Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение на тему «Душно! Без счастья и воли…» (Н. А. Некрасов) (по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница»)»

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза», которую сам автор оценивал как удачу, радовался, когда актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался с непониманием, актерской посредственностью или с небрежным отношением к пьесе.

Главный конфликт «Грозы» — столкновение пробуждающейся светлой личности, выросшей в условиях «темного царства», с его догмами, деспотизмом, духотою, фальшью, душевной черствостью.

Центральной героиней «Грозы» является Катерина — натура одухотворенная, светлая, мечтательная, но в то же время гордая, волевая, свободолюбивая. Она полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса. Свобода и любовь — вот главное, что было в Катерине. По собственной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала -покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.

В «Грозе» есть два основных символа свободы: сама гроза — могучий природный катаклизм, который был не только в природе, но и в обществе, разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу Катерины. Второй образ — великая река Волга, в которую бросилась Катерина, река, ставшая ей колыбелью и могилой.

Порывом к свободе для Катерины стала ее любовь к Борису. Катерина полностью отдалась своему чувству. Она любит глубоко, сильно, самоотверженно. Любовь вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей вольной и полететь, раскинув крылья. Она хочет стать свободной в своих чувствах и поступках, отрешиться от жестокой прозы, освободиться от кабалы: «А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Но свободно отдавшись посетившему ее чувству, она понимает, что катастрофа неизбежна, что долго ей не выдержать такой жизни. Любовь к Борису — трагедия для Катерины, которая ведет ее к гибели. Но именно любовь делает Катерину другой: «Что-то со мной делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». И смерть ее — это тоже порыв Катерины к свободе. Именно в смерти мечтает Катерина обрести подлинную жизнь, свободу. А ведь самоубийство — тяжелый грех для верующего человека. Но

порыв к свободе, к воле, к счастью оказался у Катерины сильнее страха загробных мучений: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами. Катерина — истинно трагичная героиня, которая борется не только со средой, подавляющей всякую свободу, но борется и сама с собой, со своими слабостями. Причиной гибели Катерины стал внутренний конфликт ее сердца.

Очень часто Катерину сравнивают с героиней другой пьесы Островского — Ларисой Дмитриевной Огудаловой из «Бесприданницы».

Лариса — натура чистая, честная, достойная счастья. Но положение ее трагично, так как она лишена материальной обеспеченности. Именно поэтому она становится марионеткой как в руках матери, так и в руках тех, у кого есть деньги, кто может купить ее.

Лариса живет в обществе, где царствуют обман и лицемерие, и она тоже в какой-то степени стремится к свободе, любви, счастью. Но в отличие от Катерины у Ларисы нет цельности натуры. Она не в состоянии бросить вызов обществу. Да, она борется с властью денег, распространившейся повсеместно, но эта власть оказывается столь сильной и коварной, что проникает и в чистую душу Ларисы. В ту минуту, когда Лариса, подобно Катерине, хочет броситься в Волгу, она в ужасе отшатывается от открывшейся перед ней бездны. Лариса вдруг сознает, что готова принять навязываемое ей положение вещи, но очень дорогой вещи. И только выстрел Карандышева спасает Ларису от полного нравственного и морального падения. В ее горьких словах: «Я любви искала и не нашла» — безысходность отчаяния, и сама смерть Ларисы под разухабистую песню цыганского табора, рядом с трактиром воспринимается как святотатство, как знак глубинного порочного смещения жизни с естественного пути, наступившего всеобщего нравственного помрачения.

В весенней сказке «Снегурочка» — две героини, обе испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом похожа на Катерину: для обеих главное — любовь, в которой единственно могут проявить они свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже весьма волевая и незаурядная, изменяет ей. И только с пастушком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.

Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, «девически чиста ее душа», ей странно, что «передрались все парни за нее». Когда Купава упрекает ее, что Снегурочка разлучила ее с женихом Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для своего характера фразу: «Снегурочка чужая вам». Она чужая не только любвеобильной подружке и ее избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь — главная ценность, смысл, цель жизни. Конечно, в сказке все это получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от матери Снегурочка получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю. Но недолго ее девичье счастье, Снегурочка тает под лучами весеннего солнца. Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

943

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке