Произведения М.А. Шолохова читаемы и любимы миллионами людей. В них каждый находит и то общее, великое, вечное — красоту, любовь к жизни, боль за человека, и то свое, особенное, воспринимаемое через личностный, возрастной и даже профессиональный опыт.
Читатель, в силу своих интересов и образования связанный с астрономией, не может не обратить внимания на удивительную особенность прозы М.А.Шолохова — обилие и богатство астрономических зарисовок и их безупречную точность, отсутствие, с научной точки зрения, фактических ошибок, встречаемых у других, в том числе знаменитых и любимых авторов.
Общеизвестна феноменальная точность писателя при использовании им письменных источников, устных свидетельств, своих собственных наблюдений (Ермолаев, 2000), в определении хронологии событий, в описании отношений людей, быта казачества, структуры казачьих войск, топонимических, демографических и агрономических характеристик, семейного быта казаков, реальных событий исторического значения, пейзажей, растительности (Семанов, 1987). По произведениям М.А.Шолохова составлен удивительно полный литературный гербарий Верхнего Дона (Степаненко, 2002). В этом смысле работы писателя являются не только шедевром искусства, удовлетворяющим самым высоким эстетическим и нравственным критериям, но и богатейшим информационным источником.
Данное обзорное исследование ставит своей целью провести наиболее общий количественный и качественный анализ использования М.А.Шолоховым астрономических образов и зарисовок.
В работе рассмотрены следующие произведения писателя: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».
Было выявлено, что автор использует в указанных работах образы основных астрономических объектов, среди которых: Солнце, Луна («месяц»), звезды и их группы (созвездие Большой Медведицы, скопление Плеяды — «Стожары», Полярная звезда, Млечный Путь — «Млечный Шлях»), метеорные явления («падучие звезды»). Фактом использования считалось любое упоминание в тексте хотя бы одного из вышеперечисленных объектов. Подобные упоминания имеют разную значимость в количественном и качественном отношении, что дало основание применить к ним термин «астрономический ландшафт», учитывая универсальность самого понятия «ландшафт», обеспечивающего целостность восприятия окружающего пространства (Культурный ландшафт как объект наследия, 2004).