Содержание

1. Краткая характеристика предприятия по ассортиментной принадлежности и товарной специализации
2. Характеристика ассортимента детских пюре, реализуемых на российском рынке
3. Анализ информации для потребителей на маркировке плодово-ягодных консервов для детского питания
4. Проведение органолептической оценки качества исследуемых образцов
5. Соответствие сроков годности, указанных на упаковке, требованиям нормативной документации
Заключение
Список использованных источников

1. Краткая характеристика предприятия по ассортиментной принадлежности и товарной специализации.

Сеть магазинов «Детский Мир» — старейшая в России. Магазин предлагает товары от крупнейших производителей товаров для детей: одежда, обувь, игрушки, товары для новорожденных и будущих мам. При этом история магазина насчитывает более 50 лет. Знаменитый центральный магазин «Детский мир» был открыт 5 июня 1957 года. Даже на сегодняшний день он считается самым большим магазином товаров для детей. Это крупнейшая российская компания по реализации товаров для детей и подростков. В магазинах сети «Детский мир» предлагается широкий ассортимент товаров для детей всех возрастов. Это одежда и обувь ведущих брендов, игры и игрушки, товары для спорта, товары для новорожденных — в общем все в чем нуждается Ваш ребенок. В связи с большими оборотами магазин может поддерживать конкурентные цены, чтобы посетители могли приобретать качественные товары по доступным ценам.

Зарегистрировано в налоговой инспекции как открытое акционерное общество «Детский Мир»

Сочетание традиций и стремления не отставать от возрастающих требований времени позволило «Детскому миру» выйти на новый этап развития — создание общенациональной сети магазинов детских товаров 21 века.

Организационная структура магазина достаточно гибкая и постоянно совершенствуется с учетом изменения конъюнктуры рынка. Такие четкие рамки подчинения в магазине прослеживаются во всей организационной структуре, от этого работа предприятия становится более слаженной и эффективной. Данная организационная структура наилучшим образом позволяет магазину гибко взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять, и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

2. Характеристика ассортимента детских пюре, реализуемых на российском рынке.

Вопрос покупки детских пюре кается практически всех мам, когда ребенку до года начинают вводить прикорм. Большинство производителей детской продукции предлагают пюре, которое можно предложить ребенку с 3,5 месяцев. Однако, когда вводить в детский рацион пюре — личное дело каждой семьи, а вот вопрос качества продукции — дело глобальное.

Во-первых, рассмотрим какими производителями представлен рынок детской продукции в России. Сегодня на полках супермаркетов, аптек и специализированных магазинах можно найти продукцию «Агуша», «Фрутоняня», «Тема», «Gerber», «NESTLE», «Hippo, «Hinz», «Semper» и некоторых других производителей. Одни из перечисленных фирм предлагают полный ассортимент продукции- от молочной смеси до детских каш и первого печения.

Чтобы не нарваться на подделку нужно знать, что:

«Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Gerber» , «Тема» не выпускают молочную смесь;

«Агуша», Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Gerber» не производят детского печения.

То есть, если вы увидели перечисленную продукцию под эгидой данных торговой марок, то это подделка- сегодня они не производят перечисленную выше продукцию.

Срок годности продукции всегда следует проверять. Помимо этого, на баночной продукции любого производителя детского питания указано, что при открывании пюре, сока или иной продукции в стеклянной банке должен раздаться характерный для герметично закрытой крышки хлопок. В противном случае фирма не ручается за качество продукции.

На коробке/банке/пакете с детским питанием обязательно указан состав продукции, а также условия хранения продукта, его описания и, самое главное, срок хранения еды в открытой упаковки. Чаще всего для молочной смеси это 3 недели со дня вскрытия герметичности упаковки, для баночной продукции — сутки. Однако стоит уточнять это на каждой баночке отдельно.

Основная масса детского питания без ГМО, но встречаются и фирмы, которые используют ГМО при приготовлении продукта. Так производитель детского питания марки «Тема» в некоторых видах товара использует ГМО. Здесь важна позиция потребителей по этому вопросу, а в целом, продукция соответствует знаку качества.

