Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике на тему «Тренинг по эмпатии»

О возникновении понятия «эмпатия» и о том, какой смысл в него вкладывают, написано много научных трудов, но проникнуть в суть этого феномена, в сущность явления пока остается проблемой, которую психологическая наука пытается разрешить.

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи практики

Проект по исследованию и развитию эмпатийных способностей будущих практических психологов

Выводы

Список используемых источников

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Изучить общие характеристики эмпатии на основе теоретического анализа литературы;

Произвести анализ структуры эмпатии как коммуникативного акта психолога;

Изучить важность эмпатии в структуре профессионально-волевых качеств психолога;

Эмпирически исследовать фактическое положение уровня эмпатии у студента-психолога;

Разработать программу для организации практических занятий с целью поэтапного формирования у психолога:

.эмпатических навыков;

.способности понимания и изучения личности клиента, партнёра по общению;

.умений и навыков в установлении и развитии психологического контакта, влияющего на достижение доверительных и положительных взаимоотношений, понимающего общения между клиентом и психологом.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

ПРОЭКТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувстование в переживания другого человека. Так сформировался научный термин, теперь ставший достаточно знакомым для современной науки словом, но только сейчас начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии анализ этого понятия:

Противоречия в понимании явления учеными и многоаспектность самого феномена «эмпатия» не позволяют дать строгое определение эмпатии, что предполагало бы полное понимание и описание ее сути. Хотя уже существуют методики для реальной регистрации эмпатии как явления психики существует еще проблема более точной фиксации эмпирических данных и их интерпретации. Проанализировав известные методики диагностики эмпатии и сделав литературный образ по характеристикам эмпатии данным учеными делаем вывод о недостаточной степени изученности данного феномена.

Путь поиска истины по проблеме эмпатии предлагали такие ученые, как А.Е.Айви. А.А. Бодалев, В.В.Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая А.К. Нитченко, А.Б. Орлов, Т.И. Пашукова, К.Роджерс, А.П. Сопиков и др. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии является выявление видов понимания другого человека. К уже известным: идентификации, принятию ролей, децентрации, рефлексии и др. проявлениям психики поиск продолжается в направлении понимания эмпатии как проявления чувственной мудрости.

Выделим несколько направлений определений эмпатии:

знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);

огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.

Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Эмпатия как эффективный инструмент общения и эмоционального отклика возникла уже на ранних периодах появления психической жизни, от элементарных рефлкекторных реакций до высших личностных форм. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных обществ.

Проявление эмпатии наблюдается уже на первых этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища», демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования — недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Доказано, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Эмпатия это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то!»)

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Ещё недавно, в ХХ веке официальное сообщество предполагало, что эмпатия — чисто человеческое чувство. Хотя примеры сопереживания и взаимопомощи у высокоразвитых животных были распространены повсеместно, сообщество игнорировало данный факт, благо сравнивать людей с животными не решалось.

В последнее время установлено, что сопереживание присуще кошкам, собакам, дельфинам, лошадям и иным высокоразвитым животным, даже мелким грызунам, но в менее выраженной форме, нежели у человека. К примеру, некоторые кошки начинают шипеть, если в их присутствии обидеть любимое ими существо, пытаясь защитить его. Дельфины же не раз в истории человечества становились спасателями, когда на берег сопровождали потерпевших кораблекрушение.

Т.о., эмпатия как сострадание, судя по всему, не является только социальным явлением, но это и биологическое качество высокоразвитых животных. У насекомых, к примеру, вместо сострадания существует иерархическое подчинение и биологическая система взаимопомощи, основанные на выделении химических элементов, а также звуковых и иных сигналов от терпящего бедствие.

Т.о., проблему эмпатии целесообразно исследовать и особенно актуальна эта тема для практических психологов. Если консультант не сможет проявить эмпатию по отношению к пришедшему за помощью человеку, то он не сможет и понять всю глубину проблемы, а, следовательно, не будет способен и дать точной рекомендации. Поэтому очень важно психологу обладать эмпатией, конечно, без абсолютизации роли эмпатии в структуре профессионально важных качеств, но надо развивать у будущих психологов ее уровень до достаточной степени.

На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию эмпатии: аффективный (Т.Н. Пашунова, Дж. Морено), аффективно-когнитивный (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, А.Г. Ковалев, В.П. Морозов, Т.Шибутани, О.В. Аллахвердова), когнитивный (В.А. Лабунисая, А.И. Макеева), интегративный (В.В. Бойко, Т.П. Гарилова, К. Роджерс и др.)

В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека. Это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение. Он считает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъективной реальности — основная предпосылка глубокой эмпатии.

К.Роджерс: состояние эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».

Понятие «эмпатия» впервые применил в психологии Э. Титченер (Titchener, 1909), опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. Но часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивный процесс, как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы (Соtrell, Dymond, 1949).

Одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возникающим по механизму эмоционального заражения. Другие- что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного. Третьи полагают, что сопереживание перерастает в сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи.

З. Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов — заражения и подражания.

С. Аш выделял два типа симпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны.

Строгое определение эмпатии дано в работах таких авторов как Дженклин, Райс и др. Точка зрения на эмпатию многократно изменялась. Поэтому целесообразно проводить дальнейшие разработки по данной теме. Цели и задачи практического рассмотрения понятия эмпатии состоит в том, чтобы при описании эмпатии как профессионально-волевого качесва психолога, рассматривать процесс эмпатии как установку, эмоциональный отклик.

И.М. Юсупов (1993) выявил различия в эмпатийности между экстерналами и интерналами — у последних она выше.

Личностные особенности: эгоцентризм, дискомфорт играют роль и создают такие установки, как избежание лишних контактов, спокойное отношение к переживаниям и проблемам других людей.

По данным А.П. Васильковой (1991) — для высокоэмпатийных характерна мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а не замкнутость и недоброжелательность.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Существуют классификации видов эмпатии. К примеру, классификация А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, в которой эмпатия представлена следующими ее видами:

эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания;

когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах, например, сравнение, аналогии;

предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

К механизмам эмпатии относят:

сопереживание — переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним;

сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

В работах современных ученых (Л.Л. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гавриловой, В.А. Петровского, И.М. Юсупова и др.) раскрыты компоненты способности к эмпатии, а именно, распознать эмоциональное состояние другого, способность к сопереживанию и сочувствию, способность адекватно воспринимать имеющуюся ситуацию; выделены каналы эмпатии — эмоциональный, рациональный, интуитивный и др.

Эмпатия определяется, как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека. При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи Г. Барретт-Леннард, В. Айкес и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу: 1) восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека; 2) экспрессивное сообщение о возникновении этого состояния, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другого; 3) этап эмпатической коммуникации, во время которой эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания.

Для исследования эмпатии у студентов-психологов применяются такие методические средства, как опросники. Опросники для исследования эмпатии относятся к классу методологических средств психодиагностики — опросники оценки эмоционально-волевых качеств личности. С направленностью на исследование эмпатии в этой классификации представлены такие опросники: методика «диагностика уровня эмпатии В.В.Бойко», методика «диагностика уровня эмпатии И.М.Юсупова».

Объект исследования: комплексное изучение эмпатии как свойства и степень ее развития у студента-психолога.

Предмет иследования: эмпатические способности у студента-психолога.

Гипотеза: предполагается, что сформированность эмпатии у выпускника-психолога достаточного уровня.

Методы исследования:

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Беседа.

-Психологическое тестирование.

База исследования: В исследовании принимал участие студент 4-го курса ЧВУЗ «ДИСО».

Имя: К.Е.

Возраст: 33 года.

Пол: женский.

Результаты экспериментального исследования:

В результате исследования получило подтверждение предположение о необходимости развития эмпатии у студента-психолога, поскольку полученные итоговые цифры уровня эмпатии свидетельствуют о недостаточно высоком уровне эмпатии у обследуемого.

Условия исследования соответствовали стандартным. Условия деятельности испытуемого были нормальными, ему никто не мешал вдумчиво и сосредоточено отвечать на вопросы анкеты. Экспериментатор влияния на исследуемого не оказывал: «влияний ожиданий на результат». Особенностью эксперимента было то, что испытуемый являлся психологом и мог иметь «установки на социально одобряемый ответ», «установки на определенные и средние ответы».

Чтобы исключить и такую фальсификацию испытуемому не сообщалось название методик до эксперимента.

Предварительное обследование испытуемого по методике «диагностика уровня эмпатии И.М.Юсупова» показало стабильно средний уровень проявления эмпатии по отношению к родителям (9 баллов), животным (11), пожилым людям(8), детям(9), незнакомым людям(6); однако низкий уровень эмаптии выявлен к героям художественных произведений(3 балла). Исчесления суммарных баллов результата опроса показали высокий (80 баллов) уровень эмпатии у студента-психолога.

Результаты обследования определяются с помощью кода каждой шкалы и по опроснику В.В. Бойко, направленному на диагностику каналов эмпатии, были получены следующие результаты:

Высокие баллы по шкале говорят, что имеется выраженное положительное отношение к интуитивному (3 балла) и проникающему (4 балла) способам эмпатии. Эмпатийные тенденции личности не развиты в рациональном (1 балл), эмоциональном (1 балл) и идентификационном (1 балл) каналах, что указывает на незначимость этих параметров в структуре эмпатии. Количественное значение уровня эмпатии и направленности личности по суммарным баллам (в количестве 15) приравнивает результаты к заниженному уровню эмпатии у испытуемого.Также, получены данные о достоверности результатов полученных по методике «диагностика уровня эмпатии В.В.Бойко».

Для наглядности результативного влияния на уровень эмпатических способностей прохождения данной программы, по формированию у студента определённых навыков, представим анализ обследования испытуемого после участия в этом проэкте.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

По показателям уровня эмпатии, с помощью методики В.В.Бойко установлена значительная степень задействованности в структуре всех каналов, способствующих проявлению эмпатического феномена: рационального(4 балла), эмоционального(6 баллов), интуитивного(2 балла), установок способствующих эмпатии(5), проникающей способности эмпатии(3 балла) и идентификации(6 баллов). По суммарным показателям количество баллов увеличилось с заниженного уровня до среднего(26 баллов).

По методике «Диагностики уровня эмпатии И.М.Юсупова» показатели проявления эмпатии к детям(9 баллов), героям художественных произведений(12 баллов) и к незнакомым людям(14 баллов) значительно увеличились. Общий балл результативности повысился с высокого до очень высокого (104 балла).

Полученные результаты можно рассматривать как прямую необходимость для создания прикладного обучающего спецкурса по психологии межличностного общения, пригодного не только для самовоспитания, но и для организации лекционных и практических занятий по социально-психологическому тренингу на факультетах повышения квалификации практических психологов, студентов-выпускников факультетов психологии, также специалистов: психологов-преподавателей, медицинских психологов. Если консультант не сможет проявить эмпатию по отношению к пришедшему за помощью человеку, то он не сможет и понять всю глубину проблемы, а, следовательно, не будет способен и дать точной рекомендации. Поэтому очень важно психологу обладать эмпатией, конечно, без абсолютизации роли эмпатии в структуре профессионально важных качеств, но надо развивать и у будущих психологов ее уровень до достаточной степени.

Эмпатия дает основу для эффективной теории и практики: консультант знает, как построить творческую плодотворную беседу и как использовать знания техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.

Но чрезмерный уровень эмпатийности у консультанта может привести к эмоциональному выгоранию или невозможности выхода из «мира клиента» после того, как консультант «влез в его шкуру», хотя в полной мере это и невозможно — стать на место кого-то.

Научное исследование основано на применении средств исследования: методы, методики, методология. Решение исследователя провести исследование по определенным методикам принимается исходя из анализа тех методов и методик, которые применяются в науке для решения аналогичных задач. Методом психологического измерения оценивается величина какого-либо параметра, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь «измеряет» особенности субъективной реальности испытуемого или особенности его поведения. Методики — это исследовательские приемы, регистрирующие вербальное и невербальное поведение, т.е поведение может быть исследовано объективными методами. Для исследования эмпатии у студентов-психологов применяются такие методические средства, как опросники. Опросники для исследования эмпатии относятся к классу методологических средств психодиагностики — опросники оценки эмоционально-волевых качеств личности. С направленностью на исследование эмпатии в этой классификации представлены такие опросники: методика «диагностика уровня эмпатии В.В.Бойко», методика «диагностика уровня эмпатии И.М.Юсупова»

Общей характеристикой известных психологических методик, успешно зарекомендовавших себя в практических экспериментальных исследованиях эмпатии можно считать то, что все они выявляют у испытуемого какой-либо вид эмпатии: эмоциональную, когнитивную, предикативную. Классификация видов эмпатии в методике В.В.Бойко выделяет такие ведущие элементы:

рациональную эмпатию, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем;

эмоциональную эмпатию, реализуемую посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояния другого;

интуитивную эмпатию, включающую в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.

Т.о. автор данной методики предложил виды эмпатии, которые выявляют целостный образ эмпатичности человека.

Результаты экспериментальных исследований представляют по шести шкалам с номерами определенных утверждений.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека. Прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае. Если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация — важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Подсчитывается число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от ноля до шести баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. При анализе показателей шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии, который может варьировать от 0 до 36 баллов:

баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии;

-22 — средний уровень;

-15 — заниженный;

-0 — очень низкий.

Опросник В.В. Бойко содержит 36 вопросов. Которые оцениваются испытуемым по принципу согласия или несогласия с предлагаемыми утверждениями.

Тест эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов)

Методика исследует эмпатию — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании (идентификация с другим) и в сочувствии (участливое отношение к другому). Она позволяет определить как общий уровень эмпатии, так и ее выраженность в различных областях человеческой жизни. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и присутствующие в них персонажи, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни, накапливая эмоционально-когнитивный опыт в процессе социализации. Из всего возможного спектра эмпатийных реакций диагностируется только 6 векторов сопереживания: а) родителям; б) животным; в) престарелым людям; г) детям; д) героям художественных произведений; е) в межличностных отношениях.

Область применения: тест может использоваться как диагностический инструмент для экспресс-анализа при подборе кадров на коммуникативные профессии, а также при подготовке студентов психологических и юридических факультетов университетов, медицинских, театральных и педагогических учебных заведений. Возрастной диапазон применимости — не моложе 15 лет.

Процедура проведения: диагностика проводится в форме вербального теста с помощью бланковой методики. Стимульным материалом являются 36 суждений, каждый из которых имеет 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да», с которыми субъект может дифференцированно соглашаться или не соглашаться, высказывая, таким образом, свое отношение к предложенным вербализированным социальным ситуациям.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Результат: определение показателей по 6 диагностическим шкалам эмпатии, выражающим отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям, а также общий уровень эмпатии.

Тест имеет шкалы неискренности, достоверности и психологической защиты.

Действенная эмпатия проявляется в виде группы альтруистических актов, которые базируются на эмоциях сопереживания и сочувствия, а также на адекватном понимании состояния объекта. И.М. Юсупов исключает присутствие этого компонента в структуре эмпатии, считая ее в основном, пассивно-наблюдательным сопереживанием или сочувствием без активного вмешательства в виде действенной помощи, которую, с его точки зрения, не следует отождествлять с более глубоким явлением в межличностных отношениях — действенной групповой эмоциональной идентификацией. Количественный показатель действенной эмпатии можно получить с помощью данной методики И.М.Юсупова.

Соответственно теме коррекционно-развивающей программы («Проэкт по развитию эмпатийности будущих практических психологов»), подбираем комплекс методов для проведения занятий, и которые соответствуют поставленной перед нами цели.

Цель- это расширение сознания и повышение психологической компетентности, научение новым видам поведения, приобретение новых личностных качеств и профессиональных навыков.

В программе используется индивидуальная форма работы с личностью, но можно проводить и групповую практическую работу. Материалы теоретического анализа литературы можно использовать для проведения установочной лекции по освещению данной темы, а также при интерпритации и комментариях непосредственно в процессе выполнения студентом заданий программы.

Специфика данной программы в том, что она имеет направленность на изменение поведения и на развитие эмоционально-волевых, когнитивных качеств личности. И, в основе продуктивного, качественного прохождения программы лежит сотрудничество, целенаправленность деятельности и искренность в выражении своих мыслей. Также, активность студента-психолога и его творческое, исследовательское отношение к этой теме.

Тактика проведения программы подразумевает, что применяемый комплекс методов формируется по возрастанию уровня сложности заданий. Объект психологического воздействия- студент психологического факультета. В работе ориентируемся на общепсихологическую норму.

Оценка эффективности программы- это повышение уровня эмпатических способностей у будущего психолога, фиксируемых посредством применения психодиагностических методик, и обьективной регистрации изменений личности.

По продолжительности- это короткая программа (14 часов),количество каждодневных занятий- 14, продолжительностью один час. Но для сохранения приобретённых навыков, периодически требуется повторный курс занятий, либо постоянное применение умений в профессиональной деятельности психолога.

По маштабу решаемых задач- это общая программа для оптимизации созревания личносто-профессиональных качеств будущего психолога.

Установочный блок занятий:

-установление контакта (знакомство);

-предоставление эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах прохождения программы, подводя к пониманию клиентом его желания (нежелания) участия в проэкте;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

-обсуждение ожиданий клиента от программы;

-обсуждение организационных вопросов, планирование.

Описание методик: они ориентированы на отработку вербального и невербального общения, перцептивных навыков восприятия и представления, установления взаимопонимания, понимание себя, изучение основ психофизиогномики, отработку коммуникативных навыков.

Занятие №1

Участники процесса рассказывают о себе в нескольких словах. Начинаем занятие.

Упражнение «Цвет моего состояния».

Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.

(Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего участник говорит, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Для итоговой рефлексии тренинга можно использовать следующие вопросы:

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе? Как будете использовать эти знания? Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?

Данный тренинг направлен на развитие способности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, развитие навыков понимания чувств, состояний других людей, осознавать свои собственные переживания и эмоции. Данные навыки будут полезными, обеспечат гибкость поведения, помогут налаживанию контакта с окружающими.

Время: 20 минут.

Упражнение «Чувства по кругу»

Цель: развитие возможности участника в области вербализации чувств и состояний.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч обратно, называет чувство или состояние.»

Упражнения на развитие навыков сочувствия, сопереживания, вчувствования в состояние партнера. Эмоциональный компонент эмпатии.

Время: 20 минут.

Упражнение «Ситуация».

Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.

Инструкция: «Сейчас мы будем ходить по комнате и я предложу ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…»

После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой -сложнее?».

В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; « Вас пригласили на прием к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т. д.

Время: 20 минут.

Занятие № 2

Упражнение «Визуальное чувствование»

Назначение: совершенствование перцептивных навыков восприятия представления.

Все садятся. Ведущий просит, чтобы участник внимательно посмотрел на лица людей на фото, и через 2-3 минуты он должен закрыть глаза и попытаться представить себе эти лица. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения ученик делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание; участник должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц с фото.

Время: 20 минут.

Упражнение «Говорящие жесты».

Цель: понимание состояния партнера через его жесты.

Участники стоят напротив друг друга.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, и мы будем повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние».

После завершения упражнения можно задать вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния участника будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Рефлексивный компонент достаточно органично включается в состав каждого из упражнений, реализуемых в ходе тренинга. В завершении каждого упражнения, как правило, тренером, инициируется работа над осознанием собственных затруднений, своих чувств, переживаний. Для этого задаются следующие вопросы: «Что вы чувствовали в ходе выполнения упражнения?», «Что вам особенно запомнилось? Почему?», «комфортно ли вам было выполнять задания?» и т. д.

Время: 20 минут.

Упражнение Заблудившийся рассказчик

Участники садятся напротив друг друга . Ведущий назначает тему разговора. Один участник начинает развивать ее, а затем, следуя за случайным

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1232

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке