В первую очередь, литературное направление романа неоднозначно, что доказывает «Журнал Печорина». Преимущественно произведение написано в таком направлении, как реализм, но имеются черты романтизма. Ведь Печорин является исключительной, одаренной личностью, которая противостоит обществу, благодаря чему роман можно отнести к романтизму.
Однако произведение можно отнести и к реализму, так как действие в «Журнале Печорина» тесно связано с реальным историческим процессом, царствованием Николая Первого, так что Печорин является и представителем эпохи «безвременья». Хронологическая последовательность в произведении нарушена, поэтому композиция «Журнала Печорина» в романе позволяет постепенно раскрыть образ главного героя, Печорина. Первоначально мы встречаемся с Печориным в главе «Бэла», где он просит украсть девушку, руководствуясь своими желаниями. И читатель, основываясь на действиях героя, видит в Печорине эгоиста, который манипулирует людьми, словно они марионетки в его руках. В повести «Максим Максимыч», где Печорин холодно встречает бывшего слугу, мы вновь видим равнодушного человека. Однако в следующих главах автор использует психологизм для полного раскрытия героя.
Теперь мы понимаем, что мотивом действий Печорина была не злость, а страдание и разочарование, не зря роман называют социально-психологическим. Также, прочитав все повести романа, мы можем с уверенностью сказать, что Печорин – это тип лишнего человека, которому всё чуждо, и его смерть по пути в Персию доказывает, что ему нет места в этом мире. Роль «Журнала Печорина» в романе «Герой нашего времени» Лермонтова велика, так как журнал позволяет отнести роман сразу к двум литературным направлениям, постепенно раскрывает образ Печорина и доказывает, что данное произведение – социально-психологический роман.