Об эпических началах в «Слове о полку Игореве» позволяет судить конкретность летописного сюжета, который вырастает на реальной исторической основе и содержит целостную картину времени. В произведении описывается эпоха междоусобиц и потрясений двенадцатого века, личные взаимоотношения князей и военные столкновения с половцами, которые обоснованно названы «погаными», то есть язычниками. Кроме того, «Слово» оказывается обширно включено в исторический контекст: в нём подробно представлено более десятка князей, перечислены города, реки, местности. Автор вспоминает о прошлом: о походах родоначальника Ольговичей, положившего начало княжеской вражде, о предыдущих победоносных битвах с половцами, и как профессиональный историк анализирует причинно-следственные связи происходящих событий. Автор вводит в текст похвальные слова и панегирические описания князей-героев, характерные для эпического повествования. Игорь представляет собой идеальный образ храброго воина, который идет всему наперекор ради того, чтобы защитить землю русскую: не слышит мрачного предзнаменования, не отступает после поражения, бежит из плена.
Тем не менее, в «Слове о полку Игореве» звучат и лирические начала, связанные с воспроизведением субъективного личного чувства и построением художественного образа. Само присутствие Автора вносит в повествование лирические элементы: «Слово» начинается с авторского вступления, где его манера рассказа противопоставляется стилю легендарного Бояна, «соловья старого времени». Текст отражает своеобразие авторского видения. Становится очевидно, что основная задача создателя -пробудить национальное сознание, призвать к согласию во имя русской земли. Единство народа ощущается Автором: по его описанию, происходящее в одном конце Руси отзывается в другом. Другим важным лирическим сюжетом становится включенность человеческих дел в мир природы. Природа в «Слове» — это не пейзаж, а активное действующее лицо. Природные стихии имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу. С самого начала произведения естественный мир вовлекается в повествование: солнечное затмение выступает предостережением воинам, птицы и лисы сопровождают Игоря на пути, к ветру, Днепру и солнцу обращается Ярославна, и, наконец, с возвращением Игоря на небе показывается солнце. «Слово о полку Игореве» создается по поэтическим принципам построения текста: Автор использует метафоричность, тропы, антропоморфизм, фонетические повторы и переклички. Например, сражение развернуто сравнивается с жатвой, возникает необычный образ «мысленного древа», в особенно динамичной сцене побега из плена Игорь обращается соколом, а его друг, крещенный половец, волком. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпические и лирические начала в «Слове о полку Игореве» переплетаются: конкретные исторические события и личности изображаются через призму авторского мировоззрения, поэтического чувства.