Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчет по производственной практике в «Институте экономики, финансов и бизнеса БашГУ»

Цель производственной практики «практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая практика)» — состоит в формировании и развитии профессиональных навыков преподавателя высшей школы, овладения основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы, получения и совершенствования навыков педагогической работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ
1.1. Организационная структура Института экономики, финансов и бизнеса
1.2. Содержание, формы, направления деятельности кафедры макроэкономического развития и государственного управления
Глава 2. Учебно-методическая работа
2.1. Структура и содержание ФГОС ВО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»
2.2. Структура и содержание образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»
2.3. Анализ учебного плана по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»
Глава 3. Учебная работа
3.1. Анализ организации и проведения занятий ведущими преподавателями кафедры
3.2. Разработка лекции: план, содержание, основная и дополнительная литература
3.3. Разработка семинарского занятия: контрольные вопросы, кейсы, задачи
Глава 4. Организационно-воспитательная работа
4.1. Основные направления воспитательной работы на кафедре
4.2. Меры по повышению эффективности воспитательной работы на кафедре
Заключение
Список использованных источников

Введение

Цель производственной практики «практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая практика)» — состоит в формировании и развитии профессиональных навыков преподавателя высшей школы, овладения основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы, получения и совершенствования навыков педагогической работы.

Задачи производственной практики «практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая практика)» практики:

  • изучить содержание, формы, направления деятельности кафедры: документы планирования и учета учебной нагрузки; протоколы заседания кафедры;
  • ознакомиться с учебно-методическими материалами;
  • изучить программы учебных дисциплин, курсов лекций, содержание практических занятий;
  • посетить занятия преподавателей кафедры;
  • самостоятельно провести занятия по согласованию с руководителем практики и преподавателем учебной дисциплины;
  • сформировать методический пакет материалов по выбранной учебной дисциплине, включающий в себя: лекции по теме избранной учебной дисциплины с указанием списка использованных источников; тесты; кейсы и т.д.;
  • провести беседу со студентами в рамках кураторского часа.

Место прохождения практики — Институт экономики финансов и бизнеса БашГУ. Институт экономики финансов и бизнеса является одним из крупнейших структурных подразделений ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Расположен по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса 3/4.

Период прохождения практики: с 17 октября 2016 года по 29 октября 2016 года.

Перечень выполненных в процессе практики работ и заданий:

– была изучена структура образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правила ведения преподавателем отчетной документации;

– изучены документы нормативного обеспечения образовательной деятельности вуза;

– определены дисциплины, по которым были проведены учебные занятия, подготовлены дидактические материалы, изучена программа и содержание выбранного курса, а также знакомство с студенческой группой.

По результатам прохождения практики был написан отчет. При написании отчета использовались следующие источники и литература:

  1. нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере образования;
  2. локальные нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования учебного процесса в БашГУ;
  3. статьи, посвященные отечественному и зарубежному опыту преподавания в высшей школе;
  4. монографии, посвященные учебному процессу в высшей школе;
  5. учебники и учебные пособия по закрепленным на время практики дисциплинам;
  6. официальные сайты министерства образования и науки Российской Федерации, министерства образования Республики Башкортостан, Башкирского государственного университета, Института экономики, финансов и бизнеса.

Отчет состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Общий объем работы составляет 68 страниц.

Глава 1. Характеристика института экономики, финансов и бизнеса БашГУ

1.1. Организационная структура Института экономики, финансов и бизнеса

Экономический факультет в БашГУ выделился как самостоятельная единица в 1947 году из состава кафедры марксизма-ленинизма, до 1991 года она существовала как общеуниверситетская кафедра политической экономии, а с созданием экономического факультета вошла в его состав. Переход к рыночным отношениям в корне изменил содержание учебного курса, направлений научных исследований и, соответственно, с 1993 изменилось название кафедры — она стала называться кафедрой общей экономической теории.

В 2013 году в соответствии с решением Ученого совета БашГУ и приказом ректора № 601 от 14.06.2013 г. «О реорганизации экономического факультета БашГУ» был создан Институт экономики, финансов и бизнеса (ИНЭФБ).

Кафедра традиционно была сильна, так как всегда заботилась о качественном составе преподавателей. В первые годы ее формирования к работе привлекались лучшие выпускники исторического факультета университета (доценты С.Ф. Гоц, Л.В. Розенцвейг, М.Р. Даукаев, А.В. Чувашаев, Г.И. Якупов).

Кафедра уделяет много внимания повышению качества подготовки специалистов. Систематически проводятся семинары научно-методического характера, среди которых следует выделить такие как: «Методология научного исследования», «Инновационные формы работы со студентами», «Обеспечение качества образования» и др. Обучение на кафедре построено на основе применения современных дистанционных образовательных технологий, необходимых для интерактивного погружения в дисциплины направления. В своей учебной и воспитательной деятельности кафедра добивается того, чтобы будущий менеджер или маркетолог был компетентным руководителем и лидером, личностью, имеющей неповторимый управленческий «почерк», оригинальный стиль, сочетающий научное мышление и эффективные управленческие решения.

ИНЭФБ имеет следующую структуру:

1) Дирекция института. Возглавляет директор, в подчинении которого находятся: заместитель директора по инновациям, заместитель директора по научной работе, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе.

2) ИНЭФБ в своем составе имеет следующие кафедры:

– кафедра инновационной экономики — обучает студентов по таким специальностям как: «Антикризисное управление», «Инвестирование», «Экономика», для магистратуры «Управление инновационным развитием» и «Управление территориальным развитием» по направлению «Экономика»;

– кафедра иностранных языков — обучение иностранному языку, осуществляемого кафедрой, формирует навыки делового общения на иностранном языке (в устной и письменной форме), необходимых для эффективного взаимодействия в профессиональной сфере и в процессе межкультурной коммуникации;

– кафедра макроэкономического развития и государственного управления — подготавливает студентов по профилю «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика»;

– кафедра математических методов в экономике — готовит студентов по специальностям: «Математические методы в экономике», «Экономист-математик» «Бизнес-информатика»;

– кафедра менеджмента и маркетинга — обучает студентов по направлению «Менеджмент»;

– кафедра общей экономической теории — выпускает студентов по специальности «Экономическая теория» и специализации «Экономическая теория с углубленным изучением английского языка»;

– кафедра социологии труда и экономики предпринимательства — ведет подготовку по следующим специальностям: «Экономика труда», «Управление персоналом» «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом»;

– кафедра финансов и налогообложения — ведет подготовку студентов по направлениям: «Экономика», «Финансы и кредит».

Более половины преподавателей находятся в возрасте до 40 лет. Сейчас в Институте работает 18 штатных докторов наук. Это позволяет серьезное внимание уделять и подготовке кадров высшей квалификации. Это не могло не сказаться на появлении фундаментальных научных исследований, получению грантов. Одним из главных перспективных направлений научной работы Института являются исследования в области макроэкономических исследований региональной экономики с использованием экономико-математических инструментов, направленных на обоснование стратегии и решение текущих задач социально-экономического развития нашей республики.

Институт экономики, финансов и бизнеса является участником разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года (Приказ Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 17.06.15 г. №94), включен в состав проектной группы по разработке приоритетных направлений и стратегических проектов развития Республики Башкортостан (протокол совещания Правительства РБ от 19 марта 2016 г.).

Таким образом, сегодня в институте подготовку обучающихся осуществляют более 100 преподавателей на 8 кафедрах, 80 из которых работают на штатной основе. Количество остепененных преподавателей за последние годы увеличилось до 76%.

1.2. Содержание, формы, направления деятельности кафедры макроэкономического развития и государственного управления

С момента образования экономического факультета с 1989 г. начинает свою работу Кафедра макроэкономического развития и государственного управления. За годы существования кафедры не раз менялось ее название, трансформировались специальности, соответственно и дисциплины, по которым велась подготовка кадров.

В разные годы на кафедре велась подготовка кадров по следующим специальностям:

– «Планирование народного хозяйства» (1993 г.);

– «Экономическое и социальное планирование» (1994 г., 1995 г.);

– «Экономическая теория» (1996 г., 1997 г.);

– «Национальная экономика» (с 1998 г. по 2015 г.);

–«Менеджмент» (с 2000 по 2002 г).

С 2011 г. ведется приема бакалавров по профилю «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». C 2013 года кафедра начала обучение бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление», а с 2014 года на кафедре ведется прием бакалавров по профилю «Региональная экономика».

Кроме этого кафедра осуществляет подготовку магистров по программам «Региональная экономика» и «Государственное управление экономическим развитием». Обучение в магистратуре ведется как по очной форме, так и по заочной.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

1. Заведующий кафедрой доктор экономических наук, доцент Янгиров Азат Вазирович. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Национальная экономика», квалификация «Экономист»;

2. Профессор-консультант кафедры доктор экономических наук, профессор Юсупов Касим Назифович. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «География», квалификация «Географ. Учитель географии средней школы»,ученая степень «Доктор экономических наук», ученое звание «Профессор» по кафедре «Планирование народного хозяйства»;

3. Доценты кафедры:

1) Кандидат экономических наук, доктор делового администрирования (DBA), доцент Ахунов Рустем Ринатович. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Национальная экономика», квалификация «Экономист»;

2) Кандидат экономических наук, доцент СингизовИльдусЮлаевич. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Национальная экономика», квалификация «Экономист»;

3) Кандидат экономических наук, доцент Лобанова Валентина Анатольевна. Наименование направления подготовки и специальности: специальность по диплому «Политическая экономия», квалификация по диплому «Экономист, преподаватель политической экономии»;

4) Кандидат экономических наук, доцент Таймасов Азат Рифгатович. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «География», квалификация «Географ. Экономико-географ. Преподаватель географии»;

5) Кандидат экономических наук Ибрагимова Зульфия Фануровна. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Экономическая теория», квалификация «Экономист»;

6) Кандидат экономических наук Трофимова Наталья Владимировна. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Национальная экономика», квалификация «Экономист»;

4. Старшие преподаватели кафедры:

1) Япарова-Абдулхаликова Гузель Инберовна. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Экономика и социология труда», квалификация «Экономист»;

2) Токтамышева Юлия Семеновна. Наименование направления подготовки и специальности: специальность по диплому «Национальная экономика», квалификация по диплому «Экономист»;

3) Рабцевич Андрей Александрович. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Экономика труда», квалификация «Экономист»;

5. Ассистент кафедры Мухаметова Айгуль Данияровна. Наименование направления подготовки и специальности: специальность «Национальная экономика», квалификация «Экономист».

Начиная с 2011 г. осуществляется прием бакалавров по профилю «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». C 2013 года кафедра начала обучение бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление», а с 2014 года на кафедре ведется прием бакалавров по профилю «Региональная экономика».

Также, кафедра обучает магистров по программам «Региональная экономика» и «Государственное управление экономическим развитием» по очной и заочной форме обучения.

На кафедре преподают такие дисциплины как: национальная экономика, региональная экономика, статистика, национальное счетоводство и др. Перечисленные дисциплины дают фундаментальные знания и теоретический опыт, необходимые каждому экономисту, независимо от его последующих интересов.

Специальные дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Макроэкономическая статистика» и др. начинаются с 3 курса. Являясь прикладными, изучающими конкретные проблемы экономической науки, они призваны расширить кругозор и углубить специализацию. Эти дисциплины, с одной стороны, помогают профессиональной ориентации выпускников, а с другой — обеспечивают наиболее талантливым студентам переход к обучению на следующих ступенях — в магистратуре и аспирантуре.

В 2014-2015 гг. кафедрой получено два гранта:

– грант РГНФ: «Проблемы формирования воспроизводственного потенциала Республики Башкортостан». Руководитель д.э.н., проф. К.Н. Юсупов, участники: д.э.н., проф. А.В. Янгиров, к.э.н., доц. А.Р Таймасов, к.э.н., доц. Р.Р. Ахунов. 2014 г.;

– грант РФФИ: «Математические методы и модели в исследовании современных проблем экономики и общества». Участники: д.э.н., проф. Янгиров А.В., к.э.н., доц. Ахунов Р.Р.;

Из вышесказанного можно сделать вывод, не смотря на то, что с момента создания кафедры макроэкономического развития и государственного управления, она неоднократно меняло название и трансформировались специальности, всегда сохранялся высокий уровень подготовки студентов. Этому в первую очередь способствует высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедры, который постоянно повышает свою квалификацию и активно занимается научно исследовательской деятельностью.

Глава 2. Учебно-методическая работа

2.1. Структура и содержание ФГОС ВО по направлению подготовки «Экономика»

Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы по направлению подготовки «Экономика» обеспечиваются следующими программами:

  • Приказа Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2015 № 39906) (с изменениями и дополнениями);
  • Приказа Минобрнауки России от «30» марта 2015г. № 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2015 г. № 36995)» (с изменениями и дополнениями).

Сроки обучения и трудоемкость общенаучного цикла направлению подготовки «Экономика», различны в зависимости от образовательной программы (Таблица 1).

Таблица 1 — Сроки обучения и трудоемкость общенаучного цикла направлению подготовки «Экономика»

Источник: составлен автором

Срок получения образования по программе бакалавриата составляет 4 года, включая каникулы, следующие за прохождением государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий. Объем предоставляемых знаний в программе подготовки бакалавра позволяет приступить к работе на предприятиях, не прибегая к дополнительным курсам повышения квалификации или обучения в магистратуре.

Срок получения образования по программе магистратуры:

– по очно-заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев.

– по заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев.

Срок подготовки магистра, относительно недолгий и у студента имеется возможность получать практические навыки, работая на предприятиях и организациях. Однако за это время студенту необходимо освоить сопостовимое по количеству з.е. материала за год с программой подготовки бакалавра.

Количество дисциплин по направлению подготовки «Экономика» также разнятся в зависимости от образовательной программы (Таблица 2)

Из таблицы 2, можно увидеть, что если в программе подготовки бакалавров основной упор делается на дисциплины проводимые в аудиториях. То в программе подготовки магистра основное направления обучения это практические и научно исследовательские работы. Также стоит отметить, что в программе подготовки магистров относительно сроков обучения больше дисциплин по выбору.

Таблица 2 — Количество дисциплин по направлению подготовки «Экономика»

Источник: составлен автором

Программы бакалавров и магистров по направлению подготовки «Экономика» существенно различаются по контролю изученных дисциплин (Таблица 3).

Таблица 3 — Количество и формы контроля изученных дисциплин по направлению подготовки «Экономика»

Источник: составлен автором

Из таблицы 3 видно, что количество экзаменов по программе подготовки бакалавров относительно программы подготовки магистров за год обучения больше более чем в 2 раза, количество зачетов больше на 70%. Общее количество курсовых работ равны.

Выпускник программы магистратуры «Региональная экономика» в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

1) научно-исследовательская деятельность:

– разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

– разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

– подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

2) проектно-экономическая деятельность:

– подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;

– подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

–подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов;

– составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности;

3) аналитическая деятельность:

– разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;

– поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;

– проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;

4) организационно — управленческая деятельность:

– организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими;

– разработка стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений;

– руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;

5) педагогическая деятельность:

– преподавание экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях;

– разработка учебно-методических материалов.

Выпускник по направлению подготовки «Экономика» (магистерская программа «Региональная экономика») разбираться в особенностях регионального рынка труда, динамике демографических процессов, специфике градообразующих предприятий, обладать навыками деятельности в свободных экономических зонах. Эти навыки дают возможность выпускнику заниматься практической деятельностью во всех направлениях экономики региона.

Таким образом, выпускник магистратуры должен понимать системность понятия регион и сущность региональной экономики, иметь навыки создания функциональной системы региона, разработки стратегических планов регионального социально-экономического развития. Что позволит определить преимущества и слабые стороны региона, а также предлагать меры по улучшению социально-экономической обстановке.

2.2. Структура и содержание образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Региональная экономика»

В структуру программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).

Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», Блок 2 «Практики», Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» (Таблица 4).

Таблица 4 — Структура программы подготовки бакалавра

Источник: составлен авторов

Образовательная программа подготовки бакалавров имеет ряд достоинств и недостатков. Основными достоинствами программы подготовки бакалавров являются:

– возможность выбора осваиваемых дисциплин в объеме не менее 30 процентов от вариативной части Блока 1. Что позволяет самим учащимся корректировать содержание учебного процесса, а соответственно и более ответственно подходить к изучению этих дисциплин;

– ограничения количества часов отведенных на занятия лекционного типа не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий. Эта мера позволяет учащимся изучать преподаваемые дисциплины более углубленно на практике. У преподавателя появляются больше возможности применения различных методов донесения до учащихся информации.

– программа позволяет на младших курсах сосредоточиться на изучении основ экономических наук, приобрести обширные знания в области фундаментальных экономических дисциплин, овладеть методами и инструментами экономического анализа, проявить свои индивидуальные интересы в освоении наиболее существенных курсов прикладной экономики.

Основным недостатком же является то, что в образовательной программе обучающемуся не предоставляется возможность проходить стажировку в организациях и предприятиях в свободное от учебы время, для получения практического опыта работы.

Структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).

Программа магистратуры состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» (Таблица 5).

Достоинством программы магистратуры является то, что для изучения дисциплин уделяется сравнительно немного времени. Это позволяет обучающемуся уделить больше внимания на научную деятельность и образование в других сферах. Однако малое количество часов, уделяемое для изучения дисциплин, имеет и такой недостаток, как сложность самостоятельной подготовки, которую можно минимизировать при решении следующих сложностей:

– нехватка современной учебной литературы;

– отсутствие нормальных условий для организации консультаций преподавателей;

– особый менталитет самих студентов, не умеющих, а порой и не желающих работать самостоятельно.

Таблица 5 — Структура программы подготовки магистра

Источник: составлен автором

Таким образом, структура программы бакалавриата и магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность  образования в рамках одного направления подготовки. Программы подготовки состоит из трех блоков: блок 1 «Дисциплины (модули)»; блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»; блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

2.3. Анализ учебного плана по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Анализ учебных планов по подготовке бакалавра и магистра по направлению подготовки «Экономика » показал, что:

  • Срок получения образования по программе бакалавриата составляет 4 года, включая каникулы, следующие за прохождением государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий. Полностью соответствует необходимым для получения качественных и в необходимом объеме знаний.

Срок получения образования по программе магистратуры:

– по очно-заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев. Такой срок обучения также соответствует необходимому минимуму для изучения всех дисциплин и подготовке к итоговой аттестации.

– по заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев. Проанализировав сроки обучения по заочной форме было бы целесообразнее сократить сроки обучения магистрантов до 2-х лет и 3-х месяце. Этот срок является достаточным для изучения необходимых дисциплин, прохождения практик и подготовке к итоговой аттестации.

  • Трудоемкость общенаучного цикла для программы академического и прикладного бакалавриата составляет по 240 зачетных единиц (з.е.). Что соответствует 60 з.е. в год. В программе подготовки магистров заложено 120 з.е. на 2 года 6 месяцев, это соответствует 48 з.е. в год.

В программе подготовки бакалавров основной упор ставится на изучение дисциплин, получения более крепких теоретических знаний. Программа подготовки магистров отличается от программы бакалавров тем, что в ней заложена достаточно сопоставимые доли объемов з.е. для изучения учебных дисциплин и научно-исследовательских работ с практиками. Что позволяет обучающимся по окончанию программы магистра уверенней применять накопленные теоретические знания на практике, при дальнейшем трудоустройстве либо в научной деятельности.

  • Доля вариативной части для выбора студента в общем объеме изучаемых дисциплин, для программы подготовки бакалавров в процентном соотношении равны процентному соотношению программе подготовки магистров и составляют 30 %.

Не смотря на то, что трудоемкость общенаучного цикла для программы подготовки бакалавра вдвое больше трудоемкости общенаучного цикла для программы подготовки магистра. Объем трудоемкости преподаваемых дисциплин вариативной части программы подготовки бакалавров, сопоставимы объему трудоемкости преподаваемых дисциплин вариативной части программы подготовки магистров, за один обучения. Из чего следует, что в программе подготовки магистров уделяется такое же внимание для изучения дисциплин входящих в вариативную часть, как и в программе подготовки магистров. Не смотря на уменьшение общего объема преподаваемых дисциплин для программы подготовки магистра вдвое меньше объема преподаваемых дисциплин предусмотренных в программе подготовки бакалавра в течение года обучения.

  • Отсутствует четкое видение соотношения и увязки содержания первой и второй ступеней высшего образования, имеется дублирование в рамках программы подготовки магистра и программы подготовки бакалавра в образовательных программах высшего образования, отсутствует системный подход к проектированию специальной подготовки в магистратуре.

Таким образом, анализ учебного плана по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» показал, что трудоемкость общенаучного цикла для бакалавров составляет 60 з.е. в год, а для магистров 48 з.е. в год. Доли вариативной части изучаемых дисциплин составляет 60%.

Глава 3. Учебная работа

3.1. Анализ организации и проведения занятий ведущими преподавателями кафедры

Схема анализа лекционного занятия

Ф.И.О., ученая степень, звание преподавателя: К.с.н, доцент Терелецкова Елена Валентиновна

Дата посещения, время: 26.10.2016, 10.15-11.50

Группа: 3РЭ

Направление: Региональная экономика

Дисциплина: Противодействие коррупции

Тема лекции: Типичные коррупционные правонарушения

Цель лекции — организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Чтение курса лекций позволяет дать связанное, последовательное изложение материала в соответствии с новейшими данными науки, сообщить слушателям основное содержание предмета в целостном, систематизированном виде. В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам; в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли отражения в учебниках; отдельные разделы и темы очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала.

Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса.

Функции лекции — информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная — реализуются в изложении системы знаний, в формировании познавательного интереса к содержательной стороне учебного материала и профессиональной мотивации будущего специалиста-учителя, в обеспечении основ для дальнейшего усвоения учебного материала, в формировании сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, в развитии интереса к учебным дисциплинам

Проводя анализ занятиям, проводимым преподавателем кафедры — макроэкономического развития и государственного управления, к.с.н., доцентом Терелецковой Еленой Валентиновной можно отметить следующие моменты:

– соответствие учебного материала, использованного магистрантом для подготовки к лекции, программному материалу и поставленным задачам учебного занятия, соблюдение критериев подбора фактического материала — научность, познавательность, системность, последовательность, отражение профессиональной направленности;

– рациональный выбор вида лекционного занятия — академическая лекция, целью которой стало донести до внимания студентов основные положения по теме занятия;

– акцент внимания аудитории на важности данной темы в общем курсе дисциплины «Противодействие коррупции»;

– ярко выражена четкая структура лекционного занятия, продуманность введения, переходов от одного вопроса к последующему, их взаимосвязь;

– свободное владение учебным материалом с частичным использованием конспекта;

– повышенный интерес аудитории, присутствие элементов диалога-дискуссии между студентами и лектором. Основная информация предлагалась студентам под запись, но формой лекции являлось монологическое высказывание;

– корректное составление плана, объемное и правильно оформленное содержание лекции. Систематичное, доступное и последовательное изложение учебного материала. Высокая культура речи, умеренно выдержанная мимика и жестикуляция. Тактичность, но вместе с тем в меру требовательное отношение к студентам.

Схема анализа семинарского (практического) занятия

Ф.И.О., ученая степень, звание преподавателя: К.с.н, доцент Терелецкова Елена Валентиновна

Дата посещения, время: 24.10.2016, 10.15-11.50

Группа:3РЭ

Направление: Региональная экономика

Дисциплина: Противодействие коррупции

Тема семинарского занятия: Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении.

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

– оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

– развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

– формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

– обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

– формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

– осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

– учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

– развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

– воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации и учебно-познавательной деятельности и организации досуга);

– диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления).

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

– к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

– при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

– необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т.д.);

– необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая формирования единой системы знаний, умений и навыков студентов;

– важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

– в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

– семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов.

Проводя анализ семинарского занятия преподавателем кафедры — макроэкономического развития и управления, к.с.н., доцентом Терелецковой Еленой Валентиновной было обращено внимание на следующее:

План семинарского занятия составлен корректно, содержание семинарского занятия объемное и правильно оформленное. Преподавателем были соблюдены критерии подбора фактического материала — научность, познавательность, системность, последовательность, отражение профессиональной направленности. Конспект содержания лекции последовательный, доступный, интересный, с использованием различных, актуальных по данной теме примеров.

Форма организации взаимодействия и общения участников использовалась традиционная — сотрудничество преподавателя со студентами в процессе рассмотрения каждого из разделов содержания лекции, совместное решение задач.

Внешний вид преподавателя соответствовал характеру занятий. При проведения занятия использовалась спокойная интонация, плавная, выразительная и грамотная речь, не вызывающая дискомфорт. Занятие преподаватель проводил уверенно, используя некоторые эмоционально-выразительные невербальные средства общения с аудиторией (жесты, мимика).

3.2. Разработка лекции: план, содержание, основная и дополнительная литература

В соответствии с темой магистерской работы разработана лекция на тему: «Типичные коррупционные правонарушения». Разработанные учебно-методические материалы использовались при чтении лекции для бакалавров 3 курса направления: «Региональная экономика», по дисциплине: «Противодействие коррупции».

Дата и время проведения занятия — 22.10.2016, 10.15-11.50

План лекции:

  1. Основные виды правонарушений коррупционного характера в системах государственной и муниципальной служб.
  2. Эффективность конкурсных процедур по поводу использования государственного и муниципального имущества, средств соответствующих бюджетов.
  3. Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Цель лекционного занятия — определение видов коррупции и методы борьбы.

Задачи лекционного занятия:

  • Рассказать студентам о видах коррупции
  • Изучить методы борьбы с коррупцией

Тезисы лекции представлены в Приложении А. Лекция проводилась с применением мультимедийного оборудования, слайды представлены в Приложении Б.

Для более подробного изучения, студентам была рекомендована следующая литература:

  1. Гриб В.Г. Противодействие коррупции / В.Г. Гриб. – М.: Московская финансово-промышленная академия (МФПА), 2012. – 192 с.
  2. Кузовков Ю.В. История коррупции в России: в 2 т. / Ю.В. Кузовкин. – М.: Анима-Пресс, 2012. – 2 т. 224 с.
  3. Агеев, В.Н. Государственный контроль за реализацией антикоррупционной политики в Российской Федерации: понятие и содержание // Следователь. – 2013. – № 12. – С. 6–8.

Рецензия на проведенноелекционное занятие со студентами при прохождении педагогической практики представлена в Приложении В. Рецензент – К.с.н, доцент Терелецкова Елена Валентиновна.

3.3. Разработка семинарского занятия: круглый стол

Разработанные учебно-методические материалы использовались при проведении семинарского занятия для бакалавров 3 курса направления: «Региональная экономика», по дисциплине: «Противодействие коррупции», на тему: «Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении».

Дата и время проведения занятия — 29.10.2016, 10.15-11.50

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии:

  1. Правовой статус государственного органа и органа местного самоуправления, коррупционные правонарушения при его реализации.
  2. Проблемы упорядочения государственных функций.
  3. Полномочия государственных и муниципальных органов в сфере противодействия коррупции.
  4. Использование административных процедур и регламентов. Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, предоставления государственных услуг в электронной форме.

Цель семинарского занятия — Дать студентам представление об антикоррупционных программах в государственных органах и органах самоуправления.

Задачи семинарского занятия:

  • Показать коррупционные правонарушения в государственном и муниципальном управлении;
  • Изучить метода борьбы с коррупцией в государственном и муниципальном управлении.

Для более глубокого изучения, с студентами был проведен круглый стол:

1. Многие сравнивают коррупцию с болезнью. У каждой болезни есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?

Внимание, задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Ответы:

– низкая заработная плата государственных служащих;

– незнание законов;

– желание легкой наживы;

– частая сменяемость лиц на различных должностях;

– нестабильность в стране;

– коррупция как привычка;

– низкий уровень жизни населения;

– слабая развитость государственных институтов.

2. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежит копия ФЗ статьи ФЗ «О противодействии коррупции». Ваша задача, рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет:

1) В благодарность за то, что врач вылечил её тяжелобольного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

НЕТ.

2) Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

ДА.

3) При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

ДА.

4) Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях

НЕТ.

5) Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

ДА.

6) Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

НЕТ.

Предложенные студентам тесты представлены в Приложении Г.

Рекомендована следующая литература:

  1. Румянцева Е.Е. Коррупция: война против людей, свободы и демократии: (книга о нашей жизни) / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 104 с.
  2. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики / С.Н. Шинкарев. – М.: Университетский Книжный дом, 2012. – 245 с.
  3. Бондарь, В.Н. Муниципальные программы противодействия коррупции // Следователь. – 2014. – № 12. – С. 11–14.

Рецензия на проведенное семинарское занятие со студентами при прохождении педагогической практики представлена в Приложении Д. Рецензент — К.с.н, доцент Терелецкова Елена Валентиновна

Глава 4. Организационно-воспитательная работа

4.1. Основные направления воспитательной работы на кафедре

Оценка воспитательной деятельности кафедры «Макроэкономического развития и государственного управления» осуществляется по показателям, сформированным по двум критериям.

Критерий 1: наличие на кафедре условий для внеучебной работы с учащимися.

Показатели по 1-му критерию:

1) на кафедре имеется концепция воспитательной работы, ежегодные планы воспитательной работы, документы, регламентирующие воспитательную работу. На семинарах кафедры ежемесячно обсуждаются проблемы, мероприятия по их предотвращению и результаты воспитательной работы;

2) назначен ответственный за реализацию воспитательной функции на кафедре, который организует и контролирует работу через институт кураторства, выступает на семинарах кафедры с сообщениями;

3) студенты нашей специальности входят в состав общевузовского научного кружка, а также состоят в органах студенческого самоуправления.

4) материально-технической базой для внеучебной работы с обучающимися служат аудитории, актовый зал, вузовский комплекс «Досуг»;

5) на кафедре применяются механизмы стимулирования научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся. Кураторы подают в деканат сведения о студентах, которые занимаются внеучебной деятельностью в вузе, для начисления денежных надбавок и премий.

Критерий 2: организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.

Показатели по 2-му критерию:

1) на кафедре воспитательная работа осуществляется каждым преподавателем в рамках своей дисциплины, куратором — в индивидуальном порядке, а также во время «кураторских часов», которые проводятся ежемесячно (или чаще, в случае необходимости) для выявления проблем студентов и их своевременного разрешения. Другие направления воспитательной работы приведены в Отчете;

2) оценка состояния воспитательной работы осуществляется посредством опроса студентов об их удовлетворенностью работой кураторов и осуществлением воспитательной функции, их тестированием по тематике «лучший преподаватель», «любимая дисциплина». Кураторы и преподаватели на семинарах кафедры осуществляют оценку и самооценку результатов работы, предоставляют ответственному за воспитательную работу;

Выявляются причины пропусков занятий, в случае систематических пропусков проводится кураторская работа с применением практики уведомления родителей об успеваемости (письма);

3) система воспитательной работы на кафедре предусматривает:

– гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Кураторы организуют походы в театр, приурочивая их к важным датам. Также проводятся лекции по этике и воспитанию обучающихся.

Кураторы организовывают группы посредством старост для уборки принадлежащей кафедре и университету территории, студенты принимают в этом активное участие.

– научно-исследовательская работа. Это приоритетное направление воспитательной работы кафедры осуществляется с целью приобщить студентов к существующей научной школе. Обучающиеся, особенно студенты 3-4 курсов, принимают активное участие в научной жизни кафедры, публикуют тезисы и статьи, выступают на научно-практических конференциях.

На кафедре организован Научный кружок под руководством аспиранта кафедры Экономики и управления, в состав которого входят студенты 3-4 курсов.

Участие в научных конференциях, форумах.

– работа по формированию традиций образовательного учреждения.

– культурно-массовая и творческая деятельность.

Таким образом, на кафедре «Макроэкономическое развитие и государственное управление» имеются необходимые условия для внеучебной работы с учащимися, это: концепция воспитательной работы, ответственный за воспитательную работу, материально-техническая база, механизмы стимулирования научной, творческой, и спортивной деятельности обучающихся. Также на кафедре ведется организационно воспитательная работа с обучающимися, которая осуществляется каждым преподавателем в рамках своей дисциплины. Оценка состояния воспитательной работы осуществляется посредством опроса студентов об их удовлетворенностью работой кураторов и осуществлением воспитательной функции. Ведется система воспитательной работы.

4.2. Меры по повышению эффективности воспитательной работы на кафедре

Система воспитания на кафедре должна быть направлена на формирование конкурентоспособной, патриотически и гуманистически ориентированной личности. Важно сформировать идеал человека, к которому должна стремиться система воспитания: это свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин, принимающий судьбу отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны и укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Развитие кафедры в области повышения результативности воспитательной деятельности направлено также на укрепление имиджа вуза, формирования гордости у сотрудников и обучающихся за принадлежность к университету, создание комфортной среды для всех категорий сотрудников и студентов, воспитание культуры поведения, активизацию общественной, спортивной и культурной жизни.

Основными приоритетами и задачами в вопросе повышения результативности воспитательной работы на кафедре являются: создание целостной системы воспитания, адекватной возросшим задачам университета; развитие студенческого самоуправления; совершенствование гражданско-патриотического воспитания; сохранение и приумножение университетских традиций; создание условий организации спортивно-массовой и оздоровительной работы; переход на современные стандарты обслуживания и развития сервисов для студентов.

Меры необходимые для повышения эффективности воспитательной работы на кафедре:

1. Для создания целостной системы воспитания, адекватной возросшим задачам кафедры предлагаются следующие методы:

– актуализация концепции воспитательной работы, других локальных- актов, регламентирующих организацию и ведение воспитательной работы; планов воспитательной работы на кафедре;

– выстраивание четкой системы мероприятий по борьбе с терроризмом,- профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде;

– повышение роли учебного процесса в воспитательной работе,- обеспечение единства обучения и воспитания;

– ежегодное проведение внутреннего мониторинга, опросов студентов, административно-управленческого аппарата о степени удовлетворенности организацией и проведением образовательного процесса на кафедре.

2. Для развития студенческого самоуправления необходимо:

– проведение регулярных встреч администрации с обучающимися, организационная поддержка студенческого самоуправления;

– создание и развитие творческих объединений студентов, кружков, секций;

3. Для совершенствование гражданско-патриотического воспитания необходимо:

– повышение качества и эффективности преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

– активизация деятельности по формированию толерантности в студенческой среде;

– постоянная пропаганда в студенческой среде достижений страны, университета в различных областях деятельности;

– развитие донорского движения среди студентов и сотрудников университета.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитательная работа на кафедре напрямую влияет на качество подготовки специалиста и формирует конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающим физическим здоровьем, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, и высокой общей культурой интеллигента.

Заключение

По итогам прохождения производственной «практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогической практики)» практики можно сделать следующие выводы:

1. Было изучено содержание, формы, направления деятельности кафедры.

Таким образом, работа на кафедре включает в себя:

1) обеспечение выполнения учебных программ. Разработка и апробация разноуровневых учебных программ

С этой целью кафедра:

– обосновывает необходимые изменения в содержании и методиках преподавания учебных дисциплин;

– утверждает содержание учебных программ (авторских вариантов учебных программ) и планы их реализации;

2) организация контроля результатов учебного процесса;

3) координация и стимулирование работы по развитию познавательной активности учащихся во внеурочной работе по предметам;

2. Ознакомление с учебно-методическими материалами: программами дисциплин, рабочими тетрадями, методическими рекомендациями, учебными пособиями по дисциплинам;

3. Изучены программы учебных дисциплин, курсов лекций, содержание практических занятий;

