Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по преддипломной практике на базе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению

Актуальность проводимого в ходе практики исследования обусловлена тем, что у людей с ограниченными возможностями, в том числе, слабовидящими, особенно велика потребность в социально-психологической помощи (консультировании, проектировании, обучении, исследованиях и пр.). Потеря зрения — тяжелый удар по всей уже сложившейся жизни человека.

Написание отчета за 5 дней

Содержание

1. Цели и задачи преддипломной практики
2. Направления деятельности центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению
3. Цель, задачи и методики эмпирического исследования
4. Анализ результатов исследования
Выводы
Список использованных источников

1. Цели и задачи преддипломной практики

Место прохождения практики: практика проходила с 13.10. по 21.11. 2014 г. на базе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению (191180, Санкт-Петербург, пер. Джамбула, д. 3).

Цели практики: углубить и совершенствовать теоретические знания, установить их связь с практической деятельностью в процессе работы в качестве специалиста по психолого-социальной работе.

Исходя из сформулированной цели, определили следующие основные задачи практики:

  1. Изучить и проанализировать направления психолого-социальной деятельности в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.
  2. Провести исследование основных психологических проблем и личностных ресурсов слабовидящих.
  3. Сформулировать выводы по результатам исследования.

Актуальность проводимого в ходе практики исследования обусловлена тем, что у людей с ограниченными возможностями, в том числе, слабовидящими, особенно велика потребность в социально-психологической помощи (консультировании, проектировании, обучении, исследованиях и пр.). Потеря зрения — тяжелый удар по всей уже сложившейся жизни человека. Рушатся привычные связи с окружающим миром, усиливаются душевная боль, чувство тревоги, неуверенность в себе и своем будущем. Все это  зачастую приводит к тяжелейшему стрессу. Потерявший зрение человек нуждается в своевременной квалифицированной помощи не только медиков, но и психологов. Решение проблем социальной реабилитации и адаптации инвалидов по зрению связано, в частности,  с  выявлением основных психологических проблем и личностных ресурсов слабовидящих с помощью психодиагностического комплекса методик.

2. Направления деятельности центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению

Государственное бюджетное учреждение «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (191180, Санкт-Петербург, пер. Джамбула, д. 3) является реабилитационным государственным учреждением, содержание работы которого определяется задачами реабилитации инвалидов по зрению в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Центр открыт распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 17.03.1999 года № 257-р как государственное учреждение «Центр медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению». Ранее, с 1983 года, функционировал как отдел социальной реабилитации и трудоустройства при Ленинградском правлении Всероссийского общества слепых, а с 1990 года — как Ленинградская (с 1992 года — Санкт-Петербургская) школа восстановления трудоспособности слепых ЦП ВОС.

Независимо от изменений названия и подчинения, содержание работы Центра (школы) не изменилось с момента его образования. Центр является реабилитационным государственным учреждением, содержание работы которого определяется задачами реабилитации инвалидов по зрению в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Центр обслуживает инвалидов по зрению, проживающих в Санкт – Петербурге и Ленинградской области. Реабилитация осуществляется в центре, а также в клиниках и на дому. Ежегодно около 160 инвалидов по зрению проходят реабилитацию и допрофессиональную подготовку в Центре.

Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра — помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, грамотно и экономично использовать сохранные анализаторы.

Психолого-педагогическая работа начинается на этапе первоначальной реабилитации — в глазных клиниках города и на дому у лиц, потерявших зрение. Сотрудники Центра знакомят человека, утратившего зрение, с возможностями незрячих, их социальной ролью в обществе, проводят психотерапевтическую работу. Начинается обучение незрячего человека основам пространственного ориентирования, самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля.

Комплексность и системность реабилитации инвалидов по зрению осуществляется по следующим направлениям:

Педагогическое:

  • обучение навыкам пространственного ориентирования и тифлографике;
  • обучение чтению, письму и печатанию по системе Брайля;
  • формирование умений и навыков самообслуживания и домоводства без зрительного контроля;
  • обучение плоскопечатной машинописи;
  • развитие мобильности с элементами лечебной физкультуры (адаптивная физическая культура).

Психологическое:

  • психодиагностика;
  • психотерапевтическая помощь поздноослепшим и их родственникам;
  • обучение приемам и навыкам психофизической саморегуляции;
  • проведение информационно-просветительской работы среди зрячих с целью формирования их правильных взаимоотношений с незрячими людьми.

Медицинское сопровождение:

  • лечебно-профилактические мероприятия;
  • бассейн;
  • водные процедуры;
  • обследование сенсорной сферы;
  • лечебно-терапевтические процедуры.

Допрофессиональная подготовка:

  • выявление и отбор инвалидов по зрению, желающих получить специальность или вторую профессию;
  • обучение массажу и самомассажу (подготовительный курс для поступающих в медицинское училище);
  • обучение компьютерной грамотности;
  • ручное вязание на спицах, крючком и макрамэ;
  • ручное ткачество.

Реабилитация осуществляется по программам, составленным сотрудниками «Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению» с учетом последних достижений тифлопедагогики, офтальмологии, социологии и других наук человекознания.  Учебные программы по социально-психологической реабилитации взрослых инвалидов по зрению одобрены и рекомендованы к печати научно-методическим советом Комитета образования мэрии г. Санкт-Петербурга.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

В Центре работает высокопрофессиональный персонал, более 80% которого составляют специалисты высшей и первой категории.  Центр работает в тесном контакте со специалистами и врачами- экспертами МСЭК СПб, активно сотрудничает с организациями СПб Региональной организацией Всероссийского общества слепых, которым оказывает методическую, консультативную и организационную помощь.

Центр является участником всех значимых событий происходящих в мире науки, связанной с вопросами соц. обслуживания, реабилитации и образования инвалидов по зрению, сотрудники Центра выступают с докладами, публикуются в научных сборниках, выступают на радио и телевидении, страницах СМИ.

Центр проводит сам и является участником многих мероприятий общественной и культурной жизни инвалидов города, таких, как неделя белой трости и др.

В соответствии с современными требованиями модернизировано построение учебного реабилитационного процесса, максимально учитывающего индивидуальный психосоматический статус инвалидов, его возраст, социально-экономическое и семейное положение, его интересы и жизненные перспективы.

3. Цель, задачи и методики эмпирического исследования

Цель исследования: выявление основных психологических проблем и личностных ресурсов слабовидящих.

Задачи исследования:

  1. Подобрать комплекс психодиагностических методик.
  2. Провести эмпирическое исследование.
  3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Выборка исследования:

В исследовании приняли участие 20 слабовидящих клиентов Центра в возрасте от 15 до 48 лет (9 мужчин  и 11 женщин).

Организация исследования:

Исследование проводилось под наблюдением психолога Центра.

Бланки методик подготавливались с учетом особенностей зрения испытуемых, напечатаны крупным шрифтом. Перед началом исследования была проведена установочная беседа, целью которой было пояснения целей и задач исследования, обсуждение проблемы искренности ответов. С целью получения достоверных результатов обследование носило анонимных характер.

Описание методик исследования.

1. Методика исследования самоотношения (МИС) (Р.С. Пантелеев [2, с. 141-157]).

Цель: исследование самоотношения слабовидящих.

Методика состоит из 9 шкал.

Шкала 1 — внутренняя честность (открытость). Иллюстрирует самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности, с трудом допускаются до осознания.

Шкала 2 — самоуверенность. Содержит пункты, задающие представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Шкала 3 — саморуководство. Отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Шкала 4 — зеркальное «Я» (отраженное самоотношение). Включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Шкала 5 — самоценность. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.

Шкала 6 — самопринятие.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Шкала 7 — самопривязанность.

Шкала 8 — внутренняя конфликтность.

Шкала 9 — самообвинение.

Процедура и инструкция. Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов, на который он должен дать либо положительный ответ, либо отрицательный.

Обработка и интерпретация результатов: значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа, а полученные сырые результаты переводятся в стены.

8-10 стенов  — высокий уровень по каждой из шкал;

4-7 стенов — средний уровень;

1-3 стена — низкий уровень.

2. Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) [1, с. 582-584.].

Цель: выявление склонности слабовидящих испытуемых к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Шкалы: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, а также обобщающие шкалы: позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность.

Процедура. Опросник состоит из 80 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Инструкция испытуемым.  Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («Да»), при несогласии — знак «-» («Нет»).

Результаты тестирования обрабатываются по ключу к тесту.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта (от 0 до 20 баллов).

Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта (от 0 до 20 баллов).

Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость»,  «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности (от 0 до 40 баллов).

Для целей данного исследования оцениваются данные по всем   шкалам, а также использован анализ показателей позитивной (ПА) и негативной (НА) агрессивности слабовидящих, а также их конфликтности (К).

3. «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) [3, с.75-80].

Цель: исследование ситуативной (СТ) и  личностной тревожности (ЛТ).

Процедура: опросник включает 2 шкалы: шкалу ситуативной тревожности (20 вопросов) и шкалу личной тревожности (20 вопросов).

1. Шкала ситуативной тревожности (СТ).

Процедура и инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент». На каждое из суждений предлагаются следующие варианты ответов: Нет, это не так.  Пожалуй, так.     Верно.         Совершенно верно.

2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Процедура и инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно». На каждое из суждений предлагаются следующие варианты ответов: Никогда.  Почти никогда. Часто.  Почти всегда.

Обработка и анализ результатов: определение показателей ситуативной и личностной тревожности проводится с помощью ключа.

Общий итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей используют следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов – низкая,

31 – 44 балла — умеренная;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

45 и более — высокая.

4. Анализ результатов исследования

Результаты по методике МИС представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования самоотношения слабовидящих по методике МИС, баллы

Анализ полученных данных выявил, что самоотношение слабовидящих различно. Рассмотрим результаты подробнее.

Высокие показатели по шкале 1 (15% испытуемых) иллюстрируют, что эти слабовидящие люди в основном замкнуты. Они не стремятся или просто не способны осознавать и выдавать значимую ситуацию о себе. Это обуславливает тот факт, что в общении с такими людьми наблюдаются трудности. В то время как четверо слабовидящих (20%) более открыты. Это обуславливает их стремление справиться с проблемами, которые у них возникают, делая их более рефлексивными и критичными, что в свою очередь приводит к повышению самоуверенности в себе.

По шкале 2 — самоуверенность – выявлены наиболее высокие показатели. Это говорит о представлении 45% испытуемых о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

В то же время, у 50% слабовидящих выявлены высокие показатели по шкале «внутренняя конфликтность». Это говорит о преобладании негативного фона отношения слабовидящих людей к себе, о состоянии постоянного контроля над своим «Я», о высоких требованиях к себе. Низкие показатели по шкале «внутренняя конфликтность» выявлены только у двух слабовидящих (10%), что свидетельствует о том, что у этих людей наблюдается повышение рефлесивности, они начинают достаточно адекватно воспринимать свое «Я». Трудности воспринимаются более адекватно, что способствует их дальнейшему устранению.

Как свидетельствуют баллы по шкале «самопринятие» (по которой наблюдается наиболее низкие показатели), у слабовидящих могут быть проблемы недостаточно дружеского отношения к себе, низкий уровень согласия с самим собой. Все это приводит к тому, что эти слабовидящие люди боятся смотреть вперед, строить планы, ставить завышенные цели и стараться их достигнуть.

Как представляется, непринятие себя и приводит слабовидящих людей к повышенному уровню внутренней конфликтности, что и иллюстрирует одноименная шкала данной методики, которая выражается в стремлении к самообвинению. В большинстве случаев, все свои промахи слабовидящие люди относят на свой счет, глядя на себя, они не видят достоинств, ибо их внимание привлекают исключительно недостатки.

Низкие показатели по шкале «самопринятие» иллюстрируют недостаточное самопринятие, что в свою очередь является важным симптомом внутренней дезадаптации и показателем недостаточной сформированности гармонично развитой личности.

Проведенная авторами методики факторизация матриц интеркорреляций значений шкал позволила выделить три независимых фактора, иллюстрирующих самоотношение [2].

Анализируя данную гистограмму, необходимо отменить, что гармонизация личности слабовидящих людей связана с формированием аутосимпатии, которая выражает эмоциональное отношение человека к собственному «Я». Однако, средние значения этого показателя находятся на границе среднего и низкого уровней. В свою очередь, трудности формирования гармоничной личности слабовидящих людей детерминируют формирование внутренней неустроенности, которая проявляется в виде негативного самоотношения.

Полученные результаты тестирования по  методике «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности», а также рассчитанные показатели позитивной агрессивности,    негативной агрессивности, конфликтности  и средние значения показателей по группе испытуемых  слабовидящих людей приведены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты тестирования по методике «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности», баллы

Результаты психодиагностики личностной агрессивности и конфликтности испытуемых по методике  «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности» (Е.П. Ильина и  П.А. Ковалева) показали, что средние статистические показатели агрессивных реакций в группе  испытуемых несколько выше средних значений.

Так, выявлено, что у слабовидящих людей выше среднего уровня  негативная агрессия (13,6 балла из 20), характеризующаяся показателями  мстительности (6,4 балла из 10) и  нетерпимости к мнению других (7,2 балла из 10). При работе психолога с этими слабовидящими людьми надо учитывать, что в  основе  всякой негативной агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.

Из таблицы 2 видно также, что у слабовидящих людей негативная агрессия преобладает (ПА=9,07 балла, а НА= 13.6 баллов из 20). Это несомненно, является показателем недостаточной сформированности гармонично развитой личности, не служит интересам самих людей и   ведет к усугублению конфликтов. Не следует забывать о том, что человек, отягощенный известным зарядом негативной агрессивной активности, неизменно страдает от нее сам, причем в немалой степени.

Уровень конфликтности у слабовидящих людей в среднем по группе близок к среднему уровню (21,53 балла из 40), однако разброс показателей – от 16 до 30 баллов – показывает неоднородность группы.

Результаты тестирования по  методике «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина), а также рассчитанные средние значения показателей по группе слабовидящих людей приведены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты тестирования по методике «Исследование тревожности», баллы

Диагностика по методике «Исследование тревожности» позволила оценить личностную (ЛТ) и ситуативную (СТ) тревожность испытуемых. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение слабовидящего человека к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного человека с окружаю­щими людьми.

Анализ средних результатов по группе испытуемых показал, что в группе личностная тревожность несколько ниже (37,4 балла), чем ситуативная тревожность (39,73 балла). Показатели в целом относятся к умеренной тревожности. Однако, как это видно из табл. 3 и гистограммы (рис.3) показатели личностной тревожности слабовидящих варьируются от  22 баллов (низкая тревожность) до 68 баллов (высокая тревожность), а показатели ситуативной тревожности варьируются от  21 балла (низкая тревожность) до 59 баллов (высокая тревожность). Это показывает неоднородность группы.

Высокая тревожность является показателем недостаточной сформированности гармонично развитой личности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный человек нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Эти качества негативно сказываются на всех сторонах его жизни и усугубляют психоэмоциональные проблемы слабовидящего. Отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как чер­ту личности и тревожное, беспокойное поведение слабовидящего.

Тревожность рассматривается как черта личности, которая имеет и другие отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности человека, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко­развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. 

Выводы

1. Проведенное эмпирическое исследование выявило основные психологические проблемы слабовидящих клиентов Центра. Так, выявлено недостаточное самопринятие слабовидящих, низкий уровень аутосимпатии, которая выражает эмоциональное отношение человека к собственному «Я». Выявлено, что у слабовидящих людей преобладает негативная агрессия, характеризующаяся показателями мстительности и  нетерпимости к мнению других. Уровень конфликтности у слабовидящих людей в среднем по группе близок к среднему уровню, однако разброс показателей варьируется от уровня ниже среднего до высокого. Исследование личностной и ситуативной тревожности слабовидящих позволило выявить людей с высоким уровнем тревожности.

2. Проведенное психодиагностическое исследование способствует определению направлений индивидуально направленной социально-психологической помощи слабовидящим людям, которое включает в себя следующие аспекты работы: диагностику индивидуально-психологических особенностей личности; межличностных отношений; помощь в осознании собственных личностных ресурсов;  психологическое консультирование слабовидящих людей по личным и социальным проблемам:  помощь в гармонизации отношений к себе самому, к значимым другим, к социальному окружению; повышение самопринятия, уверенности в себе;  профилактика возможных затруднений в адаптации слабовидящих людей, формирование умений и навыков саморегуляции, релаксации, содействие полноценному личностному и профессиональному развитию;  совершенствование умений и навыков межличностного восприятия, эффективного делового и личного общения, взаимопонимания, предотвращения и позитивного разрешения конфликтных ситуаций;  помощь в преодолении психологических последствий нарушений зрения и пр.

Список использованных источников

1. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учебник. — М.: Изд-во Проспект, 2005.
2. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с.
3. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб., 2002. — С.75-80.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2303

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке