Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, посвящен вопросу нигилизма – модного во времена писателя философского течения. Автор раскрывает истоки и последствия этого направления, показывает, как он отражается на судьбах людей.

Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий — разночинно-демократической и либерально-дворянской.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: «ко всему относится с критической точки зрения». Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.

По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: «- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой». Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: «Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».

Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой — спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.

Основным идейным противником Базарова является дядя его друга — Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: «…это слово означает человека, который… который ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает».

Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта («мне скажут дело, я соглашаюсь…»). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» — культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто «не признает принсипов», исключает себя из жизни общества, «обречен жить в пустоте».

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Немного позже, в прямой «схватке» Павла Петровича с «лекаришкой», Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: «Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!».

Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, «запиваемый чаем», на самом деле исполнен внутреннего напряжения.

Позиция Базарова в этом разговоре — не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода «отвлеченностей» у Базарова значатся «аристократизм, либерализм, прогресс», которые для человека 60-х годов являются не более чем «бесполезными» словами.

И как противовес дворянским «отвлеченностям» — убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит», которые приводят в бешенство Кирсанова.

«Единоборство» героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров нехотя (что за нелепые дворянские привычки!) соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит «неожиданное» — ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в просто людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист «поступил благородно». Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.

Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.