Автор, используя яркую фразу Ф. И. Тютчева, образно сравнивает людей, «духовных калек», с безгласными рыбами, с животными, которые не могут слышать. Для них человеческая история предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, могильная плита или памятник — всего лишь камень.
А. Н. Кузнецов утверждает, что «духовные калеки», живущие в своем мирке, — это одно…А вот когда они, не испытывая любви к Родине, не зная, что такое героизм, начинают других учить патриотизму, — это подобно тому, как «если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме, вечной, подводной».
Автор считает, что «духовные калеки», встречающиеся среди нас, не имеют права прикасаться к историческим памятникам, воспитывать детей, говорить о любви к Родине и героизме, чести и патриотизме…
Невозможно не согласиться с мнением А. Н. Кузнецова. Убедиться в принадлежности человека к «духовным калекам», на мой взгляд, можно, проследив его отношение к прошлому Родины.
Разве кто-нибудь посмеет отнести к «духовным калекам» Д. С. Лихачева?! Его исследования родного языка и литературы, защита Невского проспекта Санкт–Петербурга от неумной реставрации – все говорит о том, что это настоящий патриот Отчизны.
В статье «Любовь, уважение, знание» академик повествует о «деяниях» безнравственных варваров, совершивших в 1932 году на Бородинском поле «невиданное поругание народной святыни» — взрыв чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону, воздвигнутому в знак признательности всего русского народа брату–грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. «У кого поднялась рука?» — спрашивает Д. С. Лихачев. Несомненно, у «духовных калек», которые не знают и не чтят историю своей страны!
В произведении «Черные доски» В. Солоухин рассказывает нам о таких же «безмолвных рыбах», не людях, не патриотах, допустивших разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о «сколачивании ящиков для картошки» из старинных икон.
В селе Ставрово, говорит автор, в одной из церквей, устроили столярную мастерскую, а в другой расположили машинно–тракторную станцию. И в тот и в другой храм заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим. Однако, как замечает В. Солоухин, не может «коровник, паровоз, подъемный кран и дорожный каток» заменить «Покров на Нерли, Московский Кремль», не может дом отдыха располагаться в здании монастыря «Оптина пустынь», близ которого могилы старцев, родственников А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого…Не может этого допустить нормальный человек, а для людей–животных, души которых заполнены «пустотой мёртвого безмолвия», все это возможно…
Таким образом, можно сделать вывод, что «духовные калеки» существуют в обществе, но необходимо сделать все, чтобы подобные люди не могли решать судьбу исторических памятников, воспитывать юных патриотов, защищать Родину!
Автор: Светлана