Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение на тему «Роль идеи в судьбе героев И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского»

Русскую литературу всегда отличала неистребимая жажда разрешения актуальных общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины, проповедниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений-— это “герои мировоззрения”, люди, ищущие смысл бытия, исповедующие какую-то идею.

Написание сочинения за 4 часа

В центре внимания русских писателей оказывается человек с пытливым умом и беспокойным сердцем. Он создает теории, стремясь объяснить жизнь, но чаще всего становится заложником и жертвой своей идеи, страдая от невозможности ее реализовать или постепенно убеждаясь в ее несостоятельности.

Именно такой тип героя представлен в романах И. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. И тот и другой умели не только угадать насущные идеи своего времени, но и предсказать их последствия. И. Тургенев в образе Базарова воплотил нового человека, героя времени, нигилиста. Базаров уверенно ниспровергает авторитеты и исповедует только пользу и опыт. Он принадлежит эпохе бурного развития естественных наук и собирается именно им посвятить свою жизнь. Базаров не сомневается, что природа — это “мастерская, а человек в ней работник”, что любовь — это блажь и чепуха, что поэзия и искусство могут интересовать только “отставных” людей. До тех пор, пока герой не сталкивается с подлинными, глубокими человеческими чувствами, ему легко оставаться непоколебимым и убежденным. Однако писатель готовит для идей героя серьезные испытания. Приезжая в Марьино уже в первый раз, Базаров лично сталкивается с “отцами”, не только с их теориями и взглядами, но и с массой жизненных деталей и ситуаций. Базаров попадает к “феодалам”, но они-то живые люди и он вынужден считаться с ними, хотя внешне и выходит победителем во всех спорах. Самым же сильным потрясением для Базарова становится любовь к Одинцовой. Это сильно поколебало его взгляды и логические установки. Базаров обнаруживает романтика в себе самом, хотя и старается “не рассиропиться”. Совсем по-другому теперь ведет он себя в Марьино, по-другому оценивает жизнь и людей. Положение героя становится мучительным. Преодолеть любовь не помогает и попытка окунуться в знакомую и любимую работу. Медицина, в которую Базаров верил безоговорочно, как это ни парадоксально, становится причиной смертельного заражения. Свой земной путь герой заканчивает в родном гнезде, происходит возвращение блудного сына, сумевшего мужественно признать ошибочность своих идей и достойно встретить смерть. Базаров прошел через страдания, претерпел драму от несовпадения убеждений и многообразия самой жизни. Он стойко перенес все испытания, но неразрешимым для него остался вопрос: “Нужен ли я России?” Не менее трагична судьба Р. Раскольникова, героя романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Писателя особенно волновали появившиеся в шестидесятых годах XIX века теории “сверхчеловека”, который имеет право на преступление. Автором и защитником подобной идеи становится Раскольников. Бедность, унижение, уязвленное самолюбие, наблюдение над жизнью окружающих людей, раскрывающее картину насилия и несправедливости одних, нищеты и страдания других, — все это вызывает у героя углубленную работу мысли. Раскольников считает подлостью смирение с такой жизнью. На жестокость мира он отвечает своей теорией. Раскольников делит мир на “владык” и “тварей дрожащих”. Для первых не действуют закон и мораль большинства. “Необыкновенные” люди имеют право на “кровь по совести”. Преступление Раскольникова — это эксперимент над собой с целью проверить, к какой касте принадлежит он сам. Правда, герой придумывает для себя спасительный обман, уравновешивая бесчеловечность своего поступка мыслью о спасении тысяч несчастных. Однако эта идея терпит поражение уже в момент осуществления: Раскольников убивает Лизавету, одну из тех, ради кого и шел на преступление. Совершив убийство, герой испытывает ужас, потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Но, разуверившись в себе, он продолжает верить в свою “идею” даже после саморазоблачения. Только на каторге, когда Раскольников вспоминает свой сон о трихинах, делающих людей бесноватыми и заставляющих уничтожать друг друга, герой понимает, какие чудовищные последствия могла иметь реализация его идеи. Достоевский заканчивает роман воскресением души Раскольникова, открывшейся для бога и любви. Герой спасен еще при жизни, и в этом главная заслуга жертвенного служения Сони Мармеладовой. Рядом с Базаровым не оказалось человека, который смог бы поддержать его в трудную минуту, поэтому результат его исканий не столь оптимистичен, как у Раскольникова.

Несмотря на разницу финалов, в обоих романах утверждается одна и та же мысль. Жизнь сложнее любых теорий, все в них предвидеть невозможно, а потому они еще более опасны, поскольку их последствия непредсказуемы. Служение “идее” становится разрушительным для человека, а состоятельность личности измеряется умением достойно преодолевать заблуждения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

508

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке