Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике в КГКП я/с № 3 «Айгерим»

Целью прохождения производственной практики на предприятии является закрепление теоретических знаний студентов и использование их в практической деятельности будущей профессии.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая часть
1.1. Ознакомление с базой практики
1.2. Изучение организации бухгалтерского учета на предприятии
Глава 2. Финансовый учет
2.1. Учет основных средств и нематериальных активов
2.2. Учет материальных запасов
2.3. Учет денежных средств
2.4. Учет дебиторской задолженности
2.5. Учет расчетов с персоналом по оплате труда
2.6. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.7. Учет расчетов с бюджетом по налоговым платежам
2.8. Учет прочей кредиторской задолженности
2.9. Учет финансовых результатов
Заключение
Список использованных источников

Введение

Целью прохождения производственной практики на предприятии является закрепление теоретических знаний студентов и использование их в практической деятельности будущей профессии.

С 10.12.2012г. по 12.01.2013г. я проходила практику в КГКП я/с № 3 «Айгерим». На данном предприятии я ознакомилась с работой бухгалтерии, а также выполняла следующие работы:

  1. Приход, расход, свод продуктов питания по складу.
  2. Расчет родительских взносов за детский сад.
  3. Расчет дополнительных занятий детей и педагогов.
  4. Составление годового плана на портал «Государственных закупок» согласно плану финансирования.
  5. Размещение объявлений способом ценовых предложений на портал государственных закупок. Составление протоколов и утверждение итогов государственных закупок способом из одного источника согласно Закона РК «О государственных закупках».
  6. Заключение и регистрация договоров с поставщиками.
  7. Оформление и выдача накладных на приобретенный товар.
  8. Составление ведомостей по заработной плате. Оформление платежных поручений в программу «Банк-клиент» и формирование социальных отчислений.

Должность экономиста на данном предприятии отсутствует. Обязанности исполняют работники бухгалтерии.

Основными задачами производственной практики являются:

— ознакомление с базой практики, ее организационной и производственной структурой, менеджментом;

— изучение опыта работы финансового и экономического отделов, бухгалтерии, их функциональной взаимосвязи;

-изучение форм ведения бухгалтерского учета, применяемых на предприятии;

-изучение порядка документирования и обработки хозяйственных операций на предприятиях;

— практическое рассмотрение отдельных разделов бухгалтерского учета;

— приобретение научно-практического интереса студента, являющегося основным критерием при определении темы будущей дипломной работы;

— ознакомление с этической и профессиональной ответственностью профессии бухгалтера;

— приобретение навыков работы в коллективе, ведения переговоров для достижения решений по профессиональным вопросам;

— сбор и подготовка материала для написания отчета по практике.

Глава 1. Общая часть

1.1. Ознакомление с базой практики

Во время прохождения производственной практики, я, Якимова Алина Игоревна, студентка третьего курса, группы У-34, колледжа экономики, бизнеса и права, Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза ознакомилась с историей, целью деятельности и задачами предприятия, которым является КГКП я/с  № 3 «Айгерим». Юридический адрес: пос. Актау, 8 квартал. Коммунальное государственное казенное предприятие ясли-сад № 3 «Айгерим» акимата города Темиртау отдела образования и спорта города Темиртау,  именуемое в дальнейшем «Предприятие», создано в форме государственного предприятия, обладающим статусом юридического лица. Предприятие зарегистрировано 29 декабря 2010 года, а открылось 2 февраля 2012 года.

Учредителем Предприятия является акимат города Темиртау в лице уполномоченного органа государственного учреждения «Отдела образования и спорта города Темиртау». Предприятие действует, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законами республики Казахстан, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Республики Казахстан, приказами, распоряжениями Уполномоченного органа и его уполномоченных структурных подразделений и на основании настоящего Устава. Создание филиалов Предприятия осуществляется с согласия Уполномоченного органа. Предприятие является юридическим лицом, имеет свою круглую печать, два расчетных счета в банке-бюджетный и коммерческий.

Деятельность предприятия направлена на реализацию основных задач дошкольного воспитания и образования на сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Задачами и функциями организации являются:

— создание условий для освоения воспитанниками образовательных программ дошкольного воспитания и обучения;

— обеспечение интеллектуального и личного развития воспитанников;

— обеспечение предшкольной подготовки.

Целями предприятия являются:

— дошкольное воспитание;

— оказание платных услуг населению;

— проведение культурных мероприятий;

Предприятие может выступать учредителем других организаций только с разрешения Уполномоченного органа. Осуществление деятельности, непредусмотренной настоящим Уставом, осуществляется с разрешения Уполномоченного органа.

1.2. Изучение организации бухгалтерского учета на предприятии

Государственное предприятие ведет бухгалтерский учет и предоставляет отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Проверка и ревизия финансово-хозяйственной деятельности  государственного предприятия осуществляется полномочным органом в установленном законодательством РК порядке.

Финансовые и материальные поступления используются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Во время практики были изучены основные вопросы по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, запасов, по начислению заработной платы, учету расчетов с поставщиками в бюджетных учреждениях и организациях.

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия – самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения.

В структуру бухгалтерии входят:

1) главный бухгалтер предприятия, который ведет финансовый и бухгалтерский учет на предприятии, оформляет отчетность.

2) бухгалтер по материалам – занимается учетом материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, поступающих на предприятие, согласно поступившим документам;

3) бухгалтер-кассир.

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 г. основными правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие:

  • бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РК – в тенге;
  • имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
  • бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до ликвидации или реорганизации;
  • все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
  • основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты;
  • организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.

КГКП я/с № 3 «Айгерим» самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, Предприятие ежегодно предоставляет учредителю отчет о поступлении и расходованию средств.

Имущество Предприятия составляет основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которого отражается в самостоятельном балансе Предприятия. В состав имущества Предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, инвентарь, транспорт, право на земельный участок.

Финансовые средства КГКП я/с № 3 «Айгерим» образуются:

— из бюджетных ассигнований;

— родительских взносов;

— средств заработанных КГКП;

— банковских кредитов;

— средств спонсоров, добровольных поступлений.

Финансовые средства и материально- техническую базу КГКП я/с № 3 «Айгерим» составляют:

— основные фонды;

— оборотные средства.

КГКП я/с № 3 «Айгерим» имеет право привлекать для своей уставной деятельности следующие источники финансирования:

— банковский кредит;

— доходы, полученные от некоммерческой деятельности;

— от оказания платных услуг;

-устанавливать цены на платные дополнительные, образовательные, медицинские услуги в соответствии с законодательством РК, осуществлять предпринимательскую деятельность;

— самостоятельно распоряжаться полученной прибылью, оставшейся от уплаты налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законом.

Перечень локальных актов КГКП я/с № 3 «Айгерим»:

— приказы распоряжения заведующего;

— правила внутреннего распорядка;

— штатное расписание КГКП;

— положение о премировании;

— договор между учредителем и КГКП;

— договор между предприятием и родителями;

— коллективный договор КГКП.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Привлечение дополнительных источников финансирования особое направление работы заведующей.

Управление финансово-экономической деятельностью начинается с детального изучения индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения.

Смета расходов составляется по единой типовой форме на основании нормативных документов и методических рекомендаций по составлению смет, а также показателей работы по конкретному учреждению.

Задачами бухгалтерии предприятия детского сада является формирование полной и достоверной информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям финансовой отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества дошкольного образовательного учреждения.

Все функции финансовых операций, экономических и основных средств в данной организации выполняет отдел бухгалтерии.

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении дошкольного образовательного учреждения хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

К функциям бухгалтерии относят:

1. Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете;

2. Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;

3. Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;

4. Обеспечение порядка проведения инвентаризаций;

5. Контроль за проведением хозяйственных операций;

6. Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

7. Организация бухгалтерского учета и отчетности в дошкольном образовательном учреждении на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;

8. Формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения, его имущественного положения, доходах и расходах;

9. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

10. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

11. Обеспечение расчетов по заработной плате;

12. Правильное начисление и перечисление налогов;

13.Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности;

14. Обеспечение строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

15. Составление баланса и оперативных сводных отчетов о прибылях и убытках;

16. Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых дошкольным образовательным учреждением на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг;

17. Разработка, рассмотрение и визирование главным бухгалтером приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премировании и т.п.

Глава 2. Финансовый учет

2.1. Учет основных средств и нематериальных активов

Имущество КГКП я/с № 3 «Айгерим» сформировано за счет имущества, переданного ему государством, и состоит из долгосрочных и краткосрочных активов, а также иного имущества, стоимость которых отражается на балансе государственного предприятия.

Имущество государственного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления и относится к государственной собственности. Материально-техническое обеспечение, оснащение и оборудование государственного предприятия проводится в соответствии с нормативными требованиями.

Имущество государственного предприятия не подлежит изъятию или использованию в целях, противоречащих основным задачам учреждения.

Имущество КГКП  я/с № 3 «Айгерим» является неделимым и формируется за счет имущества, переданного ему собственником, приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством.

Учет основных средств, в государственном предприятии, ведется согласно Типовому плану счетов.

В учетной политике предприятия раскрыты принципы учета основных средств:

1) Учет основных средств регламентируется МСФО 16 «Основные средства».

2) Основные средства учитываются по фактической стоимости приобретения. Земля и здания в дальнейшем отражаются по справедливой стоимости, которая определяется руководством предприятия на основе оценки, осуществляемой профессиональными оценщиками. При этом здания учитываются за вычетом накопленной амортизации.

3) Для начисления амортизации основных средств используется прямолинейный метод начисления. Данный метод распространяется на все виды основных средств, кроме вычислительной и оргтехники.

4) Для начисления амортизации на вычислительную и оргтехнику применяется метод уменьшающегося остатка.

5) Стоимость существенных обновлений и усовершенствований основных средств капитализируется.

Для аналитического учета финансово-хозяйственных операций используется журнально-ордерная форма учета, при которой данные о хозяйственных операциях из документов переносятся либо в журналы-ордера, либо накопительные и группировочные ведомости. Ежемесячно журналы-ордера закрывают и их итого переносят в Главную книгу.

Учет наличия и движения основных средств ведется на счете 2410 «Основные средства». На данный счет открываются субсчета по видам основных средств. По дебету субсчетов отражаются остатки основных средств на начало и конец месяца, операции по их поступлению, по кредиту счета — выбытие основных средств.

При приобретении новых объектов основных средств у юридических или физических лиц за плату, а также когда оплата счетов подрядчика (поставщика) произво­дится сразу же, по фактическому поступлению их, в зависимости от формы расчетов и источников оплаты, делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет соответствующих счетов:

2412 «Здания и сооружения»

2413 «Машины и оборудование, передаточные устройства»

2414 «Транспортные средства»

2415 «Прочие основные средства» — на первоначальную стоимость объектов основных средств без налога на добавленную стоимость

Дебет счета 1420 «Налог на добавленную стоимость» — на сумму налога на добавленную стоимость по этим объектам основных средств

Кредит соответствующих счетов:

1010 «Денежные средства в кассе»

1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

Поступление новых объектов основных средств, приобретенных за плату по первоначальной стоимости с учетом налога на добавленную стоимость от юридических и физических лиц в порядке долгосрочных расчетов или отсрочкой платежа, отражается на счетах бухгалтерского учета следующей записью:

Дебет соответствующих счетов:

2412 «Здания и сооружения»

2413 «Машины и оборудование, передаточные устройства»

2414 «Транспортные средства»

2415 «Прочие основные средства» — на первоначальную стоимость поступивших объектов основных средств без налога на добавленную стоимость

Дебет счета 1420 «Налог на добавленную стоимость» — на сумму налога на добавленную стоимость по этим объектам основных средств

Кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность постав-щикам и подрядчикам» — на сумму акта приемки-передачи к оплате

При оплате счетов делается следующая запись:

Дебет счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность постав-щикам и подрядчикам»

Кредит соответствующих счетов:

1010 «Денежные средства в кассе»

1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

Например в таблице 1 представлена корреспонденция счетов по учету поступления основных средств.

Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету приобретения основных средств КГКП я/с № 3 «Айгерим» за март 2012 года

Аналитический учет основных средств на предприятии КГКП я/с № 3 «Айгерим» ведется в бухгалтерии в Инвентарных карточках (Приложение 1), которые открывают на каждый инвентарный объект, за исключением однотипных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов и других предметов,  имеющих одно и то же производственное или хозяйственное назначение, одинаковые технические характеристики, стоимость и находящиеся в одном производственном подразделении. Эти предметы допускается учитывать в одной инвентарной карточке.

При оформлении приемки основных средств на КГКП я/с № 3 «Айгерим» составляется акт в одном экземпляре. Акт составляется приемочной комиссией, назначенной распоряжением руководителя предприятия, в которую обычно входят инженер, представители бухгалтерской службы.

Акт, после его оформления, с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем субъекта или лицами на то уполномоченными (Приложение 2).

Амортизационные отчисления на предприятии КГКП я/с № 3 «Айгерим» производятся по нормам амортизации. Срок полезной службы основных средств устанавливается предприятием самостоятельно на основе наиболее приближенной оценки руководства, но не более срока деятельности предприятия, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Начисление амортизации производится с момента оприходования объектов основных средств к использованию по назначению. Начисление амортизации производится в амортизационной ведомости (Приложение 3).

Для учета износа основных средств предназначены счет 2420 раздела 2 «Долгосрочные активы». По данному счету открываются субсчета по видам основных средств. По кредиту этих счетов показывают остаток износа на начало месяца, износ, начисленный за текущий месяц и остаток износа на конец отчетного месяца. По дебету отражаются списание износа основных средств при их выбытии.

Рассмотрим практические примеры использования методов начисления износа. Исходные данные: амортизируемая стоимость объекта основных средств составляет 4000,0 тыс. тенге, срок полезного использования — 4 года.

Метод равномерного начисления износа. При использовании этого метода стоимость основных средств списывается равномерно равными суммами в течение срока полезного использования объекта: 4000,0 тыс. тенге : 4 года = 1000,0 тыс. тенге.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризации имущества. Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Порядок проведения инвентаризации определяется ее методами и процедурами. К методам и процедурам инвентаризации относятся:

  • непосредственный осмотр объектов (основных средств)
  • документальное сличение остатков основных средств с данными бухгалтерского учета
  • проверка технического состояния основных средств

Итоги инвентаризации оформляются инвентаризационной описью основных средств и сличительной ведомостью результатов инвентаризации основных средств. Указывается основание для проведения инвентаризации (приказ, постановление, распоряжение); порядковый номер документа; начало и окончание инвентаризации.

Учет наличия и движения нематериальных активов (НМА) на КГКП я/с № 3 «Айгерим» ведется по следующим счетам: 2731 «Программное обеспечение», 2732 «Организационные затраты», 2733 «Прочие». Счета данного подраздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятиям на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. По дебету этих счетов отражается остаток нематериальных активов на начало и конец месяца, операции по поступлению, по кредиту — выбытие НМА. Нематериальные активы учитываются на этих счетах по первоначальной стоимости. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО 38 по себестоимости, вне зависимости от того, был ли он приобретен на стороне. Себестоимость НМА включает покупную цену, невозмещаемый налог на покупку, а также прямо относимые затраты на подготовку актива к использованию. Поступление и выбытие нематериальных активов оформляют актом приемки-передачи нематериальных активов. Акт после его оформления с приложенной документацией передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем или лицами на то уполномоченными.

Аналитический учет нематериальных активов ведется в инвентарных карточках учета нематериальных активов. Например, при приобретении программного продукта 1С Бухгалтерия 8,0 на КГКП я/с № 3 «Айгерим»  была составлена карточка учета нематериальных активов (Приложение 4).

Амортизация по нематериальным активам начисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным из первоначальной стоимости и срока их предполагаемого полезного использования.

Амортизация начисляется методом равномерного (прямолинейного) списания на срок полезной службы. Сумма начисленного износа признается как расход. Балансовая стоимость НМА в бухгалтерском балансе отражена за вычетом суммы накопленной амортизации. Сроки полезной службы нематериальных активов составляют: лицензионное программное обеспечение — 2-15 лет; прикладное программное обеспечение — 5 лет; прочее программное обеспечение — 1-15 лет.

Таблица 2 — Структура нематериальных активов КГКП я/с № 3 «Айгерим» (тенге)

Таким образом, нематериальные активы составляют 344678 тенге на конец 2011 года.

2.2. Учет материальных запасов

КГКП я/с № 3 «Айгерим»  является коммунальным государственным казенным предприятием, его содержание осуществляется за счет местного бюджета, в том числе закупки ТМЗ.

Учреждение непроизводственной сферы в процессе осуществления своей деятельности систематически приобретает и расходует различные материальные ценности: строительные и хозяйственные материалы, продукты питания, медикаменты, топливо, горючие и смазочные материалы, материалы для учебных целей, тару и т.д. Размеры материальных запасов определяются характером работы учреждения.

Экономное и рациональное использование всех этих материальных ценностей требует правильной организации их учета. Основными задачами учета материалов являются:

  • контроль за сохранностью и движением их на складах, в кладовых и по местам непосредственного расходования;
  • правильное и своевременное документальное отражение операций по движению материальных ценностей;
  • контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов с целью мобилизации внутренних ресурсов;
  • контроль за бережным расходованием материальных ценностей и за соблюдением норм их расходования.

В целях обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих КГКП я/с № 3 «Айгерим» с некоторыми сотрудниками, обеспечивающими хранение и движение ТМЗ заключены Договора о полной индивидуальной материальной ответственности (Приложение 5).

КГКП я/с № 3 «Айгерим» имеет определенные нормы запасов материальных ценностей, которые определяются в минимальных размерах, обеспечивающих бесперебойную работу учреждения. Нормы запасов материалов устанавливаются в днях или в процентах к их годовому расходу. Так, нормы запасов могут устанавливаться для следующих групп материалов: материалы для учебных целей, продукты питания, медикаменты, канцелярские и письменные принадлежности и др. Величина нормы запасов материалов зависит от норм и объема расхода, организации материально-технического снабжения и условий хранения. Контроль за правильностью расчета норм запасов материалов и их фактическим состоянием осуществляют финансовые органы и вышестоящие организации.

Классификация материалов положена в основу их учета по синтетическим счетам. Для учета материальных запасов в КГКП я/с № 3 «Айгерим» используют счет 1310 (Приложение 6), который разбивается на следующие счета:

— 1311 «Материалы и продукты питания»;

— 1312 «Малоценные предметы».

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета.

Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и ТМЗ. На поставку товаров КГКП я/с № 3 «Айгерим» заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам необходимой продукции.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные документы, накладные.

Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления и после этого передают ответственному исполнителю по снабжению.

Поступление на склад материалов может осуществляться через подотчетных лиц, которые приобретают материалы в организациях торговли за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет и накладная, выписываемая КГКП я/с № 3 «Айгерим», в которой излагается содержание операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены (Приложение 7).

Материалы отпускают со склада организации на хозяйственные нужды, на сторону и др.

Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организация осуществляет соответствующие организационные мероприятия.

Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, является их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела.

Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны. Выдача материалов со склада производится по следующим документам:

  • накладная (требование), применяется при выдаче материалов со склада и перемещении материалов внутри учреждения. Накладная выписывается в одном экземпляре;
  • меню-требование применяется для выдачи продуктов питания со склада. Составляется ежедневно на основании норм раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся. С расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передается в бухгалтерию не реже 2 раз в месяц;
  • ведомость выдачи материалов на нужды учреждения, применяется для выдачи хозяйственных материалов, материалов для учебных и других целей в течение месяца. Записи в ведомости производят не в хронологическом порядке, а для каждого вида материалов оставляют определенное количество строк, с тем, чтобы в конце месяца по каждому из материалов можно было подсчитать общий итог;
  • путевой лист применяется для списания в расход автомобильного бензина. Бензин списывается по фактическому расходу, но не выше норм, установленных и утвержденных для отдельных марок автомобилей.

Списание материалов и продуктов питания производится по ценам их приобретения или средним ценам, если они приобретались по разным ценам (Приложение 8). В случае непригодного состояния объекта ТМЗ его списывают с помощью дефектного акта.

Возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, бутылки и т. п.), как свободная, так и находящаяся под материальными ценностями, учитывается по соответствующим группам или видам по ценам, указанным в счетах поставщиков.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на фактические расходы по соответствующей статье бюджетной классификации.

В целом по предприятию стоимость запасов на начало 2012 года составила 132130,8 тыс. тенге, на конец года стоимость запасов значительно увеличивается и составляет 169546 тыс. тенге, темп роста их стоимости составил 128%. Из них производственные запасы составляют на конец года 148604,1 тыс. тг, готовая продукция – 20926,2 тыс. тг., товары 15,7 тыс. тг.

Для проверки организации материальной ответственности, условий хранения ТМЗ, достоверности бухгалтерского учета служит инвентаризация.

Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись ТМЗ по местам хранения и по материально-ответственным лицам.

Инвентаризационная опись составляется комиссией назначенной приказом, отдельно по каждому месту проверки. В ней указываются состав комиссии, основание проверки (приказ), место проверки, фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, дата проверки. В конце инвентаризационной описи пишется расписка материально-ответственного лица о согласии с внесенными в опись комиссией материальными ценностями.

Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер предприятия. Инвентаризация проводиться перед составлением годового отчета, при смене материально ответственного лица, в случае пожара или стихийных бедствий.

2.3. Учет денежных средств

Согласно учетной политике КГКП я/с № 3 «Айгерим», задача учета денежных средств заключается в обеспечении сохранности денежных средств и контроля за их использованием по целевому назначению; полному и своевременному документированию всех операций по движению денежных средств; соблюдении расчетной и финансовой дисциплины; своевременном и достоверном ведении аналитического учета; полном и своевременном проведении инвентаризации денежных средств; проведении платежей через банк путем безналичных расчетов.

В соответствии с действующим законодательством все учреждения, предприятия и организации должны хранить временно свободные  денежные средства (за исключением наличных денег в кассе в пределах  установленного лимита) в банках.

Ясли сад я/с № 3 «Айгерим» имеет счет №KZ556010191000074807 в АО «Народный банк Казахстана», а также счет №KZ1999HTB0000003500. в АО «Цеснабанк». Взаимоотношения между КГКП я/с № 3 «Айгерим» и этими банками оформляются договорами. По договору банк обязуется открыть учреждению расчетный и другие счета, зачислять на них поступающие клиенту суммы и по поручению клиента (а в ряде случаев, предусмотренных законодательством, и без такого поручения) списывать соответствующие суммы со счета учреждения для зачисления на счета кредиторов, принимать от клиента и выдавать ему наличные деньги и др.

В бухгалтерском учете КГКП я/с № 3 «Айгерим», согласно Типовому плану счетов, поступления средств на расчетный счет отражаются по дебету счета 1030, а списание — по кредиту. Обороты по счету 1030 ведутся с помощью 1С: Бухгалтерия и представлены в оборотной ведомости счета 1030 (Приложение 9).

Ежедневно или в другие установленные сроки банк выдает владельцу счета выписки со счетов, в которых указываются обороты и остатки (Приложение 10). К выписке прилагаются первичные оправдательные документы. При обработке выписки в бухгалтерии учреждения нумеруются все указанные в ней операции и эти номера проставляются на соответствующих документах, подтверждающих данные операции; против каждой суммы проставляется номер корреспондирующего счета.

В бесспорном порядке со счетов производится списание сумм платежей, не внесенных в срок в государственный бюджет, а также сумм обязательных платежей во внебюджетные фонды и др.

КГКП я/с № 3 «Айгерим» осуществляет платежи в бюджет через расчетный счет с использованием такой формы безналичных расчетов, как платежное поручение (Приложение 11).

Платежные поручения используются субъектами для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их можно применять в одногородних и иногородных расчетах. Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег.

К кассовым операциям относят операции, производимые учреждением наличными деньгами. К операциям с наличными деньгами относят: выдача заработной платы работникам, выдача авансов подотчетным лицам и др.

Все кассовые операции ведет кассир, назначаемый на эту должность приказом руководителя учреждения. Кассир дает обязательство о полной материальной ответственности, которое хранится в его личном деле. В КГКП я/с № 3 «Айгерим» выдача заработной платы производится раздатчиками, с которыми подписаны обязательства о полной материальной ответственности.

Наличные деньги из учреждения банка получают по чекам, которые выписываются на имя кассира. Поступление денег в кассу учреждения оформляется приходным кассовым ордером за подписью главного бухгалтера, а по исполнении – кассира. Лицу, сдавшему деньги в кассу учреждения, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт сдачи денег. Квитанция содержит те же данные, что и приходный кассовый ордер. Она заверяется печатью учреждения.

Выдача наличных денег из кассы учреждения оформляется расходным кассовым ордером. Заработная плата, премии, стипендии выдаются по платежным ведомостям, которые содержат распорядительную надпись об оплате в трехдневный срок; по истечении этого срока фактически выплаченную сумму отражают по расходу кассы. Расходные документы подписывают руководитель учреждения, главный бухгалтер, а по исполнении – кассир.

При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного кассового ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по ведомости, то перед распиской в получении денег кассир указывает «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости. При выдаче из кассы наличных денег доверенным лицам учет таких выдач ведется кассиром в книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы.

Учет кассовых операций ведется на активном счете 1010 «Денежные средства в кассе». Остаток показывает сумму наличных денег в кассе организации. По дебету отражают суммы денег, поступивших в кассу, по кредиту – выданные суммы денег. Ежедневно на основании отчета кассира делаются записи в мемориальный ордер №1.

Помимо денег в подотчете кассира находятся аттестаты, дипломы и другие бланки строгой отчетности. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в книге учета бланков строгой отчетности.

Корреспонденция счетов по учету денежных средств в КГКП я/с № 3 «Айгерим» представлена в таблице 3.

Таблица 3 — Корреспонденция счетов по учету денежных средств в КГКП я/с № 3 «Айгерим»

С целью контроля за сохранностью и использованием денежных средств в нашей организации проводятся внезапные ревизии кассы, как правило, не реже одного раза в месяц. Ревизию кассы проводит комиссия, назначенная руководителем учреждения.

Комиссия составляет акт, в котором фактические остатки кассовой наличности сопоставляются с учетными данными, и определяется недостача или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается членами комиссии.

2.4. Учет дебиторской задолженности

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность отражаются по их видам.

Суммы дебиторской задолженности КГКП я/с № 3 «Айгерим», числящиеся на балансе, по которой истек срок исковой давности, остаются в распоряжении организации, кроме платежей в бюджет и расчетов с государственными внебюджетными фондами. В данном случае эти суммы отражаются на счете 1290 «Резерв по сомнительным требованиям». Резервы по сомнительным долгам создаются в конце года на основании данных инвентаризации дебиторской задолженности (Дт 7210  Кт 1290). Списывается дебиторская задолженность за счет созданного резерва проводкой: Дт 1290  Кт 1210. Остаток на конец года по этому резерву должен включать только суммы дебиторской задолженности, признанные как сомнительные долги, в текущем году.

Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, списываются с разрешения руководителя учреждения на уменьшение финансирования или фондов, а суммы задолженности по бюджету, государственным внебюджетным фондам, по которой истек срок исковой давности, подлежат возврату в соответствующий бюджет и фонды.

Исходными документами при расчете с родителями за обучение и воспитание детей являются табели посещаемости детьми я/с № 3 «Айгерим», извещения с пометкой учреждения Народного банка о приеме платы от родителей именуемые «Родительские взносы».

В оборотной ведомости по учету расчетов с родителями отражается общая сумма внесенной родителями платы, начисленная сумма за фактическое посещение детей  я/с № 3 «Айгерим» и переходящие остатки. На основе данных ведомостей составляется мемориальный ордер №15

В случае образования дебиторской задолженности родителями суммы задолженности отражаются на счете 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков». Записи по дебету счета 1210 производятся на основании предъявленных покупателям, расчетных документов. Погашение дебиторской задолженности отражается по кредиту 1210 в корреспонденции со счетами 1030 (безналичным расчетом), 1010 (оплачено в кассу). Счет 1210 дебетовый.

Краткосрочная дебиторская задолженность на конец 2010 года составила 168 тыс. тенге, относительно начала 2010 года уменьшилась на 2141 тенге. КГКП я/с № 3 «Айгерим»  не имеет долгосрочной дебиторской задолженности.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации возникает потребность в использовании наличных денежных средств для расчетов с работниками по командировкам, выдачи средств на представительские цели, для покупки товаров в других организациях или у физических лиц, а также на иные хозяйственно-операционные нужды.

В таблице 4 приведена корреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами.

Таблица 4 – Фрагмент журнала хозяйственных операций КГКП я/с № 3 «Айгерим» за январь 2012 года

При выдаче денежных средств:

1) определяется сумма подотчетных средств и срок, на который она выдается;

2) получается от подотчетного лица авансовый отчет о расходах в срок не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы средства.

3) выдаются денежные средства работнику под отчет при условии полного отчета им по ранее выданным авансам;

4) запрещается передача денежных средств от одного работника другому.

Для командировки работнику оформляется командировочное удостоверение.

По возвращении из командировки работник обязан в течение 3 дней предоставить руководителю организации для утверждения авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения и документов, подтверждающих достоверность произведенных расходов. По утверждении отчета руководителем он передается в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете использованных сумм.

Учет расчетов с подотчетными лицами осуществляется на активном счете 1251 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников». Аналитический учет ведется в журнале-ордере № 7 и ведомости к нему по датам и документам (Приложение 12).

2.5. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Оплата труда административных государственных служащих осуществляется на основании Единой системы оплаты труда, утверждаемой Президентом Республики Казахстан. Заработная плата административных государственных служащих выплачивается за счет средств республиканского и местных бюджетов либо из средств Национального банка.

Заработная плата и другие выплаты административным государственным служащим подлежат индексации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Оплата труда работников учреждений и организаций непроизводственной сферы, находящихся на бюджетном финансировании, Единой тарифной сетки, установленной Президентом РК.

Единая тарифная сетка имеет 18 разрядов: для рабочих с 1-ый по 8-ой, для служащих – со 2-го по 18-ый.

Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Заработную плату по соответствующей должности определяют умножением ставки (оклада) 1-го разряда на тарифный коэффициент.

Ставки и оклады каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации. При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Кроме того, учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности.

Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Заработную плату по соответствующей должности определяют умножением ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент.

Таблица 5 — Единая тарифная сетка

При аттестации и тарификации работников бюджетной сферы используют Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, требования которого увязаны с разрядами Единой тарифной сетки.

Различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время по тарифным окладам и ставкам. К дополнительной заработной плате относятся выплаты за неотработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходного пособия при увольнении и др.

В нашей организации существует повременная оплата труда. Эта форма оплаты труда имеет две системы:

  • простая повременная;
  • повременно-премиальная.

При повременной форме оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.

Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. Заработок других категорий работников определяют следующим образом: если работник отработал все рабочие дни месяца, то его оплату составит установленный для него оклад; если же он отработал неполное число рабочих дней, то его заработок определяют делением установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученного результата на количество оплачиваемых за счет организации рабочих дней.

При повременно-премиальной системе оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке. Первичным документом по учету труда работников при повременной оплате являются табели.

Право на отпуск работникам предоставляется по истечении 11 месяцев непрерывной работы в данной организации. За работниками, находящимися в отпуске, сохраняют его средний заработок.

Оплата пособий по временной нетрудоспособности производится работодателем и зависит от среднедневного заработка и от числа дней болезни. Непрерывный трудовой стаж работы сейчас во внимание не принимается. Размер пособия не должен превышать пятнадцатикратной величины месячного расчетного показателя. Пособие по временной нетрудоспособности, связанное с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием выплачивается работодателем в полном размере.

Если все дни в расчетном периоде отработаны полностью, то средний дневной заработок для оплаты листка нетрудоспособности определяют путем деления начисленной заработной платы и премий на 12 и на среднее число рабочих дней в месяце. Полученный среднедневной заработок умножают на продолжительность болезни. Если в расчетном периоде дни отработаны не полностью, то среднедневной заработок определяется путем деления суммы начисленной зарплаты в расчетном периоде на фактическое число рабочих дней по календарю.

Основными задачами учета труда и его оплаты являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполненных работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержание из нее; учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчисления на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.

Кредитовые обороты по счету 3350 отражают в журнале-ордере №10.  Суммы, отнесенные с кредита счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» в дебет счетов, требующих аналитического учета, должны быть записаны на соответствующие статьи, заказы и другие объекты учета. Для этих целей используют разработочную таблицу «Распределение заработной платы», записи в которую производят из первичных документов.

Суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам отражают аналогично начисленной заработной плате.

Учет расчетов с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу ведется на счете 3120 «Индивидуальный подоходный налог». Удержание индивидуального подоходного налога отражается на следующих счетах бухгалтерского учета: Дебет счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» — кредит счета 3120 «Индивидуальный подоходный налог».

Прочие удержания и вычеты из оплаты труда отражаются по дебету счетов 3350 и кредиту группы счетов 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» на удержанные подотчетные суммы; недостачи; растраты и хищения; товары, приобретенные в кредит и др.

В дебет счета 3350 с кредита счетов 1010 «Денежные средства в кассе» и 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах» — относят суммы оплаты труда, выплаченные персоналу за истекший месяц.

В анализе счета 3350 показаны обороты по данному счету и распределение зарплаты по счетам расходов и затрат (Приложение 13).

Табеля по начислению заработной платы сотрудников сдаются ежемесячно (Приложение 14). В табелях заполняется Ф.И.О., дата и время, отработанное за день, в конце месяца выводится отработанных дней, часов. Заработная плата начисляется согласно оклада или прочитанных часов в данной организации, плата воспитателям оплачивается по тарификации, которую делают в сентябре до конца учебного процесса. При начислении учитываются все доплаты, затем выводится итог.

В соответствие с действующим законодательством удерживают из заработной платы работников: обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, индивидуальный подоходный налог, суммы по исполнительным листам, а также производят любые другие удержания по письменному заявлению работников.

Исчисление индивидуального подоходного налога производится с начала года по истечении каждого месяца с суммы дохода уменьшенного на установленный законодательно размер минимальной заработной платы, путем применения ставки 10%.

Индивидуальный подоходный налог удерживается с целых тенге, тиыны прибавляются к заработной плате следующего месяца.

Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденных постановлением Госкомстата РК от 2004 г.:

  • приказ (распоряжение) о приеме на работу (Ф. Т-1);
  • личная карточка (Ф. Т-2);
  • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (Ф. Т-6);
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (Ф. Т-12).

Табели открываются по структурным подразделениям учреждения. Они необходимы не только для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, но и для контроля за соблюдением персоналом установленного режима рабочего времени, расчетов с ним по заработной плате и получения данных об отработанном времени.

Табель составляется заведующим отделением или лицом, на это уполномоченным, и передается в расчетную группу бухгалтерии один раз в месяц.

Табели составляются в одном экземпляре и после соответствующего оформления передается в бухгалтерию.

Отметки в табели о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время и других отступлений от нормальных условий работы должны быть сделаны только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей и т. п.).

Расчетно-платежная ведомость – это сводный документ, в котором обобщают все виды начисленной оплаты труда и других выплат работающим, а так же удержаний и вычетов, производимых в соответствии с действующим законодательством. Ее составляют на основании данных расчетов по оплате труда и подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. В графе «Начислено» отражаются начисленные работникам суммы по оплате труда за выполненную работу и одновременно производятся удержания из начисленных сумм по оплате труда (индивидуального подоходного налога с физических лиц, обязательных пенсионных взносов и другие в соответствии с законодательством Республики Казахстан) в графе «Удержано».

Все выплаты работникам государственного учреждения осуществляются в безналичной форме, при этом выплата заработной платы и других денежных выплат работникам государственных учреждений, а также выплаты физическим лицам осуществляются путем зачисления их сумм на карт счета или на сберегательный счет.

2.6. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

К поставщикам относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги/работы, а к подрядчикам – предприятия, проводящие строительные работы.

Расчеты с ними осуществляются обычно после отгрузки материалов, товаров и т.д., либо одновременно с совершением этих операций. Форма расчетов устанавливается в договоре (контракте) или соглашении.

Предприятия, поставщики и покупатели, в зависимости от местонахождения производят иногородние и одногородние расчеты. Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, в безналичном порядке. Формы безналичных расчетов устанавливает Национальный банк Республики Казахстан.

В обязательства КГКП  я/с № 3 «Айгерим»  по расчетам с поставщиками входит задолженность поставщикам-резидентам и поставщикам-нерезидентам.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками на данном предприятии производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров. В договорах (контрактах) оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, работ или услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (работ, услуг), порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком и подрядчиком.

Таким образом, правовой режим расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ определяется договором (контрактом), отвечающим требованиям Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности производится в соответствии со стандартами, техническими условиями, правилами, сопроводительными документами, договором. К сопроводительным документам относятся грузовые таможенные декларации, спецификации, описи, упаковочные ярлыки, технические паспорта, сертификаты и т.п.

Для учета расчетов с поставщиками по Типовому плану счетов предназначены, в зависимости от срока и ликвидности, следующие счета: 1610 «Краткосрочные авансы выданные», 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

Указанные счета предназначены для обобщения информации по выданным авансам под поставку товаров, внеоборотных активов, выполнение работ, оказание услуг, частично полученных покупателем от поставщиков.

По кредиту счета 3310 отражают стоимость приобретенных ТМЗ, внеобортных активов в корреспонденции со счетами 1310, 1350, 1330 и др. Сумма НДС по приобретенным ценностям отражается по кредиту счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» и дебету счета 1420 «Налог на добавленную стоимость». Сумма обнаруженных недостач при приемке на склад оплаченных ТМЗ относится с кредита счета 3310 в дебет счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».

До или после прибытия товара от поставщиков бухгалтерия предприятия КГКП я/с № 3 «Айгерим»  получа­ет платежные документы поставщиков, акцептованные отделом сбыта, принимает приходные ордера и приемные акты скла­дов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предпри­ятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

На ТМЗ, поступающие от поставщиков, требуется оформление счет-фактур, накладных, акты закупа и других документов. На основании сопроводительных документов заводится карточка складского учёта материалов, в которой затем отражается движение материалов.

Оперативный учет выполнения договор­ных обязательств на предприятиях осуществляет отдел сбыта, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т. е. дают согласие на оплату.

Оплата счетов поставщиков отражается по дебету счета 3310 и кредиту счетов по учету денежных средств.

Расчеты с поставщиками предприятие осуществляет через АО «Цесна Банк» заявлениями на перевод денег. Расчеты с помощью данного вида расчетных документов позволяют КГКП я/с № 3 «Айгерим»  оплатить поставщику-нерезиденту на основании расчетных и отгрузочных документов стоимость установленных по контракту товаров в иностранной валюте.

Бухгалтерия КГКП я/с № 3 «Айгерим» осуществляет сверку расчетов с кредиторами путем составления акта сверки.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам  и подрядчикам». По кредиту счета 3310 счета отражаются обязательства перед поставщиками и подрядчиками за поставленные ТМЗ, выполненные работы и услуги, а по дебету – оплата этих обязательств. Кредитовый остаток показывает сумму неоплаченной задолженности поставщикам и подрядчикам на конец отчетного периода.

2.7. Учет расчетов с бюджетом по налоговым платежам

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам деньгами, имеющимися у него, на остальное имущество взыскание не допускается, за исключением случаев ликвидации предприятия. КГКП я/с № 3 «Айгерим» не отвечает по обязательствам собственника.

Обязательства КГКП я/с № 3 «Айгерим» ведутся на следующих счетах, соответствующего Типового плана счетов:

  • счет 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчика» — расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • группы счетов 3100 «Обязательства по налогам» — налоговые обязательства;
  • счет 3540 «Прочие краткосрочные обязательства» — прочие.

Налоги и другие обязательные платежи представляют собой отчисление средств плательщиками в бюджет государства в порядке, установленном налоговым законодательством. Порядок начисления и уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей определен Налоговым кодексом Республики Казахстан.

КГКП я/с № 3 «Айгерим»  взаимодействует с бюджетом по следующим видам налогов:

  • индивидуальный подоходный налог;
  • социальный налог;
  • налог на имущество;
  • КПН.

Информация об обязательствах перед бюджетом формируется на счетах группы счетов 3100 «Обязательства по налогам». Все эти счета пассивные. Возникновение обязательств отражается по кредиту, а погашение – по дебету.

В таблице 6 представлена типовая корреспонденция счетов по учету расчетов с бюджетом по налогам.

Таблица 6 — Корреспонденция счетов по учету расчетов с бюджетом по налогам КГКП я/с № 3 «Айгерим»

Налоговые обязательства перед бюджетом по состоянию на 1 января 2011 года составили 254000 тенге, которые возникли по текущим платежам и погашены в начале января 2011 года в соответствии с Налоговым Кодексом РК.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Гражданского Кодекса РК государственные казенные предприятия признаются коммерческими организациями и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В КГКП я/с № 3 «Айгерим» согласно статье 35 Налогового Кодекса РК, при передаче имущества в доверительное управление на основании акта об учреждении доверительного управления имуществом, исполнение налогового обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет возложено на доверительного управляющего. Доверительный управляющий встал на регистрационный учет в налоговом органе в порядке, установленном главой 81 Налогового Кодекса.

В связи вышеизложенного КГКП я/с № 3 «Айгерим» является плательщиком корпоративного подоходного налога. Объектами обложения корпоративным подоходным налогом является налогооблагаемый доход, определяющийся как разница между совокупным годовым доходом с учетом корректировок и вычетами, предусмотренных статьей НК.

В случае, когда на доверительного управляющего возложено исполнение налогового обязательства, а также составлению и представлению налоговых форм исполнение такого налогового обязательства осуществляется от имени лица, являющегося доверительным управляющим. При этом доверительный управляющий составляет и представляет налоговые формы в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления имуществом в соответствии с Налоговым Кодексом.

Действующим Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрено исполнение налогового обязательства по составлению и представлению налоговой отчетности налогоплательщиками самостоятельно в установленном порядке и сроки. Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком, налоговым агентом, либо их представителями в порядке и по формам, установленным уполномоченным государственным органом в соответствии с Налоговым кодексом. Налоговая отчетность составляется на бумажном и (или) электронных носителях на государственном или русском языке. Налогоплательщики вправе представлять налоговую отчетность по выбору: в явочном порядке; по почте заказным письмом с уведомлением; в электронном виде. Если налогоплательщик желает представлять декларацию в электронном виде, он должен предварительно зарегистрироваться в Налоговом комитете по месту регистрации, как плательщик, сдающий налоговую отчетность в электронном виде.

2.8. Учет прочей кредиторской задолженности

Группа счетов 3390 — «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность», также предназначена для учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и прочим расчетам. Данный счет включает следующие субсчета:

— 3391 «Краткосрочная кредиторская задолженность по исполнительным документам», где учитываются суммы, удержанные из заработной платы, по исполнительным листам и другим документам в пользу третьих лиц для перечисления на их лицевые счета в течение периода не более одного года;

— 3392 «Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по депонированным суммам» где учитывается сумма заработной платы и стипендий, не полученные работниками в установленный срок;

— 3393 «Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по социальному пособию по временной нетрудоспособности», где предприятием учитываются начисленные и выплаченные социальные пособия по временной нетрудоспособности;

— 3394 «Краткосрочная кредиторская задолженность по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов», где учитываются удержанные из заработной платы работников членские профсоюзные взносы при безналичной системе расчетов с профсоюзными организациями (на основании письменных заявлений членов профсоюзов);

— 3395 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками по неиспользованным отпускам», где учитывается сумма резерва (обязательства) по накапливаемым неиспользованным отпускам работников;

— 3396 «Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по безналичным перечислениям на счета по вкладам в банки», где учитываются суммы, удержанные из заработной платы рабочих и служащих на основании письменного заявления каждого в отдельности работника, пожелавшего перечислять заработную плату по безналичным расчетам на банковские счета;

— 3397 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками», где учитываются суммы, удержанные из заработной платы по поручениям рабочих в уплату страховых платежей по договорам страхования путем безналичных расчетов с органами страхования, сумм на погашение ссуды, полученной в банке в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (на основании письменных заявлений работников), задолженность работникам по подотчетным суммам, подлежащие погашению в течение срока, не более одного года.

-3398 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».

Кредиторская задолженность должна быть отражена в финансовой отчетности с учетом специфики деятельности предприятия.

Заработную плату выплачивают по платежным ведомостям, в которых указы­вают сумму, подлежащую выплате, и срок, в течение которого она должна быть выдана. Разрешительную надпись скрепляют подписями руководитель и главный бухгалтер. После оформления ведомость передают в кассу для оплаты.

По окончании установленных сроков в каждой строке ведо­мости, в которой нет росписи в получении денег, специальным штампом или от руки делается отметка «Депонировано».

Затем на лицевой стороне ведомости делают запись о дате закрытия, фактически выданной заработной плате и депонированных сум­мах. Не выданную в установленный срок заработную плату депонируют (предприятие принимает ее на хранение). Суммы не выданной заработной платы кассир записывает в реестр, который вместе с отчетом кассира представляет в бухгалтерию. Реестр приведен в Приложении 15.

Таблица 7. Корреспонденция счетов по удержаниям из заработной платы и депонированной заработной платы

Данные о выплатах по ведомости в КГКП  я/с № 3 «Айгерим»  записывают в кассовую книгу, на ведомости ставится штамп: «Расходный кассовый ордер №…». Закрытые платежные ведомости подшивают к отчету кас­сира. Бухгалтер, получив отчет, проверяет правильность подсчета итогов и депонированных сумм и соответствие данных ведомос­тей и реестров депонированных сумм.

Сумма депонированной заработной платы подлежит возврату на расчетный счет. В объявлении на взнос наличными указывает­ся, что это депонированная заработная плата. Банк должен вы­дать ее по первому требованию. В бухгалтерии ведется книга уче­та депонированных сумм по структурным подразделениям и от­дельным лицам. Книга открывается на год, а каждая отдельная сумма отражается в ней в течение срока исковой давности, уста­новленного законодательством для расчетов между юридически­ми и физическими лицами  три года. По истечении этого срока она списывается в состав финансовых результатов как доход от внереализационных операций.

Учет расчетов с депонентами можно организовать прямо при помощи реестров не выданной заработной платы, добавив в них соответствующие графы. Депонентская задолженность выплачивается на основе рас­ходных кассовых ордеров или отрезной части листка книги. Не выданную в установленный срок заработную плату депонируют (предприятие принимает ее на хранение). Суммы невыданной заработной платы кассир записывает в реестр, который вместе с отчетом кассира представляет в бухгалтерию. После выплаты лицевая часть платежной ведомости заполняется кассиром, и подшивается к кассовому отчету.

Удержания по исполнительным документам (исполнительным листам), выдава­емым в соответствии с решениями судов, исполнительными надписями нотариальных органов.

Например, в бухгалтерию поступил исполнительный лист о взыскании алимен­тов с работника Зубарева В.С. от 01.01.2009г. в размере одной четвертой заработка и (или) иного дохода в пользу Попиковой В.В. В январе 2011 года, Зубарев В.С. проработал 176 часов. Ставка установлена в размере 150 тенге. За текущий месяц работнику Зубареву В.С. начислили премию в размере 5280 тенге, доплату за сверхурочные часы в сумме 14400 тенге. Расчетный листок Зубарева В.С. представлен в Приложении 16.

Сумма алиментов, подлежащих удержанию с Зубарева В.С., составит:

1. Расчет суммы полученного дохода:

Сумма заработной платы за январь = 26400 тенге (150 х 176 часов);

Сумма премии, полученной за январь = 5280 тенге (26400 х 20%);

Сумма доплаты за сверхурочные часы = 14400 тенге;

Сумма надбавки за вахтовый метод = 1512 х 30% х 16 = 7258 тенге.

Итого, общая сумма дохода составит 53338 тенге.

2. Расчет сумм, подлежащих удержанию из полученного дохода;

— сумма обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды (10%, подлежащие удержанию из заработной платы) = 5334 тенге;

— сумма индивидуального подоходного налога, подлежащего удержанию в текущем месяце (по ставкам, предусмотренным действующим законодательством) = 3201 тенге;

Итого удержано из полученного в январе 2011 года дохода = 8535 тенге (5334+ 3201).

3. Сумма к получению за текущий месяц работника Зубарева В.С. составит 44803 тенге (53338 — 8535 тенге).

4. Поскольку исполнительный лист вступает в силу с 01.01.2011г., алименты за январь будут рассчитываться в полном размере: 44803 тенге х 0,25 = 11201 тенге.

Другие удержания из заработной платы производятся лишь с согласия работника.

Таблица 8. Корреспонденция счетов по исполнительным листам

Для оплаты очередных отпусков рабочих на предприятии создается резерв, поскольку отпуска предоставляются рабочим в течение года неравномерно и отнесение расходов по оплате отпусков на себестоимость продукции, произведенной в данном месяце может исказить данные о себестоимости. Резерв на оплату отпусков определяется исходя из суммы затрат на оплату их труда, принимает при расчете отпускных сумм и отчислений от фонда оплаты труда.

Резерв создается ежемесячно в размере установленного процента. Расходы по образованию резерва относят в дебет счетов расходов на оплату труда соответствующих категорий работников с кредита счета 3395 «Краткосрочная задолженность по отпускам работников». Фактически начисленные суммы за отпуск списывают за счет этого резерва по дебету счета 3395 «Краткосрочная задолженность по отпускам работников» и кредиту счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».

Начисленные суммы по этим расчетам записываются в расчетно- платежную ведомость, открытую на текущий месяц. В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по расходным кассовым ордерам.

Следовательно, все практикуемые бухгалтерской службой КГКП я/с № 3 «Айгерим» удержания подразделяются на три большие группы:

а) удержание налогов, отчисление и штрафов, производимые на основании законодательства Республики Казахстан, к которым относятся: индивидуальный подоходный налог у источника выплаты, обязательные и добровольные пенсионные взносы, штрафы, наложенные судебными или административными органами;

Таблица 9. Корреспонденция счетов по учету резерва по неиспользованным отпускам

б) удержания на основании исполнительных документов, в том числе удержания по алиментным обязательствам;

в) удержания, производимые в целях погашения обязательств данного работника перед КГКП я/с № 3 «Айгерим», по неизрасходованным суммам авансов, по причиненному материальному ущербу.

В совокупности общий размер удержаний не может превышать 50% от общего заработка сотрудника.

2.9. Учет финансовых результатов

В соответствии с Законом РК «О государственном предприятии» КГКП я/с № 3 «Айгерим»  деятельность может финансироваться как за счет собственного дохода, так и по смете с выделением государственного заказа, утверждаемой органом государственного управления.

Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Подлежащие получению (полученные) доходы, подлежащие выплате (произведенные) расходы и имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления возложенных на него обязанностей, являются доходами, расходами и имуществом учредителя доверительного управления в случаях возникновения доверительного управления.

Доход доверительного управляющего в виде вознаграждения является расходом учредителя доверительного управления.

В случае если исполнение налогового обязательства возложено на доверительного управляющего, то положительная разница между доходами учредителя доверительного управления и его расходами, уменьшенная на сумму переносимых убытков такого учредителя за предыдущие налоговые периоды, а также на сумму налогового обязательства, исполнение которого возложено на доверительного управляющего, является чистым доходом от доверительного управления.

Превышение расходов над доходами учредителя доверительного управления является убытком от доверительного управления учредителя доверительного управления.

Доходом доверительного управляющего от доверительного управления является вознаграждение, предусмотренное актом об учреждении доверительного управления имуществом. Расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в указанном акте не предусмотрено возмещение расходов доверительного управляющего за счет учредителя.

Передача доверительному управляющему имущества учредителем доверительного управления по договору доверительного управления либо в иных случаях возникновения доверительного управления не является реализацией такого имущества и не признается доходом доверительного управляющего.

Доходом от реализации является стоимость реализованных услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 87 — 98 и 111 Налогового Кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

Источниками финансирования государственного предприятия являются:

—  бюджетное финансирование;

— доходы от оказания платных услуг, не противоречащих Законодательству РК;

—  спонсорская и благотворительная помощь, безвозмездные отчисления и пожертвования.

Бюджетное финансирование государственного предприятия осуществляется на основе государственного образовательного заказа.

В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

По учету расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг применяют счет 7110 » Расходы по реализации продукции и оказанию услуг «. Данный счет является активным, который включает в себя множество наименований статей расходов.

Административные расходы в бухгалтерии предприятия отражаются на счете 7211 «Административные расходы». Данный счет является активным и предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных напрямую с производственным процессом.

Расходы списываются на уменьшение итогового дохода предприятия в том отчетном периоде, в котором они произведены и не переносятся на следующие периоды.

Отчет об использовании средств, выделенных из бюджета на выполнение государственного заказа, представлен в Приложении 17.

Список использованных источников

1. Закон РК от 28.02.2007 N 234-ІІІ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» по состоянию на 01.01.2012 г.- Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2012.
3. Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 г. №185.
4. Грюнинг Х. Ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности: Практическое руководство / На рус. и англ. яз. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Весь мир», 2004. – 336 с.
5. Каморджанова Н.А., Карташева И.В. Бухгалтерский учет. – М., 2005.
6. Попова Л.А. Бухгалтерский учет: Финансовый аспект: Учебное пособие. Караганда, 2009. -257 с.
7. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет: Учебное пособие. В 2-х частях. Ч.1/ Под общей ред. чл.-корр. НАН РК, д.э.н., проф. Н.К. Мамырова. – Алматы: Экономика, 2009. – 336 с.
8. Шмидт О.И., Митрохина Л.А. Бухучет в малом бизнесе // Библиотека бухгалтера и предпринимателя. – 2003. №6. — С. 4-11.
9. Штиллер М.В., Сеилова М.М. Принципы бухгалтерского учета: Практикум: Учебное пособие.- Алматы: Экономика, 2004. – 276 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2762

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке