Гораздо чаще, отдавая дань времени, мы оцениваем свои поступки и поступки других людей иными категориями: выгодно – не выгодно, разумно – не разумно, рационально – не рационально и т.д. Но почти вся русская литература посвящена вопросам чести, благородства и достоинства. Так А.С.Пушкин в одном из своих писем друзьям говорит о том, что единственное, что он может оставить своим детям, — это «честь и имя, имя и честь». Так что же такое поступок честный и поступок бесчестный? Для чего человеку нужны эти категории?
В литературе огромное количество примеров проявления чести и бесчестья. И, конечно, Пушкин, для которого высшей меркой поступков являлась честь, пишет об этом очень много. Роман «Евгений Онегин» и повесть «Дубровский» содержат два аналогичных примера. Татьяна Ларина и Маша Троекурова отказываются от личного счастья, т.к. не могут нарушить данную перед Богом клятву. Татьяна, много лет любившая Онегина и наконец дождавшаяся его взаимного чувства, отказывает ему: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». При этом Пушкин устами своей героини оценивает ситуацию, используя слово «честь». Татьяна, прося Онегина оставить ее в покое, говорит о том, что в ее сердце должны быть «и гордость, и прямая честь». Точно так же поступает другая героиня – Маша Троекурова. Она тоже отказывается от любви и личного счастья, потому что какими-то минутами раньше дает клятву верности князю Верейскому. (Меня потрясает поступок Маши //Татьяна смогла полюбить своего мужа «Привычка заменяет счастье»//…) Таким образом Пушкин говорит читателю, что одним из проявлений чести является невозможность отступить от данного обещания.
В своем последнем романе «Капитанская дочка» понятие чести и бесчестья становится организующим. Можно сказать, что основным приемом романа является антитеза – столкновение разных позиций. Ярким примером поведения бесчестного в романе становиться персонаж офицера Швабрина. Ему противопоставлен главный герой, от лица которого ведется повествование – Петр Гринев. Оба они офицеры. И это не случайно, ведь офицер всегда в начале своей службы дает клятву – присягает на верность. И отступить от присяги офицеру нельзя. Швабрин еще до кульминационных событий романа проявляет себя как подлый человек, склонный ко лжи и оговору (клевете). Между ним и Гриневым происходит даже происходит дуэль. Гринев защищает честь своей возлюбленной Маши. Но и на дуэли, против всех тогдашних дуэльных правил, Швабрин действует исподтишка: стреляет тогда, когда Гринев отвлекся. Швабрин демонстрирует бесчестное, недостойное поведение в отличие от Гринева, отец которого – старый вояка – не хотел для сына легкой офицерской доли, а желал, чтобы наследник сделался прежде всего достойным человеком, который не опозорит ни дворянской, ни офицерской чести. Гринев, заглядывая самой смерти в глаза, не пытается торговаться с Пугачевы, не спасает свою жизнь – основными мотивами его поступков и поведения являются приверженность присяге и верность слову, данному Маше. И даже зная, что его отступничество не стало бы известно, он не идет на сделку с совестью, до конца оставаясь верным чести и долгу офицера.
Подводя итог своему сочинению, хочу сказать, что поступок, совершенный по совести, никогда не станет причиной разочарования. Жить, сообразуясь с законами чести, очень тяжело, иногда крайне невыгодно, но именно такая жизнь и есть истинно правильная, чистая и счастливая. А настоящее счастье не бывает легким и не дается дешево.