Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение на тему «Печорин и Грушницкий»

В 1839 году в третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована  повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем, в одиннадцатом номере появилась  повесть “Фаталист” и во второй книжке журнала за 1840 год – “Тамань”.

В том же  году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни  некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой нашего времени”.  Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика.  Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова  произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”, увидевшего в нем  “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство  содержания и оригинальность”, в печати звучали голоса критиков, абсолютно не  принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С. Бурачок,  утверждал, что образ главного героя романа – “эстетическая и психологическая  нелепость”, а в самом произведении “философии, религиозности русской народной и  следов нет”. Но как бы мы не оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство,  с которым Лермонтов выписал своего главного героя.

На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть  внутренний мир своего героя – Григория Александровича Печорина. Композиционная  сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного  героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа  выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в  соотнесении героя с остальными персонажами. В первой части мы видим Печорина  глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно  глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и  возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох.  Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель — явление чужеродное,  странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает  как человек загадочный, таинственный.

В главе “Максим Максимыч” завеса тайны начинает приподниматься. Место  рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. И  таинственному герою “кавказской новеллы” придаются какие-то живые черты, его  воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий  офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он —  человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч  ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: “…жизнь моя становится  пустее день ото дня…”, то его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне  естественные: “Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть,  вероятно, и такие, которые говорят правду…” И поэтому для офицера-рассказчика  Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в том: и “разврат  столичной жизни”, и “бури душевные”, и “некоторую скрытность”, и “нервическую  слабость”. Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или  менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются  общие закономерности. И все же загадка не исчезает, “странности” остаются.  Повествователь отметит глаза Печорина “они не смеялись, когда он смеялся!” В них  рассказчик попытается угадать “признак — или злого нрава, или глубокой  посмеянной грусти”; и поразится и блеску: “то был блеск, подобный блеску гладкой  стали, ослепительный, но холодный”; и поежится от “проницательного тяжелого”  взгляда… Лермонтов показывает Печорина как человека неординарного, умного,  сильного волей, храброго. Кроме того, его отличает постоянное стремление к  действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же  людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам  себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя  ход вещей таким образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит  в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению. Он действует, не  считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания. Он эгоист.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе  “Княжна Мери”. Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым  юнкером. И тогда начинается очередной “эксперимент” Печорина. Вся жизнь героя  представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его –  постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит  в случае с Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий  отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный  юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он – посредственность, но ему  присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – “драпироваться в  необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремиться играть модную  среди юношей роль байронического разочарованного героя, “существо, обреченное  каким-то тайным страданиям”. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на  Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек  недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже  начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое  снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма  проницательным и значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” – вот как  разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого хочет  Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый ревностью,  негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой  стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть  мстительным, а потом – бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в  благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент  Печорина удался! Здесь с полной силой проявились “демонические” свойства его  натуры: “сеять зло” с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин вновь  испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью. Потом предлагает  Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий погибает, испив  чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть,  самое главное в центральном герое. Грушницкий – кривое зеркало Печорина –  оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего эгоиста”,  глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но  в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая  всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов  не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал  все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и  разочарованием.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

478

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке