федерации;

3 – Закон «О занятости населения в Российской Федерации»;

4 – Распоряжение Правительства РФ об основах государственной

молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

На региональном уровне можно выделить следующие нормативно-правовые акты:

1 – Закон Владимирской области «О молодежной политике во Владимирской области»;

2 – Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года;

3 – Государственная программа «Содействие занятости населения Владимирской области» на 2017-2021 годы»;

4 – Региональная программа «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2016 году».

2. Я проводила систематизацию библиографического списка, используемой литературы в выпускной квалификационной работе на тему: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)»  в соответствии с требованиями Положения о выпускных квалификационных работах

студентов Владимирского филиала РАНХиГС. В соответствии с данным положением библиографический список разделен на следующие разделы: нормативные правовые акты и официальные документы, специальная литература и электронные ресурсы.

3. Мною было подготовлено и проведено исследование, необходимое для написания практической части выпускной квалификационной работы по теме: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)», были обработаны, проанализированы и обобщены полученные результаты. Практическая часть выпускной квалификационной работы посвящена вопросам совершенствования системы государственного регулирования молодежного рынка труда на примере Владимирской области. В ней дана характеристика состояния молодежного рынка труда Владимирской области, а также разработаны мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования молодежного рынка труда Владимирской области.

4. Во время прохождения практики я совершенствовала навыки оперативно искать и получать необходимые данные из различных источников; научилась пользоваться этими источниками, искать и находить их, правильно оценивать полученные сведения, перерабатывать и использовать их для решения поставленных задач.

5. Закрепила умения определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения в  Департаменте по труду и занятости населения администрации Владимирской области. В рамках данного направления работала с годовыми и квартальными отчетами  за 2012-2017 гг. о состоянии рынка труда Владимирской области. Также изучала состояние молодежного рынка труда, а именно доклад Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области «Ситуация на рынке труда Владимирской области и проблемы обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами», аналитические материалы на тему «Занятость молодежи: проблемы и пути решения».

6. Я овладела навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической и социальной среды и деятельности Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области. В частности, для характеристики молодежного рынка труда Владимирской области в работе использован универсальный метод описания системы, который отражает ее основные черты, проблемы и состояние, – это SWOT-анализ.

SWOT-анализ:

—  представляет собой структурированный метод планирования, который используется для описания сильных и слабых сторон системы, а также возможностей и угроз ее развития;

— является инструментом, позволяющим структурированно и наглядно представить основные характеристики объекта исследования и на основании этого выявить проблемы и перспективы его развития.

На основании вышеизложенного данный метод анализа информации был выбран для описания состояния молодежного рынка труда Владимирской области. Целью SWOT-анализа является подробное изучение сильных и слабых сторон данного сегмента рынка труда, а также необходимость определения угроз и возможностей, которые могут повлиять на систему и которые  важно учитывать при осуществлении государственного регулирования молодежного рынка труда Владимирской области.

7. Развивала умения определять параметры качества управленческих решений и оценивать соотношение планируемого результата и затраченных ресурсов в процессе прохождения преддипломной практики в Департаменте по труду и занятости населения администрации Владимирской области;

8. Овладела навыками планирования и организации деятельности, а также сбора, обработки информации Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области. На основании собранного материала для определения положения молодежи на рынке труда была составлена SWOT-матрица, с обоснование сильных, слабых сторон, угроз и возможностей развития молодежного рынка труда Владимирской области.

Проанализировав сильные и слабые стороны рынка труда молодежи, можно свидетельствовать о довольно благоприятной обстановке в данном сегменте рынка труда: в области существует своя собственная база подготовки кадров, специализированные агентства по трудоустройству молодежи; реализуются  региональные программы по содействию трудоустройству молодежи, все это происходит на фоне снижения абсолютных показателей безработицы. Однако в области сохраняются диспропорции спроса и предложения на молодежном рынке труда, в том числе из-за недостаточного уровня подготовки рабочих и специалистов образовательными учреждениями. Не стоит забывать и о низкой конкурентоспособности выпускников без опыта работы или стажа, а также завышенных требованиях молодежи к будущему месту работы. Все это обуславливает у молодежи трудности при устройстве на работу.

Проанализировав возможности рынка труда выпускников, можно сделать вывод: развитие инновационных, высокотехнологичных отраслей вместе с реализацией государственной поддержки трудоустройства выпускников, в совокупности с совместными  усилиями работодателей и образовательных учреждений создадут хорошие условия для молодежи, так как будет обеспечен спрос на молодые и квалифицированные кадры. А вовремя начатая профориентация поможет избежать проблем и ошибок при выборе будущей специальности.

Молодежному рынку труда Владимирской области угрожают следующие факторы: снижение численности молодежи, отток наиболее мобильной и образованной ее части в соседние регионы и замещение ее мигрантами из стран Содружества ведут в целом к ухудшению качества трудовых ресурсов (поток низкоквалифицированных работников растет, высококвалифицированных остается постоянным), что негативно скажется на модернизации экономики и рынка труда, существенно ограничит переход Владимирской области на инновационный путь развития.

9. В процессе прохождения практики в Департаменте по труду и занятости населения администрации Владимирской области, были приобретены умения организовывать контроль исполнения управленческих решений во время прохождения преддипломной практики в Департаменте по труду и занятости населения администрации Владимирской области. В рамках данной задачи, в течение нескольких дней осуществляла прием, учет и передачу входящих и внутренних документов руководству и исполнителям, прием, учет и отправку исходящих документов, и рассылку документов по всем видам связи.

10. Собран и обработан фактический материал, необходимый для написания отчета по преддипломной практике.

На основаниях полученных мною знаний я осуществляла свою рабочую функцию в качестве стажера в отделе программ занятости, рынка труда и трудовой миграции Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области. Все поставленные руководителем задачи были выполнены мною добросовестно и в срок, установленный программой преддипломной практики.

Заключение

Преддипломная практика является важной составляющей в образовательном процессе, во время прохождения которой можно закрепить свои теоретические знания и совершенствовать навыки профессиональной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях. За время прохождения преддипломной практики я научилась применять полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Получила практический опыт работы и углубила навыки работы с нормативно-правовыми актами.

Мною была изучена организационная структура Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области порядок взаимодействия Департамента с другими органами, гражданами и организациями.

Я ознакомилась с основными направлениями деятельности Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области, а также мною были проанализированы функции, которые выполняет отдел программ занятости, рынка труда и трудовой миграции. Также я изучала различные нормативные документы, которые требуются в работе.

Мною был собран и обработан материал для подготовки практической части выпускной квалификационной работы по теме: «Совершенствование системы государственного регулирования молодежного рынка труда (на примере Владимирской области)» и  отчета о прохождении преддипломной практики.

Таким образом,  в процессе прохождения преддипломной практики я осуществляла разнообразную деятельность в соответствии с профилем подготовки.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 N 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. и доп. вступил в силу 01.01.2017) // СЗ РФ. 2002. N 1(ч.1). Ст.3.
3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 N 1032-1 (в ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 2016. N 1. Ст. 8.
4. Об утверждении «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 N 2403-р // СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7185.
Специальная литература:
5. Меркулов П.А. Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в современных условиях: материалы VI международной научно-практической конференции (19 ноября 2014 г.) / под общ. ред. П.А. Меркулова, А.А. Харченко. — Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. — 322 с.
Электронные источники:
6. Доклад Департамента по труду и занятости населения Администрации Владимирской области «Занятость молодежи: проблемы и пути решения» // [Электронный ресурс] / Интерактивный портал Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области. — Режим доступа: https://vladzan.ru/, свободный. (Дата обращения: 04.05.2017 г.).
7. Доклад Департамента по труду и занятости населения Администрации Владимирской области «Ситуация на рынке труда Владимирской области и проблемы обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами» // [Электронный ресурс] / Интерактивный портал Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области. — Режим доступа: https://vladzan.ru/, свободный. (Дата обращения: 05.05.2017 г.).
8. Доклад Департамента по труду и занятости населения Администрации Владимирской области «Мониторинг перспективной потребности организаций Владимирской области в подготовке квалифицированных кадров»// [Электронный ресурс] / Интерактивный портал Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области. — Режим доступа: https://vladzan.ru/, свободный. (Дата обращения: 05. 05.2017 г.).
9. Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vladzan.ru/, свободный. (Дата обращения: 02.05.2017 г.).
10. О молодежной политике во Владимирской области: Закон Владимирской области от 7 мая 2007 N 50-ОЗ (с изменениями на: 10.12.2015) [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru, свободный. (Дата обращения 02.05.2017 г.).
11. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года: Указ Губернатора Владимирской области от 2 июня 2009 N 10 (с изменениями на: 27.12.2016) [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/, свободный. (Дата обращения 03.05.2017 г.).
12. Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Владимирской области» на 2017-2021 годы: Постановление Администрации Владимирской области 23 сентября 2016 N 840 [Электронный ресурс] / Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области. — Режим доступа: http://vladzan.ru/, свободный. (Дата обращения:02.05.2017 г.).
13. Об утверждении региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2016 году»: Постановление Администрации Владимирской области от 30 марта 2016 N 250 (с изменениями на: 13.12.2016) [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/, свободный. (Дата обращения 03.05.2017 г.).
14. Об утверждении положения о департаменте по труду и занятости населения администрации Владимирской области Постановление Губернатора от 23 декабря 2005 N 749 (с изменениями на 07.02.2017) [Электронный ресурс] / Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области. — Режим доступа: http://vladzan.ru/, свободный. (Дата обращения:10.05.2017 г.).
15. Перечень приоритетных и перспективных профессий (специальностей для профессионального обучения граждан Владимирской области в 2017 году [Электронный ресурс] / Интерактивный портал Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области. — Режим доступа: https://vladzan.ru/, свободный. (Дата обращения: 10.05.2017 г.).