Две тысячи двенадцатый год в ознаменование двухсотлетия Отечественной войны 1812 года в Чернышевском районе объявлен Годом Героев Отечества.
Навеки в памяти народной остался полководец Михаил Илларионович Кутузов. Мне он знаком по роману-эпопее “Война и мир ” Л.Н. Толстого, изучаемого на уроках литературы, по материалам с уроков истории.
Внешний облик полководца чем-то напоминает портреты простых русских солдат. Кутузов остаётся самим собой и на военном совете, и на поле боя. В нем нет театральности, ложной торжественности. Он отлично знает и понимает настроение армии. Смотр полка в Браунау производится с одной лишь целью — показать союзникам, что русские войска устали. В свою очередь, приказ Багратиона начать Шенграбенское сражение мало напоминает язык субординации и устава. Кутузов провожает 4000-ый русский отряд “на великий подвиг”. И он жалеет тех, кто неизбежно погибнет в неравной схватке с французами. Погибнет ради спасения армии. Вспоминаю и другой эпизод — Аустерлицкое сражение. Кутузов не торопился выполнить приказ императора о вводе войск в бой. Полководец отлично чувствует, что боевой дух солдат низок и на победу надеяться не приходится. И это провидческое чувство не обманывает его.
Война 1812 года выдвигает фигуру Кутузова в первый ряд крупнейших военных деятелей эпохи. Избрание его главнокомандующим закономерно. Именно на чувстве патриотизма, “которое более или менее смутно испытывали все, и основано то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному противнику придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие ”.
Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку.
Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня войска оставались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит её на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
Бородинское сражение — один из кульминационных моментов войны с французами. От исхода его зависит очень многое. Кутузов “…не делал никаких распоряжений, а только соглашался на то, что предлагали ему”. Странное повеление для полководца, но в этой кажущейся пассивности проявляется глубокий ум, знание жизни. Кутузов знает, что “решают участь сражения не распоряжение главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько в его власти ”. Следовательно, нельзя считать Кутузова пассивным созерцателем. Об этом же свидетельствуют и проницательные мысли Андрея Болконского о русском главнокомандующем : “…он все выслушивает, все запоминает, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение, и в силу этого значение умеет отрекаться от участия в этих событиях, от свой воли, направленной на другое”.
Всё поведение Кутузова во время войны с французами — подчинение себя самого и русской армии “неизбежному ходу событий”.
Совет в Филях, оставление Москвы — важнейшие вехи биографии героя. В этих сценах и эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения об оставлении исторической столицы государства — плод малодушия, результат роковой ошибки. Так и думают некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по- настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армией французов.
Говоря о Кутузове, следует упомянуть ещё две его существенные черты — религиозность и способность к состраданию. Эти качества сближают главнокомандующего с другими героями войны 1812 года. Вспомним сцену молебна перед Бородинском сражением. Толстой показывает религиозное единение русских людей. Кутузов “с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и… поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы”. Связь между этой сценой и победой на Бородинском поле несомненна… Во время панического бегства французов из России Кутузов всячески удерживает русское войско от бесполезных атак. Мстительность чужда и простому русскому солдату, и главнокомандующему. После Красненского боя Кутузов жалеет пленных французов: “Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди”. И этот призыв старого полководца находит отклик в сердцах русских…
“Преследователю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.
Чтение романа “Война и мир” убедило меня, что образ Кутузова не может и не должен сводиться лишь к каким — то “полководческим доблестям”: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, “понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли…”