Равнодушию могут быть подвержены не только отдельные личности, но и группы людей, профессиональные сообщества, нации, и даже человечество в целом. Подтверждение этому факту мы можем наблюдать в повседневной жизни, на примере литературных произведений, в современной публицистике.
Так, эгоизм и равнодушие к природе, свойственные людям на протяжении всего периода существования человечества, привели мир к экологической катастрофе: вырубке лесов, уничтожению видов растений и животных, сокращению полезных ископаемых, загрязнению атмосферы и мирового океана, разрушению озонового слоя. Хорошо, что человечество учится на своих ошибках. В современном мире экологии уделяется большое внимание. Все цивилизованные страны озабочены решением проблем очистки воды, утилизации отходов, сокращения потребления природных ресурсов, охраной растений и животных. Простые люди –жители планеты – тоже не остаются равнодушными к проблемам экологии. Так, например, тысячи волонтеров ежегодно участвуют в поднятии мусора со дна озера Байкал. Эгоистичное отношение к природе сегодня осуждается обществом.
Равнодушие и эгоизм – болезнь не только социальная, но и индивидуальная. Примеры эгоистичных характеров можно встретить в произведениях русской классической литературы. Вспомним Евгения Онегина – героя одноименного романа А.С. Пушкина, которого литературный критик В.Г. Белинский назвал
«страдающим эгоистом». Для окружающих этот персонаж носит маску байроновского героя Чайльд Гарольда: холодного и расчетливого человека, не способного любить, сопереживать, радоваться жизни. Но в душе Онегин тонкий романтик, который чувствует и понимает сложные нюансы окружающего мира. Драма Онегина заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства холодным циничным расчетом. Из-за этого он проходит мимо влюбленности Татьяны, не понимает восторга Ленского перед Ольгой и провоцирует дуэль. Из-за этого Евгений убивает друга, уезжает за границу и теряет навсегда женщину, которая была предназначена ему судьбой. Эгоизм и равнодушие Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, именно поэтому он и страдает.
Главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин также может служить примером равнодушия к окружающим. У Печорина нет друзей, ведь, по его мнению, «из двух друзей всегда один раб другого». Он никого не любит: ни княжну Мери, за которой «волочится» от скуки, ни Веру, которая лишь эпизод в его жизни, ни черкешенку Бэлу, которая утратила для него всякий интерес. Характерно, что когда Печорин узнает о гибели Бэлы от руки Казбича, лицо его не выражает «ничего особенного». А в ответ на слова утешения Максима Максимыча «он поднял голову и засмеялся». Дневниковые записи главного героя романа представляют собой глубокий анализ собственных мыслей, чувств, поступков. Очевидно, что автор записок – эгоист, преисполненный презрения и равнодушия к другим людям. Именно такое отношение к окружающим делает Печорина одиноким и несчастным.
«Равнодушие» и «эгоизм» – понятия одного нравственного порядка. Если человеку неинтересен никто, кроме него самого, он не замечает, что происходит с другими людьми: не видит их проблем, не может разделить их чувств, не способен вдохновиться их идеями. Равнодушие изолирует человека от окружающего мира, который стократ богаче, интереснее, парадоксальнее и сложнее, чем обособленный замкнутый мирок эгоиста.