Отличие детских пюре у производителей не столько в составе, сколько в ассортименте и способе обработки. К примеру, у торговой марки «Gerber» большой выбор твороженных десертов, а вот овощные пюре представлены скудно, выбор фруктово-ягодных пюре более широк, но мясные пюре не пользуются спросом из-за не удобной массы продукта- 80 мг. «Бабушкино лукошко» предоставляет на выбор самый широкий спектр отечественной продукции пюре — здесь большой ассортимент овощных и фруктово-ягодных баночек: в чистом виде, например, кабачок, и в смешанном — яблоко-черника. Выпускаются и мясные пюре- индейка, кролик, говядина, и мясные пюре с овощами. Торговая марка «Hipp» популярна своими детскими чаями. Они производят чай в виде растворимых гранул, что очень удобно, допустим, в поездке.

«Heinz» славится своими кашами. Ассортимент действительно широк, большой выбор вкусов, для разных возрастов. Так же интересно отметить, что фирмы » Hipp» «Heinz» используют на своих товарах высказывания основателей компании- это еще один признак того, что вы покупаете не подделку, стоит ориентироваться и на этот признак тоже.

Торговая марка «Агуша» производит все виды детского питания- от молочных смесей до пюре и соков. Однако ее продукция часто остается на прилавках магазинов, хотя все технологии и способы обработки и компоненты сертифицированы. Видимо здесь фигурируют другие факторы выбора потребителем тех или иных товаров нежели объективные характеристики, о которых мы говорим.

Помимо перечисленных производителей есть и другие, мене распространенные марки, к примеру «Спелёнок» или «Малыш», все они так же соответствуют стандарту качества, однако область их распространения узка и не во всех регионах они есть.

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их действительных значений и сопоставлению с базовыми.

Номенклатура показателей качества и их регламентируемые значения устанавливаются действующими стандартами, а показателей безопасности – СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

Действительные значения показателей качества определяются методами испытаний, установленными действующими стандартами.

Все требования к показателям качества, в том числе и безопасности, а также к методам испытания относятся к обязательным на основании Закона РФ «О стандартизации» (ст. 7) и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Маркировка потребительской тары должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2001 «Продукты пищевые. Информация для потребителей», а также действующих стандартов на упаковку и маркировку соответствующих видов ПДП. Эти требования носят обязательный характер и несоответствие им информации на маркировке может служить основанием для забраковки ПДП.

Качество плодово-ягодных консервов должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52475. При экспертизе качества консервов проверяют органолептические и физико-химические показатели.

К органолептическим показателям качества консервов относятся: внешний вид, консистенция, цвет, запах и вкус.

Из физико-химических показателей ГОСТ Р 52475 нормируются: массовая доля растворимых сухих веществ и титруемых кислот в пересчете на яблочную кислоту.

3. Анализ информации для потребителей на маркировке плодово-ягодных консервов для детского питания.

Средства товарной информации предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей: изготовителей, продавцов и потребителей. Одним из основных средств товарной информации, доступных для потребителей, является маркировка товара.

Маркировка — это текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителей информации об изготовителе, количественных и качественных характеристиках товара.

Информационная функция — основная функция маркировки и в структуре маркировки наибольший удельный вес приходится на потребительскую информацию, которая должна соответствовать требованиям, указанным в ГОСТ Р 51074-05 «Продукты пищевые. Информация для потребителя».

Для анализа информации на маркировке было отобрано 10 образцов продукции: пюре «Агуша» яблоко, пюре «HiPP» груша, пюре «Hutricia» груша, пюре «TipTop» яблоко с черничным соком, пюре «ФрутоНяня» яблоко-груша сливки, пюре «Неженка» «ФрутоНяня» яблоко-сливки, пюре «ФрутоНяня» яблоко-абрикос творог, сок «Бабушкино лукошко» яблочно-шиповниковый осветленный без сахара, сок «HiPP» мультивитаминный без сахара, сок «Gerber» яблочно-виноградный с шиповником осветленный без сахара, сок «Топ Топ» «Hutricia» яблоко-груша с мякотью без сахара.(Приложение1)

Проанализировав данные Приложения 1, можно сделать вывод, что данные на упаковке плодово-ягодных консервов для детского питания представлены полностью в соответствии с ГОСТ Р 51074-05. Минусом является то, что в плодовые соки изготавливают из восстановленных концентратов, а не из свежих фруктов. Исключением являются соки таких производителей, как «Nutricia» и «Gerber», поскольку на упаковке данных соков не было указано, что они восстановленные. Хотя этот факт не исключает возможность использования в производстве восстановленных соков.

В пюре из яблок и абрикосов с творогом «ФрутоНяня» добавлена вода. Это может быть сделано для увеличения объема и массы продукта.

Также в пюре яблочное со сливками «ФрутоНяня» внесена аскорбиновая кислота. Она может быть использована в качестве консерванта, а использование искусственных добавок, консервантов и красителей запрещено для детского питания.

Информация на упаковке большинства изделий написана очень мелким шрифтом, и надо иметь очень хорошее зрение, чтобы ее прочитать.

На всех консервах указаны рекомендации по употреблению продукта, а на некоторых еще и дополнительная информация. Так, на маркировке продукции фирмы «ФрутоНяня» указан номер свидетельства о гос. регистрации (№77.99.19.У.9228.8.06. от 30.08.2006 г). На маркировке сока фирмы «Gerber» указано, сто продукция соответствует сертификату качества серии ISO 9001. Вся эта информация говорит о том, что производители обращают большое внимание на качество своей продукции. В настоящее время это особенно актуально, поскольку многие потребители заботятся о своем здоровье и о здоровье своих детей и уделяют информации на упаковке достаточно большое внимание.

4. Проведение органолептической оценки качества исследуемых образцов

В ходе исследования качества плодово-ягодных консервов для детского питания были рассмотрены следующие образцы:

— пюре «Агуша» яблоко;

— пюре «HiPP» груша;

— пюре «Hutricia» груша;

— пюре «TipTop» яблоко с черничным соком;

— пюре «ФрутоНяня» яблоко-груша сливки;

— пюре «Неженка» «ФрутоНяня» яблоко-сливки;

— пюре «ФрутоНяня» яблоко-абрикос творог;

— сок «Бабушкино лукошко» яблочно-шиповниковый осветленный без сахара;

— сок «HiPP» мультивитаминный без сахара;

— сок «Gerber» яблочно-виноградный с шиповником осветленный без сахара;

— сок «Топ Топ» «Hutricia» яблоко-груша с мякотью без сахара.

Для оценки органолептических показателей используем 5 балльную шкалу:

5 — отлично;

4 — хорошо;

3 — удовлетворительно;

2 — неудовлетворительно.

Требования, предъявляемые к качеству по ГОСТ указаны в таблицах 1 и 2.

По органолептическим показателям плодово-ягодные консервы для детского питания должны соответствовать требованиям:

— соки ГОСТ 15849-78 «Соки плодовые и ягодные. Общие технические условия»

— пюре ГОСТ 29276-92 «Консервы плодово-ягодные для детского питания»

Таблица 1. Требования к качеству плодовых и овощных соков для детского питания

 Таблица 2. Требования к качеству плодово-ягодных и овощных пюре для детского питания

Результаты органолептической оценки качества плодово-ягодных консервов для детского питания отобранных для выявления фальсификации представлены в Приложении 2.

Самый высокий показатель, по органолептической оценке, получили пюре яблочное «Агуша» и сок мультивитаминный без сахара «HiPP». Большинство остальных образцов получило средний балл в пределах 4,5-4. Лишь два наименования плодово-ягодных консервов для детского питания — пюре «ФрутоНяня» яблоко-груша сливки и пюре «Неженка» «ФрутоНяня» яблоко-сливки получили средний балл ниже 4. Данные образцы имели неудовлетворительную консистенцию, а пюре «Неженка» «ФрутоНяня» яблоко-сливки к тому же еще и неудовлетворительные вкус и запах (излишне кисловатые). Это можно объяснить тем, что возможно в данные наименования пюре вместо натуральных сливок из коровьего молока высшего сорта и высокой жирности были добавлены сливки либо пониженной жирности, либо растительные. Помимо этого, сок «Gerber» яблочно-виноградный с шиповником осветленный без сахара получил 3 балла за вкус и запах. Возможно это связано с тем, что в него добавлен сок шиповника, имеющий слегка специфический вкус.

В целом можно сказать о достаточно высоком качестве изученных образцов плодово-ягодных консервов для детского питания. Это говорит о том, что проблема здоровья детей сейчас особенно актуальна и производители детского питания стремятся как можно большее внимание уделить качеству своей продукции.

5. Соответствие сроков годности, указанных на упаковке, требованиям нормативной документации.

В настоящее время производители стараются удлинить сроки годности своей продукции. Это может достигаться различными путями, но чаще всего применяются консерванты. Однако главная проблема состоит в том, что производители чаще всего на упаковке пишут «Без консервантов». Для производства продуктов детского питания добавление консервантов, искусственных добавок и красителей недопустимо.

Сравним сроки годности, указанные на маркировке и требуемые по ГОСТ, а так же проверим наличие надписи «Без консервантов» на упаковке (таблица 3).

Таблица 3. Соответствие сроков годностей, указанных на упаковке, требованиям ГОСТ

На основе данных, представленных в таблице можно сказать, что информационная фальсификация присутствует на маркировке пюре «Неженка» «ФрутоНяня» яблоко-сливки. На данном образце продукции присутствует надпись «Без добавления консервантов, красителей и искусственных добавок», но, тем не менее, в составе присутствует лимонная кислота.

Что касается маркировки остальных образцов продукции, то на них присутствует надпись «Без добавления консервантов, красителей и искусственных добавок», которая подтверждается отсутствием в составе запрещенных к использованию добавок.

Сроки годности всех образцов соответствуют требованиям, указанным в нормативной документации.

Заключение

В данной работе были раскрыты вопросы, которые связаны с товарной информацией.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.

Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.

Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей.

Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда. Мы раскрыли вопрос о маркировке товара. Это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Рассмотрели такой вопрос, как информационные знаки (условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара).

В настоящее время ассортимент детского питания очень широк.

Из российских производителей детского питания большой популярностью пользуются торговые марки «Агуша», «Бабушкино лукошко», «Фруто няня», «Тема», «Тип-топ» и другие.

Из зарубежных — достойное место на рынке детского питания занимают швейцарская торговая марка «Nestle», голландская «Nutricia» и другие.

Проблема качества детского питания особенно актуальна, поскольку здоровье детей — это основа здоровой нации. В продукты для детского питания нельзя вносить консерванты и другие искусственные добавки, чем в нестоящее время пренебрегают некоторые производители, так как большинство продукции выпускается по техническим условиям, требования которых невозможно проследить.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что проанализированные образцы плодово-ягодных консервов для детского питания являются не фальсифицированными и отвечают всем требованиям стандартов на данную продукцию.

Список использованных источников

1. ФЗ РФ «О стандартизации» Утверждена Постановление Правительства Российской Федерации № 519 от 06.07.2009, 98с
2. ФЗ РФ «О сертификации товаров и услуг» Утверждена Постановление Правительства Российской Федерации 2010 г. № 508, 94с.
3. ФЗ РФ «О защите прав потребителей» Утверждена Постановление Правительства Российской Федерации 2011, № 476, 87с
4. ОСТ 29276-92 Консервы плодово-ягодные для детского питания. Общие технические условия
5. ГОСТ 15849-78 Соки плодовые и ягодные. Общие технические условия
6. ГОСТ Р 51074-05 Продуты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
7. Алексеев, Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика. 2011. — 295с.
8. Боровикова. Л.А, Герасимова В.А, Евдокимов А.М и др. — Товароведение продовольственных товаров: (учеб. пособ. для торг. вузов). М.: Экономика. — 2010. — 352с.
9. Николаева, М.А. Сертификация потребительских товаров (Товарный справочник). — М.: Экономика. — 2012. — 124с.
10. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров (Учебник). — М.: Экономика. — 2013. — 280с.
11. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для вузов/ М.А. Николаева. — М.: Норма, 2013. — 288с.
12. http://ria-stk.ru/mos/adetail.php?ID=8230