С . П . Бычков писал : » По мысли Толстого , чем ближе дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И , напротив , чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем непривлекательнее их моральные принципы » . *** Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю , поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя , ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих философско — исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму , складывающуюся из » бесчисленного количества людских произволов » , то есть усилий каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость , отменить которую никто не может . По мнению Толстого , историю делают массы , и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна Опульская писала : » Толстой отказывается признать силой , руководящей историческим развитием человечества , какую бы то ни было » идею » , а также желания или власть отдельных , пусть даже и » великих » исторических деятелей . » Есть законы , управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти нащупываемые нами , — пишет Толстой . — Открытие этих законов возможно только тогда , когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека , точно так же , как открытие законов движения планет стало возможно только тогда , когда люди отрешились от представления утверждённости Земли » . Перед историками Толстой ставит задачу » вместо отыскания причин … отыскание законов » . Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов , которые определяют » стихийно — роевую » жизнь народа . Согласно его взгляду , участник исторического события не может знать ни смысла и значения , ни — тем более — результата совершаемых действий . В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями , а должен подчиняться стихийному , неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако внутренний , объективный смысл изображённого в » Войне и мире » вплотную подводил к осознанию этих закономерностей . Кроме того , в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил , руководивших событиями . Так , исход войны 1812 года был определён , с его точки зрения , не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом , а » дубиной народной войны » , действовавшей с » простотой » и » целесообразностью » . *** Народ у Толстого выступает как творец истории : миллионные массы простых людей , а не герои и полководцы творят историю , двигают общество вперёд , создают всё ценное в материальной и в духовной жизни , совершают всё великое и героическое . И эту мысль — » мысль народную » — Толстой доказывает на примере войны 1812 года . Лев Николаевич Толстой отрицал войну , горячо спорил с теми , кто находил » красоту ужаса » в войне . При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель — пацифист , но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная . Автор создаёт множество образов мужиков , солдат , суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в Москву , » не должны » , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что » решилась Расея ! » . А если уж Россия гибнет , то нечего спасать своё добро . Он кричит солдатам , чтобы забирали его товары , лишь бы ничего не досталось » дьяволам » . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам , взяли в руки оружие и ушли в партизаны . В период тяжких испытаний для Отечества » делом народным » , всеобщим становится защита Родины . Все герои романа проверяются с этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством , готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине , патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка . Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и умеет сказать о нём , анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить . Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству , и даже не бессознательно , — просто они очень немногословны . » Солдаты в моём батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день , говорят » , — вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина . Пьер Безухов вполне понимает смысл » неясных » и тоже слишком кратких слов солдат : » Всем народом навалиться хотят , одно слово — Москва . Один конец сделать хотят » . Солдаты выражают уверенность в победе , готовность умереть за Родину . В романе » Война и мир » Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв писал : » Историческая сторона романа в её нравственно — победной части вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли . Нет в » Войне и мире » ни Лейпцигской битвы народов , ни взятия Парижа . Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова . Дальше этот народный герой » не нужен » . Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны … Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и скромен . Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые , Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее , Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле : он , естественно , в силу одного только этого своего деяния , будет горд , самоуверен , надменен , будет поизносить громкие и пустые фразы . Образ вторгшегося врага определяется только его деянием — его вторжением . Напротив , защитник отечества всегда будет скромен , будет молиться перед выступлением в поход , ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте . Правда , этическая правда на его стороне , и этим определён его образ » . *** По Толстому , бесполезно противиться естественному ходу событий , бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества . Во время Бородинской битвы , от исхода которой многое зависело для русских , Кутузов » не делал никаких распоряжений , а только соглашался или не соглашался на то , что предлагали ему » . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца , его мудрость . Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского : » Он всё выслушает , всё запомнит , всё поставит на своё место , ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит .Он понимает , что есть что — то сильнее и значительнее его воли , — это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их , умеет понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на другое «. Кутузов знал , что » решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не количество пушек и убитых людей , а та неуловимая сила , называемая духом войска , и он следил за этой силой и руководил ею , насколько это было в его власти » . Слитность с народом , единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост . Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис » Рыцари Лебедя » . Он не хотел казаться великим человеком — он был им . Поведение Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его старческую слабость . Кутузов в романе — выразитель народной мудрости . Сила его в том , что он понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем , что на стороне » дедушки » Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши . С. П. Бычков писал : » Толстой , с присущей ему огромной проницательностью художника , правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его любовь к русскому народу и ненависть к врагу , его близость к солдату . Вопреки лживой легенде , созданной официозной историографией об Александре I — спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне , Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны . Кутузов был связан с народом тесными духовными узами , и в этом заключалась его сила как полководца . » Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений , — говорит Толстой о Кутузове , — лежал в том народном чувстве , которое он носил в себе во всей чистоте и силе его . Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его , в немилости находящегося старика , выбрать , против воли царя , в представителя народной войны » . *** В » Войне и мире » создаются как бы два идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции » мысли народной » . С. П. Бычков писал : » В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика , стремившегося поработить русский народ , он был косвенным убийцей многих людей , эта мрачная деятельность и не давала ему , по мысли писателя , права на величие . Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма .Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера . Толстой тщательно , деталь за деталью , выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего , откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого . » Круглый живот » , » жирные ляжки коротких ног » , » белая пухлая шея «, » потолстевшая короткая фигура » с широкими , » толстыми плечами » — вот характерные черты внешности Наполеона . При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции : » Толстая спина » , » обросшая жирная грудь » , » выхоленное тело «, » опухшее и жёлтое » лицо , » толстые плечи » — все эти детали рисуют человека , далёкого от трудовой жизни , разжиревшего , глубоко чуждого основам народной жизни . Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что вся вселенная повинуется его воле . Люди для него не представляли интереса . Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм , разоблачает претензии Наполеона на мировое господство , его постоянное позирование для истории , его актерство. Наполеон всё время играл , в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к портрету , чувствуя , » что то , что он скажет и сделает теперь , — есть история » ; » сын его в бильбоке играл земным шаром » — в этом выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать » самую простую отеческую нежность » . Разумеется , это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств » отеческой нежности » , а именно позировал для истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона , полагавшего , что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства . Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов . Накануне Бородина Наполеон произносит : » Шахматы поставлены , игра начнётся завтра » . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает : » Игра началась » . Далее Толстой показывает , что эта » игра » стоила жизни десяткам тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона , стремившегося поработить весь мир . Война — не » игра » , а жестокая необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного народа , вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения » . *** На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в истории незначительна , что творят историю миллионные массы простых людей . Тушин и Тихон Щербатый — типичные представители русского народа , поднявшегося на борьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине : » Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя : » Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин , спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и выглядывая из — под маленькой ручки » ; » … закричал он тоненьким голоском , которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к его фигуре . — Второе , — пропищал он . — Круши , Медведев ! » ; » Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями … выбегал вперёд и из — под маленькой ручки смотрел на французов » . Толстой не смущался даже тем , что слово » маленький » дважды употреблено в одной фразе . Вслед за нею — его грозный приказ : » Круши , ребята ! » , хотя выстрелы заставляют его » каждый раз вздрагивать » . Потом ещё будет сказано про » слабый , тоненький , нерешительный голосок » . Однако солдаты , » как и всегда в батарейной роте , на две головы выше своего офицера и вдвое шире его » ( » как всегда » — это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) — » все , как дети в затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то выражение , которое было на его лице , неизменно отражалось на их лицах » . В итоге авторского описания происходит преображение : » Сам он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам ядра » . Глава заканчивается неожиданно , но вполне в духе толстовского представления о людях подвига : » — До свидания , голубчик , — сказал Тушин , — милая душа ! прощайте , голубчик, — сказал Тушин со слезами , которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза » . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством , и его слова прозвучат уже торжественно : » Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого … Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой » . Так из противоречий , из сочетания » малого » и » великого «, скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины . Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны — Кутузова — строится по тем же художественным законам «. *** Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихона Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой и выносливостью . В борьбе с французами он проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре француза » со шпажонками » , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с образом француза — Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная конкретизация » дубины народной войны » . Лидия Дмитриевна Опульская писала : » Тихон — образ вполне ясный . Он как бы олицетворяет собою ту » дубину народной войны » , которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие . Он сам , добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде , постоянно нападавшем на вражеские обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно — он действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было достать » языка » , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне : » Пойдём , говорю, к полковнику . Как загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , — вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь » . *** Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати , основная цель которой — ловить » кресты , рубли , чины » . Патриотизм московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд ели русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были присущи » высшему свету » , проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом . Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом : » Старый комедиант » . С. П. Бычков писал : » Нет , не Александр I был » спасителем отечества » , как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом . Напротив, при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым , которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира «. *** Платон Каратаев — вогплощение » всего русского, доброго и круглого » , патриархальности , смирения, непротивления , религиозности — всех тех качеств , которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия Дмитриевна Опульская писала : » Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко — философской концепции книги . Не больше , впрочем, чем Тихон Щербатый . Просто это — другая сторона » мысли народной » . *** Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев Толстого , выжигала в их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и судьба народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . » В полку его называли » наш князь » , им гордились и его любили » , — писал Толстой . Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям , народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли правителей , а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала : » Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира . Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, » туда , где готовилось будущее , от которого зависели судьбы миллионов » . Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не император Александр , а сами эти миллионы — такова одна из главных идей толстовской философии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , » счастливее и лучше » ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского » . *** Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в моральном обновлении Пьера Безухова . Он прошёл через увлечение масонством , благотворительностью , и ничто не дало ему нравственного удовлетворения . Только в тесном общении с простыми людьми он понял , что цель жизни в самой жизни : » Пока есть жизнь , есть и счастье » . Уже на Бородинском поле , ещё до встречи с Каратаевым , у Пьера Безухова зарождается идея опрощения : » Солдатом быть , просто солдатом ! » Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу , потрясли его сознание , возбудили желание переменить , перестроить всю свою жизнь . Лидия Дмитриевна Опульская писала : » Душевное спокойствие , уверенность в смвсле жизни Пьер обратает , пережив героическое время 12 — го года и страдания плена рядом с простыми людьми , с Платоном Каратаевым . Он испытывает » ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой , простотой и силой того разряда людей , которые отпечатлелись у него в душе под названием они » . » Солдатом быть , просто солдатом » , — с восторгом думает Пьер . Характкрно , что и солддаты , хоть не сразу , но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали » наш барин » , как Андрея » наш князь » . Пьер не может стать » просто солдатом » , капелькой , сливающейся со всей поверхностью шара . Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём . Он горячо думает о том ,что люди должны опомниться , понять всю преступность , всю невозможность войны » . *** Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент , когда она , перед вступлением французов в Москву , одушевлённая патриотическим чувством , заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же — в другую , счастливую и радостную минуту — русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа . От Наташи исходит энергия обновления , освобождения от фальшивого , ложного, привычного , выводящая » на вольный божий свет » . И здесь её роль равносильна тому , что даёт ищущим героям Толстого общение с народом . Лидия Дмитриевна Опульская писала : » В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там , где нет добра , простоты и правды » . *** В романе » Война и мир » облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой . Язык дворянской знати — офранцуженный , выражения и обороты его , несмотря на изысканность , стали привычными штампами , употребляемыми в светской беседе для любого случая . Лев Николаевич Толстой — знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об отношении к ним автора . Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык . » Мысль народная » — главная идея романа » Война и мир » . Толстой знал , что жизнь , простая жизнь людей , с её » частными » судьбами , интересами и радостями , идёт своим чередом , независимо от встреч Наполеона с Александром , дипломатической игры или государственных планов Сперанского . Лишь те исторические события , которые приводят в движение народные массы , касаются судеб национальных , способны изменить — пусть драматически , но всегда благотворно — отдельного человека . Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои : Андрей Болконский , Пьер Безухов , Наташа Ростова . Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен , чем Наполеон . Направление воли миллионов людей , которые , с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки , были бесконечно малыми единицами , определяет историческое развитие .