Для доказательства своего мнения хотела бы обратиться к произведению Анны Гавальда «35 кило надежды». Главный герой, Грегуар, не имел интереса к учебе, ему нравилось мастерить различные изделия своими руками. Родители мальчика часто ссорились, обвиняя друг друга в плохом воспитании ребенка. В какой-то момент Грегуара выгоняют из школы, любимый дедушка разочаровывается в мальчике, мать и отец все чаще устраивают скандалы дома – все это стало причиной отчаяния подростка, ищущего свое место в жизни. Ребенок нуждается в поддержке и сочувствии со стороны близких. Грегуарг чувствует себя отвергнутым, он не видит смысла в жизни, в учебе, в своем существовании. Отрочество – это один из самых сложных возрастных пер иодов, потому что в это время подросток принимает важные решения, связанные с будущим: выбор профессии, места обучения – и, испытывая давление со стороны учителей и родителей, ребенок отчаивается, закрывается в себе, становится неуверенным в собственных силах.
Тема разочарования раскрывается и в романе Ф.И.Достоевского «Мастер и Маргарита». Произведение Мастера о Понтии Пилате было раскритиковано в издательстве, что вызывало у героя отчаяние, чувство ненависти к себе и своему произведению , отсутствие интереса к жизни. Молодой человек попадает в психиатрическую больницу, но и там не может поправить свое состояние. Мастер считает, что его мир рушится, что он ни на что больше не способен. Герой теряет надежду на улучшение положения, стыдится созданного им романа. Читатель приходит к выводу: чрезмерная критика приводит чувствительного человека к безысходности, нежела нию дальше работать над своими произведениями.
Таким образом, отчаяние связано с появлением неуверенности в собственных силах, беспомощности и неудовлетворенности.