Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение на тему «Эволюция души и жизненного пути героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Литературные шедевры Л.Н. Толстого – гордость и достояние всемирного масштаба. Предметом его исследований был человек, его психология. Человек в понимании Толстого — часть Вселенной. Писателя интересовало то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в попытке познать самое себя. Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы воспроизводим в памяти термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским — «диалектика души».

Н.Г. Чернышевский писал: «Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего — связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» Давайте рассмотрим подробнее, как этот процесс отражен в бессмертном романе-эпопее графа Л.Н. Толстого «Война и мир». Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, — проблема достижения человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, герои ищущие, изменяющиеся, претерпевающие эволюцию. Для них характерна движение души, желание быть полезным, нужным, любимым.

Предлагаю остановиться подробнее на своеобразии личности самого любимого и близкого писателю героя — на фигуре Пьера Безухова.

Подобно Андрею Болконскому, Пьер — честен и высокообразован. Но если Андрей — рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов «натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Пьеру свойственны глубокие сомнения в поисках смысла жизни, тогда как Андрей – более целостная натура. Жизненный путь Пьера сложен и извилист, он ищет себя. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: перед нами открываются сцены его бесшабашной жизнь светского кутилы и бездельника, он позволяет князю Курагину обобрать себя, женится на легкомысленной красавице и пустышке Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это наталкивает его на мысль о благоустройстве жизни крепостных.

Он планирует освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы. Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы победить врага: «Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».

Важным этапом в эволюции Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Лишь здесь он понимает могущественную роль народа в сражении с непрошеным гостем. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Важнейшую роль в сближении Пьера с простыми людьми сыграет встреча с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени.

Неоднозначный финал романа позволяет предположить, что Пьер примкнёт к движению декабристов, многое в них симпатично автору эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, А спокойствие — душевная подлость». Так же неспокойны душевно и другие любимые герои Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав карьеру военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль: «Человек есть все, все возможности, есть текучее вещество». Толстому удалось на примере героев эпопеи показать эволюцию личности и души.

Андрей Болконский

Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою женою. Ем видно, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему та, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество.

— Lise, — сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.

Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства.

В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед.

Все его дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: все было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.

— Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, сказал князь Андрей. Ему хотелось высказать Долгорукову свой план, составленный им, план атаки.

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне дорогие многие люди – отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей.

И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этою таинственною силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане.

Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, разраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты.

Глядя на знамя, ему все думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется идти впереди войск.

“Вот она наступила решительная минута! Дошло до меня дело” , подумал князь Андрей и, ударив лошадь, подъехал к Кутузову.

— Ребята вперед! – крикнул он детски пронзительно. “Вот оно!” — подумал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него.

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.

Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелится и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1082

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке