Поэты посвящают нас в свою жизнь со своими личными переживаниями и размышлениями. Писатели же, в свою очередь, по моему мнению, делятся на 2 «группы»: те, в произведениях которых на первом месте — чувства и личное, очень субъективное отношение к описываемым событиям, и те, чьи творения критичны, аналитичны, порой жёстки. Все люди, то есть читатели, тоже разные, и у каждого разные предпочтения. Судя по моему ранимому и впечатлительному характеру, ближе мне поэты и писатели лирические (позволю себе их так назвать). Ведь когда в героях их произведений я узнаю себя и испытываю все те чувства, которые свойственны персонажам, я невольно «влюбляюсь» в автора, с головой погружаюсь в чтение, мне хочется читать и читать, не останавливаясь ни на минуту. Автором именно таких, задевающих сердце и душу произведений, является для меня современный писатель – Альберт Анатольевич Лиханов которого, как мне кажется, при жизни (что бывает очень редко) можно назвать классиком литературы, особенно детской (а ведь сейчас так мало пишут для детей хороших произведений). О нем и о его замечательном творчестве я и хочу рассказать.
А.А. Лиханов — очень известный человек. Он играет важную роль в нашей стране и во всём мире и заслуженно отмечен многими российскими и международными званиями. А само важной, на мой взгляд, наградой является американская почетная медаль «Freedom» «за ежедневный и ежечасный практический вклад в мировую копилку добра». Он же вместе с Патриархом учредил орден Благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия». Мне кажется, что именно ДОБРОТА – это главное слово с которым Писатель, Гражданин, Человек Альберт Анатольевич Лиханов идёт по жизни семь с лишним десятилетий. Всю свою жизнь (с самого детства) он занимается благотворительностью, помогая (и морально, и материально) тем, кто в этом нуждается. Недаром он сказал однажды такие слова: «В мире слабые только дети и старики. Я взялся за свое – за детство» [1]. Действительно, вся жизнь А.А. Лиханова пропитана любовью к детям, и это очень ярко отражается во всех его произведениях.
Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935года. Когда началась Великая Отечественная война, ему не было и 6 лет. Лучшие годы жизни человека – детство – пришлись на войну. Он пережил и голод, и холод, испытал все. В одном из интервью о военном детстве Лиханов сказал: «Оно пришлось на войну. Я жил в тылу, в Кирове, но четыре военных года стали самыми главными в жизни». Именно это время ярко описано в его произведениях, особенно в романе «Русские мальчики», который состоит из 10 повестей и является, по-моему, самым интересным и правдивым описанием жизни детей, переживших то ужасное военное время.
Читая каждую из этих повестей, ты попадаешь в то время, где тебе так же, как героям, страшно и плохо, вместе с этими бедными детьми ты испытываешь голод и холод, теряешь самых близких людей. А когда перед ними появляется главный в их жизни выбор, читатель встает на место героев и думает, как бы поступил он, выбрал бы он такой же, скорее правильный, но тяжёлый путь, как герой, или же нет. Таких моментов в произведениях А.А. Лиханова очень много. Ставя читателя перед выбором, автор хочет выработать у него положительные качества, те моральные принципы, с которыми он должен следовать по жизни. Это можно посчитать неким психологическим положительным действием, ходом в сторону читателя.
Автор рассказывает нам о жестоком времени, где дети — главные герои — будучи бессильными перед ужасным военным временем, находят выход — маленький островок мира и счастья. Они забывают про войну, про все несчастья, читая книги, общаясь со своими друзьями и взрослыми, посещая школьные занятия («Детская библиотека», «Магазин ненаглядных пособий»). Это все вырабатывает в них самые хорошие качества: терпение, смелость, любовь к людям, животным, жизни. Это жестокое время служит им своеобразным закаливанием.
Во многих повестях Альберта Анатольевича главным героем является мальчик Коля. Он прототип самого автора. И поэтому произведения можно считать автобиографическими. В них описываются многие эпизоды из жизни самого автора. Лиханов рассказывает о своей жизни, об испытаниях. Но отношение к главному герою у автора своеобразное. В основном, он на его стороне, особенно тогда, когда описывает хорошие поступки Коли, его правильный выбор. Но, рассказывая об ошибках мальчика, о некоторых его поступках, автор скрыто осуждает своего героя. Значит, автор жалеет отом, что нен всегда и не сразу поступал в своей жизни правильно. . Конечно, в повестях много вымышленного, но в основном они построены на фактах из жизни. Это также производит положительное воздействие на читателя. Чтение становится интересным ещё и потому, что рассказчик выступает то в роли мальчика, который ищет свой путь в жизни, иногда ошибаясь, то в роли взрослого мудрого человека, понимающего детскую душу, её сомнения, страдания, испытание временем и непредвиденными ситуациями.
Также важным героем в произведениях Лиханова является учительница Анна Николаевна. Она присутствует во многих повестях и является исключительно положительной героиней. Ученики её уважают и очень любят, а она помогает им во всем, дает советы. Значит, и в жизни Альберта Анатольевича учительница сыграла немаловажную роль. Да, наверное, в жизни каждого ребенка есть учитель, который является для него вторым родителем, которые всегда поможет, поддержав в трудную минуту. В моей жизни тоже есть такая учительница, и я благодарна судьбе за нее, потому что она мне служит примером для подражания, она никогда не откажет в помощи, всегда поддержит и поймёт. Никогда не нужно забывать учителей, тем более таких, которые рядом с тобой (не сзади и не впереди) идут с тобой по жизни.
Для меня тема войны очень близка, она будет волновать мой сердце всегда, потому что во время Великой Отечественной погибли мои родственники, и я горжусь, что они были участниками освобождения нашей страны от фашизма и благодарна им за то, что МЫ ЖИВЁМ. Да, очень много в то время погибло ни в чем неповинных людей. Нам трудно представить масштабы того, что они испытали и пережили. Сейчас мы живем в спокойное время, под мирным небом, но не всегда умеем ценить то, что имеем. Мы не всегда понимаем, что когда-то за нас, за нашу жизнь бились насмерть молодые парнишки и девчонки — наши прабабушки и прадедушки. Они не жалели своих жизней, уходили самовольно на фронт, боролись за жизнь, за Родину, за народ! А некоторые бездушные люди, которых даже и людьми-то не назвать, занимаются вандализмом, уничтожают или уродуют памятники, поставленные в честь воинов в Великой Отечественной войне. Эти настолько бессердечные и ужасные поступки задевают меня до глубины души, терзают моё сердце, и мне становится стыдно, что в моей стране вместе со мной живут такие гадкие люди.
Тема военного детства является одной из главных и ключевых в творчестве писателя. Во вступительной статье «Мальчики великой войны», опубликованной в предисловии к роману «Русские мальчики» («Путеводная звезда», 2004, № 6) А.А. Лиханов писал: «Прежде всего, мы ощущали войну всеми своими малыми силами. Мы ненавидели врагов и страдали за своих отцов. А ещё мы росли и набирались премудростей жизни – простых и сложных. Мы жили тогда проще, чем нынешние дети. И у нас не было множества соблазнов. Зато были простые и важные ценности, о которых много не говорилось, но которые мы в себя впитывали вместе с воздухом тех времён. Вот об этом мой роман в повестях – как вырастали русские мальчики в годы войны, и как важны для нас и вас нравственные ценности, которые внушала жизнь» [2].
Наверное, ради того и написан роман «Русские мальчики», чтобы мы поняли: нравственные ценности, которые были у детей военного времени, очень нужны нам сегодня. И с этим я не могу не согласиться, потому что Альберт Анатольевич своими книгами призывает нас в любых ситуациях оставаться человеком.
Альберт Анатольевич в статье «Достоинства человека» создаёт для нас, молодых, свой нравственный кодекс, отмечая те качества, которые нужны, чтобы достойно пройти свой жизненный путь: «Мужество и скромность, справедливость и честность, правдивость, совесть, честь – всё это слагаемые человека, слагаемые человеческой души, его нравственности, и без точного знания, а главное каждодневного, ежечасного, вечного соблюдения нравственных законов, дарованных человеку его сознанием, немыслимо добро, немыслимо дело, немыслима жизнь наша» [3].
А в последней повести романа «Русские мальчики» напоминает нам: «И ещё, наверное, самое главное: «Не забудьте, ведь это нам сказано: любите друг друга» («Те, кто до нас») [2].
Именно этими вышеперечисленными качествами испытывает своих литературных героев А. Лиханов. Он, «рыцарь без страха и упрёка», посвятивший себя детству, призывает своих читателей жить так, чтобы оставить о себе добрую память, быть выносливыми, терпеливыми, любить жизнь и дорожить тем, что нам дано.
И в самом А.А. Лиханове присутствуют все качества, которые должен иметь настоящий человек. К огромному сожалению, таких людей сейчас очень-очень мало. Если бы каждый вкладывал частичку себя в то, что он делает, то наша жизнь была бы намного светлее и добрее. И хочется желать только одного: чтобы мир был мир во всем мире, чтобы таких неравнодушных людей, как Альберт Анатольевич, было намного больше, потому что, читая его произведения, зная о его добрых делах, ты набираешься опыта, многое берешь на заметку. Его жизнь и творчество являются уроком для меня, потому что по ним я учусь жизни. Хочется посоветовать прочитать произведения А.А. всем людям от мала до велика, потому что каждый в них найдет многое для себя.
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Если бы меня попросили назвать героя моего времени, я бы без сомнения ответила, что это мой любимый писатель Альберт Анатольевич Лиханов.
В заключение, обращаясь, к тем, кто ещё не читал книги Альберта Анатольевича Лиханова, хотелось бы сказать словами одного из его героев: «Какие вы счастливые! Ведь вы прочитаете столько чудесных книг! И все они ещё впереди!»
Хочу поделиться…
«Или во всём виновата война?»
(Мои мысли о романе А.А. Лиханова «Непрощённая»)
Недавно я прочитала роман А.А. Лиханова «Непрощённая», посвящённый детям — узникам фашистских концлагерей. Это произведение, как и многие другие прочитанные мной, основано на реальных событиях.
Да, о многом можно порассуждать после знакомства с произведением, так как автор поднимает большое количество разных проблем: доброты, жестокости, взросления, нравственного выбора, одиночества, войны в судьбе человека…Хочется остановиться на нескольких, с моей точки зрения, важных моментах относительно романа, вызвавшего неоднозначные отзывы читателей (со многими я познакомилась в Интернете). И это неслучайно. Ведь автор поднимает такую закрытую в литературе тему, как любовь между врагами. Об этом не то, что писать, а и говорить-то (наверное, даже думать) было запрещено. Установка военного времени понятна: советский человек не может быть в плену у врага, а если он оказался там – значит, и сам враг. А тут ещё и любовь… Да быть такого не может…Но жизнь бывает покруче выдуманных историй.
В предисловии к роману автор пишет: «Наша русская, а прежде — советская литература создала множество героических историй о поведении детей в годы военных испытаний. И всё это была правда. А как быть с поведением не героическим? Разве можно означать все иные непомерные испытания только одним понятием — предательство? Моя героиня — девочка, к которой взрослость приходит не по её выбору, а по принуждению. Всё, что она делает и на что идёт, происходит не благодаря её решениям, а в силу обстоятельств, в которые она загнана войной и концлагерем. Однако, поступки без выбора, в которых она не виновна, возлагают на неё вину, пострашнее любых мыслимых приговоров. Её мирная жизнь превращается в приговор самой себе, непрощение самой себя и в горький, очень печальный конец. Война, хочу сказать я, издевалась над детьми ещё вот и так, о чём не очень-то принято говорить.
Новым же поколениям я пытаюсь представить ещё и такую, вовсе не героическую судьбу, которая, всё-таки, всё равно судьба, горькая, тяжкая, почти невыносимая. И ей надобно поклониться»[5].
Мне вслед за автором тоже хочется поклониться его героине – нежному цветочку на тоненьком-тоненьком стебелёчке, распустившемуся под ласковыми тёплыми лучами и … вдруг раздавленному чьим-то тяжёлым грязным сапогом.
Алёнушка жила, не делая никому зла. Но зло преследовало её. И началось это тогда, когда в нашу страну пришла война, и «узел Алёнушкиной судьбы стал завязывался всё туже», принеся ей безмерное горе и нечеловеческие страдания.
Плен, через который прошла Алёнушка, эти круги ада, что достались ей на долю, — всё это не сблизило её с другими пленными, а сделало одинокой и ненавидимой всеми. Действительно, что же плохого сделала главная героиня окружающим людям, что её, этого нежного ангела с редкой красотой, стали обвинять и презирать? Да ничего она не сделала! А через издевательства по отношению к ней раскрывается вся отвратительная сущность души человеческой. В первую очередь, жестокость и зависть. Да, я думаю, многие завидовали главной героине – её красоте и молодости. Но оказалось, что завидовать было некому.
Алёнушка не делала зла никому, никому, кроме себя. Да, навредила она только себе, хотя и не по своей вине. Думаю, что у неё не было другого выбора: или смерть от голода и болезней, или жизнь, но … с врагом своей родины, который почему-то был не очень-то похож на врага. Сделав свой выбор, алёнушка спасла свою жизнь, но вместе с тем приобрела жестокое, полное ненависти осуждение. Автор пишет о своей героине: «И она кинулась в смерть. А оказалось – в жизнь.… Идёт война! И все страдают! А ты хочешь уйти от этого страдания! Так пусть тебя настигнет то, что страшнее всего … человеческое презрение, которое сильнее даже смерти и смерть молвой людской переживёт».
Хочется заметить, что главная героиня была совсем юной, но война «одарила» её неожиданной взрослостью, и именно эта взрослость помогает пережить Алёнушке всё, кроме … прощения самой себе.
Наверное, на примере своей героини автор хочет сказать, что нужно уметь прощать не только других, но и себя, иначе твоя жизнь после внешнего ада превратится в ад внутренний, душевный.
Мне вспоминаются слова писателя В.Н. Крупина, который сказал: «Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро» [6]. Да, Алёнушка умела любить, всю жизнь делала только добро, прощала других, но вот себя простить не сумела. Хотя… Вы помните: «…и в скрещенных руках зажата была маленькая картонная иконка Богородицы, именуемая «Утоли моя печали…» Может быть?… Да, всё может быть…
«Прошли многие и разные годы…
Ярко-зелёный, акварельный мох, ещё с довоенных пор украшавший лес возле папенькиной могилки, — а теперь и могилки Алёнушки, — постепенно выполз из этого леса, затянул остатки всех деревенских строений и всякие следы человеческие собой стёр.
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Будто незримый художник заштриховал нарядным цветом прошедшее время.
Вот только горе человеческое затушевать нельзя…
Или можно? И скорби людей из прошлого исчезнут навсегда вместе с ними?
На что же тогда надеяться нам, живущим?» (А.А. Лиханов)
Или во всём виновата война?
«Золотая паутина памяти»
Проходят, годы, но «остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами и нас с теми, кто после нас». Она соединяет нас с прошлым, с тем, что было давным-давно.… Так давно, что тела погибших стали землёй, проросли травой. Так почему же так больно сжимается сердце, когда мы слышим о Великой Отечественной войне? Почему же на глазах слёзы, когда мы смотрим на лица тех, кто знает об ужасах войны не понаслышке? Ответ прост: это Память, запечатлевшая жестокий лик Великой Отечественной войны, не даёт нам покоя, заставляя страдать наши души.
Остается золотая паутина памяти… И мы, не видевшие войны наяву, можем представить рукопашные схватки, танковые сражения, атаки с громким призывом «За Родину! За Сталина!», самолётные тараны — и это также Память. Память, приходящая к нам через строки писем, присланных с фронта и бережно хранимых внуками и правнуками тех, кто принёс нам Победу в той войне. Память, встающая в памятниках, обелисках, мемориалах. Память, пронзительно кричащая со страниц книг, кадров военной кинохроники, документальных и художественных фильмов.
Остается золотая паутина памяти … Поэтому мы, живущие сегодня, помним бой за каждые деревеньку, сёло, посёлок, город, по которым война прошлась карательными операциями и бомбёжками, огнём и пожаром, голодом и холодом. Нельзя забыть ужасы и страдания мирного населения, стариков, детей, женщин, столь беззащитных перед лицом войны, ни разу не державших в руках оружия. Нельзя не восхищаться их мужеством, стойкостью и безграничной верой в тех, кто шёл за них в кровавый бой, побеждая и отступая, выживая и погибая… Нельзя, да и Память не позволит нам сделать этого.
Остается золотая паутина памяти …Она и в том, что оставшиеся в живых ветераны и в семидесятый юбилей Победы не могут забыть тех страшных лет, того ужаса, который им довелось пережить. Вот как вспоминает об этом участник Великой Отечественной войны Петров Павел Филиппович, живущий в нашем посёлке: «Первый раз выполнять сапёрскую работу было особенно страшно, хотя вперёд шли «старики», а мы, молодёжь, за ними: волосы дыбом, дрожишь – вдруг взорвётся. Немцы обманывали сапёров: под одну мину клали вторую, потом третью… Чтобы больше жертв. Было страшно, боялись, знали, что всё бывает, а мне 18 лет… И всё же успокаивали себя: что делать – война: убьют так убьют, что будет, то и будет».
Остается золотая паутина памяти …И, слушая эти простые, искренние слова воина Советской Армии, невольно думаешь, что права была Юлия Друнина, сказавшая: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» [7]. Как нам, молодым, важно знать об этом, чтобы не прервалась «золотая паутина Памяти» между поколениями. Знать для того, чтобы этот страх, страх войны, никогда не вернулся к людям. Не случайно главные слова всех ветеранов – о мире.
Остается золотая паутина памяти … И Память взывает к нам словами великого русского полководца Александра Васильевича Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний погибший солдат». Действительно, зная, что около трёх миллионов не вернувшихся с войны солдат и офицеров числятся без вести пропавшими, мы не в силах смириться с тем, что у этой войны останутся безымянные герои. На могилах погибших воинов и тех, кто прошёл войну и умер уже в послевоенное время, горят красные звёздочки, как дань памяти появляются обелиски. Но, к сожалению, земля хранит в себе и имена неизвестных защитников нашей Родины.
Остается золотая паутина памяти … И хотя на территории нашего края не было боевых сражений, но с эшелонов, проходящих через Кадуйские земли Вологодчины , снимали умерших во время дороги бойцов, которых везли в госпиталь. Такое, по свидетельству старожилов посёлка Хохлово, было не раз на станции Комариха. Жители станции предавали земле тела умерших солдат. Хоронили их в братских могилах. На одном из надгробий даже была установлена табличка с надписью воинских званий бойцов. А вот их фамилии не знал никто.
Остается золотая паутина памяти …И мы знаем, что долгие годы за могилой ухаживали те, кто похоронил солдат. Но, увы, время неумолимо, и сегодня эстафету памяти приняли хохловские школьники. Мы заботимся о могиле, где установлено небольшое металлическое надгробие. Каждый раз, входя в оградку, чувствуем леденящую боль в груди, жгучие слёзы на глазах, колючую дрожь и…свою вину за то, что не можем увековечить память людей, которые лежат в нашем краю. Чувствуем вину, но главное – в наших душах живёт Память. Память, которую мы передадим своим потомкам. Ведь мы – это последнее счастливое поколение, которое имеет возможность взглянуть на лица ветеранов, героев Великой Отечественной войны, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.
Остается золотая паутина памяти … Память не даёт нам забыть о том, что 30 апреля над рейхстагом водружено Красное знамя – Знамя Победы, дубликат которого накануне 70-летия со Дня Победы установлен в нашей школе. Торжественная обстановка… Почётный караул… Притихшая детвора… Волнение и слёзы ветеранов… Минута молчания…Восхищение и гордость нас, школьников. Гордость за то, что мы живём в великой стране, победившей фашизм. Гордость за то, что рядом с нами живые свидетели тех лет …И память – это то, что нас объединяет и делает ещё сильнее.
«…Существует и любовь. Существует внимание и интерес — одного человека к другому, к жизни, которая скрепляет людей чем-то невидимым. Золотой тонкой нитью…Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и все-таки она есть… Она соединяет тех, кто до нас, с нами и нас с теми, кто после нас» [3] (А.А. Лиханов, «Те, кто до нас»).
Память жива, а значит – живы мы…
Ах, время, время, ты неуловимо,
Уносишь нас всё дальше от войны,
Но память наша непоколебима,
Она жива, а значит – живы мы.
Мы помним всё: сражения и голод,
И взрывы танков, пепел, крик и кровь,
И всех бойцов, тех, кто был стар и молод…
И память жжёт в сердцах той болью вновь.
И канонады бешеных орудий,
Мольбы и слёзы матерей солдат.
Поверьте – никогда мы не забудем
И тех, кто без имён в земле лежат.
Пусть о тебе мы знаем понаслышке,
Но почему в груди так сердце жмёт?
А потому, что ты совсем мальчишкой,
Молоденьким, юнцом, ушёл на фронт.
Да, удивишься ты, солдат, но верь мне –
Мы чувствуем, что чувствовал и ты…
Не предадим былое мы забвенью,
Звучит всегда в нас эхо той войны.
Ах, время, время, ты неуловимо,
Уносишь нас всё дальше от войны,
Но память наша непоколебима,
Она жива, а значит – живы мы.