4. Посещения занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам показал, что преподаватели владеют различными методиками построения занятий. На занятиях применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия изучаемого материала. Следует отметить доброжелательность преподавателей, взаимопонимание с учащимися. Занятия проходили в хорошей атмосфере;

5. Были проведены самостоятельные лекционное занятие на тему: «Типичные коррупционные правонарушения» и семинарское занятие на тему: «Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении» по согласованию с руководителем практики и преподавателем учебной дисциплины;

6. Был сформирован методический пакет материалов по учебной дисциплине: «противодействие коррупции», включающий в себя: лекции по теме: «Типичные коррупционные правонарушения», с указанием списка использованных источников; тесты; кейсы и т.д. Также был сформирован методический пакет для проведения семинарского занятия семинарского занятия по теме: «Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении»;

7. Проведена беседа со студентами в рамках кураторского часа.

На основании полученных данных можно предложить следующие меры по улучшению работы на кафедре:

1) актуализация концепции воспитательной работы необходима в связи усложнением и возрастанием объёма задач, решаемых общеобразовательными учреждениями на современном этапе общественного развития, а также переосмыслением роли, содержания и статуса воспитания, заданных в условиях модернизации российского образования;

2) повышение роли учебного процесса в воспитательной работе;

3) ежегодное проведение внутреннего мониторинга для определения тенденций и качества развития образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования;

4) проведение регулярных встреч администрации с обучающимися;

5) повышение качества и эффективности преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин состоит в повышении экономической зрелости студента, что дает основания для движения к экономике нового типа экономике, основанной на принципиально новых знаниях.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 29.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (1-2 ч.) – ст. 6228.
2. Амельчаков И. Ф. Актуальные проблемы противодействия коррупции / И. Ф. Амельчаков. – Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД Росии, 2013. – 179 с.
3. Гриб В.Г. Противодействие коррупции / В.Г. Гриб. – М.: Московская финансово-промышленная академия (МФПА), 2012. – 192 с.
4. Кузовков Ю.В. История коррупции в России: в 2 т. / Ю.В. Кузовкин. – М.: Анима-Пресс, 2012. – 2 т. 224 с.
5. Румянцева Е.Е. Коррупция: война против людей, свободы и демократии: (книга о нашей жизни) / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 104 с.
6. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики / С.Н. Шинкарев. – М.: Университетский Книжный дом, 2012. – 245 с.
7. Агеев, В.Н. Государственный контроль за реализацией антикоррупционной политики в Российской Федерации: понятие и содержание // Следователь. – 2013. – № 12. – С. 6–8.
8. Агеев, В.Н. К вопросу о специализированном государственном «антикоррупционном» органе Российской Федерации // Следователь. – 2015. – № 10. – С. 10–14.
9. Александров, В.И. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. – 2014. – № 2. – С. 94–102.
10. Алескеров, З.С. Что такое коррупция и как с ней бороться? // Следователь. – 2015. – № 12. – С. 7–10.
11. Астанин, В.В. Антикоррупционный мониторинг в Российской Федерации: цели, задачи и содержание // Российская юстиция. – 2012. – № 7. – С. 7–9.
12. Астанин, В.В. Научно-экспертное сопровождение противодействия коррупции в системе мониторинга правоприменения // Российская юстиция. – 2013. – № 3. – С. 48–51.
13. Барциц, И.Н. К новой бюрократии. О бремени коррупции и антикоррупционной экспертизе // Следователь. – 2014. – № 2. – С. 11–14.
14. Барциц, И.Н. Противодействию коррупции надо учиться // Государственная служба. – 2012. – № 5. – С. 10–11.
15. Белозерцев, С.М. Проблемы борьбы с коррупцией в Сибирском федеральном округе // Российский следователь. – 2012. – № 10. – С. 19–20.
16. Бикеев, И.И. Антикоррупционное образование как один из инструментов противодействия коррупции: вопросы его формирования и реализации в Республике Татарстан // Следователь. – 2013. – № 8. – С. 4–9.
17. Болдырев, Ю. Коррупция – системное свойство постсоветского российского капитализма: науч.-публиц. заметки // Российский экономический журнал. – 2012. – № 2. – С. 14–24.
18. Бондарь, В.Н. Муниципальные программы противодействия коррупции // Следователь. – 2014. – № 12. – С. 11–14.
19. Быков, В. Составы суда и проблемы борьбы с коррупцией // Законность. – 2013. – № 5. – С. 44–49.
20. Ведяев, Ю. А. О коррупции и борьбе с ней // Следователь. – 2014. – № 10. – С. 15–21.
21. Гаджиев, Д.М. Коррупция: общероссийские и региональные аспекты // Власть. – 2015. – № 6. – С. 102–107.
22. Гарипов, И.М. Виктимологические аспекты антикоррупционного образования в современной России // Следователь. – 2015. – № 8. – С. 13–14.
23. Гатина, Р.Р. Коррупция как устойчивый институт во взаимодействии власти и бизнеса // Следователь. – 2012. – № 12. – С. 15–17.
24. Глинкина, С.П. Феномен коррупции: взгляд экономиста // Новая и новейшая история. – 2012. – № 4. – С. 9–17.
25. Официальный сайт института экономики финансов и бизнеса БашГУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.inefb.ru (дата обращения: 5.12.16).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3615

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке