Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчет по преддипломной практики на предприятии ОАО «БелАЦИ»

Открытое акционерное общество «Белгородасбестоцемент» — одно из крупнейших предприятий России, выпускающее асбестоцементные изделия. ОАО расположено  в Центрально-Черноземном экономическом регионе России в северо-западной части г. Белгорода рядом с белгородским цементным заводом.

Содержание

1. Краткая характеристика ОАО «БелАЦИ»
2. Анализ товарного рынка и прогноз внешней маркетинговой среды
3. Аудит внутренней среды объекта исследования
4. Оценка производственных возможностей
5. Оценка финансового состояния
6. Организация маркетинговой деятельности
7. Организация сбыта и ее эффективность. Сбытовая политика
8. Маркетинговая логистика
9. Товар и товарная политика
10. Разработка ценовой политики
11. Стратегический маркетинг. SWOT – анализ
12. Проектирование мероприятий и разработка программы маркетинговой деятельности, ее оценка
Список использованных источников

1. Краткая характеристика ОАО «БелАЦИ»

1. Полное и сокращенное наименование предприятия.

Полное наименование предприятия: «Белгородасбестоцемент». Сокращенное название ОАО «БелАЦИ».

2. Дата регистрации предприятия.

ОАО «БелАЦИ» зарегистрировано 3 января 1995 года.

3. Почтовый и юридический адрес.

Юридический адрес ОАО «БелАЦИ»: 308002 г. Белгород, ул. Мичурина, 104.

Телефоны:

( 0722 )26-16-68 — тел/факс приемная,

( 0722 )26-27-02 — зам. директора по коммерции,

( 0722 )26-26-07 — тел/факс отдела договоров,

( 0722 )26-17-05 — отдел сбыта,

( 0722 )26-16-41 — начальник отдела сбыта.

email:

[email protected] — системный администратор

[email protected] — отдел договоров

4. Банковские реквизиты
ИНН 3123004089
код ОКПО 00281559 код ОКОНХ 16120
Счет N 40702810507110100452
Белгородское городское отд. N 8581 Белгородского банка АК СБ РФ
БИК 041403633 Кор.сч. 30101810100000000633

5. Подчиненность предприятия.

Подчиненности вышестоящим органам не имеет.

6. Вид деятельности.

Основным видом деятельности ОАО «БелАЦИ» является производство строительных материалов, а именно асбестоцементных труб и листов.

7. Организационно-правовая форма.

Открытое акционерное общество.

8. Форма собственности.

Акционерная форма собственности.

Предприятие включено в федеральный государственный реестр предприятий-монополистов.

Открытое акционерное общество «Белгородасбестоцемент» — одно из крупнейших предприятий России, выпускающее асбестоцементные изделия. ОАО расположено  в Центрально-Черноземном экономическом регионе России в северо-западной части г. Белгорода рядом с белгородским цементным заводом. По объему и номенклатуре выпус­каемой высококачественной продукции ОАО «БелАЦИ» является лидером среди аналогичных предприятий России.

История развития предприятия

История комбината (ОАО «БелАЦИ») начинается с 1953 года пуском в эксплуатацию трубного завода на 4 технологические линии по производству асбестоцементных труб диаметром 100 до 500 мм, длиной 4м  и гидравлическим давлением 12-9-6 атмосфер, общей проектной мощностью 3840 условных км в год.

За 1953-1980 годы на трубном заводе осуществлены мероприятия по модернизации оборудования, по повышению его производительности, совершенствованию технологических процессов.

С 1987 года комбинат работает в новых условиях хозяйствования, а с 1988 года – на полном хозрасчете и самофинансировании.

С декабря 1992 года комбинат преобразован в акционерное общество «Белгородасбестоцемент» (АО БелАЦИ), а с 1995 года в ОАО «Белгородасбестоцемент» (ОАО БелАЦИ).

В 1998 году на ОАО «БелАЦИ» освоен выпуск окрашенного шифера на линии окраски № 1 и смонтирована вторая линия на шиферном заводе № 2; смонтированы и введены в действие две установки по производству пенобетонных блоков, освоен выпуск мелкоразмерной кровельной плитки.

В 1999 г. пущена в эксплуатацию еще одна технологическая линия ЛКМ по окраске шифера и комплектующих изделий, а также плоской плитки.

ОАО «Белгородасбестоцемент» имеет следующие производственные подразделения:

  • Шиферный завод №1 — оснащён технологическими линиями и производитасбестоцементные листы СВ-8 волновые, размером 1750x1130x5,8 мм; и плоскиенепрессованные листы 1750x1100x8,0.
  • Шиферный завод №2 — оснащён 5-ю технологическими линиями, из которых две линии производят листы СВ-7 волновые 1750x980x5,8, а три линии СВ-8 волновые — 1750x1130x5,8 мм.
  • Трубный завод — имеет пять технологических линий, из них 2 линии — по выпуску 4-х метровых труб диаметром 100-150 мм, безнапорные и напорные — 9атм; две линии по выпуску 5-ти метровых труб диаметром 200-500 мм и напором 9-5атм.

Трубы комплектуются асбестоцементными муфтами самоуплотняющимися.

4. Вспомогательное производство:

  • парокотельный цех (производит энергию для собственных нужд и товарную для продажи другим организациям;
  • ремонтно-строительный комплекс;
  • механический цех;
  • электроремонтный цех;
  • цех погрузки;
  • авто гараж;
  • очистные сооружения;
  • транспортный цех (отгрузка в вагоны);
  • деревообрабатывающий цех (изготовление столярных изделий, дверей, блоков и т. п.). В будущем планируется наладить производство прессованной плитки и разнообразных коньковых изделий. Внедрено в производство изготовление пенобетонных блоков.

Основные поставщики

Цемент — основное сырье для производства асбестоцементных изделий на заводы подается с Белгородского цементного завода пневмотранспортом по трубопроводам). Ежегодно ОАО «Белгородасбестоцемент» расходует примерно 400 тыс. т цемента.

Асбест на ОАО «Белгородасбестоцемент» поступает, в основном, с Баженовского месторождения (Свердловская область), Джетыгаринского месторождения (Кустанайская область) и Киембаевского месторождения (Оренбургская область) в железнодорожных вагонах, упакованный в мешках. Ежегодно ОАО «Белгородасбестоцемент» расходует примерно 70 тыс. т асбеста.

Сукно техническое на завод поступает с ОАО «Ковротекс» г. Дмитровоград (Ульяновская область) и с ЗАО «Сурская мануфактура» (Пен­зенская область). Сетка поступает с ОАО «Краснокамский завод металлических сеток» (Пермская область).

Вода в производстве используется преимущественно артезианская (8 собственных скважин на территории завода).

Через станцию Белгород-Сумская ОАО «БелАЦИ» имеет выход на основную магистраль Юго-Восточной железной дороги, а также на автомагистраль Москва – Симферополь.

Завод имеет выгодное месторасположение, хорошо обеспечен источниками тепло-, энерго- и водоснабжения, имеет хорошо развитую транспортную сеть. Через станцию Белгород-Сумская комбинат имеет выход на основную магистраль Юго-Восточной железной дороги, а также на автомагистраль Москва-Семфирополь.

Номенклатура выпускаемой продукции

ОАО «БелАЦИ» специализируется на выпуске и реализации следующих видов асбестоцементных изделий:

— трубы асбестоцементные напорные, водопроводные условным проходом 100,300,400 и 500 мм ВТ- 6, ВТ- 9, ВТ-12 и му4лы к ним по ГОС Г 539-80;

— трубы асбестоцементные диаметром 100, 150 мм, длиной 3950 мм, применяемые для безнапорной канализации и дымоходов, при прокладке кабеля телефонной связи;

— листы асбестоцементные волнистые унифицированного профиля 54/200 -1750 по ГОСТ 162.33-77;

—  листы асбестоцементные волнистые (серые и окрашенные) профиля 40/150 -8 размером 1750x1130x5,8 мм, применяемые для устройства кровель и стеновых ограждений жилых, общехозяйственных и сельскохозяйственных зданий и сооружений;

— листы асбестоцементные плоские размером 1750x1100x8 мм для стеновых
панелей, перегородок и других строительных конструкций, а также для
внутренней и наружной облицовки зданий;

— плитка плоская мелкоразмерная различной цветовой гаммы, используется как для устройства крыши, так и для облицовки зданий;

— картон асбестовый, вес 1 м 26, 18 кг, размером 3 800 (1900х1250х980)х1320х5, применяемый в качестве огнезащитного тепло­изоляционного материала;

— пенобетонные блоки, применяемые при строительстве коттеджей, садовых домиков, гаражей для утепления стен и кровли; доска подоконная обычная и строганная;

— изготовление дверных и оконных блоков, штакетника;

Продукция ОАО «БелАЦИ» отличается высоким качеством, пользуется большим спросом у потребителей, как в России, так и за рубежом, отпускается по вполне приемлемым ценам. ОАО «БелАЦИ», экспортируя свою продукцию, является призером престижных международных академий, сертификационных и экономических центров. У ОАО «БелАЦИ» сложились за годы работы устойчивые связи со своими поставщиками, особенно с поставщиками асбеста и технического сукна. Поставка этого сырья осуществляется без задержки, но в связи с рыночными условиями сырье закупается впрок.

Российское предприятие ОАО «Белгородасбестоцемент» работает на рынке строительных материалов с 1953 года и за это время завоевало славу надежного партнера, поставляюшего свою продукцию на рынки России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Многолетний опыт работы позволяет предложить потребителю широкий выбор асбестоцементных изделий.

Это традиционный шифер и трубы асбестоцементные в комплекте с муфтами, а также новые виды изделий, такие как: шифер окрашенный, цветная мелкоразмерная кровельная плитка, комплектующие к шиферу, изделия из пенобетона, окна, двери, погонажные изделия из хвойных пород дерева, асбестоцементные колонны, асбокартон.

Практически, на сегодняшний день воплощается в жизнь одна из идей ОАО «БЕЛАЦИ» — предложить покупателю весь перечень строительных материалов для строительства коттеджей, садовых домиков, различных хозяйственных построек, вплоть до шиферных гвоздей с красивой защитной шляпкой под цвет шифера.

Продукция ОАО «БЕЛАЦИ» отвечает современным архитектурно-строительным требованиям и повышению разнообразия декоративной отделки зданий. Она прекрасно сочетается с другими отделочными материалами. Ее можно использовать как в малоэтажном строительстве, так и для оформления отдельных архитектурных элементов зданий.

В условиях формирования рынка строительных материалов с его жесткой конкуренцией и при дефиците финансирования коллективу ОАО «БЕЛАЦИ» приходится определять оптимальные соотношения цены выпускаемой продукции и ее качества, для чего разрабатывается ряд мероприятий по улучшению качества и по экономии материально-сырьевых и энергетических ресурсов. Эти мероприятия и формируют политику низких цен, которой придерживается ОАО «БЕЛАЦИ» на протяжении длительного времени.

Конкуренция же в настоящих условиях — нормальное явление, которое не дает возможности забывать о новых технологиях, качестве, ценах. С кем можно иметь дело — покупатель решит сам. Коллектив ОАО «БЕЛАЦИ» надеется, что деловые контакты с его постоянными и вновь приобретенными клиентами будут расширяться и крепнуть к общей взаимной выгоде.

Квалификационный уровень работников во многом зависит от возраста, стажа работы, образования и т.д. Движение и состав кадров представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная таблица по движению и составу кадров

ОАО «БелАЦИ» имеет высококвалифицированный состав работников. Следует отметить постепенное сокращение среднесписочного состава рабочих за год. Наблюдающаяся на предприятии динамика увольнения в основном обусловлена собственным желанием рабочих.

Таблица 3. Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2004 – 2005 гг.

Из таблицы видно, что  в 2005 году по сравнению с 2004 годом произошло увеличение таких показателей как объем реализованной продукции, фондоотдача, оборотные средства, себестоимость товарной продукции, затраты на один рубль товарной продукции, рентабельность асбестоцементных труб.

2. Анализ товарного рынка и прогноз внешней маркетинговой среды

Анализ рынка АЦИ.

ОАО «БелАЦИ» специализируется на выпуске и реализации асбестоцементных изделий. По объему и номенклатуре выпускаемой высококачественной продукции ОАО «Белгородасбестоцемент» является лидером среди аналогичных предприятий России.

Основным рынком сбыта продукции ОАО «БелАЦИ» является, Россия, в частности Центрально-Черноземный и Центральный районы, Поволжье, Урал. Перспективными рынками сбыта являются: Белгородская, Курская, Воронежская, Тульская, Брянская, Орловская, Московская, Сумская области. Близость расположения заказчика позволяет ему для доставки купленной продукции использовать свой автомобильный транспорт.

ОАО «БелАЦИ» является монополистом по выпуску асбестоцементных изделий на рынке Белгородской области. Доступ другим предприятиям на этот рынок сбыта затруднен из-за известности ОО «БелАЦИ», а также из-за удаленности конкурентов от Белгородской области.

Центральная часть России, как рынок сбыта, является очень важной и перспективной. На этом рынке предприятие может успешно конкурировать с другими производителями, так как ОАО»БелАЦИ» выпускает продукцию довольно высокого качества. К тому же затраты на перевозку продукции будут составлять довольно небольшой процент от цены товара. Как отмечалось выше, в Центральной части России ведется много строительных работ, следовательно, спрос на асбестоцементные изделия будет устойчивым. Поэтому предприятию следует уделить этому рынку особое внимание.

Выход на рынки Урала, Сибири будет затруднен сильной конкуренцией со стороны предприятий, расположенных на Урале. Цена на их продукцию будет на много дешевле из-за незначительных расходов на транспортировку сырья на завод и транспортировку продукции потребителю. Местные предприятия имеют большую известность в своих регионах.

На такие отдаленные рынки ОАО «БелАЦИ» лучше выходить с каким-либо новым товаром, не имеющим аналогов у местных заводов — производителей. И, желательно, предварительно провести широкую рекламную компанию, связанную с представлением ОАО «БелАЦИ» и нового товара.

Доступ на рынки стран ближнего зарубежья в настоящее время затруднен из-за нарушенных торговых отношений. Например, чтобы начать широкий экспорт товаров на Украину, необходимо заново найти потребителей, прорекламировать себя и свою продукцию. Также придется выдерживать конкуренцию с местным предприятием, например, с Харьковским заводом изоляционных и асбестоцементных материалов, который является довольно крупным производителем шифера. Не следует забывать о таможенных платежах, которые увеличивают стоимость продукции. Так же заново придется искать потребителей в Молдове. Молдова является одним из перспективных рынков сбыта продукции, так как местный завод по производству асбестоцементных изделий в Рыбнице практически остановился.

Асбестоцементная промышленность является основной в потреблении асбеста и насчитывает в России 23 предприятия, из которых 12 производят листовые материалы и трубы; 10 – только листы; 1 — только трубы. Структура производства листовых изделий характеризуется такими цифрами: на долю кровельных, волнистых листов приходится 77% общего объема, конструктивных листов – 15%, плоских, предназначенных для строительства сельскохозяйственных зданий и других элементов, а также наружной и внутренней облицовки зданий – 8%.

На долю асбестоцементных листов приходится 36% от всех кровельных покрытий в капитальном строительстве, в том числе 60% в жилищном.

Три предприятия в сумме имеют долю рынка равную 54,75% (ОАО»БелАЦИ»–26,1%; ОАО «Серебряковский КАЦИ»–18,35%; ОАО «Сухоложскасбоцемент»–10,3%). На остальные 21 предприятие приходится 35,5%, в среднем на каждое по 2,2%.

Продукция предприятия поставляется в такие страны как Венгрия, Чехия, Румыния, Польша. Перспективными рынками сбыта также являются Грузия, Молдова, Азербайджан, Северный Кавказ.

Асбестоцементные изделия, производимые ОАО «БелАЦИ» всегда пользуются повышенным спросом по сравнению с аналогичной продукцией, потому что имеет сравнительно низкую цену (одна из самых дешевых в России) при наличии более высокого качества.

На рынке асбестоцементных изделий, охватывающем всю Российскую Федерацию, действуют 24 предприятия. Три предприятия в сумме имеют долю рынка равную 54,75% (ОАО «Белгородасбестоцемент»–26,1%; ОАО «Серебряковский КАЦИ»–18,35%; ОАО «Сухоложскасбоцемент»–10,3%). На остальные 21 предприятие приходится 35,5%, в среднем на каждое по 2,2%.

В 1999 г. в Российской Федерации было произведено 1689,3 млн.усл. пл. шифера, что на 33,3% больше, чем в 1998 г., и 7756,7 уел, км труб, что превысило уровень 1998 г на 8,5%. Выпуск конкурентоспособного шифера составляет 50%. Коэффициент использования мощностей составил 37,8 %, что в 1,4 раза выше 1996г.(27%), но почти в 2,2 раза ниже чем в 1992 (82,4%) году. По сравнению с 1990 годом объемы производства шифера сократились в 3, 8 раза, а труб — в 4 раза.

Экспорт асбестоцементных листов составляет 5% объема производства, а импорт — 0,2% (в основном это малоразмерный шифер из Финляндии).

В страны дальнего зарубежья шифер поставляют АООТ «ЛАТО», ОАО «Белгородасбестоцемент», АООТ «Вольский ЗАЦИ», а в страны СНГ — ОАО «Белгородасбестоцемент», ОАО «Асбестоцемент» и ОАО «Себряковский КАЦИ». Наибольшее количество шифера отгружается в Азербайджан.

В таблице 5 отражена динамика производства АЦЛ в разрезе отдельных производителей за период 2002-2005гг.

Таблица 5. Динамика производства АЦЛ по предприятиям за 2002-2005гг.

3. Аудит внутренней среды объекта исследования

Анализ сильных и слабых сторон предприятия по основным элементам внутренней среды представим в табл. 2.5

Таблица 6. Сильные и слабые стороны ОАО “БелАЦИ”

4. Оценка производственных возможностей

Характеристика продукции и технологический метод ее производства.

Сырьем для производства асбестоцементных изделий служат: асбест, цемент, вода, химические добавки, красители и вспомогательные материалы.

Технология производства асбестоцементных изделий выглядит следующим образом.

При производстве листовых изделий асбест, подаваемый транспортерами, дозируется по маркам дозаторами (по массе) и сборным транспортером доставляется в бегуны. На бегунах, а затем в гидропушителе осуществляется первая технологическая операция – расщепление (распушка) асбеста. Для облегчения распушки в бегуны подают небольшое количество воды через дозатор. Вода наливается и в гидропушитель, где асбест обрабатывается в виде водоасбстовой смеси (суспензии), содержащей 50 г асбеста на литр воды.

Асбестовая суспензия с распушенным асбестом перекачивается из гидропушителя в турбосмеситель, куда из расходного бункера через дозатор подается цемент.  После перемешивания асбестовой суспензии с цементом полученная асбестоцементная суспензия поступает из турбосмесителя в ковшовый смеситель. Приготовление асбестоцементной суспензии – вторая технологическая операция производства.

Из ковшового смесителя асбестоцементная суспензия подается в желоб, куда по трубопроводу, поступает вода для разжижения суспензии. По желобу разбавленная суспензия содержащая около 100 г асбестоцемента в 1 л воды, течет в ванны листоформовочной машины.

На трех сетчатых цилиндрах машины производится фильтрация асбестоцементной суспензии, отфильтрованная вода поступает в приямок, а из него насосом в рекуператор, влажный слой асбестоцемента толщиной около 1 мм сукном-транспортером подается к форматному барабану. Двигаясь вместе с сукном между форматным барабаном и прессовыми валами, слой уплотняется, обезвоживается и переходит с сукна на поверхность форматного барабана. Фильтрация асбестоцементной суспензии, вакуум обезвоживание и уплотнение отфильтрованного асбестоцемента на формовочной машине – важнейшие технологические операции, от которых зависит производительность машины и качество продукции.

После того как на поверхность форматного барабана навивается 5-7 слоев асбестоцемента и образуется накат, соответствующий заданной толщине листа, накат разрезается механическим срезчиком по образующей барабана и снимается на транспортер. последний подает накат к механизму резки, где обрезаются кромки и происходит накат на листы нужных размеров. обрезки сырых листов транспортером подаются в смеситель, где перемешивается с водой в асбестоцементную суспензию, возвращаемую в смеситель.

После механизма резки плоские листы складываются в стопы с металлическими прокладками и отправляются к прессами для дополнительного уплотнения. Если завод выпускает волнистые листы, то после механизма резки свежесформованные листы поступают на агрегат волнировки для придания им волнистой формы. С агрегата волнировки укладчиком листы снимаются и складываются в небольшие стопы на транспортер камеры тепловой обработки, где поддерживается температура около 600 С.

На некоторых линиях после транспортера тепловой обработки устанавливаются транспортеры увлажнения, замачивающие стопы с пропаренными листами в бассейнах с водой.

После тепловой обработки стопы листов на поддонах отправляются в теплый склад для дозревания. По истечении 5-7 сут с момента изготовления листы отправляются потребителям.

Безопасность жизнедеятельности, охрана труда

Объект исследования, ОАО «БелАЦИ» относится к системе, имеющей химически и биологически активные компоненты, энергию, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности, и обладает опасностью и вредным воздействием на человека, окружающую среду и элементы техно-сферы. Поэтому необходимым условием нормального функционирования предприятия является постоянная деятельность инженерно-технического состава в практическом обеспечении безопасности жизнедеятельности и охраны труда. Такая деятельность ведется постоянно, начиная с этапа проектирования, на котором идентифицируются предполагаемые опасные или вредные производственные факторы, разрабатываются эко-, биозащитные техники, формулируются требования к уровню профессиональной подготовки будущих работников. Все это позволяет обеспечить оптимальные или допустимые условия деятельности на рабочих местах, по возможности минимизировать вредное воздействие на окружающую среду, организовать спасение людей и имущества предприятия в условиях чрезвычайной ситуации.

Основополагающим документом законодательной и нормативно-правовой базы охраны труда является Конституция РФ 1999 г. (ст. ст. 7, 37, 39). Основным документом, определяющим вопросы охраны труда, является закон РФ «Об основах охраны труда в РФ» №181-ФЗ, введен в действие с 01.09.99г., Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ от 01.02.02г. Закон РФ, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1994г.» Перечисленные документы устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В целях введения единых государственных требований по охране труда правительством РФ 12.08.94г. принято постановление № 937 «О требованиях по охране труда в РФ.

Одной из основных задач руководителей и специалистов ОАО «БЕЛАЦИ» является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающим в ОАО. Работа по безопасности труда проводится всеми структурными подразделениями предприятия. Общее руководство работой по безопасности труда и ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение законодательства о труде, правил, норм и инструкций по охране труда в целом в ОАО возлагается на заместителя ген. директора по производству, а в заводах, цехах, отделах — на их начальников, в сменах, участках — на мастеров смен, участков.

Существуют следующие виды инструктажа:

— вводный

— первичный на рабочем месте

— повторный

— внеплановый

— целевой

Важной санитарно-гигиенической характеристикой производственной среды служит чистота воздуха в рабочей зоне. При проведении инвентаризации на ОАО «БелАЦИ» в 2000 году зарегистрировано 37 источников загрязнения атмосферы. Параметры основных источников выбросов определены на основании данных инструментальных замеров, проведенных согласно «Сборника методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах» и расчетным путем, класс опасности определен согласно ГОСТа 12.1.007-90.

Основными производственными вредностями являются:

—  пыль цемента, выделяющаяся при подаче цемента в бункера пневмотранспортом, концентрация пыли в воздухе помещения составляет 7,456 мг/м3;

— пыль асбеста, образующаяся при растирке и загрузке и бункера, концентрация пыли в цехе — 5,241 мг/м3;

— древесная пыль, которая образуется при работе деревообрабатывающих станков — 3,5 мг/м3.

На предприятии фактические значения концентрации вредных веществ некоторых основных (асбест, цемент) и вспомогательных (техническое масло) материалов колеблются от весьма безобидных до чрезвычайно высоких. Для обеспечения снижения вредного воздействия факторов на человека используются индивидуальные   и   коллективные   средства  защиты,   подробнее   о   которых рассказывалось выше.

Для обеспылевания воздуха на шиферном заводе №2 применяются различные пылеулавливающие устройства: циклоны, фильтры, система воздухоотводов, гидродинамические пылеуловители. С целью поддержания трудоспособности работающих в производственных помещениях шиферного завода №2 применяется приточно-вытяжная вентиляция, т.е. имеются вентиляционные установки для подачи теплого воздуха (вентиляторы, циклоны, бункера, воздуховоды, тепловые завесы), а в тех подразделениях шиферного завода №2, где эксплуатируются деревообрабатывающие станки, а также бункера цемента оборудованы вытяжной вентиляцией. В оконных проемах цехов шиферного завода №2 установлены вытяжные осевые вентиляторы.

Значительное место среди элементов производственной среды, воздействующих на работоспособность человека, занимают шум, ультразвук, вибрация. В цехе основными источниками шума служит следующее оборудование: листоформовочные машины СМА-310, гидравлический пресс ДА-2238А, стендовое оборудование (матрицы, формы).

В осуществлении трудового процесса чрезвычайно велика роль освещения производственных помещений. Рациональное освещение — один из наиболее важных факторов, от которых зависит эффективность трудовой деятельности.

При недостаточной освещенности органы зрения утомляются, что приводит к общей утомляемости организма работающего. Наличие «голых» электроламп в цехе не допускается. Электролампы должны быть заключены в защитную арматуру. Обертывать электролампу бумагой или другими материалами запрещается. В цехе наиболее рациональным является естественный свет, который, в отличие от искусственного, обладает биологической активностью: убивает потогонные микробы, тонизирует организм.

Искусственное освещение создается различными источниками светакварцевыми галогенными лампами, газоразрядными люминесцентными лампами, люминесцентными ртутно-кварцевыми лампами. В цехах основного и вспомогательного производства шиферного завода №2, в здании заводоуправления используется естественное, искусственное и совмещенное освещение помещений. К системам освещения относят:

  1. общее освещение (для освещения всего помещения). Общее освещение подразделяется: а) равномерное; б) локализованное.
  2. комбинированное освещение — освещение, при котором к общему освещению добавляется местное.

Средняя величина освещенности должна составлять 300 лк, так как, в соответствии со СНиП 23-05-95, используются зрительные работы средней точности — IV разряда. Значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) равно 1,5.

В целом в цехе применяются следующие осветительные устройства:

  • лампы ДРЛ-400;
  • лампы накаливания 300-500 Вт.

В основных помещениях шиферного завода №2 имеется аварийное освещение, проверяемое один раз в квартал.

Газовое оборудованием оснащено в соответствии с «Правилами безопасности в газовом хозяйстве». Оно используется в кузнице и в парокотельном цехе для обеспечения предприятия теплом и газом. На оборудовании для обеспечения безопасности установлены КИП. Они предназначены для замеров давления газа у горелок каждого оборудования. Для предотвращения повышения давления сверх допустимого значения, используют средства защиты: затворы, предохранительные клапаны, регуляторы давления и т.д.

При выборе строительных конструкций для зданий и сооружений учитывается степень огнестойкости этих конструкций. По степени огнестойкости здания и сооружения подразделяются на пять категорий -1, II, III, VI, V (НПБ 105 — 95). Степень огнестойкости материалов зданий и сооружений характеризуется группой возгораемости и пределом огнестойкости основных строительных конструкций, СНиП 21-01-97.

ОАО «БелАЦИ» относится к категории производства «Б» пожаро- и взрывоопасное. Кирпич, из которого сделаны стены корпусов зданий и цехов предприятия относится к III степени огнестойкости материалов. Для предотвращения пожаров на шиферном заводе №2 предусмотрено наличие пожарных постов, где находятся пожарные щиты, ящики с песком, два гидранта, два резервуара и огнетушители двух типов: углекислородный ОКИ-10, унифицированный ОПУ-2.

Контроль над состоянием газоочистного оборудования и соблюдением величин ПДК на территории предприятия и в пределах его санитарно-защитнои зоны осуществляется инженером по охране окружающей среды.

Наряду с санитарно-гигиеническими элементами условий труда уровень работоспособности исполнителя определяют и трудовые элементы. ОАО «БелАЦИ» относится к разряду предприятий, на которых применяется ручной труд средней тяжести (ГОСТ 12.1.055-88) с высоким процентом механизации.

Основная причина несчастных случаев — нарушение инструкций по охране труда пострадавшими при выполнении работ, не смотря на то, что на предприятии существует трех ступенчатый контроль по охране труда и техники безопасности.

Таблица 9. Показатели травматизма

Из таблицы 9. видно, что количество несчастных случаев, коэффициенты их тяжести и частоты не состоят в четкой прямой или обратной зависимости от среднесписочной численности  и суммы освоенных средств по охране труда.

Создание нормальных условий труда для работников – главная цель администрации предприятия и в частности отдела охраны труда и техники безопасности, профсоюзного комитета. На предприятии опасными зонами являются:

— шиферный завод №1, №2,

— трубный завод,

— склад готовой продукции,

— склад ГСМ и газовых баллонов.

5. Оценка финансового состояния

В данном подпункте производится анализ денежного обращения как внутри предприятия, так и за его пределами. Рассчитываются ликвидность и устойчивость, дается полный вывод о финансовой деятельности предприятия, о его платежеспособности и способности отвечать по займам, брать новые и своевременно по ним рассчитываться.

Таблица 10. Структура и динамика оборотных средств

Показатели платежеспособности предприятия

Анализ ликвидности предприятияанализ возможности для предприятия покрыть все его финансовые обязательства.твами.

1) коэффициент абсолютной ликвидности (≥0,2);

2) коэффициент уточненной ликвидности (>1);

3) коэффициент текущей ликвидности (≥2) — критерий банкротства;

(строки)

Расчет этих показателей представлен в таблице 4.2.8

Таблица 12. Коэффициенты платежеспособности

Значение коэффициента абсолютной ликвидности показывает, что предприятие за счет имеющихся денежных средств может покрыть свои текущие обязательства.

Коэффициент быстрой ликвидности выше нормативного значения (1), т.е. для погашения краткосрочных долгов ликвидных активов недостаточно.

Коэффициент текущей ликвидности многократно превышает нормативное значение (2). Это свидетельствует о том, что находящиеся у предприятия оборотные средства могут погасить все краткосрочные обязательства.

Анализ финансовой устойчивости.

Рассчитаем ряд коэффициентов платежеспособности предприятия.

Собственные оборотные средства – это абсолютный показатель, представляющий собой разницу между собственным капиталом и внеоборотными активами. Увеличение СОС в динамике является положительной тенденцией, а уменьшение – отрицательной.

Коэффициент обеспеченности собственными источниками оборотных активов характеризует степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, необходимую для финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными запасами или нуждаются в привлечении заемных источников.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств отражает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников и вычисляется как отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия. Нормативное значение показателя колеблется в пределах 0,2 — 0,5. Чем ближе значение к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей финансового маневра у предприятия.

Таблица 13. Коэффициенты финансовой устойчивости

Доля собственных оборотных средств во всех оборотных средствах ОАО «БелАЦИ» к концу 2005 возросла, и оборотные средства сформировались за счет собственных на 90,7%.

Коэффициент маневренности к концу периода увеличился, что говорит о снижении капитализированных собственных средств: 70,9 %  собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть вложено в оборотные средства, а 29,1 % собственных средств капитализировано. Мобильность собственных источников возросла.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками, выше норматива, значит, материальные запасы достаточно покрываются собственными средствами.

Уровень финансовой независимости увеличивается  в течение анализируемого периода. Удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования на конец 2005 года равен 93,2 %.

6. Организация маркетинговой деятельности

На предприятии отсутствует отдел маркетинга, что связано:

  • с отсутствием необходимости проведения маркетинговых исследований, так как этим ежегодно занимается Асбестовая ассоциация, в которую входит ОАО «Белгородасбестоцемент» и имеет доступ к данной информации;
  • c присутствием на рынке асбестоцементных изделий, представляя две ассортиментные группы в течение 50 лет, зарекомендовав высокое качество производимой продукции;
  • c выполнением собственниками напрямую функций управленцев, что дает им возможность самим осуществлять некоторые аспекты маркетинговой деятельности, тем более, что данные маркетинговых исследований доступны только лицам, входящим в совет директоров, а он представлен именно наиболее крупными собственниками предприятия;
  • c выпуском продукции, ориентированной на низкоплатежеспособный сегмент рынка;
  • с позицией собственников в отношении целесообразности создания отдела маркетинга.

 Организация планирования маркетинга и анализ выполнения плана

Маркетинговый план является основанием для разработки внутрифирменного плана, т.е. бизнес-плана, и при его утверждении включается в качестве составной части (причем входя не в один, а  в несколько его  разделов).

Планирование на основе маркетинговых исследований имеет следующие преимущества:

  • позволяет координировать усилия большого числа структурных служб, подразделений и лиц, чья деятельность взаимосвязана в производственно-сбытовом цикле во времени и пространстве;
  • обеспечивает четкое взаимодействие между исполнителями в целях решения главных, приоритетных задач для компании в целом;
  • помогает свести к минимуму конфликты, возникающие в результате неправильного или различного понимания и толкования целей фирмы;
  • делает возможным определить изменения в развитии рыночной ситуации и внешней среды и обеспечить готовность фирмы к соответствующей реакции на эти изменения.

На ОАО «Белгородасбестоцемент» для целей планирования и разработки бизнес-планов предусмотрен планово-экономический отдел.

Что касается планирования маркетинга, то конкретного плана по маркетингу не существует, но его разделы входят в состав Внутрифирменного плана. Обязательными составляющими в области маркетинга являются:

  • план ассортимента асбестоцементной продукции, указывающий направления разработок новых товаров и меры внедрения их на рынок, объемы увеличения продукции, пользующейся повышенным спросом, оптимизацию товарной номенклатуры предприятия;
  • план материального снабжения и производственных запасов, позволяющий решить проблему оптимизации механизма поступления на предприятия сырья (в частности, цемента, асбеста и воды), инструментов, отдельных деталей, а также из запасов.
  • анализ конкуренции, позволяющий оценить конкурентные преимущества и недостатки ОАО «Белгородасбестоцемент» по сравнению с другими производителями асбестоцементной продукции;
  • план сбыта (в некоторых источниках его называют маркетинговым планом), который включает основные направления политики реализации асбестоцементной продукции. Этот раздел плана подразделяется по видам продукции, сбытовым районам, группам потребителей, указывают в разбивке по ним плановую прибыль и минимальную продажную цену, а также содержит инструкции относительно скидок, сроков и условий платежа.
  • затраты на рекламу и дизайн.

ОАО «Белгородасбестоцемент» является одним из трех АЦ предприятий России («Серебряковский» и «Волна»), на котором были последовательно внедрены в производство все виды новых асбестоцементных изделий, которые предложил НИИ «Асбестоцемент». Политика нововведений на ОАО «Белгородасбестоцемент» как раз ориентирована на поиски новых решений, новых технологий, новых рынков сбыта.  Придерживаясь этой политики, предприятие в последние 3 года освоило выпуск пенобетонных блоков, которые уже успели завоевать популярность у жителей Белгородской области и за её пределами как теплый, экологический материал для жилищного и промышленного строительства.  В следующем году будет рассматриваться вопрос о начале производства мелкоразмерных волнистых листов шифера.

Однако предприятие в этом плане  имеет и ряд недостатков. Так, крайне устаревшее оборудование и отсутствие средств на его модернизацию, не позволяет ОАО «Белгородасбестоцемент» быстро приспосабливаться к изменениям рыночного спроса.

На предприятии отсутствуют маркетинговые исследования, что не дает выработать четкую рыночную ориентацию деятельности предприятия, а также  сильно  ограничивает возможности получения прибыли на основе удовлетворения запросов рынка. Отсутствие квалифицированных специалистов по маркетингу указывает на несовершенство кадровой политики и на недостаточную осведомленность руководства по данной проблеме. Такие действия управляющих оправданы тем, что ОАО «Белгородасбестоцемент» и так имеет широкие возможности для сбыта своей высоко качественной продукции, контролируя 20% российского рынка асбестоцементных изделий и являясь монополистом в Белгородской области.

Рынок строительных материалов имеет достаточно выраженный сезонный характер, что определяет нагрузку по организации сбытовой деятельности, которая носит пиковый характер в летний период. В таблице 4 приведены расчетные данные о географической структуре продаж асбестоцементных материалов ОАО «Белгородасбестоцемент» за период 2002-2005 гг.

Таблица 14. Доля отдельных регионов в общем объеме продаж, %

Из данных таблицы следует, что доля Белгородской области в потреблении шифера составляла на протяжении последних четырех лет в среднем 25% от общего объема продаж предприятия. Это достаточно высокая доля одного из наиболее устойчивых географических сегментов по потребления, что связано во многом с низкими транспортными издержками по доставке продукции по области, что делает особо выраженным такой фактор конкурентоспособности как низкая цена.

Объем продаж в страны СНГ не является устойчивым, тем не менее, можно отметить постоянное присутствие таких потребителей как Украина и Молдавия, а также тенденцию постепенного роста абсолютных объемов продаж  на Украину (в 3,7 раза за 4 года).

Объемы экспорта продукции также носят случайный характер за исключением двух потребителей: Венгрии и Эстонии. При этом на долю Венгрии ежегодно приходилось около 90% от совокупного экспорта.

Продукция предприятия по желанию потребителя может быть доставлена железнодорожным транспортом или отгружена со склада завода на вывоз машинами.

ОАО «Белгородасбестоцемент» заинтересовано в расширении рынков сбыта своей продукции, поэтому подходит к каждому клиенту — организации индивидуально, предоставляя скидки на продукцию в начале совместной работы, а также при продаже крупных партий продукции, возможно заключение договора о рассрочке платежа с длительное время знакомым потребителем, т.е. ОАО «Белгородасбестоцемент» проводит политику высокого качества и низких цен на свою продукцию. На рынке России это является положительным моментом для увеличения объемов продаж и максимизации прибыли, т. к. продукция конкурентов уступает товарам ОАО «Белгородасбестоцемент» по некоторым техническим параметрам и отличается более высоким уровнем цен. Однако не стоит забывать, что благодаря интенсивным маркетинговым исследованиям, высококлассной работе специалистов в данной области, широкой рекламе зарубежные конкуренты представляют серьезную угрозу ОАО «Белгородасбестоцемент» для улучшения работы на рынке. Поэтому для повышения конкурентоспособности своей продукции заводу необходимо, прежде всего, уделить внимание развитию и активизации маркетинговой службы на предприятии и организации широкой рекламной деятельности в целом по России и в частности в Белгородской области.

7. Организация сбыта и ее эффективность. Сбытовая политика

Сеть каналов распределения продукции ОАО «БЕЛАЦИ» имеет смешанный характер, то есть присутствует как прямой сбыт, так и реализация изделий оптовыми посредниками. Такой характер каналов распределения сложился стихийно, он закономерен и оправдан с точки зрения маркетинга. Действительно, в пользу распределения продукции через оптовых посредников говорят следующие факты: рынок потребления разбросан, объем сбыта в каждом географическом районе недостаточен для оправдания расходов по прямому каналу распределения;

Потребители предпочитают закупать изделия мелкими партиями, неудобными для складской и транзитной обработки.

Ценность оптового посредника заключается в том, что он имеет возможность поставить изделие потребителю быстрее и дешевле, чем изготовитель. Это характерно для тех регионов, куда предпочтительна доставка автотранспортом. ОАО «БЕЛАЦИ» не имеет зависимых посредников, то есть все посредники — это мелкооптовые независимые торговые организации и частные лица.

В то же время, прямые поставки также эффективны, так как предприятие имеет крупных постоянных потребителей. Кроме того, как посредники, так и конечные потребители, чаще всего являются инициаторами заключения договоров на поставку им продукции, т.е. они берут на себя расходы по транспортировке.

В процессе реализации продукции предприятие использует так называемую престижную рекламу — коммерческая пропаганда положительного образа фирмы. Задачи престижной рекламы состоят в том, чтобы создать благоприятное впечатление о рекламируемом предприятии, а также убедить общественность, что деятельность этого предприятия является общественно полезной.

Выполнение производственной программы предприятия.

Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом. Производственная программа предприятия представлена в таблице 15.

Таблица 15. Производственная программа ОАО “БелАЦИ”

Объем производства плоского шифера сократился на 17%, асботруб – 25%. Это можно объяснить появлением качественно новой продукции на рынке. В частности пользуются большей популярностью кровельные материалы нового поколения. Выросло производство окрашенного шифера.

Объем ТП в 2005 году увеличился относительно 2004 на 32%, что в 4 раза выше аналогичного показателя за 2003-2004 гг. (8 %).

Таблица 16. Динамика объемов производства продукции (индекс цен на январь 2005 г = 1,187, на январь 2006 г. = 1,143)

Отдел маркетинга на предприятии пару лет назад был успешно удален из структуры, так как дублировал функции отделов сбыта и рекламы. Однако, совершенно ясно понятно, что любому крупному предприятию такой отдел необходим, где будут работать квалифицированные маркетологи, укрепляя позиции предприятия на товарном рынке. К созданию этого отдела нужно подойти серьёзно и четко распределить функции между отделами.

8. Маркетинговая логистика

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Главной целью производственной логистики является обеспечение качественного и комплексного производства продукции в соответствии с имеющейся на нее спросом и заключенными договорами, сокращение производственного цикла и эффективное использование производственных ресурсов.

Отличительной чертой объекта производственной логистики является территориальная компактность.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий, принципиально отличающиеся друг от друга.

Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего  технологического звена не заказываются (приложение 3). Материальный поток “выталкивается” получателю по команде, поступающей на предыдущее звено из центральной системы управления производством.

Тянущая система основана на пропорционально ином способе управления материальным потоком. Она представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости (приложение 4).

Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему “Канбан” ( в переводе с японского – карточка), разработанную и реализованную фирмой “Тойота”.

На ОАО “БЕЛАЦИ” применяется тянущая система, где система управления дает команду на изготовление определенного количества асбестоцементных листов конечному звену технологической цепи. Позже заказ на определенное количество готовой продукции поступает в производственный отдел, который определяет потребность в материалах, которые списывает со склада отдел материально-технического снабжения.

9. Товар и товарная политика

В  качестве СБЕ выберем продукцию, производимую ОАО “БелАЦИ”. Для начала портфельного анализа возьмем уровень отдельной СБЕ и определим стадию жизненного цикла, цель каждой из них и влияние определенных факторов:

  1. Внедрение: изделия деревообработки, картон асбестовый – для предприятия и рынка являются новыми продуктами, для них характерны слабый сбыт и незначительная прибыль, основные усилия направлены на формирование представления о товаре.

Целью для них является:

  • Изделия деревообработки – т.к. Не относятся к основному виду деятельности, то должны служить дополнительным источником поддержания бизнеса, в случае форс-мажорных обстоятельств можно нарастить их выпуск (диверсифицированное направление);
  • Асбокартон – апробация на рынке, в случае увеличения спроса – наращивание объемов производства. Рост: плитка асбестоцементная, пенобетонные блоки – продажи данных видов продукции растут быстрее, чем в предыдущем случае, формируется доля рынка, ориентированы на массовый рынок.

Целью для них является:

  • Плитка – завоевание существующего (внутреннего) рынка, наращивание объемов производства при дополнительном инвестировании;
  • Блоки – наращивание объемов производства, выход на новые рынки, оправдание вложенных средств. Зрелость, насыщение: асбестоцементные трубы и листы, комплектующие к ним – данная продукция производится предприятием с самого начала и является основной до сих пор, поэтому сбыт и прибыль самые высокие. Потребители хорошо осведомлены об альтернативах, преобладают повторные покупки, новшества по продуктам ограничиваются незначительными уточнениями.

Целью для них является:

  • Шифер – получение основной доли прибыли, модификация незначительной части объема (новое покрытие крошкой из природного камня);
  • Трубы – получение основной доли прибыли, выход на новые рынки (внешние).

На данные СБЕ оказывают влияние следующие факторы:

  • Спрос со стороны потребителей;
  • Конкуренция со стороны специализированных предприятий (например, деревообрабатывающие предприятия и основные — асбестоцементные);
  • Инновации в продукции конкурентов;
  • Сбои в поставках сырья;
  • Повышение стоимости сырья (например, в последнее время цемент увеличил свою стоимость почти в два раза – удорожание продукции на фоне товаров-заменителей);
  • Выход на рынок новых заменяющих строительных материалов, которые по свойствам и качеству могут быть лучше (например, черепица);
  • Ценовая дифференциация;
  • Устаревающее оборудование (около 50% опф предприятия уже изношены);
  • Отсутствие отдела маркетинга и специалистов в данной области в других отделах (необходимы исследования для того чтобы выйти на новый рынок и оценить каждую продукцию в отдельности – выпуск диверсифицированной продукции);
  • Возможность запрета на выпуск изделий из асбеста (потеря существующих рынков сбыта);
  • Новые исследования и разработки асбестовой ассоциации (новые возможности – новая продукция – новые рынки – дополнительная прибыль);

Среди перспективных изделий можно отметить пенобетонные блоки и плитка, но в них необходимо вкладывать инвестиции при повышении спроса на них, иначе они могут стать бесперспективными.

Все СБЕ имеют приблизительно средний уровень цен, но разную долю рынка: шифер и трубы (5, 6) обладают отличительными преимуществами (качество, инновационность); плитка и блоки (3, 4) еще недостаточное  время находятся на рынке и их качество не устоялось, но в ближайшем будущем они могут выйти на передовые позиции; картон и изделия деревообработки (1, 2) в сравнении с конкурентами воспринимаются как менее качественные.

Итак, каждая СБЕ различается как по потенциалу, так и по текущим финансовым параметрам, поэтому в структуре баланса фирмы часть из них поглощает ресурсы, а другая, имеющая устойчивую долю, может стать источником денежных средств.

Из этих шести СБЕ выделим применительно к ОАО “БелАЦИ” следующие:

  • «завтрашние кормильцы»: плитка и блоки – новые товары, которые могут в будущем принести немалую прибыль при появлении повышенного спроса и инвестициях; но так как на сегодняшний день существует проблема по поводу экологичности асбестоцементных изделий в Евросоюзе, то в качестве продукции, приносящей основную прибыль, могут стать изделия из деревообработки и блоки.
  • «дойные коровы»: трубы и шифер – выпускаются по отработанным технологиям, при снижении спроса на них могут перейти в товары «вчерашнего дня» (товары занимали стратегические позиции, но утратили лидерство на рынке);
  • «промежуточная категория»: асбокартон и изделия деревообработки – средние сбе, которые требуют инвестиций, менеджмента и маркетингового подхода. при невыполнении данных условий могут стать «плетущимися в хвосте» (сбе никогда не достигнут высокого планируемого уровня сбыта, если не произойдет какого-либо форс-мажора).

Таким образом, наиболее перспективными видами продукции является плитка и блоки.

10. Разработка ценовой политики

ОАО «Белгородасбестоцемент» заинтересовано в расширении рынков сбыта своей продукции, поэтому подходит к каждому клиенту — организации индивидуально, предоставляя скидки на продукцию в начале совместной работы, а также при продаже крупных партий продукции, возможно заключение договора о рассрочке платежа с длительное время знакомым потребителем, т.е. ОАО «Белгородасбестоцемент» проводит политику высокого качества и низких цен на свою продукцию.

На рынке России это является положительным моментом для увеличения объемов продаж и максимизации прибыли, т. к. продукция конкурентов уступает товарам ОАО «Белгородасбестоцемент» по некоторым техническим параметрам и отличается более высоким уровнем цен. Однако не стоит забывать, что благодаря интенсивным маркетинговым исследованиям, высококлассной работе специалистов в данной области, широкой рекламе зарубежные конкуренты представляют серьезную угрозу ОАО «Белгородасбестоцемент» для улучшения работы на рынке.

11. Стратегический маркетинг. SWOT – анализ

Таблица 18. Факторы непосредственного окружения

В соответствии с содержанием табл. 2.4, применительно к  ОАО “БелАЦИ”, влияние каждого из факторов непосредственного окружения может быть как положительным, так и отрицательным, остановимся на некоторых из них:

1. Асбестоцементные изделия, особенно шифер, проигрывают многим своим аналогам по эстетическим свойствам, но являются более дешевыми, именно низкая цена поддерживает спрос на асбестовые листы на высоком уровне, они являются (единственными) лидерами в своей ценовой группе.

Цены на другие виды кровельных материалов значительно превышают цены на шифер. Так, цена кровельного железа примерно в 5 раз выше цены на шифер, цена на отечественную керамическую и цементно-песчаную черепицу превышает цену на асбестоцементный шифер в 7- 9 раз в зависти от вида и производителя, металлочерепица дороже шифера более, чем в 20 раз, импортируемые волнистые листы (типа «Ондулин») дороже шифера в 8 раз. Мягкая черепица (мягкие кровельные плитки) отечественного производства дорже шифера в 4 раза, импортные — более, чем в 20 раз.

Для конкуренции с более эстетичными и современными кровельными материалами необходимо расширение ассортимента без ущерба для качества изделий и сохранения незначительного преимущества в цене, в противном случае из сегмента кровель “среднего” класса шифер может быть вытеснен.

2. Качество и цена поставляемого асбестового волокна подвергается жесткому контролю как со стороны потребителей, так и со стороны производителей, так как обе стороны входят в “Хризотиловую ассоциацию”, а асбестовые комбинаты потребляют 99% добываемого в стране асбеста. Имеющаяся взаимозависимость снижает риск недобросовестности как поставщиков, так и потребителей. Зависимость ОАО “БелАЦИ” от одного поставщика цемента является ярко выраженным отрицательным фактором из-за незначительных возможностей влиять на цену поставляемого сырья.

3. Конкуренция на рынке асбестоцементных изделий ограничена из-за широты географии распределения основных производителей, значительных транспортных издержек, различной производственной мощности предприятий, использования разработок одной научной организации (НИИ “Асбестоцемент”). Более значимой является конкуренция не в рамках отрасли, а в рамках продукции одинакового потребительского назначения (кровельные материалы, технические трубопроводы…).

4. Посредниками на рынке асбестовых строительных материалов выступают торговые и производственные строительные организации, с которыми существуют давно налаженные связи, что обеспечивает в основном доверительные отношения (поставки в кредит, скидки, соблюдение ценовой политики комбината…).

В тоже время, у некоторых строительных организаций наблюдается негативное отношение к новым видам продукции предприятия, которое выражается в их нежелании использовать ее в строительстве, продвигать на рынок.

5. Общественное мнение наиболее чутко реагирует на вопросы, связанные с экологической безопасностью асбестоцементных изделий, следовательно, необходимо целенаправленно информировать общество посредством наиболее распространенных средств массовой информации, не замыкаясь на специализированных изданиях.

Анализ сильных и слабых сторон приводился в главе: “Аудит внутренней среды объекта исследования”, следовательно, перейдем к матрице SWOT-АНАЛИЗА

Таблица 19. Матрица SWOT-АНАЛИЗА

Варианты стратегических действий на основе матрицы swоt-анализа можно классифицировать следующим образом.

«Сила и угроза» – стратегия использования сильных сторон предприятия для устранения угрозы, возникающей на рынке. В данном случае, это может быть ведение конкурентной борьбы посредством диверсификации производства, то есть освоение производства не только в рамках определенных товарных групп, но и новых товаров, новых видов услуг с целью снижения совокупного экономического риска, приобретение современного оборудования, выпуск новых видов продукции, снижение цен на продукцию через снижение себестоимости.

«Сила и возможности» – стратегия использования сильных сторон предприятия для реализации благоприятных возможностей, предоставленных рынком. Для ОАО “БелАЦИ” это означает сегментацию рынка, то есть углубление насыщения предлагаемыми товарами всех групп потребителей. При этом необходимо сосредоточить усилия на выпуске асбестовых кровельных материалов и труб и отказаться от выпуска стеновых панелей, блоков, столярных изделий, так как делать это конкурентоспособно со специализированными предприятиями проблематично.

«Слабость и возможность» – стратегия минимизации слабости организации за счет использования возможностей текущей рыночной ситуации.  Для ОАО “БелАЦИ” это, прежде всего производство сложившихся ассортиментных групп, пользуясь существующим ценовым преимуществом перед импортными и современными материалами.

«Слабость и угроза» – стратегия, направленная на минимизацию слабости организации и угроз, появившихся во внешней среде. Дело в том, что угрозы для рассматриваемого нами предприятия носят прогнозный характер и могут проявиться только через определенный (около 5 лет) промежуток времени. Слабости предприятия также связаны с разработкой и продвижением именно новых товаров на рынок, следовательно, данная стратегия по объективным причинам не может быть принята за основу дальнейшего развития ОАО “БелАЦИ”.

На наш взгляд, стратегия сочетания сил предприятия и возможностей внешней среды на сегодняшний момент реально осуществима для предприятия и позволит ему успешно развиваться и сохранять конкурентоспособность выпускаемой продукции.

12. Проектирование мероприятий и разработка программы маркетинговой деятельности, ее оценка

В качестве рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на ОАО «Белгородасбестоцемент»  необходимо предложить создание отдела маркетинга с последующей разработкой отдельных маркетинговых программ и планов по маркетингу. В результате чего могут открыться дополнительные возможности по исследованию и выходу на новые рынки, что даст новые конкурентные преимущества, т.к. основные конкуренты в данном плане опережают ОАО «Белгородасбестоцемент».

В будущем, если данный отдел будет эффективно работать, можно увеличить штат работников, например, путем прохождения стажировки студентов-маркетологов, которые могут подавать свежие и нестандартные решения.

А также обязательным  благоприятным условием деятельности и развития предприятия является взаимосвязь между всеми подразделениями предприятия, т.е. должна быть создана единая информационная система, основу которой бы составляла маркетинговая составляющая.

Список использованных источников

1. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 334с. – (Серия «Высшее образование»).
2. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Экономист, 2003. – 568 с.
3. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.: ил.
4. Организация маркетинговой деятельности на предприятии: Методические указания. – Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000. – 19с.
5. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.: ил.
6. Экономика фирмы: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 461 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

5200

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке