Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев .Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.
Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.
Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый — значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один — русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними , именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.
Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа — к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна.
Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки», они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса — о равнодушие и жестокость людей.
Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда . «Я думаю, что все люди — братья, — скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.