Поэтому и появляются великие творения, от века к веку сохраняющие свою высокую ценность и со временем обретающие актуальность и новизну. Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»-одно из таких произведений, которое занимает достойное место в русской литературе второй половины девятнадцатого века.
Свою сатиру на уходящее дворянство Чехов «решил» в приемах комедии. Перед нами не злобные «мракобесы», не яростные «крепостники», а совершенно безвредные, даже забавные в своей внутренней пустоте и ничтожности, добродушные люди. Старшее поколение , представленное Раневской и Гаевым, видит в вишневом саде свое детство, свое счастливое прошлое. Но они не способны осмыслить ответственности: они всю жизнь были на иждивении, уверовали свое право безраздельно пользоваться плодами вишневого сада. Но их время прошло. Теперь, когда суд нуждается в заботе и опеке, они бессильны что-либо предпринять. Раневская и Гаев – это прошлое России. Они не хозяева, а паразиты, живущие за счет других. Эти люди – «недотёпы» вредны, потому что способствуют не созданию, не «приумножению» богатств родины, а разрушению.
Прошлая мещанская жизнь врывается в пьесу вместе с Лопахиным Ермолаем Алексеевичем, который вырубает прекрасный вишневый сад. Даровитый выходец из народа, «буржуа новой формации», он не удовлетворен своей жизнью. Мы не можем не отметить, что идеи Лопахина умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. Ему, с его страстью к труду, необходимо заниматься «большим делом», но приходится приобретать вишневый сад. При многих своих положительных чертах Ермолай Алексеевич – человек нажива. Желая по доброте душевной помочь кому-либо, он всем предлагает деньги, потому что мыслит только категорией «купли-продажи». Для Лопахина покупка сада- лишь выгодное вложение денег. Он не может оценить красоты, оказавшейся в его руках, поэтому так безжалостно разоряет вишневый сад. Лопахин живет настоящим, одним днем, одной минутой, не думая о будущем. Это «хозяин на час»
Будущее в пьесе представлено Аней и Петей Трофимовым. Для них вишневый сад не является ценностью. Аня говорит матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Молодые люди с легкостью предают свое прошлое, не понимая, что нет будущего там, где забыты «корни». Настораживают и сами персонажи. Петя Трофимов – человек без дела, без профессии, без дома. Разве может «вечный студент» и «облезлый барин» изменить жизнь? Выдвинуть интересные идеи, построить будущее и увлечь за собой остальных могут только умные, энергичные, образованные, уверенные в себе люди. А Петя больше говорит, чем действует. Замученный жизненными обстоятельствами, полный сострадания к тем, кто беден и несчастен. Петя зовет за собой в будущее, которого не видит сам. «Смешной чудак», падающий с лестницы и теряющий калоши, не способен вести за собой никого, тем более юную Аню, не знающую жизнь. Такое будущее не обнадеживает, не внушает уверенности.
Показывая в пьесе «Вишневый сад» «нескладную» жизнь героев-«недотёп», А. П. Чехов заставляет нас, читателей, без сожаления проститься со старым, пробуждает веру в счастливое будущее России. На широком литературном полотне драматург рисует и экономический крах дворянства, и его моральную опустошенность, и неспособность к жизни в новых условиях. Нет в произведении человека, который бы смог спасти вишневый сад, нет на земле хозяина. Хочется верить, что мы, молодежь двадцать первого века, будем настоящими хозяевами своего времени, своего дома, своей страны.