Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение на тему «А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)»

Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. По словам Белинского, «писать о Пушкине — значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей».

Непреходящее значение пушкинского творчества в том, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (Гоголь).

Лирика. Лирика Пушкина — его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов, крепостное право и мечты о «вольности святой», возлюбленные, друзья и враги, «чудные мгновенья» жизни и «печаль минувших дней» — все это нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах… Но это многообразие — проявление того внутреннего единства, пафос которого точно определен известным высказыванием Белинского: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». В этом определении весь Пушкин.

Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны («Бесы», «Не дай мне бег сойти с ума»), жизнь представляется поэту как «дар напрасный, дар случайный». И все »е «самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна» (Белинский). Это ощущение возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью («Вакхическая песня», 1825), молодости над смертью(«Брожу ли я вдоль улиц шумных…, 1829). Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» (» Безумных лет угасшее веселье,1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно — отражение того, что есть в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, «закат печальный», но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновенье любви.

По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения «Вновь я посетил…» (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору поэта, — панорама, которую можно увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее: «опальный домик» -«холм лесистый» — озеро — деревни на берегах — дальше за ними «скривилась мельница»… Все это существует для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;

Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…

Но суть стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является «младая роща», разросшаяся около «устарелых корней». Соседство понятий «старое — молодое» придает стихотворению динамизм: молодые сосны — «зеленая семья», «кусты теснятся», как дети, жизнь кипит •гам. «где некогда эссе было пусто, голо». Природа не знает смерти, бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и внуках. Чувство поэта возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением гармонии мироздания, и неслучайно стихотворение заканчивается приветственным обращением к племени «младому, незнакомому».

Несмотря на трагические ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х годов, лирика Пушкина (да и все его творчество) «умиряет муки души и целит раны» (Белинский), она провозглашает торжество истины над превратностями бытия, бессмертие того, что оставляет человек людям.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит («Памятник»)

Философский оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом чудного мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с романтизмом, прежде всего с Жуковским. Но если у Жуковского чудное мгновенье — отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно — явление самой жизни. «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» (Белинский). «Чудное мгновенье»-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос творчества поэта.

«Чудное мгновенье» разными гранями представлено в лирике Пушкина.

Например, в пейзажной лирике- это острое восприятие поэтичности окружающего человека мира. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка, будьто описание Михайловского в стихотворениях «Деревня» или «Вновь я посетил…», осени {«19 октября 1825 года», «Осень») или зимнего утра («Зимнее утро»). Достаточно вспомнить знакомые каждому строчки: «Роняет лес багряный свой убор…», «знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал», «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит » Все эти детали важны нс только скоси живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой Пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро», 1829) и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень». 1833).

«Чудным мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду («Ты и вы»), страсть и отчаяние («Признание»), богомольное благоговение «перед святыней красоты» («Красавица») и женственности («Мадонна»), светлую печаль воспоминания о любимой женщине («На холмах Грузии»). Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье («Я помню чудное мгновенье», 1825) — и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда — высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении «Я Вас любил…» (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может сказать или написать каждый. И в то же время это образец абсолютного поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании — «я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

С «чудным мгновеньем» связана и тема «дружества», проходящая через всю лирику Пушкина. Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихотворений, посвященных лицею и лицейскому братству, который начинается «Воспоминанием в Царском Селе» (1814) и завершается перекликающимся с ним стихотворением «Была пора, наш праздник молодой…» (1836); и многочисленные послания к друзьям, и органичность темы не только для лирики, но и для всего творчества Пушкина.; Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба», и используется Пушкиным в нескольких значениях. Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), и Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, «лучом лицейских ясных дней» («И.И. Пущину») была озарена его жизнь. «Дружество» — это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). Для него Дельвиг — «парнасский брат» («Дельвигу»), «мой брат по крови, по душе» («К Языкову»). КюхельбсКер — «мой брат родной по музе. по судьбам» («19 октября 1825 года»). И, наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами «любви и дружества» он обращается к друзьям- декабристам («Во глубине сибирских руд», 1627), к своему первому бесценному другу Пущину («И.И. Пущину»).

«Чудное мгновенье» становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей духовности и той «внутренней красоты человека», о которой писал Белинский^ Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления современной ему жизни. Например, «Деревня» (1819) -протест против «барства дикого» и «рабства тощего», но в основе этого протеста — просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение. естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого; в стихотворении «Анчар» (1828) смысловым центром является строчка «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», и ужо на этой основе возникает противопоставление «раб — владыка») переходящее в отождествление. власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В стихотворении «К Чаадаеву» (1819) гражданский пафос- призыв отчизны освятить»души прекрасные порывы» тоже приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья». Таким образом, светлое, гуманное чувство, «поэтический, художественный артистический стих» (Белинский) определяются особенности лирики Пушкина, которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены самим Пушкиным в стихотворении «Памятник» (1836): И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

360

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке