Неслучайно А. Сент-Экзюпери сказал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Образование, на мой взгляд, подразумевает только интеллектуальный багаж человека, определенный объем сведений, добытый серьезным трудом. Но не каждый образованный человек – интеллигент. В современном толковом словаре Ефремовой это понятие объясняется так: «Интеллигент – человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления». Другими словами, знание должно действовать воспитательно, развивать чувства и эмоциональную культуру. Невоспитанный ребенок, равнодушный к правилам нравственного поведения, – это потенциальный эгоист, не умеющий думать о других. Доказательством этой мысли может служить размещенный в социальной сети Интернета в феврале нынешнего года видеоролик: подростки встретили на улице 91-летнего ветерана и попросили рассказать о войне. Пожилой человек увлекся воспоминаниями и не замечал, что происходит за его спиной. А за спиной 15-летняя школьница всячески глумилась над стариком: передразнивала, пыталась пнуть, имитировала непристойные движения. А ведь Михаил Чебыкин прошел всю войну: участвовал в боях за Москву, в битве на Курской дуге и освобождал от фашистов Европу. На его кителе нет свободного места – весь в орденах и медалях. Но что ей до этого? И что нам до уровня ее образованности? По счастью, общественное возмущение поведением школьницы было так велико, что строгие меры были приняты не только в отношении девушки, но и плохо воспитавших ее родителей, педагогов и администрации учебного заведения.

Поднятая Д.С. Лихачевым нравственная проблема не раз являлась предметом обсуждения в СМИ, объектом исследования в художественных и публицистических произведениях. Размышляя о проблеме бережного отношения людей друг к другу, автор предлагает читателю проявлять душевную чуткость, тактичность и внимательность не только в речи, но и в поведении, манерах.

Во-вторых, человек воспитанный наследует опыт отцов, дедов, прадедов и должен передать следующему поколению национальную культуру, нравственные заповеди, образ мыслей. То есть то, что мы сейчас называем менталитетом. Нельзя отвергать традиции, формировавшиеся веками. Нельзя отмахнуться от исторического прошлого и, безжалостно вычеркнув его из памяти, строить новую реальность, воспитывая молодежь на сомнительных образцах. Как уверенно заявлял герой И.С. Тургенева Евгений Базаров в начале романа «Отцы и дети»: «Воспитание? — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». И.С. Тургенев проведет своего героя через испытание любовью, и мы, читатели, убедимся вместе с Базаровым, что не все в этой жизни зависит от субъективных желаний человека.

Д.С. Лихачев отмечает, что «хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее». Литературовед объясняет это тем, что приобретение хороших манер было вызвано заботой о свободе личности, стремлением к тому, «чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо». Это касается соблюдения этикета за столом, сдержанности в одежде, манерах, речи. Автор приводит пример того, как мужчины, считающие себя воспитанными и публично демонстрирующими вежливость по отношению к незнакомым людям (пропускают вперед незнакомых женщин в автобусе, открывают им двери), дома становятся раздражительными и невнимательными. Близкие этих «джентльменов» подчас страдают от шуток, ранящих самолюбие, громкого смеха, музыки, когда требуется тишина, а самое главное – от полного нежелания считаться с привычками и характером домашних. Д.С. Лихачев убедительно доказывает, что подобное поведение выявляет суть человека. И позиция автора текста очевидна: «воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам…».

Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Этими вопросами задаются многие, в том числе автор текста Д.С.  Лихачев.

Обобщая сказанное, напомню, что мы живем в обществе и должны подчиняться определенным законам и правилам поведения, которые регулируют наши отношения. Внимание и уважение к другим – это уровень нашей воспитанности, гарантия такого же отношения к себе.

Я согласна с точкой зрения автора: человек не должен быть эгоистом, забывающим о тех, кто рядом.